Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и основные признаки административного наказания
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, Таким образом, сущность административного наказания состоит в том, что оно является формой государственного и видом административного принуждения и представляет собой реакцию государства на административное правонарушение и его правовую оценку. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения. Не0бх0дим0 0тметить, чт0 административн0е наказание, выражая 0трицательную 0ценку г0сударств0м с0вершенн0г0 прав0нарушения, вместе с тем с0держит в себе предупредительную и пр0филактическую направленн0сть как клипам, с0вершившим эти прав0нарушения, так и к другим лицам (частная и 0бщая превенция). При эт0м в0спитание лица, с0вершившег0 административн0е прав0нарушение, не пр0в0зглашается целью наказания, х0тя и предп0лагает п0зитивные изменения, направленные на с0блюдение зак0н0в и прав0п0рядка Административн0е наказание как реакцию г0сударства на с0вершение прав0нарушения следует 0тграничивать 0т иных мер административн0г0 принуждения – административн0 – предупредительных мер (пр0верка д0кумент0в, прекращение (0граничение) движения трансп0рта и пешех0д0в, различные надз0рные пр0верки, административный надз0р за лицами, 0св0б0жденными из мест лишения св0б0ды, д0см0тр, карантин, принудительн0е медицинск0е 0свидетельств0вание 0тдельных катег0рий граждан и т.д.), а также мер административн0г0 пресечения (треб0вание прекратить пр0тив0правн0е деяние, административн0е задержание, при0стан0вление раб0ты предприятий, прекращение эксплуатации трансп0ртных средств, применение раб0тниками милиции физическ0й силы и технических средств, изъятие вещей и д0кумент0в, 0тстранение 0т управления трансп0ртным средств0м, 0свидетельств0вание на с0ст0яние 0пьянения, задержание трансп0ртн0г0 средства и др.). Административн0е наказание не м0жет иметь св0ей целью унижение чел0веческ0г0 д0ст0инства физическ0г0 лица, с0вершившег0 административн0е прав0нарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда дел0в0й репутации юридическ0г0 лица. П0нятия «чел0веческ0е д0ст0инств0», «честь», «д0бр0е имя» складываются на 0сн0ве этических н0рм. При эт0м д0ст0инств0 0пределяется не т0льк0 сам00ценк0й физическ0г0 лица, н0 и с0в0купн0стью 0бъективных качеств чел0века, характеризующих ег0 репутацию в 0бществе (нравственные устан0вки, ур0вень знаний, 0бладание с0циальн0 – п0лезными навыками). П0д дел0в0й репутацией п0нимается 0ценка ег0 пр0фесси0нальных качеств. Дел0в0й репутацией м0жет 0бладать люб0й гражданин, а также люб0е юридическ0е лиц0: к0ммерческая и нек0ммерческая 0рганизация. Гражданин и юридическ0е лиц0 вправе треб0вать 0пр0вержения не с00тветствующих действительн0сти п0р0чащих ег0 дел0вую репутацию сведений, имеет прав0 на п0мещение 0твета в средствах масс0в0й инф0рмации и на устан0вление в судебн0м п0рядке факта нес00тветствия распр0страненных п0р0чащих сведений действительн0сти, а также на в0змещение причиненн0г0 в связи с п0сягательствами на дел0вую репутацию имущественн0г0 вреда. В специальной юридической литературе последних лет вопрос об административных наказаниях подвергался разносторонним научным исследованиям, которые внесли весомый вклад в разработку этой важной для охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности проблемы[1]. Вместе с тем, как показывает анализ, продолжают иметь место существенные пробелы в освещении некоторых вопросов применения административных наказаний органами внутренних дел. Исключение составляют лишь немногие работы. Представляется, что для более полного уяснения содержательной части института административного наказания, как явления социально-правовой действительности, прежде всего, следует уточнить его понятие, цели и систему этих наказаний. Целесообразность рассмотрения указанных вопросов обусловливается тем, что административные наказания, являясь наряду с административным правонарушением одним из фундаментальных институтов административно-деликтного права, в настоящее время не достаточно полно рассмотрены в юридической литературе на монографическом уровне. Следует отметить, что довольно часто административные наказания рассматривались в контексте с другими вопросами с ними связанными и зачастую при этом делался акцент на появлении самого словосочетания «административные наказания»[2]. Прежде всего, это произошло и происходит от того, что термин «административное наказание»[3] достаточно нов и ранее не был известен как советской, так и российской науке административного права. Поддерживая мнение Н. Г. Салищевой о том, что вступление в действие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «требует научного осмысления и критического анализа ряда его позиций»[4], рассмотрим один из важных и новых терминов понятийного аппарата - «административное наказание». Комментируя Главу 3 «Административное наказание» А. П. Шергин подчеркивает, что «Глава подверглась существенной реформации. Прежде всего, законодатель отказался от термина «административное взыскание», которым обозначалась мера административной ответственности. За совершение административного правонарушения в соответствии с действующим законодательством назначается административное наказание»[5]. Как справедливо отметил А. С. Дугенец: «При внешней схожести по своему внутреннему содержанию указанная новелла имеет принципиальное отличие от прежнего термина, что не могло остаться за пределами внимания ученых-административистов»[6]. Изучение юридических источников приводит к выводу, что смену используемых терминов ученые-административисты восприняли по-разному. Например, авторы одного из комментариев к КоАП РФ утверждают, что «Смена терминов была обусловлена тем, что любая мера ответственности обязательно содержит в себе какие то ограничения или лишения прав и свобод субъекта, привлекаемого к ответственности. Эти ограничения прав составляют содержание наказания как адекватной реакции государства на совершенное правонарушение»[7]. С. Всеволодов и Ф. Багаутдинов отмечают в свою очередь, что «в ст. 44 УК применяется термин «наказание»... Налицо обозначение различных по своей природе понятий из различных отраслей права одними и теми же терминами («наказание»). Такая унификация в КоАП и УК, на наш взгляд, неприемлема, поскольку термины уголовного права должны отличаться от терминов административного права. Стирание таких различий неминуемо приведет к путанице и неточностям»[8]. Мы не можем согласиться с данным утверждением по поводу «путаницы и неточности», так как термин «наказание» в уголовном законодательстве имеет самостоятельную природу и несет в себе более тяжкие последствия для осужденного. В соответствии со ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Согласно законодательному определению и в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, - административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения. Однако указанное определение не раскрывает содержательной части понятия административного наказания. Именно следствием этого стало, на наш взгляд, то обстоятельство, что в определение нового термина наши соотечественники вкладывают различный смысл. Есть справедливое мнение, что новое словосочетание точнее отражает суть карательной санкции как меры административной ответственности, подчеркивает общественную опасность административного правонарушения, обуславливающую необходимость применения меры государственного принуждения в виде административного наказания[9]. Следует отметить, что и с философской точки зрения наказание рассматривается как «сложная общественная функция, карательные методы которой суть техники, обладающей собственной спецификой в более общем поле прочих методов отправления власти»[10]. По содержанию любое наказание, несомненно, несет в себе какие- либо ограничения и, следовательно, имеет негативный характер. По определению Т. Гоббса, «существенной особенностью наказания является то, что оно есть зло, причиняемое государственной властью»[11]. Однако с этим нельзя согласиться, так как злом может являться не правовое либо запрещенное правом насилие. По меткому высказыванию О. Э. Лейста, «осуществление принуждения вне права уже означает нарушение тех стабильностей и порядка в обществе, которые являются целью права»[12]. Более четкое мнение по данному вопросу дал И. В. Максимов: «...произвол и насилие не вписываются в формат государственного принуждения»[13]. Однако, любое принуждение и правоограничение по своему внешнему содержанию отрицательно и негативно. В связи, с чем возникают следующие вопросы: является ли все-таки административное наказание негативным и противоестественным и обладает ли государство правом наказывать за правонарушения, ущемлять и ограничивать права человека и гражданина. Определенную ясность в обозначенных вопросах вносит поддерживаемое мнение И.А. Галагана о том, что «основная функция государственной власти состоит в управлении, в организации ее осуществления, налаживании и укреплении нормального функционирования управленческих отношений. Поэтому любые общественные отношения, если они связаны с государственной деятельностью, а также любые методы их государственно-правового регулирования, в конечном счете, пронизываются властно-организационным содержанием. Таким же характером обладает и юридическая ответственность... Если отдельная личность посягает на интересы всего общества, права и свободы других лиц, то государство, осуществляя свои функции, обязано встать на их защиту, прибегнуть к юридической ответственности виновного как средству охраны и регулирования существующих отношений»[14]. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Эти конституционные положения детализируются в уголовном, уголовно-исполнительном, административно-деликтном законодательствах. Например, нормы уголовного закона (ст. 43 - 44 УК РФ) определяют понятие и виды наказаний, нормы уголовно-исполнительного (Главы 4-9 УИК РФ) закрепляют порядок отбывания основных и дополнительных наказаний. Таким образом, наказания в Российской Федерации применяются лишь в строгом порядке и в соответствии с федеральными законами, в частности, УК РФ, УИК РФ, КоАП РФ, определяющими уголовную и административную ответственность и соответствующие им виды наказаний, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. Указанное законодательство направлено, прежде всего, на защиту личности, общества и государства от преступных и иных противоправных деяний. В ст. 1.2 КоАП РФ определены задачи законодательства об административных правонарушениях, среди которых защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушении. Таким образом, государство, подтверждая наличие административного наказания как института реализации государственной власти, устанавливает волю закона, его достоинство, и возлагает на себя все бремя ответственности, тяжесть принимаемого решения. В идеале, на наш взгляд, оно должно стремиться к тому, чтобы не возникало необходимости применять эти крайние меры. Однако, и общество, и государство еще далеки от этого. Следует подчеркнуть, что государство, являясь субъектом права наказания, принимает меры против лиц, совершивших административное правонарушение для охраны правопорядка и интересов граждан. Именно таким образом осуществляется карательная деятельность государства. Суть государственного принуждения выражается в праве причинения виновному лицу какого-нибудь лишения или ограничения прав и свобод. По временным этапам принуждение всегда следует за совершением административного правонарушения и имеет своей целью охранение и восстановление нарушенного порядка. Основным признаком государственного принуждения является то, что наказания назначаются во всех случаях должностными лицами государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть назначенные неблагоприятные для него правовые ограничения и лишения. Принято считать, что административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер[15]. Еще в конце 50-х годов трехчленная классификация административно-принудительных мер была предложена М.И. Еропкиным[16]. В ее основе был использован способ административно-правовой охраны отношений в сфере государственного управления. Им в группе мер административного принуждения выделены меры предупредительного, пресекательного характера, а также меры взыскания. Мы также придерживаемся данной классификации. Следует подчеркнуть, что, обладая признаками, свойственными административно-принудительным мерам, административные наказания в то же время по своим целям, порядку применения, а также по характеру правоограничений существенно от них отличаются. Как справедливо отмечает И.В. Максимов «в контексте административно-принудительных мер административное наказание является исключительным видом административного принуждения, которое характеризуется высокой степенью пунитивного воздействия на правонарушителя, выступая при этом гарантом должного признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, их объединений»[17]. В такой формулировке (наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения) четко просматривается связь рассматриваемого понятия с административной ответственностью. Мы обращаем на это внимание потому, что в правовой литературе высказывались суждения о тождественности административных наказаний и ответственности[18]. Взаимосвязь этих двух понятий несомненна. Без наказания нет ответственности. Последняя объективируется в конкретных наказаниях. Более того, нормативная конструкция ответственности, подчеркивает О. Э. Лейст, обусловлена видом санкции[19]. Видовая классификация санкций предопределила и содержание соответствующих типов юридической ответственности. Так, дисциплинарные взыскания определяют меру дисциплинарной ответственности, наказания - уголовной ответственности и т.д. Именно качество «меры ответственности» отличает административное наказание от иных принудительных средств (административно-предупредительных мер, мер административного пресечения). Поскольку «мера» и «ответственность» являются ключевыми терминами в законодательной дефиниции административного наказания, остановимся на них подробнее. Мера обычно связывается с единицей измерения, размером, пределами чего-либо. Не составляет исключения и предмет нашего исследования. Мера как качественная характеристика административного наказания находит выражение в установлении в санкции административно-деликтной нормы вида и объема правоограничений, составляющих содержание соответствующего вида наказания. Еще одна важная для понимания сущности административного наказания посылка состоит в связи «меры ответственности» с индивидуализацией назначения наказания. В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Обратим внимание еще раз на то, что законодатель говорит именно о пределах, в рамках которых правомерен выбор конкретного вида и размера административного наказания. Таким образом, мера ответственности является необходимой предпосылкой индивидуализации наказания, определяет границы его выбора. К этому вопросу мы еще будем обращаться. Здесь же подчеркнем, что правовое средство воздействия может быть отнесено к административному наказанию, если оно обладает качеством «меры ответственности». Выполнение административным наказанием функции ответственности обусловливает необходимость рассмотрения последней. Заметим сразу, что законодательное определение административного наказания как установленной государством меры ответственности юридически не корректно. Ответственность является правовой категорией, научной абстракцией. Для правоприменительной (юрисдикционной) деятельности необходима видовая определенность в законе соответствующих типов юридической ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной и др.). Представляется, что в ст. 3.1 Ко АП РФ речь должна идти об административной ответственности и рассматриваемые наказания являются мерами именно данного вида юридической ответственности. Но действующий Кодекс, употребляя сам термин «административная ответственность» (ст. 2.1, 2.4 - 2.6), не дает определения этого феномена. Анализ литературных источников свидетельствует о значительных расхождениях в доктринальной трактовке понятия административной ответственности. Отметим, что понятие и сущность юридической ответственности издавна привлекали внимание философов, теоретиков права[20], представителей отраслевых правовых наук. В их трудах феномен юридической ответственности исследовался с теологических, оценочных, социальных, правоприменительных и других позиций. Не пытаясь воспроизвести все суждения по этому поводу, обратим внимание на то, что в нашем исследовании административная ответственность рассматривается как один из видов ретроспективной ответственности, т.е. одного из последствий совершения правонарушения[21]. Но констатация этого вывода при всей его значимости акцентирует внимание на основание административной ответственности, но не дает еще ответа на то, что представляет собой данный вид юридической ответственности. В юридической литературе имеются попытки отождествления административной ответственности и административных наказаний. Наиболее последовательно такое понимание рассматриваемого вида юридической ответственности отстаивалось О.М. Якубой. Более того, она рассматривала административные взыскания как форму административной ответственности. Последняя, по ее мнению, выражается в основных формах, объединяемых понятием «административные взыскания»[22]. Разумеется, ответственность и наказания являются тесно связанными понятиями. Причем первая не может существовать без административного наказания. Напомним, что закон определяет административное наказание как меру ответственности. Но мера служит мерилом, масштабом ответственности и не может отождествляться с ней. Вместе с тем имелась и точка зрения ученых-административистов (А. Е. Лунев, В. Е Севрюгин и др.), которые связывали понятие административной ответственности с обязанностью нарушителя претерпеть неблагоприятные последствия совершенного правонарушения. Такое понимание исходит из общетеоретической концепции юридической ответственности как обязанности, выражающейся в претерпевании правонарушителем применяемых к нему мер воздействия. Авторы рассматриваемой концепции аргументируют ее преимущество тем, что она позволяет раскрыть личный, интеллектуально-волевой характер юридической ответственности. Разумеется, в ходе реализации ответственности возникают соответствующие обязанности и не только они, но и права, которые составляют содержание конкретного правового отношения. Но сводить юридическую ответственность к правовой обязанности было бы неверным. Понятие обязанности (долга) тяготеет к сущности должного поведения. Рамки такого поведения определяются нормами права, выбор варианта (правомерного или неправомерного) остается за субъектом (адресатом нормы). В случае юридической ответственности о такой свободе выбора нет и речи, «включается» механизм государственного принуждения. Ответственность - одно из последствий совершенного правонарушения, а не обязанность. Иначе, резонно замечают И. С. Самощенко и М. X. Фарукшин, «можно прийти к неприемлемому выводу, что лицо, не совершавшее преступления, уже несет правовую ответственность»[23]. Большинство исследователей связывает рассматриваемый вид юридической ответственности с применением административных наказаний[24], что согласуется и с нормативным определением административного наказания (ст. 3.1 КоАП РФ). Следовательно, административное наказание выполняет функцию меры административной ответственности, определяет ее масштаб и пределы. Сущность предусмотренных законодателем административных наказаний состоит в том, что они являются формой государственного и видом административного принуждения и представляют собой реакцию государства на административное правонарушение и его правовую оценку. Есть мнение, что сущность наказания определяется и целями его применения[25]. Однако, на наш взгляд, цель наказания характеризует его содержание, т.к. каждый вид наказания влечет за собой определенные неблагоприятные последствия для правонарушителя. Как подчеркнули Д. Н. Бахрах и А. П. Шергин: «Содержание административных наказаний состоит в ограничении или лишении лица, к которому они применяются, определенных прав или благ»[26]. Касаясь целей административных наказаний, отметим следующее. Общепризнанным в праве является то, что правовые нормы только тогда становятся действенными, когда они реализуются по назначению[27]. Социальное назначение любого правового принуждения состоит в предупреждении, профилактике правонарушений и воспитании людей в духе осознанного и добровольного соблюдения правовых предписаний. Заслуживает внимание утверждение В. Н. Кудрявцева о том, что для права «кроме охранительной цели, есть не менее, а, пожалуй, более важная - позитивная: всемерно содействовать развитию общественно-полезного, правомерного, социально-активного поведения личности и коллектива»[28]. По мнению В. Т. Ситдикова, важную роль в механизме обеспечения правопорядка, дисциплины и законности играют административные наказания, которые стимулируют население к надлежащему выполнению обязанностей[29]. Таким образом, возникает закономерный вопрос о том, какую же основную цель преследует государство, назначая административные наказания? Анализ действующего административного законодательства, позволяет констатировать, что, во-первых, административные наказания содержат в себе предупредительную и профилактическую направленность как к лицам, совершившим эти правонарушения, так и к другим лицам (частная и общая превенция). Это заключение вытекает из смысла ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Во-вторых, следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что в ст. 3.1 КоАП РФ в качестве цели административного наказания указано лишь предупреждение совершения правонарушений необходимо отметить и карательную функцию мер ответственности за совершение административных правонарушений. Указанное вывод следует из того, что законодателем термин «взыскание» заменен на «административное наказание». Как справедливо отмечалось рядом административистов «наказаниями называются только карательные санкции...»[30]. В-третьих, нельзя обойти вниманием и превентивную функцию наказания. По мнению А. П. Шергина «Роль административного наказания - сдерживать административные правонарушения путем превентивного воздействия»[31]. На наш взгляд превентивная функция административного наказания выражается, прежде всего, в его воспитательном воздействии на правонарушителя. Однако, воспитание лица, совершившего административное правонарушение, не провозглашается в Кодексе целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка. В ранее действовавшем КоАП РСФСР административное взыскание (ст. 23) применялось «в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения советских законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Принято считать, что выделение воспитательной цели данной санкции вытекало из идеологических постулатов социализма и основывалось на законодательной трактовке задач законодательства РСФСР, в числе которых предусматривалось воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и советских законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам социалистического общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом (ст. 1 КоАП РСФСР). Однако отметим, что в ряде государств - участников СНГ и ныне предусматривается национальным законодательством применение административного наказания в целях воспитания лиц, совершившего административное правонарушение. Так, в Кодексе Республике Казахстан об административных правонарушениях в ч. 2 ст. 44 закреплено, что «Административное взыскание применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами»[32]. Воспитательная работа, как одно из основных средств исправления осужденных предусмотрена в ст. 9, 109 УИК РФ[33]. В этой связи мы считаем, что административное наказание в Российской Федерации также преследует цель воспитания граждан. Полагаем, что основная задача воспитательного воздействия - привить навыки, стимулирующие добровольное, сознательное выполнение лицом своих обязанностей. «Именно в самосознание, самоконтроле человека как члена общества, как гражданина, заключается его чувство долга, ответственности, совести, чести, достоинства, настраивающие его на правомерное поведение»[34]. Следует подчеркнуть, что при исполнении административных наказаний в виде, например, административного ареста, лишении специальных прав, сотрудники милиции проводят в обязательном порядке специальные беседы и иногда лекции с правонарушителями. Указанные доводы, несомненно, определяют воспитательную функцию наказаний и их цели. Невозможно обойти вниманием и еще один весьма важный аспект, присущий целям административного наказания. Так, согласно ч. 2 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. Данная норма впервые нашла свое закрепление в КоАП РФ. Она вытекает из положений Международного пакта о гражданских и политических правах (от 19.12.1966 г.), Конституции Российской Федерации. Статья 10 Пакта гласит: «Все лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности»[35]. Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм. При этом достоинство определяется не только самооценкой физического лица, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (нравственные установки, уровень знаний, обладание социально-полезными навыками). Под деловой репутацией понимается оценка его профессиональных качеств. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация[36]. Подчеркнем, что унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего правонарушение, могут вызвать незаконные и неэтичные действия должностных лиц органов административной юрисдикции при осуществлении процессуальных действий, связанных с применением административного наказания. Поэтому в ряде норм КоАП РФ законодатель запрещает уполномоченным должностным лицам проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить вред достоинству личности. Так, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола (ст. 27.7 КоАП РФ). Таким образом, запрещается причинять посредством наказания физических страданий лицам, совершившим административное правонарушение, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица, независимо от обстоятельств, в которых они находятся. Это означает, что гражданин и юридическое лицо вправе требовать опровержения не соответствующих действительности порочащих его деловую репутацию сведений, имеет право на помещение ответа в средствах массовой информации и на установление в судебном порядке факта несоответствия распространенных порочащих сведений действительности, а также на возмещение причиненного в связи с посягательствами на деловую репутацию имущественного вреда. Однако любое юридическое наказание, в т. ч. и административное в силу своей юридической природы может объективно причинить как физический, так и психологический дискомфорт (страдания). Подобные страдания физического лица, совершившего правонарушение, не составляют наказания в юридическом смысле[37]. На это обстоятельство, в частности, в свое время указывал профессор Н. С. Таганцев: «Необходимо отделить от наказания и нравственные муки, угрызения совести, испытываемые преступником, хотя бы они были столь сильны, что для их прекращения он спешил отдаться в руки правосудия, выстрадать свою вину. Необходимо выделить далее вызванные преступлением изменения в отношениях к виновному его семьи, знакомых, общества, потерю любви, уважения, доверия и притом даже и тогда, когда такая потеря выражается во внешней осязаемой форме: не будет наказанием в юридическом смысле отцовское проклятье, хотя бы оно сопровождалось составлением рассерженным отцом духовного завещания, лишающего виновного сына наследства; не будет наказанием отказ от дома, неподача руки и т. п., как скоро во всех этих лишениях не как скоро во всех этих лишениях не заключается юридического ограничения личности и ее прав»[38]. Date: 2015-08-06; view: 1049; Нарушение авторских прав |