Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели. Показателем того или иного свойства нервной системы (за исключением неуравновешенности нервных процессов – шкала D) служит количество баллов в диапазоне от 0





Показателем того или иного свойства нервной системы (за исключением неуравновешенности нервных процессов – шкала D) служит количество баллов в диапазоне от 0 до 30, набранных испытуемым по соответствующей шкале и преобразованных в стандартные единицы – стены – от 0,00 до 1,00 (см. табл.2).

Преобразование в стены осуществляется путем деления количества полученных испытуемым баллов на максимально возможное их количество, то есть на 30 (с точностью до сотой). Например, по шкале А (сила процессов возбуждения) испытуемый получил 23 балла. Тогда – 23: 30 = 0,77. Число 0,77 и является показателем силы процесса возбуждения в стенах (см. табл. 2).

Показателем неуравновешенности нервных процессов (шкала D) служит соотношение количества баллов, набранных испытуемым по шкале А (сила процесса возбуждения) и шкале С (сила процесса торможения), также преобразованное в стены от 0,00 до 1,00.

Вычисление показателя:

а) Из количества баллов, полученных испытуемым по шкале А, вычитается количество баллов, набранных им по шкале С.

б) Поскольку в результате такого вычитания мы получаем числа не в диапазоне от 0 до 30, а в диапазоне от –30 до +30, необходимо перевести полученное число в иной диапазон – от 0 до +60 (см. табл. 1).

Скажем, испытуемый по шкале А набрал 12 баллов, а по шкале С – 18 баллов. Тогда – 12-18 = -6. Из таблицы 1 видно, что –6 (1 ряд) соответствует в числовом ряде от 0 до +60 (2-й ряд) числу +24.

в) Переведенное число делится с точностью до сотой на 60. В нашем примере - 24: 60 = 0,40. Результат такого деления и является показателем неуравновешенности нервных процессов в стенах (см. табл. 2).

Результаты испытуемых, имеющих по корректурной шкале («шкале лжи») 15 «сырых» баллов и больше, аннулируются.
Перевод результатов из числового ряда в диапазоне
от –30 до +30 (1-й ряд) в числовой ряд в диапазоне от 0 до +60 (2-й ряд)

1 ряд -30 -29 -28 -27 -26 -25 -24 -23 -22 -21 -20 -19 -18 -17 -16 -15 -14 -13
2 ряд 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
1 ряд -12 -11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
2 ряд 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35
1 ряд 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
2 ряд 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55
1 ряд 26 27 28 29 30
2 ряд 56 57 58 59 60

 

Таблица 2

№ п\п Индекс шалы Нейродинамические от 0.52 до 1.00. Чем больше число, тем более выражено обозначенное качество (например: тем подвижнее нервные процессы) Свойства от 0.00 до 0.47 Чем меньше число, тем более выражено обозначенное качество (например: тем инертнее нервные процессы)
  А Сила процесса возбуждения (работоспособность; характеристика нервной системы со стороны всех верхних порогов) Слабость процесса возбуждения
  В Повышенный уровень чувствительности (характеристика нервной системы со стороны нижних порогов) Пониженный уровень чувствительность
  С Сила процесса торможения Слабость процесса торможения
  D Неуравновешенность нервных процессов (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения) Уравновешенность нервных процессов
  E Подвижность нервных процессов Инертность нервных процессов
  F Преобладание 2-й сигнальной  

Интерпретация результатов:

Возбуждение для нервной системы как ее основная функция – это деятельное состояние нервных клеток (изменяется частота импульсации нервной клетки, величина ее мембранного потенциала). Клетки, образующие нервную систему, обладают свойством проведения возбуждения из того участка, где оно возникло, в другие участки и на соседние клетки. Благодаря этому нервные клетки приобрели способность передавать сигналы от одних структур организма к другим.

Торможение – активный, противоположный и неразрывно связанный с возбуждением нервный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Сила процесса возбуждения (преимущественно работоспособность нервных клеток, соответствие «закону силы», доминантность, характеристика нервной системы со стороны верхних порогов) – одно из основных физиологических свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение.

Чувствительность (характеристика нервной системы со стороны нижних порогов). Соглано Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну сила нервной системы характеризуется также чувствительностью анализаторов (органов чувств): более слабая нервная система является и более чувствительной, то есть он способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Такой подход снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы, то есть приписывание одному полюсу свойства положительного, другому – отрицательного значения. На каждом полюсе признается, таким образом, наличие и положительных, и отрицательных (с биологической точки зрения) сторон.

Уравновешенность нервных процессов – свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Неуравновешенность характеризуется преобладанием одного из нервных процессов, уравновешенность – их равностью.

Подвижность нервных процессов – одно из первичных свойств нервной системы, характеризующееся быстрой сменой процессов возбуждения и торможения.

Инертность нервных процессов обнаруживается в противоположном симптомокомплексе проявлений.

Общий тип нервной системы – это закономерная связь, соотношение нейродинамических свойств – силы, подвижности и уравновешенности. И.П. Павлов определил четыре основные типа: 1) сильный, уравновешенный, подвижный; 2) сильный, неуравновешенный, подвижный; 3) сильный, уравновешенный, инертный; 4) слабый.

Вместе с тем И.П. Павлов считал, что на основании возможных комбинаций трех свойств можно выделить 96 вариаций типов нервной системы, общих у человека и животных.

Специальный тип нервной системы, или, по И.П. Павлову, «специально человеческий тип высшей нервной деятельности», характеризуется соотношением 1-й и 2-й сигнальных систем.

Термин «сигнальные системы» введен И.П. Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов высшей нервной деятельности. 1-я и 2-я сигнальные системы – это способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система). При относительном преобладании 1-й сигнальной системы складывается художественный тип высшей нервной деятельности, при преобладании 2-й сигнальной системы – мыслительный, при их балансе – средний.

Основное различие между ними И.П. Павлов усматривал в способе восприятия действительности: синтетическом – характерном для «художников», аналитическом – характерном для «мыслителей». Одни – художники, - писал он, - во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие – мыслители – именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из не какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Художественному типу свойственно «широкое восприятие действительности», «картинность в речи», сильное воображение; люди художественного типа «все представляют в виде образов», способны «ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе предметы и явления». Но представитель того типа «слаб в аналитической части»; «хорошо и полно отражает действительность, но систематизирует плохо».

Мыслительный тип характеризуется способностью к анализу и к систематизации, склонностью к отвлеченным размышлениям, реагированием не столько на конкретные явления, сколько на обобщение их и при этом отсутствием «художественности» в указанном выше смысле.

Средний тип характеризуется гармоничным сочетанием образно-эмоционального и отвлеченно-словесного мышления. При ведущей роли 2-й сигнальной системы средний тип, по выражению И.П. Павлова, «соединяет работу обеих систем в должной мере».

Словесное, абстрактно-логическое, дискретно-аналитическое мышление связывается преимущественно с мозговыми структурами левого полушария головного мозга, что исторически обусловлено открытием центров речи в левом полушарии у праворуких людей, невербальное же, пространственно-образное мышление – преимущественно с правым полушарием.

 

Фамилия, и.о. ____________________________________________________Пол__________________

Возраст_____________________________________Дата заполнения__________________________

  Варианты ответов   Варианты ответов   Варианты ответов
а б в г д а б в г д а б в г д
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

Инструкция -Опросник имеет 60 высказываний. Ваша задача: внимательно прочитать каждое из них по порядку и решить, в какой степени Вы согласны с ним или не согласны. В зависимости от этого выберите один из пяти вариантов ответа, который более всего соответствует Вашему поведению или представляется Вам наиболее точным:

а) безусловно «да» («согласен», «правильно»);

б) скорее «да», чем «нет»;

в) скорее «нет», чем «да»;

г) безусловно «нет» («не согласен», «неправильно»);

д) затрудняюсь сказать.

После того, как Вы выбрали подходящий для Вас вариант ответа, поставьте в листе ответов крестик справа от порядкового номера этого высказывания-утверждения в соответствующей вертикали – «а», «б», «в», «г» или «д». А теперь переходите к следующему утверждению. Работайте с ними поочередно. Помните, что это не проверка Вашего ума или способностей, поэтому здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Не пропускайте какого-либо утверждения и старайтесь избегать промежуточного варианта ответа – «затрудняюсь сказать».

Вопросы

1. Я никогда не волнуюсь, выступая на больших собраниях.

2. Я всегда говорю правду.

3. Если приключается какая-либо беда, я обычно долго переживаю.

4. Я предпочитаю все делать не спеша, обдумывая каждый свой поступок.

5. Художественную литературу, газеты я читаю быстро.

6. Мне легче составить план какой-либо работы, подготовить схему прибора, чем собственноручно выполнять такую работу.

7. Я не могу длительное время сосредоточить внимание на выполнении сложных задач.

8. Мои манеры за столом в домашних условиях не так хороши, как в гостях.

9. О своих неприятностях я обычно забываю очень быстро.

10. Я не могу назвать себя сдержанным человеком.

11. Мне не нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одного на другое.

12. Геометрия в школе давалась мне гораздо легче, чем алгебра.

13. Я человек очень выносливый и могу длительное время выполнять трудную работу, не снижая ее интенсивности.

14. У меня бывают мысли, которые я хотел бы скрыть от других.

15. Если со мной поступают несправедливо, у меня все валится из рук, работа не идет.

16. В очереди я стою обычно спокойно, не испытывая раздражения.

17. Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.

18. Я люблю умственный труд, связанный с вычислениями.

19. Я не могу, не выспавшись, нормально работать.

20. Я обычно не обижаюсь, когда надо мной остро подшучивают.

21. Я не в состоянии удержаться от моментальной, импульсивной реакции.

22. Временами мне хочется выругаться.

23. Обычно я говорю медленно.

24. Художественные произведения живописи доставляют мне наслаждение.

25. Я настойчив в достижении своих целей.

26. Я все принимаю слишком близко к сердцу.

27. Я не всегда читаю передовицы в газетах.

28. Я терпеливый человек.

29. На поставленный вопрос я отвечал, как правило, быстро.

30. Мне гораздо легче запомнить смысл события, нежели подробности о том, где и когда они происходили.

31. Я не умею работать в неблагоприятных условиях (например, при шуме).

32. Я никогда не откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

33. Боль душевная гораздо мучительнее, чем боль физическая.

34. Я владею своей мимикой (иронической усмешкой, гримасой и т.п.).

35. Мне приходится слышать от окружающих и друзей, что я – человек очень подвижный.

36. В книгах я люблю описания природы и нередко в мыслях представляю себе те пейзажи, о которых читаю.

37. Для восстановления сил после утомительной работы мне достаточно непродолжительного отдыха.

38. Меня легко растрогать чем-нибудь.

39. В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

40. Я могу сразу прервать разговор, если это требуется (перед началом лекции, сеанса и т.п.).

41. Я умею без особого труда выполнять несколько действий одновременно.

42. Я никогда не любил читать стихи и не люблю слушать, когда читают другие.

43. Я с трудом засыпаю после сильных переживаний.

44. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

45. В кино и во время тяжелых пьес я иногда плачу или близок к этому.

46. Я в состоянии аргументировать и отвечать спокойно во время резкого разговора.

47. Я не умею так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий.

48. Литература нравится мне больше, чем математика.

49. Я полностью восстанавливаю силы после ночного отдыха, тяжело поработав предыдущий день.

50. Бывает так, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

51. Траурная музыка иногда вызывает у меня слезы.

52. Я в состоянии подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть.

53. Я могу быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной работе.

54. Я люблю (любил раньше) доказывать теоремы.

55. Я не могу работать ночью, если работал днем.

56. Я всегда сдерживаю свои обещания.

57. Меня трудно обидеть.

58. Я не могу спокойно работать, если жду гостей.

59. Я не люблю работу (занятия), требующую быстрых движений.

60. В школе география нравилась мне больше, чем физика.

Date: 2015-08-06; view: 871; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию