Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Показатели. Показателем того или иного свойства нервной системы (за исключением неуравновешенности нервных процессов – шкала D) служит количество баллов в диапазоне от 0
Показателем того или иного свойства нервной системы (за исключением неуравновешенности нервных процессов – шкала D) служит количество баллов в диапазоне от 0 до 30, набранных испытуемым по соответствующей шкале и преобразованных в стандартные единицы – стены – от 0,00 до 1,00 (см. табл.2). Преобразование в стены осуществляется путем деления количества полученных испытуемым баллов на максимально возможное их количество, то есть на 30 (с точностью до сотой). Например, по шкале А (сила процессов возбуждения) испытуемый получил 23 балла. Тогда – 23: 30 = 0,77. Число 0,77 и является показателем силы процесса возбуждения в стенах (см. табл. 2). Показателем неуравновешенности нервных процессов (шкала D) служит соотношение количества баллов, набранных испытуемым по шкале А (сила процесса возбуждения) и шкале С (сила процесса торможения), также преобразованное в стены от 0,00 до 1,00. Вычисление показателя: а) Из количества баллов, полученных испытуемым по шкале А, вычитается количество баллов, набранных им по шкале С. б) Поскольку в результате такого вычитания мы получаем числа не в диапазоне от 0 до 30, а в диапазоне от –30 до +30, необходимо перевести полученное число в иной диапазон – от 0 до +60 (см. табл. 1). Скажем, испытуемый по шкале А набрал 12 баллов, а по шкале С – 18 баллов. Тогда – 12-18 = -6. Из таблицы 1 видно, что –6 (1 ряд) соответствует в числовом ряде от 0 до +60 (2-й ряд) числу +24. в) Переведенное число делится с точностью до сотой на 60. В нашем примере - 24: 60 = 0,40. Результат такого деления и является показателем неуравновешенности нервных процессов в стенах (см. табл. 2). Результаты испытуемых, имеющих по корректурной шкале («шкале лжи») 15 «сырых» баллов и больше, аннулируются.
Таблица 2
Интерпретация результатов: Возбуждение для нервной системы как ее основная функция – это деятельное состояние нервных клеток (изменяется частота импульсации нервной клетки, величина ее мембранного потенциала). Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим. Торможение – активный, противоположный и неразрывно связанный с возбуждением нервный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов. Сила процесса возбуждения (преимущественно работоспособность нервных клеток, соответствие «закону силы», доминантность, характеристика нервной системы со стороны верхних порогов) – одно из основных физиологических свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение. Чувствительность (характеристика нервной системы со стороны нижних порогов). Соглано Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну сила нервной системы характеризуется также чувствительностью анализаторов (органов чувств): более слабая нервная система является и более чувствительной, то есть он способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Такой подход снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы, то есть приписывание одному полюсу свойства положительного, другому – отрицательного значения. На каждом полюсе признается, таким образом, наличие и положительных, и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон. Уравновешенность нервных процессов – свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Неуравновешенность характеризуется преобладанием одного из нервных процессов, уравновешенность – их равностью. Подвижность нервных процессов – одно из первичных свойств нервной системы, характеризующееся быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Инертность нервных процессов обнаруживается в противоположном симптомокомплексе проявлений. Общий тип нервной системы – это закономерная связь, соотношение нейродинамических свойств – силы, подвижности и уравновешенности. И.П. Павлов определил четыре основные типа: 1) сильный, уравновешенный, подвижный; 2) сильный, неуравновешенный, подвижный; 3) сильный, уравновешенный, инертный; 4) слабый. Вместе с тем И.П. Павлов считал, что на основании возможных комбинаций трех свойств можно выделить 96 вариаций типов нервной системы, общих у человека и животных. Специальный тип нервной системы, или, по И.П. Павлову, «специально человеческий тип высшей нервной деятельности», характеризуется соотношением 1-й и 2-й сигнальных систем. Термин «сигнальные системы» введен И.П. Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов высшей нервной деятельности. 1-я и 2-я сигнальные системы – это способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система). При относительном преобладании 1-й сигнальной системы складывается художественный тип высшей нервной деятельности, при преобладании 2-й сигнальной системы – мыслительный, при их балансе – средний. Основное различие между ними И.П. Павлов усматривал в способе восприятия действительности: синтетическом – характерном для «художников», аналитическом – характерном для «мыслителей». Одни – художники, - писал он, - во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из не какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается». Художественному типу свойственно «широкое восприятие действительности», «картинность в речи», сильное воображение; люди художественного типа «все представляют в виде образов», способны «ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе предметы и явления». Но представитель того типа «слаб в аналитической части»; «хорошо и полно отражает действительность, но систематизирует плохо». Мыслительный тип характеризуется способностью к анализу и к систематизации, склонностью к отвлеченным размышлениям, реагированием не столько на конкретные явления, сколько на обобщение их и при этом отсутствием «художественности» в указанном выше смысле. Средний тип характеризуется гармоничным сочетанием образно-эмоционального и отвлеченно-словесного мышления. При ведущей роли 2-й сигнальной системы средний тип, по выражению И.П. Павлова, «соединяет работу обеих систем в должной мере». Словесное, абстрактно-логическое, дискретно-аналитическое мышление связывается преимущественно с мозговыми структурами левого полушария головного мозга, что исторически обусловлено открытием центров речи в левом полушарии у праворуких людей, невербальное же, пространственно-образное мышление – преимущественно с правым полушарием.
Фамилия, и.о. ____________________________________________________Пол__________________ Возраст_____________________________________Дата заполнения__________________________
Инструкция -Опросник имеет 60 высказываний. Ваша задача: внимательно прочитать каждое из них по порядку и решить, в какой степени Вы согласны с ним или не согласны. В зависимости от этого выберите один из пяти вариантов ответа, который более всего соответствует Вашему поведению или представляется Вам наиболее точным: а) безусловно «да» («согласен», «правильно»); б) скорее «да», чем «нет»; в) скорее «нет», чем «да»; г) безусловно «нет» («не согласен», «неправильно»); д) затрудняюсь сказать. После того, как Вы выбрали подходящий для Вас вариант ответа, поставьте в листе ответов крестик справа от порядкового номера этого высказывания-утверждения в соответствующей вертикали – «а», «б», «в», «г» или «д». А теперь переходите к следующему утверждению. Работайте с ними поочередно. Помните, что это не проверка Вашего ума или способностей, поэтому здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Не пропускайте какого-либо утверждения и старайтесь избегать промежуточного варианта ответа – «затрудняюсь сказать». Вопросы 1. Я никогда не волнуюсь, выступая на больших собраниях. 2. Я всегда говорю правду. 3. Если приключается какая-либо беда, я обычно долго переживаю. 4. Я предпочитаю все делать не спеша, обдумывая каждый свой поступок. 5. Художественную литературу, газеты я читаю быстро. 6. Мне легче составить план какой-либо работы, подготовить схему прибора, чем собственноручно выполнять такую работу. 7. Я не могу длительное время сосредоточить внимание на выполнении сложных задач. 8. Мои манеры за столом в домашних условиях не так хороши, как в гостях. 9. О своих неприятностях я обычно забываю очень быстро. 10. Я не могу назвать себя сдержанным человеком. 11. Мне не нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одного на другое. 12. Геометрия в школе давалась мне гораздо легче, чем алгебра. 13. Я человек очень выносливый и могу длительное время выполнять трудную работу, не снижая ее интенсивности. 14. У меня бывают мысли, которые я хотел бы скрыть от других. 15. Если со мной поступают несправедливо, у меня все валится из рук, работа не идет. 16. В очереди я стою обычно спокойно, не испытывая раздражения. 17. Я быстро засыпаю и пробуждаюсь. 18. Я люблю умственный труд, связанный с вычислениями. 19. Я не могу, не выспавшись, нормально работать. 20. Я обычно не обижаюсь, когда надо мной остро подшучивают. 21. Я не в состоянии удержаться от моментальной, импульсивной реакции. 22. Временами мне хочется выругаться. 23. Обычно я говорю медленно. 24. Художественные произведения живописи доставляют мне наслаждение. 25. Я настойчив в достижении своих целей. 26. Я все принимаю слишком близко к сердцу. 27. Я не всегда читаю передовицы в газетах. 28. Я терпеливый человек. 29. На поставленный вопрос я отвечал, как правило, быстро. 30. Мне гораздо легче запомнить смысл события, нежели подробности о том, где и когда они происходили. 31. Я не умею работать в неблагоприятных условиях (например, при шуме). 32. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня. 33. Боль душевная гораздо мучительнее, чем боль физическая. 34. Я владею своей мимикой (иронической усмешкой, гримасой и т.п.). 35. Мне приходится слышать от окружающих и друзей, что я – человек очень подвижный. 36. В книгах я люблю описания природы и нередко в мыслях представляю себе те пейзажи, о которых читаю. 37. Для восстановления сил после утомительной работы мне достаточно непродолжительного отдыха. 38. Меня легко растрогать чем-нибудь. 39. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать. 40. Я могу сразу прервать разговор, если это требуется (перед началом лекции, сеанса и т.п.). 41. Я умею без особого труда выполнять несколько действий одновременно. 42. Я никогда не любил читать стихи и не люблю слушать, когда читают другие. 43. Я с трудом засыпаю после сильных переживаний. 44. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся. 45. В кино и во время тяжелых пьес я иногда плачу или близок к этому. 46. Я в состоянии аргументировать и отвечать спокойно во время резкого разговора. 47. Я не умею так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий. 48. Литература нравится мне больше, чем математика. 49. Я полностью восстанавливаю силы после ночного отдыха, тяжело поработав предыдущий день. 50. Бывает так, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех. 51. Траурная музыка иногда вызывает у меня слезы. 52. Я в состоянии подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть. 53. Я могу быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной работе. 54. Я люблю (любил раньше) доказывать теоремы. 55. Я не могу работать ночью, если работал днем. 56. Я всегда сдерживаю свои обещания. 57. Меня трудно обидеть. 58. Я не могу спокойно работать, если жду гостей. 59. Я не люблю работу (занятия), требующую быстрых движений. 60. В школе география нравилась мне больше, чем физика. Date: 2015-08-06; view: 913; Нарушение авторских прав |