Дата,
наиме- нование раздела (темы)
| №
уро
ка
| Тема урока
(Проблемный контекст урока)
| Музыкальный материал
| Этно-культурная составляющая
| Предметные умения
|
1 класс
|
«Звучащий образ Родины»
1 четверть
Сентябрь - октябрь
|
| «Музыка в окружающей жизни»
Песни об осени, о школе, о первоклассниках
| Кабалевский «Школьные годы, «Первый класс», М.Красев «Падают листья», «Песня о школе»
| | -Передавать настроение в музыке о школе и детях, об осени.
-Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека.
|
| «Звучащий образ Родины» (дом, земля-кормилица, матушка-Россия)
| А.Александров сл.С.Михалкова «Гимн России». «Во поле березонька стояла» (р. н. п); В.Баснер «С чего начинается Родина»; Струве Г. «Моя Россия»
|
| -Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая и исполняя музыку -Находить интонации для характеристики слов и выражений.
|
| «Колыбельная песня»
(колыбельность - начало познания музыки и жизни)
| Русские народные и композиторские колыбельные песни (презентация)
|
| -Выявить музыкальные интонации из речевой праосновы.
-Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.
|
| «Родные корни, родной музыкальный язык»
(интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок)
|
| «Звучат чипсаны»,«Коми частушки»,«Веселые наигрыши» Я.Перепелица, «Козйо, козйо», «Оленек»,«Северные пимы» Мастеница
| -Знать названия коми нар. инструментов и уметь различать их по тембру.
-сопоставлять народные
и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
|
| «Родные корни, родной музыкальный язык»
(интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок)
|
| Я.Перепелица фрагменты из балета «Яг- Морт», Вавилина «Что такое Родина?»
| -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах - ориентироваться в му-зыкально-поэтическом творчестве, в много-образии музыки родного края, сопос-тавлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
|
| «Былина» Былинность как художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время.
| Былины «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле», М.Глинка «Первая песня Баяна».
|
| -Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий.
-Проникновение в понятие «музыкально- поэтическое» через прикосновение к жанру былины.
|
|
| «Русские народные инструменты» познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).
| Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).
|
| -Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению
-передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах
-Знать названия р.н.инструментов и уметь различать их по тембру.
-сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.
|
| «Русские народные инструменты»
|
|
| «В мире сказочных мелодий русских композиторов. Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне.
| А. Лядов «Кикимора», Сказание о кикиморе, Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок».
|
| -Учатся слушать и слышать музыку
-Передавать настроение музыки
и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении
-Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке
|
«Как можно услышать музыку»
2 четверть ноябрь - декабрь
|
| Идем в поход. Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.
| Лядов «Колыбельная Кикиморы», «Ежик» (пьеса), «Песня про ежика»,«Падают листья» М.Красева,муз. Гр.Фрида, сл. А.Бродского «Ветер».
|
| -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
|
| Музыкальные краски осени Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне.
| А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром «Осень» «Осенняя песня» П.Чайковского, песня про осень
|
| -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; эмоционально
-откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке
-выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
|
|
| «Складываем, сказываем, сочиняем…» Музыкальная сказка Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.
| Играем в сказку «Дед и репка»
|
| -участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; -откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. -исполнять, инсценировать песни.
|
|
| Поход в музыкальный зоопарк. Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.
| К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).
|
| -Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц. -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
|
|
| Детская жизнь, подслушанная и отражённая композиторами в своих произведениях Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями,проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми
| «Песня о цирке». «Я по ступень-кам поднимусь» - распевка. «Чудесные артисты». «Клоуны» Д.Кабалевского
| Детские песни коми композиторов
| -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении -участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
|
|
| Детская жизнь в произведе-ниях компози-торов. Идём в концертный зал Дом и музыка композитора.
Биографические заметки: детство, черты личности, учителя, мысли о музыке и жизни.
Почему мы любим Чайковского.
| П.Чайковский, «Детский альбом»
| Детские песни коми композиторов
| -выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; -эмоционально откликнуться на музы-кальное произведение и выразить свое впечат-ление -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
|
|
| «Сказку сказываем…» (создание музыкально-звуковой картины) Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека
| Чайковский, «Зимнее утро» из «Детского альбома», попевка «У оленя», «Вальс», «Зимушка - зима», новогодние песни
|
| -Передавать настроение музыки и его измене-ние: в пении, музыкально-пластическом движении;
-наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
|
«Что может музыка»
3 четверть
Январь - март
1.
| 1
| «Что может музыка» Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека.
| П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).
| Песни коми композиторов
| -выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художественного вкуса
|
| Зима в музыке Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни.
| А.Вивальди «Зима» (из цикла «Време-на года»), Р.Шуман «Дед Мороз».
|
| -эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
|
| Музыка и движения Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм.
| Р.Шуман «Смелый наездник», «Кавалерий-ская» «Игра в лошадки»
|
| -откликаться на характер музыки пластикой рук, ритми-ческими хлопками. -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
|
| Где живут ноты Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм.
| В.Герчик, сл.Н.Френкеля «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».
|
| -выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.
|
| Музыка передаёт характер сказочных героев Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке.
| В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданско-го, Презентация «Страшные сказки»
| Блинникова, Сюита «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
| -использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;-определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
|
|
| Русские обряды – Масленица Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни, сочинение песенки для мамы.
| Русские народные песни «Весна-красна», «Едет Масленица», «Блины»
|
| -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении -ценить отечествен-ные народные музыкальные традиции;
|
| Природа просыпается. Весна в музыке Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними.
| Э.Григ, «Весной». П.Чайковский, «Март», «Апрель» из «Времён года»
|
| -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; -пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека.
|
| Музыка и стихи о маме, бабушке. Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.
| «Глупый поросенок», «Из бабушкиных воспоминаний», оркестр «Семеновна» «Песня про маму», «Песня про бабушку».
|
| -ценить отечественные народные музыкальные традиции; -пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека.
|
| Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни.
| Пение птиц. «Воробьиная песня» «Утиные истории», «Танец утят»
|
| -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; -участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
|
«Как можно услышать музыку»
4 четверть
Апрель - май
|
| В детском музыкальном театре (балет) Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека.
| Фрагменты из балета П.И.Чайковско-го «Щелкунчик»
|
| -проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
|
| В детском музыкальном театре (опера) Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем.
| Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят», В.Савельев «Мир, в котором ты живешь»
|
| -приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
|
| Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония) Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.
| С.Прокофьев «Петя и волк» - слушание сказки, Б.Савельев «Мир, в котором ты живешь»
|
| -приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. -участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
|
| Легко ли стать музыкантом? В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что такое музыка, музыкант.
| И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементье-ва, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».
|
| -пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека. -проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
|
|
| Музы не молчали… В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям.
| Александров «Священная война». Тухманов «День победы». Г.Струве «Моя Россия»
| Песни о РК, о Сыктывкаре.
| -ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
|
| На концерте. Музыкальная прогулка по выставке Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем.
| М.Мусоргский, цикл «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Баба Яга», «Балет невылупивших-ся птенцов»)
|
| -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
|
| Что значит услышать музыку? Цель: обобщение темы года.
| А.Вивальди, Концерт для скрипки с оркестром «Весна». Слушание и пение по выбору учащихся и учителя
|
| -внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
|
| Резервный урок.
|
|
|
|
2 класс
|
«Три кита в музыке - песня, танец, марш.»
1 четверть
Сентябрь - октябрь
|
| Музыка вокруг нас Композитор, исполнитель, слушатель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизывающая музыкальные занятия в начальной школе.
| «Марш» С.Прокофьев, «Итальянская полька» С. Рахманинов, «Колыбельная» А.Лядова, сл. нар. «Во поле береза стояла», «Песня о крокодиле»
|
| -Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре, на «трёх китов» - песню, танец и марш. - расширить музыкаль-ный кругозор и получить общие пред-ставления о музыкаль-ной жизни современ-ного социума; - участвовать в коллек-тивном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - узнавать на слух основную часть произ-ведений; - определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; - исполнять, инсцениро-вать песни.
- передавать настроение музыки в пении; - эмоционально откликнуться на музы-кальное произведение и выразить свое впечатление; - узнавать изученные музыкальные произ-ведения, выказывать свое отношение к различным музы-кальным сочинениям, явлениям;
-выразительно испол-нять песню и сос-тавлять исполнитель-ский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разго-воры» различного характера.
- приобретать (моделировать) опыт музыкально- твор-ческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
- узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участ-вовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
- участвовать в коллек-тивной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; - умение работать с учебником по музыке;
- пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека.
|
| Марш. Виды марша. Создать условия для понимания основных харак-теристик марша, как музыкального жанра. Познакомить с жизненными ситуациями, где звучит марш.
| «Встречный марш» Чернецкий, «Футбольный марш» Блантер, «Марш деревянных солдатиков» Чайковский. «Песня о крокодиле»
|
|
|
| Разнообразие маршевой музыки. Создать условия для овладения элементарными понятиями о средствах муз. выразительности на примере трех вариантов маршей.
| «Три варианта марша» Кабалевский, «Марш» Шостакович, «Песня о крокодиле»
«Уж, как шла лиса» р.н.п
|
|
| Танец. Вальс и полька. Создать условия для понимания основных характеристик танца
| «Вальс» из балета «Спящая красавица», «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Веселый музыкант» Филиппенко.
|
|
| Разнообразие танцевальной музыки. Создать условия для овладения способами отличия танцевальной музыки от другой музыки
| «Вальс-шутка» Шостакович, «Танец бегемота» Кабалевский, «Камаринская» рус. нар. п. «Веселый музыкант» Филиппенко
|
|
| Песня. Создать условия для понимания того, что песня всегда мелодия, а мелодия - важнейшая часть всякой музыки («душа музыки»), в том числе, и танцевальной и маршевой.
| «Дон-дон», «Колыбельная» Гладкова, «Сурок» Бетховена.
|
|
| Колыбельные песни (РК)
|
| «Руй-руй», коми народные песни на выбор учителя
|
| Киты встречаются вместе Развитие слуха, памяти, ритмического чувства, выработка исполнительских навыков в опоре, на «трёх китов» - песню, танец и марш.
| «Пусть всегда будет солнце» Островского, «Танец с кубками» Чайковского, Веселый музыкант» Филиппенко.
|
|
|
| Музыкальная викторина на тему «Три кита в музыке…» Самостоятельное узнавание, определение учащимися трёх типов музыки. Восприятие особенных черт и разновид-ностей песен, танцев и маршей на основе разно-образных форм исполнительской деятельности.
| Музыкальный материал четверти.
|
|
«О чём говорит музыка?»
2 четверть ноябрь - декабрь
|
| Умеет ли разговаривать музыка? Создать условия, что бы учащиеся глубже и тоньше почувствововали жизнь, познали внутренний мир человека.
| «Веселая.Груст-ная» Бетховена. «Марш» Бетховена. «Перепелочка» б. н. п.
Г.Струве, «Пестрый колпачек»
|
| - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; -проявлять личностное отношение при восприятии музыкаль-ных произведений, эмоциональную отзывчивость; - понимать истоки музыки и ее взаимосвязи с жизнью; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать; - понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения; воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; - определять и сравни-вать характер, настро-ение в музыкальных произведениях; - эмоционально отклик-нуться на музыкальное произведение и выразить свое впеча-тление внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особен-ности музыки в прозву-чавших литературных фрагментах; - передавать настроение музыки в пении; - откликаться на харак-тер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. - передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; - принимать участие в элементарной участво-вать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; - ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов; - самостоятельно выполнять упражнения.
|
| Что выражает музыка? Создать условия для того, что бы учащиеся почувствовали в произведениях, которые они исполняют, различные настроения и чувства.
| «Веселая. Груст-ная» Бетховен, «Дон-дон», «Звонкий звонок»,попевки «Перепелочка» б. н. п.
|
|
| Может ли музыка нарисовать портрет человека? Как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу, мужество, нежность, мягкость, серьезность и веселость.
| Три подружки», «Плакса», «Злюка», «Резвушка», «Монтер»,
|
|
|
| Может ли музыка что-нибудь изображать? Музыка изобра-жает различные звуки и шумы, (пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.).
| «Мы шагаем», «Полюшко» Книппер, «Попутная песня» Глинка, «Карусель», «В новогоднем лесу» Варламов
|
|
|
| Что изображает музыка? Музыка изобра-жает различные звуки и шумы, (пение птиц, эхо, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.).
| «Труба и барабан», «Монтер» Кабалевский, «Карусель», «Носорог» Арсеев, «В новогоднем лесу» Варламов
|
|
| Может ли музыка нарисовать картину природы? Музыка изображает различные состояния природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.), движение времени, краски.
| «Утро в лесу», «Вечер» Салманов, «Березки» «В новогоднем лесу» Варламов
|
|
| Коми композиторы детям (РК)
| П.Чисталев, «Скворушка», Я.Перепелица «Шанежки», «Клянемся тебе, музыка»
|
|
Куда ведут нас «три кита».
3 четверть
Январь - март
|
| Куда ведут нас «три кита»? Путь введения в оперу, балет, симфонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм.
| «Семеро козлят» - хор из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебеди-ное озеро» Чайковского, музыкальная сказка на новый лад «Волк и семеро козлят»
|
| - расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума; - умение работать с учебником по музыке;
- участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерс-кие жесты; - узнавать на слух основную часть произведений;
- пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека.
- осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. – накопление музыкально-слуховых представлений и воспитания художе-ственного вкуса - обогащению индивидуального музыкального опыта;
- узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, - определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информа-ции, выраженной в звуках;
-выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
|
|
| Куда ведет нас песня? Общее и различное в характере песен, танцев и маршей из опер, симфоний.
| Темы козлят из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Во поле береза стояла» р.н.п., Симфония №4 Чайковский
|
|
| Куда ведет нас песня? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, симфоний, концертов.
| Колыбельная мамы Козы из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Наш край» Кабалев-ского, 2-я часть концерта №3 для ф-но с оркестром
|
|
| Куда ведет нас танец? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов.
| «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома», «Неаполитанс-кий танец» из балета «Лебединое озеро» Чайковского
|
|
| Куда ведет нас танец? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.
| «Уж как по мосту, мосточ-ку» - р.н.п., и хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского
|
|
| Куда ведет нас танец? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из балетов.
| «Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьева, «Самая хорошая»
|
|
| Куда ведет нас марш? Общее и различное в характере песен, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.
| Тема Малыша и «Воинственный марш» из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля, «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе, «Марш» из балета «Щелкунчик» Чайковского, «Марш из 2-й части Симфонии №2 П.Чайковского
|
|
|
| Куда ведет нас марш? Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, балетов, симфоний, концертов.
|
|
| Закрепление темы «Куда ведут нас три кита?» Активное привлечение различных форм музыкальной деятельности детей с использованием элементов театрализации музыкальных произведений. Взаимосвязь характера музыки с характером её исполнения.
| Темы и сцены из 2-го действия из детской оперы «Волк и семеро козлят» Коваля
|
|
| Урок в форме игры «Что?Где? Когда?»
| Музыкальные произведения по темам «О чем говорит музыка?», «Куда ведут нас три кита?»
|
|
Что такое музыкальная речь?
4 четверть
Апрель - май
|
| Музыкальная речь как выразитель образного содержания музыки. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художественном образе.Постиже-ние своеобразия каждого музы-кального произведения через особен-ности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполни-тельской деятельности.
| «Марш мальчишек» из оперы «Кармен» Бизе, «Зайчик дразнит медвежонка» Кабалевского, «Сурок» Бетховена, «Кот в сапогах и белая кошечка» Чайковский, «Веселая, грустная» Бетховен
|
| - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижер-ские жесты;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
- различатьтембры музыкальных инструментов; узнавать на слух основную часть произведений;
- знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники; накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художест-венного вкуса,
- сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. определять названия профес-сиональных инструментов, выразительные и изобразительные возможности этих инструментов, - внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особен-ности музыки в прозвучавших фрагментах;
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
- исполнять, инсценировать песни.
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- узнавать музыкальные инструменты по изображениям, участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
|
|
|
| Музыкальные формы. Знакомство с простейшими музыкальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприятия.
| «Веселая, грустная» Бетховен, «Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро», «Неаполитанс-кая песенка» из «Детского альбома» Чайковского, «Перепелочка» бел. нар. песня, «Игра в гостей» Кабалевский,
|
|
|
| Песенный, танцевальный, маршевый характер музыки. Постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, динамики, фактуры, лада, ритма, регистра, тембра и т.д. и опыт собственной исполни-тельской деятельности.
| «Игра в гостей» Кабалевский, «Первая утрата» Шуман, «Вроде вальса» Мясковский,
«Тема и вариация на марш Дресслера» Бетховен.
|
|
| Тембр – средство музыкальной выразитель-ности. Выразительные возможности русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
| Симфоническая сказка «Петя и волк», Прокофьев.
|
|
|
|
| Песни-байки, песни-сказки» (РК)
|
| «Бобо-бобо», «Катша-катша», «Пляшет-пляшет зайчик»
|
| Обобщающий урок по теме «Что такое музыкальная речь»
| Музыкальный материал по выбору.
|
|
3 класс
|
Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцеваль-ность и маршевостъ
1 четверть
Сентябрь - октябрь
|
| Песенность, танцеваль-ность, маршевость
Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности.
| «Ночь», «Золотые
рыбки», «Царь
Горох» из балета
«Конёк-Горбунок»,
Р.Щедрина, «Мы-
третьеклассники»,
«Скворушка
прощается»
Т.Попатенко,
«Полонез»
Ф.Шопена
|
| - расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - участвовать в коллек-тивном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учеб-ной задачи; - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - проявлять личностное отношение при воспри-ятии музыкальных произведений, эмоциональную отзыв-чивость; - пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека, - выявлять характерныеособенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - узнавать на слух основную часть произ-ведений; - ориентироваться в музыкально- поэтичес-ком творчестве, в многообразии музы-кального фольклора России, в том числе родного края, сопос-тавлять различные образцы народной и профессиональной музыки; - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней. - реализовывать творческий потен-циал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; - обогащению индиви-дуального музыкаль-ного опыта; -внимательно слушатьмузыкальные фрагмен-ты и находить харак-терные особенности музыки в прозвучавших фрагментах; -определять и сравни-вать характер, настро-ение в музыкальных произведениях эмоционально откликнуться на музы-кальное произведение и выразить свое впечатле-ние, - определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок -передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. -использовать музы-кальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
|
| Песенность в
Инструмен-тальной музыке.
Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
| «Ночь» из балета
«Конёк-Горбунок»
Р. Щедрин,
«Утро» из сюиты
«Пер Гюнт»Э. Григ
|
|
| Песенность в
вокальной
музыке. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
| «Ария Ивана
Сусанина» из
оперы «Иван
Сусанин» Глинка,
«Скворушка
прощается»
Т.Попатенко.
|
|
| Танцеваль-ность в
Инструмен-тальной музыке. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
| «Мы — девочки»,
«Золотые рыбки»
из балета «Конёк-
Горбунок»
Р.Щедрин,
«Арагонская хота»
Глинка, «Дружат
дети всей земли»
|
|
| Танцеваль-ность в
вокальной
музыке. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
| «Песня Сольвейг»
из сюиты «Пер
Гюнт» Э,Григ,
«Арагонская хота»
Глинка
|
|
| Маршевость в инструмен-тальной музыке Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
| «Мы - мальчики». «Царь Горох» из балета «Конёк- Горбунок» Р. Щедрин, «Пятая симфония» Бетховена (мелодия из 3-й части)
|
|
| Маршевость в вокальной музыке Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
| «Мы - мальчики», «Мир похож на цветной луг» В.Шаинского
|
|
|
| Сочетание песенности, танцеваль-ности и маршевости.
Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
| «Марш Тореадора» Ж. Бизе «Прелюдия №7» «Прелюдия №20», «Полонез» Шопена
|
|
| Песенность, танцеваль-ность, маршевость в музыке коми народа.
| «Скворушка» (музыка П.Чисталёва, слова П.Образцова), фрагменты из балета Я.Перепелицы «Яг- Морт», «Козйо. козйо», «Доли-шели», «Уна нывьяс чукортчисны» — коми н.п.
|
Интонация
2 четверть ноябрь - декабрь
|
| Музыкальная и речевая
интонации.
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.
| «Кто дежурные»
Кабалевского,
«Болтунья» С.
Прокофьев,
«Барабан», Д.Кабалевский
«Кузнец» Арсеева
|
| - наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; размышлять об истоках возникновения музы-кального искусства; - участвовать в коллек-тивном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи;
- пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека -воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
-узнавать на слух основную часть произведений; - принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. - использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
- найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; - ориентироваться в нотном письме как графическом изображении типичных интонационных оборотов;
|
| Музыкальная и речевая
интонации. Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи.
|
|
| Зерно-
интонация Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.
| «Перепёлочка» бел.нар. песня,
«Три подружки»
Кабалевский,
«Пятая симфония»
Бетховен
|
|
| Выразитель-ные и изо-бразительные интонации. Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности.
| Примеры выра- зительных и изобразитель-ных интонаций, «Доброе утро», «Кукушка», фрагменты из оперы «Золотой петушок» Римского- Корсакова
|
|
| Выразительные и изобрази-тельные интонации. Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразительности.
|
|
| Юмор и шутка в музыке. Формирование умений учащихся петь знакомые, наиболее простые по мелодике и ритму попевки и песни с ориентацией на нотную запись.
| «Котенок и щенок» «Вальс -шутка» Шостаковича, «Вальс -шутка» Лядова, новогодние песни
|
|
|
| Урок-концерт. Формирование умений учащихся петь знакомые, наиболее простые по мелодике и ритму попевки и песни с ориента-цией на нотную запись.
| Исполнение, повторение новогодних песен
|
|
Развитие музыки
3 четверть
Январь - март
|
| Развитие музыки
Приёмы испол-нительского и композиторского развития в музыке.
| «Почему медведь зимой спит» Книппер, «Петя и волк» симфоническая сказка С.Прокофьева (развитие темы Пети)
|
| - расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума; - умение работать с учебником по музыке; - участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты, -воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, уметь внимательно слушать; -проявлять личностное отношение при восприя-тии музыкальных произ-ведений, эмоциональ-ную отзывчивость; -ценить отечественные народные музыкальные традиции; -реализовывать творческий потенциал, осуществляя собствен-ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; - знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты народа Коми; -определять на слух звучание народных инструментов; -накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художест-венного вкуса - сопоставлять народные и профессио-нальные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. -определять и сравнивать характер, настроение в музыкаль-ных произведениях; - внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших фрагментах; - узнавать изученные музыкальные произве-дения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям, - передавать настроение музыки в пении; - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - самостоятельно выполнять упражнения;
|
| Средства музыкальной выразитель-ности Средства музыкальной выразительности:мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
| «Игра в слова», «Почему медведь зимой спит» Книппер, «Петя и волк» (развитие тем птички и утки)
|
|
|
| Тембр -окраска звука «Зерно-интонация», тема и её развитие в музыкальном произведении.
| «Игра в слова», «Петя и волк» (развитие тем кошки, волка, дедушки)
|
|
| Жанровое развитие музыки Композиторы выражают в своих произве-дениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому
| «Купание в котлах» из балета «Конек- Горбунок» Р.Щедрина, «Песня о погранич-нике»
|
|
| Кульминация и контраст в музыке Повтор, контраст, вариационность - основные принципы разви-тия в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами
| «Прелюдия №7» «Прелюдия №20» Шопен
|
|
| Темповое развитие музыки Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепен-но, в процессе развития.
| «Утро» Григ, «В пещере горного короля» Э.Григ
|
|
| Динамическое развитие музыки Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепен-но, в процессе развития.
| «Тихо - громко» Арсеева, «Во поле береза стояла». Чайковский, финал симфонии №4
|
|
| Ладовое развитие музыки Повтор, контраст, вариационность - основные принципы разви-тия в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами
| «Вальс», «Пьеса «Аллегретто» Шуберта
|
|
|
| Коми народные инструменты.
|
| «Веселые наигрыши» Я. Перепелицы, «Звучат чипса- ны»
|
|
| Урок в форме игры «Что? Где? Когда?»
| Музыкальный материал тем «Интонация» и «Развитие музыки»
|
|
«Построение (формы) музыки»
4 четверть
Апрель - май
|
| «Построение (формы) музыки». Одночастная форма
| «Песня Сольвейг» Григ (гл. тема) «Пастушья песня» фр.н.п., Симфония №6 Шостаковича
|
| - расширять музыкаль-ный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума; - участвовать в коллективном обсужде-нии учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; - пониманию истоков музыки и ее взаимо-связи с жизнью; - воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать; - ценить отечественные народные музыкальные традиции; - накопление музыкально-слуховых представлений и воспитания художестве-нного вкуса; - внимательно слушатьмузыкальные фрагмен-ты и находить характер-ные особенности музыки в прозвучавших фрагментах; - определять и сравнивать характер, настроение в музыкаль-ных произведениях принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; - узнавать изученные музыкальные произве-дения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочине-ниям, явлениям, - выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. - самостоятельно выполнять упражнения;
|
| Двухчастная и трёхчастная формы
| «Песня Сольвейг» Григ, ««Ария Сусанина» М.И. Глинка, «Веселая. Грустная» Бетховена. «Неаполитанс-кая песенка» Чайковский
|
|
| Форма Рондо
| «Классное рондо», «Рондо- марш», «Зачем нам выстроили дом» Кабалевского, «Спящая княжна» Бородин, Моцарт «Рондо в турецком стиле»
|
|
| Форма Рондо
|
|
| Вариации
| «Камаринская» р. н. п.,«Зачем нам выстроили дом», «Со вьюном я хожу», «Девичий хоровод» из балета «Конек - Горбунок
|
|
| Сонатно- симфоничес-кая форма
| И. Дунаевский «Увертюра» к к/ф «Дети капитана Гранта». «Песенка о капитане»
|
|
|
| П.И.Чисталев- композитор, музыковед. (РК)
|
| «Коми му», «Скворушка», «Ижемские шали», «Шондибан».
|
|
| Проверочная работа по теме «Построение (формы) музыки».
| Музыкальный материал темы.
|
|
4 класс
|
«Музыка русского народа»
1 четверть Сентябрь-октябрь
Проблемный контекст уроков:
- Богатство содержания русских народных песен, их жанровое многообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особенности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
-Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общность тем, сюжетов, образов, приёмов развития.
- Русские народные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
- Обобщение первоначальных представлений и знаний о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Формирование на этом материале умений и навыков хорового, ансамблевого, инструменталь-ного, вокально- инструменталь-ного музицирования
|
| «Музыка русского народа»
| «Гимн России» сл. Михалкова муз. Алексан-дрова, «Вниз по матушке по Волге» р. н. п. «Походная песня»
|
| - умение работать с учебником по музыке; проявлять личностное отношение при восприятии музыкаль-ных произведений, эмоциональную отзывчивость;
- пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека. - узнавать на слух основную часть произведений;
- ориентироваться в музыкально- поэти-ческом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профес-сиональной музыки; - осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропе-вание мелодии, проникнуться чувством сопричаст-ности к природе, добрым отношением к ней. - знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты народа Коми; определять на слух звучание народ-ных инструментов; - различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их харак-терные особенности;
- знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники; сопоставлять народные и профес-сиональные инстру-менты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. - накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса
- внимательно слушатьмузыкальные фрагменты и находить характерные особе-нности музыки в прозвучавших фрагментах;
- определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
- узнавать изученные музыкальные произ-ведения, выказывать свое отношение к различным музы-кальным сочинениям, явлениям, эмоцио-нально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление; - принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
- использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информа-ции, выраженной в звуках;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкаль-ной речи в пении, движении, игре на инструментах; - самостоятельно выполнять упражнения; - видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различ-ных явлениях жизни; - узнавать музыкаль-ные инструменты по изображениям, участ-вовать в коллектив-ном пении, вовремя начинать и закан-чивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.
|
| Особенностирусских народных песен.
| «Вниз по матушке по Волге» р, н.п,, Вариации на тему «Вниз по матушке...» Даргомыжского«Походная песня» Бойко
|
|
| Виды русских народных песен (застольные, лирические).
| «Тонкая рябина» р. н. п, Вариации на тему «Тонкая рябина», Главная мелодия 1 части Концерта №3 С.Рахманинова
|
|
| Плясовые, частушки
| «Светит месяц» «Плясовые наигрыши» «Частушки» Викторов «Озорные частушки» Р. Щедрин
|
|
| Солдатские, трудовые.
| «Эй, ухнем», «Урожайная» из к/ф «Кубанские казаки» Дунаевского, «Солдатушки, бравы ребятушки»
|
|
| Революцион-ные народ-ные песни.
| «Вставайте, люди, русские» из кантаты «Александр Невский» Прокофьев. «Смело, товарищи, в ногу»
|
|
| Связь русской народной музыки с ком-позиторской музыкой.
| Фрагмент из поэмы «Василий Теркин» Твардовского, «Солдатушки, бравы ребятушки»
|
|
| Музыкальнаявикторина
| Музыкальный материал темы «Музыка русского народа»
|
|
| Обобщающийурок по теме «Музыка рус-ского народа»
| Ария Сусанина, Хор «Славься» из оперы«Иван Сусанин» Глинка
|
|
Музыка коми народа
2 четверть
Ноябрь- декабрь
|
| Введение в тему «Музыка коми народа»
|
| «Уна нывъяс чукортчисны» коми н.п., «Танец оленеводов из балета «Яг-морт» Я.Перепелицы, Лысенко «Милый север мой»
|
| Песни старины народа коми (бытовые, лирические)
|
| «Алая ленточка» Чисталева, «Утренняя заря», «Однажды бывает» Савина
|
| Обрядовые коми песни, частушки.
|
| «Кукушка», «Ты о чем, девица, плачешь?», «Шонды баной оломой»
|
|
| Детские коми народные песни, колыбельные.
|
| «Руй, руй», «Бобо, бобо», «Козйо, козйо»- коми народные песни
|
| Детские песни коми композиторов
|
| Вавилова «Песня о Сыктывкаре», «Бабушкин подарок», Чисталев «Скворушка», «Коми земля», Осипов, «Ручеек», Дегтярев «Оленек»
|
| Творчество коми композиторов
|
| Осипов «Ручеек», Я.Перепелица, фрагменты из балета «Яг-морт», «Деревенька моя».
|
| Музыкальная викторина
|
| Музыкальный материал темы «Музыка коми народа
|
Между музыкой разных народов мира и моего народа нет границ
2 полугодие январь-май
Проблемный контекст уроков:
-Каждый народ имеет свой музыкальный и разговорный (литературный) язык. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных стран и народов
-Музыкальный язык интернационален, понятен всем без перевода. Музыка - это язык, который выражает чувства и мысли людей.
-Многообразие жанров, тем, сюжетов и образов в народной и профессиональной музыке разных стран и народов.
-Сходство и различие музыкального языка русской музыки с музыкой ближнего зарубежья, западноевропейской музыкой, музыкой других национальных школ.
-Поиск интонационно-образных особенностей, характерных черт музыкального языка.
|
| Введение в тему «Между музыкой разных народов мира и моего народа нет границ».
| «Молдовеняска»(молд. нар. танец), «Лезгинка» (груз. нар. танец), «Веснянка» (укр. нар.песня), Чайковский, финал Концерта №1
|
|
| Музыка украинского народа.
| «Веснянка»(укр. нар. песня), «Ревёт и стонет Днепр широкий» Д.Крыжановс-кий, «Несе Галя воду» укр.нар.п.
|
|
| Музыка белорусского народа.
| «Перепёлочка» бел. н.п., Вариации на тему «Перепёлочка», «Бульба» белор. н. п.
|
|
| Музыка закавказских народов.
| «Лезгинка» грузинский танец, «Цыплята» Г. Гусейнли, «Колыбельная» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна
|
|
| Музыка узбекского народа.
| «Русская пляска» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, «Мавриги» (узб.нар.песня-танец)
|
|
| Музыка Прибалтики
| «Вей,ветерок» латыш.нар. песня. «Не смейте трогать голубой глобус»
|
|
| Музыка Америки и Болгарии.
| «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Д.Гершвина, «Посадил полынь я» (болгарская народная песня), «Заход солнца» Э.Грига
|
|
| Музыка Норвегии и Германии
| «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.Чайковского; «Утро» Э.Грига, р.н.плясовая «Камаринская». Л.Бетховен, «Вариации на русскую тему».
|
|
| Музыка Венгрии и Чехии.
| «Чардаш» из оперы «Хари Янош» З.Кодая; «Полька» - чешская народная песня-танец
|
|
| Музыка Италии.
| «Венецианская ночь» Глинка И. Дунаевский, «Летите,голуби» «Песня итальянских пионеров»
|
|
|
| Музыка Австрии и Франции.
| «Пастушья песня» фр.нар. песня,В.Моцарт, «Вариации на французскую тему»В.Моцарт, «Рондо в турецком стиле»
|
|
| Музыка Японии
| М.Блантер, «Катюша», «Вишня» -яп.нар.песня, Д.Кабалевский, «Вариации на японскую народную тему» «Японский журавлик»
|
|
| Музыка Польши.
| Жаворонок» — польская народная песня; «Мазурка» №47, Прелюдии №7 и №20 Ф.Шопена
|
|
|
| Ф.Шопен- польский композитор.
| Шопен, «Прелюдия №15», «Улица хмурится», «Песня утра, весны и мира» Кабалевского.
|
|
| В.А. Моцарт- австрийский композитор.
| «Симфония №40» 1 ч., Моцарт, «Са ира!» (песня фр. революции), «Вы слышите голос детей» Кабалевского.
|
|
| Л.В. Бетховен — немецкий композитор.
| Бетховен, фрагмент из сонаты№4, «Песня утра, весны и мира» Кабалевского.
|
|
| Музыкальная викторина
| Музыкальный материал темы «Между музыкой разных народов мира и моего народа нет границ
|
|
| Обобщающий урок по курсу «Музыка»
|
|
| | | | | | | | |