Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самодиагностика готовности к овладению профессией педагога дополнительного образования
Понимание образования как непрерывного динамического процесса актуализирует принципы сознательности и активности обучения и требует иной позиции обучающихся, позиции субъекта образовательной деятельности. Субъект образовательной деятельности должен уметь интегрировать накопленный педагогический опыт в соответствующую социокультуру и этнокультуру; определять цели и видеть перспективы педагогических воздействий на личность; адекватно целям осуществлять, анализировать, контролировать и оценивать условия, процесс и результат, вносить коррективы и прогнозировать перспективы совершенствования педагогической деятельности; осознавать и адекватно оценивать свои возможности в педагогической деятельности; анализировать состояние образования в целом, отдельных этапов, предвидеть изменения в системе образования в целом и в профессиональной педагогической деятельности, прогнозировать новые пути развития образования и самообразования. Для того чтобы грамотно прогнозировать, обеспечивать ход, контроль и коррекцию образовательного процесса, педагогу необходимо, в первую очередь, иметь четкие представления о профессиональной педагогической деятельности. Как правило, такая информация может быть получена в ходе психолого-педагогической подготовки будущих учителей. Однако среди студентов педагогических вузов уже имеется некоторая дифференциация в представлениях о себе как участнике образовательного процесса и личности учителя, причиной которой является специфика дневного и заочного отделений. Студенты-заочники старше студентов дневного отделения, как правило, имеют опыт работы от одного года до 8 и более лет. Благодаря накопленному социальному опыту у них сложилось более реалистичное, чем у студентов дневного отделения, представление о профессиональной педагогической деятельности, о своем месте в ней, о перспективах профессионального роста. Сложилась у студентов заочного отделения также определенная система профессиональной педагогической деятельности, у некоторых -индивидуальный стиль деятельности. Эти стереотипы могут как положительно, так и отрицательно влиять на приобретение нового опыта. Следовательно, в процессе профессионального обучения необходимо создать условия для адекватного осознания студентами заочного отделения себя как личности и субъекта профессиональной педагогической деятельности. По мнению психологов, в процессе самопознания учителем себя как профессионала и самоанализа своей практической деятельности происходит развитие профессионального самосознания учителя. Данные современных исследований свидетельствуют о снижении уровня профессионального педагогического самосознания. Очевидно, что студенту, будущему учителю начальной школы, для формирования педагогического самосознания необходимо овладеть системой знаний и практических умений в области самопознания. Самоанализ и самопознание происходит на основе психической рефлексивной деятельности, одной из форм которой является самодиагностика. Рассматривается самодиагностика в качестве составной части профессиональной педагогической деятельности. Это процедура, направленная на изучение и последующую коррекцию учителем особенностей собственной личности и деятельности с целью профессионального саморазвития. Самодиагностика как часть педагогической диагностики должна способствовать оптимизации образовательного процесса через «правильное определение результатов обучения», свести к минимуму возможность педагогической ошибки. Во время обучения в педагогическом вузе самодиагностика может быть направлена и на процесс овладения профессией педагога, и на процесс формирования готовности к профессиональной педагогической деятельности, и на процесс повышения уровня профессиональной педагогической компетентности у студентов, работающих по специальности. Методологической основой самодиагностики, на наш взгляд, является культурно-историческая теория развития высших психических функций. По мнению Л.С. Выготского, «...ребенок получает возможность разрешать практическую ситуацию применения орудий, не находящихся в непосредственном поле его восприятия; овладевает внешней ситуацией с помощью предварительного овладения собой и предварительной организации собственного поведения». Нам представляется возможным экстраполировать это утверждение и на другие возрастные группы, то есть отнести сказанное к целостному процессу овладения деятельностью, в том числе и профессиональной педагогической. Овладение собой как процесс самопознания, самовоспитания, саморазвития и организация собственного поведения студентами педагогического вуза является своего рода метадеятельностью по отношению к последующей профессиональной педагогической деятельности. В данном случае самодиагностика является тем «инструментом», благодаря которому будущий учитель осознает свойства собственной личности и особенности профессиональной педагогической деятельности, может учитывать их при решении задач, встающих перед ним в практической деятельности.[26]
Date: 2015-08-06; view: 916; Нарушение авторских прав |