Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анкета на выявление ранних признаков эмоционального выгорания сотрудников медицинского учреждения психиатрического профиля





МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

(В. В. Бойко)

Обработка результатов:

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным числом баллов – оказывается в «ключе» рядом с номером суждения в скобках. Это сделано потому, что признаки, включённые в симптом, имеют разное значение в определённой его тяжести. Максимальную оценку – 10 баллов получил от судей признак, наиболее доказательный для симптома.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчёты

1. определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»;

2. подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»;

3. находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключ

Фаза «Напряжение»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств

Ответы «да» на утверждения: 1(2), 13(3), 25(2), 49(10), 61(5);

Ответы «нет» на утверждения: 37(3), 73(5).

2. Неудовлетворённость собой

Ответы «да» на утверждения: 14(2), 26(2), 62(5), 74(3);

Ответы «нет» на утверждения: 2(3), 38(10), 50(5),

3. «Загнанность в клетку»

Ответы «да» на утверждения: 3(10), 15(5), 27(2), 39(2), 51(5), 63(1);

Ответ «нет» на утверждения: 75(5).

4. Тревога и депрессия

Ответы «да» на утверждения: 4(2), 16(3), 28(5), 40(5), 52(10), 64(2), 76(3).

 

Фаза «Резистенция»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

Ответы «да» на утверждения: 5(5), 29(10), 41(2), 53(2), 65(3), 77(5);

Ответ «нет» на утверждения: 17(3).

2. Эмоционально – нравственная дезориентация

Ответы «да» на утверждения: 6(10), 30(3), 42(5), 54(2), 66(2);

Ответы «нет» на утверждения: 18(3), 78(5).

3. Расширение сферы экономии эмоций

Ответы «да» на утверждения: 7(2), 19(10), 43(5), 55(3), 67(3);

Ответы «нет» на утверждения: 31(2), 79(5).

4. Редукция профессиональных обязанностей

Ответы «да» на утверждения: 8(5), 20(5), 32(2), 56(3), 68(3), 80(10);

Ответ «нет» на утверждения: 44(2).

 

Фаза «Истощение»

1. Эмоциональный дефицит

Ответы «да» на утверждения: 9(3), 21(2), 33(5), 57(3), 81(2);

Ответы «нет» на утверждения: 45(5), 69(10).

2. Эмоциональная отстранённость

Ответы «да» на утверждения: 10(2), 22(3), 46(3), 58(5),70(5), 82(10);

Ответ «нет» на утверждения: 34(2).

3. Личностная отстранённость (деперсонализация)

Ответы «да» на утверждения: 11(5), 23(3), 35(3), 47(5), 59(5), 71(2), 83(10).

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения

Ответы «да» на утверждения: 12(3), 24(2), 36(5), 48(3), 60(2), 72(10), 84(5).

Интерпретация:

Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы.

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

10 -15 баллов – складывающийся симптом,

16 и более – сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального выгорания».

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой их них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приёмы психологической защиты, состояние нервной системы.

По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объёмную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнёрам.

 

Фаза «Напряжение»

Нервное напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального «выгорания». Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растёт, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворённости собой»

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают её вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

3. Симптом «загнанности в клетку»

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Проявляется в чувстве безысходности, когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно. Развивается при тщетных попытках устранить нажим психотравмирующих обстоятельств. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии»

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложнённых обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному «выгоранию» как средству психологической защиты. Чувству неудовлетворённости работой и собой порождают мощные переживания ситуативной и личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

 

Фаза «Резистенция»

Сопротивление нарастающему стрессу. Формирование защиты на данной фазе проявляется в следующих симптомах выгорания.

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестаёт улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идёт о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнёрами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание данному партнёру, будет настроение – откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»

Проявляется в том, что у профессионала эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию: оправдаться перед собой за допущенную грубость или отсутствие внимания к субъекту, рационализируя свои поступки или проецируя вину на субъекта, вместо того, чтобы адекватно признать свою вину. При этом в эмоционально сложных ситуациях звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций»

Такое проявление эмоционального «выгорания» имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне области профессиональной деятельности – в общении с родными, приятелями и знакомыми. На работе специалист так устаёт от контактов, разговоров, что ему не хочется общаться даже с близкими. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального «выгорания».

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей»

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

 

Фаза «Истощение»

Данная фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита»

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстранённости»

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Профессионала почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика: ни позитивные, ни отрицательные обстоятельства. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнёрам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом «личностной отстранённости или деперсонализации»

Проявляется в широком диапазоне настроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевлённый предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием для профессиональной деятельности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется на уровне условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что эмоциональная защита («выгорание») самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Фамилия, и.о. ____________________________________________________Пол__________________

Возраст_____________________________________Дата заполнения__________________________

                           
                           
                           
                           
                           
                           

Инструкция: Читайте утверждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идёт речь о партнёрах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 

 


Date: 2015-08-06; view: 1662; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию