Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы: Интонация. Развитие музыки





Цели и задачи

- обобщение тем II и III четверти

- проверка музыкальной памяти

- проверка вокально — хоровых навыков в исполнении песен

- знание основ музыки — интонации и их виды

- знание типов развития музыки

На уроке используется юла со стрелкой и заготовленные карточки с вопросами.


Вопросы


1. Что такое интонация? (выразительное изменение мелодии)
2. Что такое зерно — интонация? (главная часть мелодии или ритма, которая быстро запоминается и легко узнается)

3. Какие бывают интонации? (изобразительные, выразительные, речевые и музыкальные)
4. Музыкальная пауза (исполнение песни «Кто дежурные?»)
5. Что такое изобразительная интонация? (интонация, изображающая движения и звуки окружающего мира)

6. Что такое выразительная интонация? (интонацня, выражающая чувства, характер, настроение)

7. Музыкальная пауза (исполнение новогодней песни)

8. Что такое развитие музыки? (изменение в музыке средств музыкальной выразительности)

9. Назовите средства музыкальной выразительности? (темп, динамика, мелодия, ритм, тембр, лад и т.п)

10.Что такое контраст? (Резкое изменение музыки)

11.Что такое кульминация? (постепенное изменение музыки)
12.Назовите инструменты симфонического оркестра.

13.Авто симфонической сказки «Петя и волк». (C Прокофьев)
14.Музыкальная пауза, (исполнение песни «Любитель — рыболов»)
15. Польский композитор. (Ф. Шопен)


Класс делится на 3 команды (можно по колонкам). Каждая команда (участник команды)
выбирает по очереди вопрос, если не отвечают на него или не полностью отвечают, то право
ответить или дополнить дается другим командам.

За полный ответ - 2 очка

За неполный ответ - 1 очко

Команда, набравшая большее число очков, оценивается на «5», а команды, набравшие
меньше очков на «4». Участники команд, активно работающие на уроке и правильно отвечавшие, оцениваются на «5».


Проверочная работа по теме «Построение (формы) музыки». (3 класс)


Тема «Построение (формы) музыки»

Цели и задачи:

- усвоение темы четверти - проверка музыкальной памяти - знание форм музыкальных произведений и умение их изобразить в схематическом рисунке

Класс делится по вариантам. Первый вопрос - теоретический, второй — практический, (определить
форму звучавшего музыкального произведения).


 

1 вариант П вариант
1. Нарисовать схематический рисунок Двухчастной формы Вариации 1. Нарисовать схематический рисунок Трехчастной формы Рондо
2.Определить форму музыкальных произведений ответ
- Чайковский «Неаполитанская песенка» Двухчастная
- Кабалевский, «Рондо - марш» Рондо
— Р. Щедрин «Девичий хоровод» из балета «Конек — Горбунок» Вариации
- Шостакович Симфония № 6 (Ш ч.) Одночастная
- Бетховен «Весёлая. Грустная». Трехчастная
     

Дети отвечают на вопросы самостоятельно на листочках.


Нормы оценок

1 вопрос оценивается по баллам.
Полный правильный ответ — 2 балла.
Неполный ответ - 1 балл.


2 вопрос -5 баллов - все 5 ответов 4 балла — 4 ответа 3 балла - 3 ответа 2 балла - 2 ответа 1 балл - 1 ответ

При подведении итогов: «5» - 8 - 9 баллов
«4» -6-7 баллов «3» -4-5 баллов «2» - 1 - 3 балла

 


Поурочное планирование

Дата, наиме- нование раздела (темы) № уро ка Тема урока (Проблемный контекст урока) Музыкальный материал Этно-культурная составляющая Предметные умения
1 класс
«Звучащий образ Родины» 1 четверть Сентябрь - октябрь   «Музыка в окружающей жизни» Песни об осени, о школе, о первоклассниках Кабалевский «Школьные годы, «Первый класс», М.Красев «Падают листья», «Песня о школе»   -Передавать настроение в музыке о школе и детях, об осени. -Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека.
  «Звучащий образ Родины» (дом, земля-кормилица, матушка-Россия) А.Александров сл.С.Михалкова «Гимн России». «Во поле березонька стояла» (р. н. п); В.Баснер «С чего начинается Родина»; Струве Г. «Моя Россия»   -Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая и исполняя музыку -Находить интонации для характеристики слов и выражений.  
  «Колыбельная песня» (колыбельность - начало познания музыки и жизни)   Русские народные и композиторские колыбельные песни (презентация)   -Выявить музыкальные интонации из речевой праосновы. -Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.
  «Родные корни, родной музыкальный язык» (интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок)   «Звучат чипсаны»,«Коми частушки»,«Веселые наигрыши» Я.Перепелица, «Козйо, козйо», «Оленек»,«Северные пимы» Мастеница -Знать названия коми нар. инструментов и уметь различать их по тембру. -сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
  «Родные корни, родной музыкальный язык» (интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок)   Я.Перепелица фрагменты из балета «Яг- Морт», Вавилина «Что такое Родина?» -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах - ориентироваться в му-зыкально-поэтическом творчестве, в много-образии музыки родного края, сопос-тавлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
  «Былина» Былинность как художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время. Былины «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле», М.Глинка «Первая песня Баяна».   -Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий. -Проникновение в понятие «музыкально- поэтическое» через прикосновение к жанру былины.
    «Русские народные инструменты» познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).   Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).     -Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му­зыкально-пластическом движении, игре на музыкальных ин­струментах -Знать названия р.н.инструментов и уметь различать их по тембру. -сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
  «Русские народные инструменты»  
  «В мире сказочных мелодий русских композиторов. Безграничные возможности музы­ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нари­совать, выразить, передать состоя­ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. А. Лядов «Кикимора», Сказание о кикиморе, Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок».     -Учатся слушать и слышать музыку -Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му­зыкально-пластическом движении -Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке
«Как можно услышать музыку» 2 четверть ноябрь - декабрь   Идем в поход. Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про­никновение в суть характеров созда­ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. Лядов «Колыбельная Кикиморы», «Ежик» (пьеса), «Песня про ежика»,«Падают листья» М.Красева,муз. Гр.Фрида, сл. А.Бродского «Ветер».   -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
  Музыкальные краски осени Безграничные возможности музы­ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нари­совать, выразить, передать состоя­ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром «Осень» «Осенняя песня» П.Чайковского, песня про осень     -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; эмоционально -откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке -выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
    «Складываем, сказываем, сочиняем…» Музыкальная сказка Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про­никновение в суть характеров созда­ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. Играем в сказку «Дед и репка»     -участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; -откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. -исполнять, инсценировать песни.
    Поход в музыкальный зоопарк. Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.   К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).     -Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц. -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
    Детская жизнь, подслушанная и отражённая композиторами в своих произведениях Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями,проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми «Песня о цирке». «Я по ступень-кам поднимусь» - распевка. «Чудесные артисты». «Клоуны» Д.Кабалевского Детские песни коми композиторов -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му­зыкально-пластическом движении -участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
    Детская жизнь в произведе-ниях компози-торов. Идём в концертный зал Дом и музыка композитора. Биографические заметки: детство, черты личности, учителя, мысли о музыке и жизни. Почему мы любим Чайковского. П.Чайковский, «Детский альбом»   Детские песни коми композиторов -выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; -эмоционально откликнуться на музы-кальное произведение и выразить свое впечат-ление -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
    «Сказку сказываем…» (создание музыкально-звуковой картины) Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека Чайковский, «Зимнее утро» из «Детского альбома», попевка «У оленя», «Вальс», «Зимушка - зима», новогодние песни   -Передавать настроение музыки и его измене-ние: в пении, му­зыкально-пластическом движении; -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
«Что может музыка» 3 четверть Январь - март 1. 1 «Что может музыка» Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека. П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»). Песни коми композиторов -выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художественного вкуса
  Зима в музыке Безграничные возможности музы­ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. А.Вивальди «Зима» (из цикла «Време-на года»), Р.Шуман «Дед Мороз».   -эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  Музыка и движения Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм. Р.Шуман «Смелый наездник», «Кавалерий-ская» «Игра в лошадки»   -откликаться на характер музыки пластикой рук, ритми-ческими хлопками. -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  Где живут ноты Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм. В.Герчик, сл.Н.Френкеля «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».   -выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
  Музыка передаёт характер сказочных героев Способность музыки описать, нари­совать, выразить, передать состоя­ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке. В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданско-го, Презентация «Страшные сказки» Блинникова, Сюита «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» -использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;-определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;  
    Русские обряды – Масленица Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни, сочинение песенки для мамы. Русские народные песни «Весна-красна», «Едет Масленица», «Блины»   -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му­зыкально-пластическом движении -ценить отечествен-ные народные музыкальные традиции;
  Природа просыпается. Весна в музыке Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Э.Григ, «Весной». П.Чайковский, «Март», «Апрель» из «Времён года»   -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; -пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека.
  Музыка и стихи о маме, бабушке. Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про­никновение в суть характеров созда­ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. «Глупый поросенок», «Из бабушкиных воспоминаний», оркестр «Семеновна» «Песня про маму», «Песня про бабушку».   -ценить отечественные народные музыкальные традиции; -пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека.    
  Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни. Пение птиц. «Воробьиная песня» «Утиные истории», «Танец утят»   -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; -участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
«Как можно услышать музыку» 4 четверть Апрель - май   В детском музыкальном театре (балет) Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека.   Фрагменты из балета П.И.Чайковско-го «Щелкунчик»   -проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
  В детском музыкальном театре (опера) Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельно­сти, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем. Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят», В.Савельев «Мир, в котором ты живешь»   -приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония) Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про­никновение в суть характеров созда­ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. С.Прокофьев «Петя и волк» - слушание сказки, Б.Савельев «Мир, в котором ты живешь»   -приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. -участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;  
  Легко ли стать музыкантом? В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что такое музыка, музыкант. И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементье-ва, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».     -пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека. -проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
    Музы не молчали… В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям. Александров «Священная война». Тухманов «День победы». Г.Струве «Моя Россия» Песни о РК, о Сыктывкаре. -ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
  На концерте. Музыкальная прогулка по выставке Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельно­сти, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем. М.Мусоргский, цикл «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Баба Яга», «Балет невылупивших-ся птенцов»)   -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  Что значит услышать музыку? Цель: обобщение темы года.   А.Вивальди, Концерт для скрипки с оркестром «Весна». Слушание и пение по выбору учащихся и учителя   -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  Резервный урок.      
2 класс
«Три кита в музыке - песня, танец, марш.» 1 четверть Сентябрь - октябрь   Музыка вокруг нас Композитор, исполнитель, слуша­тель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизыва­ющая музыкальные занятия в начальной школе.   «Марш» С.Прокофьев, «Итальянская полька» С. Рахманинов, «Колыбельная» А.Лядова, сл. нар. «Во поле береза стояла», «Песня о крокодиле»   -Развитие слуха, памяти, ритми­ческого чувства, выработка испол­нительских навыков в опоре, на «трёх китов» - песню, танец и марш. - расширить музыкаль-ный кругозор и получить общие пред-ставления о музыкаль-ной жизни современ-ного социума; - участвовать в коллек-тивном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - узнавать на слух основную часть произ-ведений; - определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; - исполнять, инсцениро-вать песни. - передавать настроение музыки в пении; - эмоционально откликнуться на музы-кальное произведение и выразить свое впечатление; - узнавать изученные музыкальные произ-ведения, выказывать свое отношение к различным музы-кальным сочинениям, явлениям; -выразительно испол-нять песню и сос-тавлять исполнитель-ский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разго-воры» различного характера. - приобретать (моделировать) опыт музыкально- твор-ческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. - узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участ-вовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - участвовать в коллек-тивной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; - умение работать с учебником по музыке; - пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека.  
  Марш. Виды марша. Создать условия для понимания основных харак-теристик марша, как музыкального жанра. Познакомить с жизненными ситуациями, где звучит марш. «Встречный марш» Чернецкий, «Футбольный марш» Блантер, «Марш деревянных солдатиков» Чайковский. «Песня о крокодиле»  
    Разнообразие маршевой музыки. Создать условия для овладения элементарными понятиями о средствах муз. выразительности на примере трех вариантов маршей. «Три варианта марша» Кабалевский, «Марш» Шостакович, «Песня о крокодиле» «Уж, как шла лиса» р.н.п  
  Танец. Вальс и полька. Создать условия для понимания основных характеристик танца «Вальс» из балета «Спящая красавица», «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Веселый музыкант» Филиппенко.  
  Разнообразие танцевальной музыки. Создать условия для овладения способами отличия танцевальной музыки от другой музыки «Вальс-шутка» Шостакович, «Танец бегемота» Кабалевский, «Камаринская» рус. нар. п. «Веселый музыкант» Филиппенко  
  Песня. Создать условия для понимания того, что песня всегда мелодия, а мелодия - важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»), в том числе, и танцевальной и маршевой. «Дон-дон», «Колыбельная» Гладкова, «Сурок» Бетховена.    
  Колыбельные песни (РК)   «Руй-руй», коми народные песни на выбор учителя
  Киты встречаются вместе Развитие слуха, памяти, ритми­ческого чувства, выработка испол­нительских навыков в опоре, на «трёх китов» - песню, танец и марш. «Пусть всегда будет солнце» Островского, «Танец с кубками» Чайковского, Веселый музыкант» Филиппенко.  
    Музыкальная викторина на тему «Три кита в музыке…» Самостоятельное узнавание, опре­деление учащимися трёх типов музыки. Восприятие особенных черт и разновид-ностей песен, тан­цев и маршей на основе разно-образ­ных форм исполнительской дея­тельности. Музыкальный материал четверти.  
«О чём говорит музыка?»   2 четверть ноябрь - декабрь   Умеет ли разговаривать музыка? Создать условия, что бы учащиеся глубже и тоньше почувствововали жизнь, познали внутренний мир человека. «Веселая.Груст-ная» Бетховена. «Марш» Бетховена. «Перепелочка» б. н. п. Г.Струве, «Пестрый колпачек»   - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; -проявлять личностное отношение при восприятии музыкаль-ных произведений, эмоциональную отзывчивость; - понимать истоки музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать; - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения; воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; - определять и сравни-вать характер, настро-ение в музыкальных произведениях; - эмоционально отклик-нуться на музыкальное произведение и выразить свое впеча-тление внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особен-ности музыки в прозву-чавших литературных фрагментах; - передавать настроение музыки в пении; - откликаться на харак-тер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной участво-вать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; - самостоятельно выполнять упражнения.
  Что выражает музыка? Создать условия для того, что бы учащиеся почувствовали в произведениях, которые они исполняют, различные настроения и чувства. «Веселая. Груст-ная» Бетховен, «Дон-дон», «Звонкий звонок»,попевки «Перепелочка» б. н. п.  
  Может ли музыка нарисовать портрет человека? Как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу, мужество, нежность, мягкость, серьезность и веселость. Три подружки», «Плакса», «Злюка», «Резвушка», «Монтер»,  
    Может ли музыка что-нибудь изображать? Музыка изобра-жает различные звуки и шумы, (пение птиц, журча­ние ручья, грозу и бурю, колоколь­ный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). «Мы шагаем», «Полюшко» Книппер, «Попутная песня» Глинка, «Карусель», «В новогоднем лесу» Варламов  
    Что изображает музыка? Музыка изобра-жает различные звуки и шумы, (пение птиц, эхо, журча­ние ручья, грозу и бурю, колоколь­ный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). «Труба и барабан», «Монтер» Кабалевский, «Карусель», «Носорог» Арсеев, «В новогоднем лесу» Варламов  
  Может ли музыка нарисовать картину природы? Музыка изображает различные состояния природы (звуки и шумы, пение птиц, журча­ние ручья, грозу и бурю, колоколь­ный звон и др.), движение времени, краски. «Утро в лесу», «Вечер» Салманов, «Березки» «В новогоднем лесу» Варламов  
  Коми композиторы детям (РК) П.Чисталев, «Скворушка», Я.Перепелица «Шанежки», «Клянемся тебе, музыка»  
Куда ведут нас «три кита». 3 четверть Январь - март   Куда ведут нас «три кита»? Путь введения в оперу, балет, сим­фонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм.   «Семеро козлят» - хор из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебеди-ное озеро» Чайковского, музыкальная сказка на новый лад «Волк и семеро козлят»   - расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума; - умение работать с учебником по музыке; - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерс-кие жесты; - узнавать на слух основную часть произведений; - пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека. - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. – накопление музыкально-слуховых представлений и воспитания художе-ственного вкуса - обогащению индивидуального музыкального опыта; - узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информа-ции, выраженной в звуках; -выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
    Куда ведет нас песня? Общее и различное в характере песен, танцев и маршей из опер, симфоний.   Темы козлят из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Во поле береза стояла» р.н.п., Симфония №4 Чайковский  
  Куда ведет нас песня? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, симфоний, концертов.   Колыбельная мамы Козы из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Наш край» Кабалев-ского, 2-я часть концерта №3 для ф-но с оркестром  
  Куда ведет нас танец? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, бале­тов.   «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома», «Неаполитанс-кий танец» из балета «Лебединое озеро» Чайковского  
  Куда ведет нас танец? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, бале­тов, симфоний, концертов.   «Уж как по мосту, мосточ-ку» - р.н.п., и хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского  
  Куда ведет нас танец? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из бале­тов. «Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьева, «Самая хорошая»  
  Куда ведет нас марш? Общее и различное в характере песен, маршей из опер, бале­тов, симфоний, концертов.   Тема Малыша и «Воинственный марш» из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Марш из 2-й части Симфонии №2 П.Чайковского  
    Куда ведет нас марш? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, бале­тов, симфоний, концертов.    
  Закрепление темы «Куда ведут нас три кита?» Активное привлечение различных форм музыкальной деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произ­ведений. Взаимосвязь характера музыки с характером её исполнения. Темы и сцены из 2-го действия из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля  
  Урок в форме игры «Что?Где? Когда?» Музыкальные произведения по темам «О чем говорит музыка?», «Куда ведут нас три кита?»  
Что такое музыкальная речь? 4 четверть Апрель - май   Музыкальная речь как выразитель образного содержания музыки. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художе­ственном образе.Постиже-ние своеобразия каждого музы-кального произведения через особен-ности мелодики, темпа, дина­мики, фактуры, лада, ритма, реги­стра, тембра и т.д. и опыт собствен­ной исполни-тельской деятельности. «Марш мальчишек» из оперы «Кармен» Бизе, «Зайчик дразнит медвежонка» Кабалевского, «Сурок» Бетховена, «Кот в сапогах и белая кошечка» Чайковский, «Веселая, грустная» Бетховен   - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижер-ские жесты; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - различатьтембры музыкальных инструментов; узнавать на слух основную часть произведений; - знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники; накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художест-венного вкуса, - сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. определять названия профес-сиональных инструментов, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов, - внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особен-ности музыки в прозвучавших фрагментах; - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; - принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; - исполнять, инсценировать песни. - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
   
  Музыкальные формы. Знакомство с простейшими музы­кальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприя­тия. «Веселая, грустная» Бетховен, «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро», «Неаполитанс-кая песенка» из «Детского альбома» Чайковского, «Перепелочка» бел. нар. песня, «Игра в гостей» Кабалевский,  
    Песенный, танцевальный, маршевый характер музыки. Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, дина­мики, фактуры, лада, ритма, реги­стра, тембра и т.д. и опыт собствен­ной исполни-тельской деятельности. «Игра в гостей» Кабалевский, «Первая утрата» Шуман, «Вроде вальса» Мясковский, «Тема и вариация на марш Дресслера» Бетховен.  
  Тембр – средство музыкальной выразитель-ности. Выразительные возможности рус­ских народных инструментов, инстру­ментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов. Симфоническая сказка «Петя и волк», Прокофьев.  
   
  Песни-байки, песни-сказки» (РК)   «Бобо-бобо», «Катша-катша», «Пляшет-пляшет зайчик»
  Обобщающий урок по теме «Что такое музыкальная речь» Музыкальный материал по выбору.  
3 класс
Песня, танец и марш пере­растают в песенность, танцеваль-ность и маршевостъ 1 четверть Сентябрь - октябрь   Песенность, танцеваль-ность, маршевость Жанровые истоки сочине­ний композиторов-классиков, народ­ной, духовной музыки, произведе­ний современности. «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок», Р.Щедрина, «Мы- третьеклассники», «Скворушка прощается» Т.Попатенко, «Полонез» Ф.Шопена   - расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - участвовать в коллек-тивном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учеб-ной задачи; - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - проявлять личностное отношение при воспри-ятии музыкальных произведений, эмоциональную отзыв-чивость; - пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека, - выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - узнавать на слух основную часть произ-ведений; - ориентироваться в музыкально- поэтичес-ком творчестве, в многообразии музы-кального фольклора России, в том числе родного края, сопос-тавлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. - реализовывать творческий потен-циал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; - обогащению индиви-дуального музыкаль-ного опыта; -внимательно слушатьмузыкальные фрагмен-ты и находить харак-терные особенности музыки в прозвучавших фрагментах; -определять и сравни-вать характер, настро-ение в музыкальных произведениях эмоционально откликнуться на музы-кальное произведение и выразить свое впечатле-ние, - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок -передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. -использовать музы-кальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
  Песенность в Инструмен-тальной музыке. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки. «Ночь» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрин, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»Э. Григ  
  Песенность в вокальной музыке. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки. «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Иван Сусанин» Глинка, «Скворушка прощается» Т.Попатенко.  
  Танцеваль-ность в Инструмен-тальной музыке. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки. «Мы — девочки», «Золотые рыбки» из балета «Конёк- Горбунок» Р.Щедрин, «Арагонская хота» Глинка, «Дружат дети всей земли»  
  Танцеваль-ность в вокальной музыке. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э,Григ, «Арагонская хота» Глинка  
  Маршевость в инструмен-тальной музыке Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки. «Мы - мальчики». «Царь Горох» из балета «Конёк- Горбунок» Р. Щедрин, «Пятая симфония» Бетховена (мелодия из 3-й части)  
  Маршевость в вокальной музыке Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки. «Мы - мальчики», «Мир похож на цветной луг» В.Шаинского  
    Сочетание песенности, танцеваль-ности и маршевости. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки. «Марш Тореадора» Ж. Бизе «Прелюдия №7» «Прелюдия №20», «Полонез» Шопена  
  Песенность, танцеваль-ность, маршевость в музыке коми народа. «Скворушка» (музыка П.Чисталёва, слова П.Образцова), фрагменты из балета Я.Перепелицы «Яг- Морт», «Козйо. козйо», «Доли-шели», «Уна нывьяс чукортчисны» — коми н.п.
Интонация 2 четверть ноябрь - декабрь   Музыкальная и речевая интонации. Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. «Кто дежурные» Кабалевского, «Болтунья» С. Прокофьев, «Барабан», Д.Кабалевский «Кузнец» Арсеева     - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; размышлять об истоках возникновения музы-кального искусства; - участвовать в коллек-тивном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека -воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать; -узнавать на слух основную часть произведений; - принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; - выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; - найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; - ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов;
  Музыкальная и речевая интонации. Нотная запись как средство фикса­ции особенностей музыкальной речи.  
  Зерно- интонация Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое инто­нация и как из неё вырастает мело­дия. «Перепёлочка» бел.нар. песня, «Три подружки» Кабалевский, «Пятая симфония» Бетховен  
  Выразитель-ные и изо-бразительные интонации. Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразитель­ности. Примеры выра- зительных и изобразитель-ных интонаций, «Доброе утро», «Кукушка», фрагменты из оперы «Золотой петушок» Римского- Корсакова  
  Выразительные и изобрази-тельные интонации. Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразитель­ности.  
  Юмор и шутка в музыке. Формирование умений уча­щихся петь знакомые, наиболее про­стые по мелодике и ритму попевки и песни с ориентацией на нотную запись. «Котенок и щенок» «Вальс -шутка» Шостаковича, «Вальс -шутка» Лядова, новогодние песни  
    Урок-концерт. Формирование умений уча­щихся петь знакомые, наиболее про­стые по мелодике и ритму попевки и песни с ориента-цией на нотную запись. Исполнение, повторение новогодних песен  
Развитие музыки 3 четверть Январь - март   Развитие музыки Приёмы испол-нительского и композиторского развития в музыке.   «Почему медведь зимой спит» Книппер, «Петя и волк» симфоническая сказка С.Прокофьева (развитие темы Пети)   - расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума; - умение работать с учебником по музыке; - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты, -воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, уметь внимательно слушать; -проявлять личностное отношение при восприя-тии музыкальных произ-ведений, эмоциональ-ную отзывчивость; -ценить отечественные народные музыкальные традиции; -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; - знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты народа Коми; -определять на слух звучание народных инструментов; -накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художест-венного вкуса - сопоставлять народные и профессио-нальные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. -определять и сравнивать характер, настроение в музыкаль-ных произведениях; - внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших фрагментах; - узнавать изученные музыкальные произве-дения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, - передавать настроение музыки в пении; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - самостоятельно выполнять упражнения;  
  Средства музыкальной выразитель-ности Средства музыкальной выразитель­ности:мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки. «Игра в слова», «Почему медведь зимой спит» Книппер, «Петя и волк» (развитие тем птички и утки)  
    Тембр -окраска звука «Зерно-интонация», тема и её разви­тие в музыкальном произведении.   «Игра в слова», «Петя и волк» (развитие тем кошки, волка, дедушки)  
  Жанровое развитие музыки Композиторы выражают в своих произве-дениях развитие чувств чело­века, переход от одного чувства, настроения к другому «Купание в котлах» из балета «Конек- Горбунок» Р.Щедрина, «Песня о погранич-нике»  
  Кульминация и контраст в музыке Повтор, контраст, вариационность - основные принципы разви-тия в народной музыке и в произведени­ях, сочинённых композиторами «Прелюдия №7» «Прелюдия №20» Шопен  
  Темповое развитие музыки Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слуша­телем постепен-но, в процессе разви­тия. «Утро» Григ, «В пещере горного короля» Э.Григ  
  Динамическое развитие музыки Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слуша­телем постепен-но, в процессе разви­тия. «Тихо - громко» Арсеева, «Во поле береза стояла». Чайковский, финал симфонии №4  
  Ладовое развитие музыки Повтор, контраст, вариационность - основные принципы разви-тия в народной музыке и в произведени­ях, сочинённых композиторами «Вальс», «Пьеса «Аллегретто» Шуберта  
    Коми народные инструменты.   «Веселые наигрыши» Я. Перепелицы, «Звучат чипса- ны»
    Урок в форме игры «Что? Где? Когда?» Музыкальный материал тем «Интонация» и «Развитие музыки»  
«Построение (формы) музыки» 4 четверть Апрель - май   «Построение (формы) музыки». Одночастная форма «Песня Сольвейг» Григ (гл. тема) «Пастушья песня» фр.н.п., Симфония №6 Шостаковича   - расширять музыкаль-ный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - участвовать в коллективном обсужде-нии учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - пониманию истоков музыки и ее взаимо-связи с жизнью; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать; - ценить отечественные народные музыкальные традиции; - накопление музыкально-слуховых представлений и воспитания художестве-нного вкуса; - внимательно слушатьмузыкальные фрагмен-ты и находить характер-ные особенности музыки в прозвучавших фрагментах; - определять и сравнивать характер, настроение в музыкаль-ных произведениях принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; - узнавать изученные музыкальные произве-дения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочине-ниям, явлениям, - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. - самостоятельно выполнять упражнения;  
  Двухчастная и трёхчастная формы «Песня Сольвейг» Григ, ««Ария Сусанина» М.И. Глинка, «Веселая. Грустная» Бетховена. «Неаполитанс-кая песенка» Чайковский  
  Форма Рондо «Классное рондо», «Рондо- марш», «Зачем нам выстроили дом» Кабалевского, «Спящая княжна» Бородин, Моцарт «Рондо в турецком стиле»  
  Форма Рондо  
  Вариации «Камаринская» р. н. п.,«Зачем нам выстроили дом», «Со вьюном я хожу», «Девичий хоровод» из балета «Конек - Горбунок  
  Сонатно- симфоничес-кая форма И. Дунаевский «Увертюра» к к/ф «Дети капитана Гранта». «Песенка о капитане»  
    П.И.Чисталев- композитор, музыковед. (РК)   «Коми му», «Скворушка», «Ижемские шали», «Шондибан».  
  Проверочная работа по теме «Построение (формы) музыки». Музыкальный материал темы.  
4 класс
«Музыка русского народа» 1 четверть Сентябрь-октябрь   Проблемный контекст уроков: - Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особен­ности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси. -Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общ­ность тем, сюжетов, образов, приё­мов развития. - Русские народ­ные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов. - Обобщение первоначаль­ных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструменталь-ного, вокально- инструменталь-ного музицирования   «Музыка русского народа» «Гимн России» сл. Михалкова муз. Алексан-дрова, «Вниз по матушке по Волге» р. н. п. «Походная песня»   - умение работать с учебником по музыке; проявлять личностное отношение при восприятии музыкаль-ных произведений, эмоциональную отзывчивость; - пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека. - узнавать на слух основную часть произведений; - ориентироваться в музыкально- поэти-ческом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профес-сиональной музыки; - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропе-вание мелодии, проникнуться чувством сопричаст-ности к природе, добрым отношением к ней. - знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты народа Коми; определять на слух звучание народ-ных инструментов; - различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их харак-терные особенности; - знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники; сопоставлять народные и профес-сиональные инстру-менты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса - внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особе-нности музыки в прозвучавших фрагментах; - определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; - узнавать изученные музыкальные произ-ведения, выказывать свое отношение к различным музы-кальным сочинениям, явлениям, эмоцио-нально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление; - принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информа-ции, выраженной в звуках; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкаль-ной речи в пении, движении, игре на инструментах; - самостоятельно выполнять упражнения; - видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различ-ных явлениях жизни; - узнавать музыкаль-ные инструменты по изображениям, участ-вовать в коллектив-ном пении, вовремя начинать и закан-чивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
  Особенностирусских народных песен. «Вниз по матушке по Волге» р, н.п,, Вариации на тему «Вниз по матушке...» Даргомыжского«Походная песня» Бойко  
  Виды русских народных песен (застольные, лирические). «Тонкая рябина» р. н. п, Вариации на тему «Тонкая рябина», Главная мелодия 1 части Концерта №3 С.Рахманинова  
  Плясовые, частушки «Светит месяц» «Плясовые наигрыши» «Частушки» Викторов «Озорные частушки» Р. Щедрин  
  Солдатские, трудовые. «Эй, ухнем», «Урожайная» из к/ф «Кубанские казаки» Дунаевского, «Солдатушки, бравы ребятушки»  
  Революцион-ные народ-ные песни. «Вставайте, люди, русские» из кантаты «Александр Невский» Прокофьев. «Смело, товарищи, в ногу»  
  Связь русской народной музыки с ком-позиторской музыкой. Фрагмент из поэмы «Василий Теркин» Твардовского, «Солдатушки, бравы ребятушки»  
  Музыкальнаявикторина Музыкальный материал темы «Музыка русского народа»  
  Обобщающийурок по теме «Музыка рус-ского народа» Ария Сусанина, Хор «Славься» из оперы«Иван Сусанин» Глинка  
Музыка коми народа 2 четверть Ноябрь- декабрь   Введение в тему «Музыка коми народа»   «Уна нывъяс чукортчисны» коми н.п., «Танец оленеводов из балета «Яг-морт» Я.Перепелицы, Лысенко «Милый север мой»
  Песни старины народа коми (бытовые, лирические)   «Алая ленточка» Чисталева, «Утренняя заря», «Однажды бывает» Савина
  Обрядовые коми песни, частушки.   «Кукушка», «Ты о чем, девица, плачешь?», «Шонды баной оломой»
    Детские коми народные песни, колыбельные.   «Руй, руй», «Бобо, бобо», «Козйо, козйо»- коми народные песни
  Детские песни коми композиторов   Вавилова «Песня о Сыктывкаре», «Бабушкин подарок», Чисталев «Скворушка», «Коми земля», Осипов, «Ручеек», Дегтярев «Оленек»
  Творчество коми композиторов   Осипов «Ручеек», Я.Перепелица, фрагменты из балета «Яг-морт», «Деревенька моя».
  Музыкальная викторина   Музыкальный материал темы «Музыка коми народа
Между музыкой разных народов мира и моего народа нет границ 2 полугодие январь-май   Проблемный контекст уроков: -Каждый народ имеет свой музы­кальный и разговорный (литератур­ный) язык. Богатство и многообра­зие музыкальной культуры разных стран и народов -Музыкальный язык интернацио­нален, понятен всем без перевода. Музыка - это язык, который выра­жает чувства и мысли людей. -Многообразие жанров, тем, сюже­тов и образов в народной и профес­сиональной музыке разных стран и народов. -Сходство и различие музыкально­го языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевро­пейской музыкой, музыкой других национальных школ. -Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка.   Введение в тему «Между музыкой разных народов мира и моего народа нет границ». «Молдовеняска»(молд. нар. танец), «Лезгинка» (груз. нар. танец), «Веснянка» (укр. нар.песня), Чайковский, финал Концерта №1  
  Музыка украинского народа. «Веснянка»(укр. нар. песня), «Ревёт и стонет Днепр широкий» Д.Крыжановс-кий, «Несе Галя воду» укр.нар.п.  
  Музыка белорусского народа. «Перепёлочка» бел. н.п., Вариации на тему «Перепёлочка», «Бульба» белор. н. п.  
  Музыка закавказских народов. «Лезгинка» грузинский танец, «Цыплята» Г. Гусейнли, «Колыбельная» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна  
  Музыка узбекского народа. «Русская пляска» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, «Мавриги» (узб.нар.песня-танец)  
  Музыка Прибалтики «Вей,ветерок» латыш.нар. песня. «Не смейте трогать голубой глобус»  
  Музыка Америки и Болгарии. «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Д.Гершвина, «Посадил полынь я» (болгарская народная песня), «Заход солнца» Э.Грига  
  Музыка Норвегии и Германии «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.Чайковского; «Утро» Э.Грига, р.н.плясовая «Камаринская». Л.Бетховен, «Вариации на русскую тему».  
  Музыка Венгрии и Чехии. «Чардаш» из оперы «Хари Янош» З.Кодая; «Полька» - чешская народная песня-танец  
  Музыка Италии. «Венецианская ночь» Глинка И. Дунаевский, «Летите,голуби» «Песня итальянских пионеров»  
    Музыка Австрии и Франции. «Пастушья песня» фр.нар. песня,В.Моцарт, «Вариации на французскую тему»В.Моцарт, «Рондо в турецком стиле»  
  Музыка Японии М.Блантер, «Катюша», «Вишня» -яп.нар.песня, Д.Кабалевский, «Вариации на японскую народную тему» «Японский журавлик»  
  Музыка Польши. Жаворонок» — польская народная песня; «Мазурка» №47, Прелюдии №7 и №20 Ф.Шопена  
    Ф.Шопен- польский композитор. Шопен, «Прелюдия №15», «Улица хмурится», «Песня утра, весны и мира» Кабалевского.  
  В.А. Моцарт- австрийский композитор. «Симфония №40» 1 ч., Моцарт, «Са ира!» (песня фр. революции), «Вы слышите голос детей» Кабалевского.  
  Л.В. Бетховен — немецкий композитор. Бетховен, фрагмент из сонаты№4, «Песня утра, весны и мира» Кабалевского.  
  Музыкальная викторина Музыкальный материал темы «Между музыкой разных народов мира и моего народа нет границ  
  Обобщающий урок по курсу «Музыка»  
                 

 

Date: 2015-08-06; view: 1702; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию