Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационные структуры
ПРА'ЗДНИКА, объединение людей, совместно реализующих программу по подготовке и прове- дению художественных акций в группы с кон- кретными задачами. При подготовке и проведе- нии массового праздника, можно выделить в три подразделения: оргкомитет, творческая бригада (постановочная группа) и технические исполни- тели
Оргкомитет создается представителями власти (на уровне государства, области, города, села, конкретного предприятия) для проведения, как правило, крупномасштабных акций (фестивалей, Олимпийских игр, юбилеев районов предприятий и т. п.). В его состав входят председатель и его заместитель, лица, ответственные за рекламу, за организацию зрителя, за работу с гостями, за работу со спонсорами, за работ) транспорта, организацию питания и торговли, за безопасность и т. п.
Постановочная группа обеспечивает
художественно-творческую сторону праздника, театрализованного представления. Она
формируется из художественных руководителей. чьи коллективы заняты в нескольких эпизодах представления. В ее состав входит главный ре- жиссер с режиссерской группой (по количеству эпизодов представления), главный художник, главный балетмейстер, муз. руководитель, главный дирижер, главный хормейстер, реж-р по спорту, реж-р по пантомиме, реж-р по звуку, реж- р по кино, сценарист, ассистенты и помощники режиссера, директор, заведующий поста-
новочной частью. Каждый член постановочной группы формирует свою бригаду для выполнения поставленных перед ним задач: режиссер - группу помощников режиссера. директор - ад- министративную группу и т. п.
Технические исполнители, группа людей, выполняющая утилитарно-технические задания членов оргкомитета или постановочной группы. К ним можно отнести: секретаря-машинистку; художника выполняющего мелкие работы по заданию начальника штаба (оформление папок документации, режима работы штаба, написание небольших объявлений и т. д.); курьера, к-рый по заданию начальника штаба разносит документы по инстанциям, рабочих сцены, радистов, электриков и т.п.) и т. д.
Штаб (нем, Stab), определенное место, яв- ляющееся центром управления праздником. Он непосредственно осуществляет оперативную организационную работу в период подготовки и проведения: обеспечение участников реквизи- том, костюмами, конструкциями, а также орга- низацию репетиций, перевозку участников к месту проведения праздника и проч. Работа шта- ба протекает под руководством его начальника в непременном взаимодействии с членами оргко- митета и постановочной группой.
Состав каждого из подразделений зависит от конкретных условий и объема работы, поэтому он может быть расширен, или, наоборот: сужен Все подразделения работают в тесном контакте
О'РГАНЫ ЧУВСТВ нервные устройства служащие приемниками сигналов, информи- рующих об изменениях в окружающей среде и в организме чел-ка. Принято различать пять внеш. чувствительных систем - прение, слух, обаяние, вкус, кожную чувствительность, Фактически есть значительно большее их число: так, только воздействие на кожу вызывает ощущения давле- ния, боли, холода, тепла и пр. О. ч. состоят из рецепторов, нервных проводников и центров. Этим основным чувствительным системам соот- ветствуют выразительные средства видов ис- кусств. В массовом театрализованном действии, к-рое представляет собой синтез различных ху- дожественных и жизненных действий происхо- дит часто одновременное художественное воз- действие на различные органы чувства - музыка сочетается с живым действием, танец (движе- ние) рисует картины, дегустация включается о игровое действие и т. п.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ (< лат. originalis - пер- воначальный, первичный), 1) подлинный, непод- дельный. 2) Вполне самостоятельный, чуждый подражательности. 3) Своеобразный, странный 4) Эстетические объект и субъект, отличающиеся самобытностью, неповторимостью, проявляю- щейся в богатстве и своеобразии содержания и формы произведения иск-ва, в глубине и нестан- дартности эстетического восприятия мира, в
оценке и критической интерпретации явлений искусства. (О. жанр).
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ЖАНР, ряд необычных, достаточно редко встречающихся цирковых жанров
(мнемотехника, вентрология, звукоподражание), а также некоторые популярные цирковые жанры, исполняемы в цирке и на эстраде: пантомима, акробатический номер, воздушный полет, жонглеры, эквилибристика, партерные акробаты, клоунада, иллюзионный аттракцион, конно-спортивный номер. Специфика режиссуры О. ж. существенно отличается от смежных профессий на эстраде. Сценарий номера создается чаще всего в процессе его постановки, в самый момент работы с исполнителем. «Текст» номера О. ж. «пишется» на языке трюков. Толчком, к рождению замысла- как литературной канвы, так и режиссерского решения часто бывают творческие и технические возможности конкретного исполнителя. Т.о. режиссер О. ж. является одновременно и номера. и отдельных "трюков", и тренером: должен уметь мыслить эксцентрическими образами. Он должен не столько виртуозно владеть трюками, сколько уметь понять их логику, механизмы управления ими. В номерах О. ж. Внимание режиссера должно быть сосредоточено на соотношении трюка и образа, создаваемого артистом,
ОРКЕ'СТР (< rp. orchestra - площадка перед сценой в гр. театре), коллектив музыкантов, ансамбль (обычно 12 чел. и более), играющих на различных муз. инструментах и совместно исполняющих муз. произведение, написанное для данного инструментального состава, а также совокупность самих муз. инструментов, на к-рых участники коллектива. По коллективу исполнителей выделяются струнный, духовой и др.; по жанровому признаку эстрадный, джазовый, военный. О. народных инструментов (однородный, напр., бандуристов, и смешанный). 2) Место перед сценой в театре, где помещаются музыканты (оркестровая яма).
ОРФОГРА'ФИЯ МИЗАНСЦЕН, координация движения и слова на сцене. Виды взаимодействия движения и слова и правила их использования:
1) Движение на тексте партнера. На чужом тексте выгоднее актеру двигаться только тогда, когда хочется, чтобы текст первого воспринимался через движение второго, причем первый актер должен сознательно переводить внимание зрителя с себя на двигающегося, чтобы это внимание не раздваивалось между двумя объектами.
2) Движение на собственном тексте предполагает не столько двигаться на слове, сколько говорить на движении, потому что движение нельзя положить на канву слова, слово будет забито.
3) На стыке статики движения. При переходе от статики к дви
жению сначала движение делается постоянной величиной, а уж потом включается слово. Нельзя, остановившись, пытаться продолжать в том же ритме свою речь. Здесь делается небольшая пауза для физической перестройки до продолжения речи.(Законы сценические).
4) Реакции на событие. Виды реакции при восприятии значительного факта. отказ, устремление, торможение (Биомеханика)'. Чтобы у реакции исполнителя на какой-л. факт была пластическая перспектива, лучше, чтобы в момент восприятия важного события воспринимающий был не в стационарной, а в незаконченной позе, из к-рой возможен более неожиданный и богатый пластический выход (Геометрия мизансцены. Мизансцены монолога. Мизансцены толпы. Полуспинная мизансцена, спинная мизансцена. Пунктуация, Орфография мизансцен Мизансценическая рифма).
ОСВЕЩЕ'НИЕ МЕСТНОСТИ ЕС- ТЕ'СТВЕННОЕ. Естественное освещение ме- стности.
ОСВОБОЖДЕНИЕ МЫШЦ, Свобода мышц.
ОТКРЫТОСТЬ, 1) искренний, откровенный, выражающая прямоту и искренность. 2) Прямая связь (общение, непосредственный контакт) артиста со зрителем. Открытость эстрадного иск- ва - это открытость всего: иск-ва актера (создание образа открытым приемом, на глазах зрителей), принципов внеш. оформления, спосо- бов общения с публикой (обязательный учет ре- акции аудитории и. соответственно, большую. чем в театре, импровизационность). Для массо- вого театрализованного действа характерен при- ем открытой режиссуры, когда исполнители и реальные участники становятся сотворцами са- мого процесса художественного действия.
ОТКРЫТЫЙ МОНТА'Ж, один из видов технического монтажа; применяемый в театра- лизованных представлениях на стадионе с кру- говым расположением зрителей. О. м. характери- зуется тем, что переход от одной части представ- ления к другой, от эпизода к эпизоду выполняет- ся открыто, на глазах у зрителя. Монтажное пе- рестроение в этом случае должно быть ориги- нальным и смотреться как самостоятельно орга- низованное действие. (Закрытый монтаж).
ОТНОШЕНИЕ, 1) взаимное общение, связь между кем-н., образующаяся из общения на ка- кой-л почве (производственные О людей, дру- жеское О.) 2) Момент взаимосвязи всех явлении, категория в различных общественных науках - философии, социологии, экономике, психологии; различают общественные О., производственные О., нравственные О. и т. д. 3) (Психол.) субъек- тивная сторона отражения действительности, результат взаимодействия чел-ка со средой (фи- зической и социальной). Особый тип О. состав- ляют взаимосвязи между социальными общно- стями и их свойствами, возникающими в ходе совместной деятельности, О. можно квалифици-
решать соответственно сфере рассмотрения. Раз- личают: а) на уровне социальных общно-стей О. - классовые, национальные, групповые семейные; б) на уровне занятых в той или иной деятельностью' групп отношения
производственные, учебные, театральные; в) на уровне взаимосвязи людей в группах-О. межличностные; г) О. внутриличностные -напр., эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр. О. являются жизненной основой театрального и театрализованного действия. Они выражают оценку предлагаемых обстоятельств, сценического и праздничного действия. Выражение художественным способом своего О. к жизненным проблемам к праздничному событию является главной духовной задачей праздничного действия. В разработке сценария и режиссуре театрализованного действия следует точно определять какой тип О. отражается в данном эпизоде, в празднике в целом и выбирать соответствующие данному типу О.
выразительные средства. 4) (В театре) вос- приятие и взаимодействие актера с предметом таким образом, как если бы это был др. предмет (напр,, отнестись к куску газеты как к письму или к коробку спичек - как к лягушке и т. п.).
ОТЧУЖДЕНИЕ, Очуждение.
ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО, Де- коративное иск-во.
ОЦЕ'НКА, 1) определение цены кого-, чего-л. (напр., О. стоимости затрат на организацию праздника). 2) Установление степени, уровня, качества чего-н. (напр., О. уровня режиссуры праздник;!). 3) (Перен.) Мнение, суждение о цен- ности или значении кого-, чего-н. (напр., О. дея- тельности постановочной группы, оргкомитета, О. создавшееся положение. Оценка факта).
ОЦЕ'НКА ФАКТА, (в театре) в данную ми- нуту действия выраженное отношение (эмоцио- нальная реакция) актера (персонажа) к тому, что происходит на сцене, что является объектом внимания актера, при этом заранее известный факт актер воспринимает как неизвестный. Оценить факты и события пьесы, по Станислав- скому, значит, найти ключ для разгадки многих тайн "жизни человеческого духа" роли, найти в них скрытый внутр. смысл, степень их значения и воздействия, познать ту внутреннюю схему, к-рая определяет взаимоотношения людей.
Этапы актерского выстраивания О. ф.: 1) смена объектов внимания; 2) собирание признаков (от низшего к высшему), т. е. добывание, разыскивание, соединение, сопоставление примет, знаков, по которым можно узнать, определить какой-л. предмет, явление, действие, событие, поступок героев номера, сцены, спектакля; О. ф. - это зримое собирание признаков. 3) в момент установления высшего признака рожда- ется новое отношение и новая цель; 4) новая цель рождает новый рит.м, начинается новое действие, идет переход в следующее событие. Основное место О. ф. - на стыке умирания прежнего
события и развития нового. О. ф. может быть ожидаемой и неожиданной, мгновенной или бо- лее длительной. Если действие и/или отношение не изменяется, значит, О. ф. не произошло. Именно в оценках, т. е. в мотивировках цели, кроется идейное содержание сценического иск-ва, В театрализованном представлении оценить факт образно - это значит обнаружить в нем та- кую новизну, к-рая заставит зрителя иначе - глубже, взволнованнее - его воспринять, осмыс- лить и восчувствовать, это значит найти какие-л. сравнения, метафоры-2, гиперболы-2 или сопос- тавить его с со своей судьбой, с судьбой своих близких или находящихся сию минуту в зри- тельном зале. (Восприятие).
ОЧУЖДЕ'НИЕ, отдаление актера от созда- ваемого на сцене образа, в отличие от сиюми- нутного переживания в образе. Комплекс прие- мов в иск-ве (гротеск, парадокс и др.), целена- правленно используемый для того, чтобы до- биться художественного эффекта, при к-ром изо- бражаемое явление предстает не привычным, очевидным, знакомым, а новым, незнакомым, "чужим". Понятие "эффекта очуждения" введено в эстетику Б. Брехтом, разработавшим его в своей театральной теории эпического театра и во- плотившим в драматургической практике. По Брехту, О. вызвав у субъекта восприятия "удив- ление и любопытство" новизной угла зрения, рождает активную позицию по отношению к очуждаемой действительности. (Зонг),
ОЩУЩЕ'НИЕ, i) отражение свойств объек- тивной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга, исходный пункт познания мира. Виды О. многообразны: осязательные, зрительные, слуховые, обонятель- ные, вибрационные, тактильные и т. д. 2) (Перен.) переживание, чувство (О. страха, острое О. обиды).
П
ПА'ДУГА, часть одежды сцены, полотнище, горизонтально подвешенное на штанге к верху сцены. Несколько планов П. образуют своеоб- разный "потолок" над сценической площадкой, к- рый зритель видит из зала- Количество падуг определяется количеством софитов.
По месту использования различают: подзор - первая П. сцены, П. также называют декоративную ткань, перекрывающую в ярусных залах верхнюю часть зеркала сцены; П портальную - арлекин, к-рая оформляет зеркало сцены и является частью интерьера зрительного зала и должна согласовываться по цвету и фактуре с его архитектурой, а также с портальной кулисой, с антрактным раздвижным и подъемно- опускным занавесами; П.
еплановые, находящиеся на условной границе между планами сцены. По технологии изготовления различают П.- со смывом П., набранная из нескольких слоев плотной ткани и используется в пейзажных картинах, чтобы назойливо не лезть в глаза зрителям; П.- кроны, создающие иллюзию крон деревьев изготавливающиеся аппликационным методом на тюле; т е н т - П., имеющая жесткий каркас, благодаря этому может подвешиваться горизонтально и наклонно. Сам тент изготавливается способом аппликации на сетке или тюле. Благодаря своей ажурности, он хорошо высвечиваются световой аппаратурой и создают естественные блики на декорациях и актерах. (Техника сцены)
ПАМФЛЕ'Т (англ, pamphlet), вид фельетона в к- ром высказывание о каком-л. явлении (преимущественно социально-политическом) или лице дается в резкой сатирической форме.
ПА'МЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внеш. мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающие узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают П. произвольную и непроизвольную, непосредственную и
опосредованную. кратковременную и
долговременную Особые виды П: моторная (П. физических действии), аффективная или эмоцио- нальная П., образная и словесно-логическая.
ПА'МЯТЬ ФИЗИ'ЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (беспредметные действия), способность актера, не имея в руках никаких предметов, ощущая их лишь с помощью своего воображения, проделать физические действия так же. как если бы эти предметы были у него в руках Упражнения на П.Ф.Д. тренируют у актера наблюдательность, свободу мышц, развивают чувство правды и веру. П.ф.д. - один из принципов иск-ва пантомимы. Беспредметные действия часто становятся приемом эстрадной выразительности, виртуозное исполнение беспредметных действий может стать основой любого эстрадного номера.
ПА'МЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, Эмоцио- нальная память,
ПАНОРА'МА (< rp. pan - все и liofaina - вид), 1) вид пейзажной .живописи, чаше всего длинная картина больших размеров, помещаемая на стене специального круглого здания, в центре к-рого находится зритель. Благодаря разного рода вспомогательным средствам - освещению, звуко- вому оформлению, движущимся фигурам - дос- тигается иллюзия реального пространства по всему кругу горизонта. В 18 в. появляются разновидности П.: диорама - картины с объемным первым планом, охватывающие только часть круга горизонта; циклорама - длинные ленты с изображением, к-рое медленно перемещается
перед глазами зрителя; косморамы - где перво- начально демонстрировалось звездное небо. 2) Потешная П, (раек-1). 3) Панорамное кино - вид кинематографа, в к-ром фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки и проецируют с трех киноаппаратов на изогнутый экран больших размеров. 4) Часть одежды сцены, живописный изобразительный фон, движущийся по дорогам, установленным на дапьних планах сцены, позволяющий создавать иллюзию перемещения (движения) неподвижных предметов (или актеров), находящихся на первых планах. Для создания иллюзии движения вверх или вниз ис- пользуют вертикальную П. (Техника сцены).
ПАНТОМИ'МА (< rp. pantomimes, букв, -все воспроизводящий подражанием), 1) в Древнем Риме - танцевальная сцепа, передающая со- держание действия и эмоции персонажей при помощи мимики, жестов, пластики, без слов. 2) Мимическое представление без слов (принцип "беззастенчивого молчания"), разновидность театрального иск-ва, в к-ром основные средства создания образа - пластика, жест, мимика, те- лодвижение и телоположения; иногда сопровож- дается музыкой, ритмическим аккомпанементом и др. Язык П. позволяет создавать как пластиче- ские образы, так и ассоциативные обобщения, образы-са-мволы. В П. соотношение содержания и формы достигается наибольшего взаимопро- никновения по сравнению с каким-л. другим иск-вом. Иск-во П. отличается от иск-ва мима тем, что это театр безмолвия с декоративным обозначением места действия, где реальный предмет становится символом, знаком, а характеры и действия выражаются посредством пластики или физических действий, обобщенно или конкретно. В. Э. Мейерхольд говорил, что «в этих безмолвных пьесах... вскрывается для актеров и режиссеров вся сила первичных эл-тов театра: сипа.маски, жеста, движения и интриги»
Одна из особенностей П. - отточенность формы, четкость, графичность сценического ри- сунка, что, в свою очередь, отличает оригиналь- ный жанр в целом. П. строится на верном чувст- ве движения, основой к-рого является пластика в сочетании с темпо-ритмо.м. Но образность в П. должна преобладать над механическим воспро- изведением реальных человеческих действий. Здесь, как и в танце, необходимы художествен- ное обобщение, переосмысление жизненного материала, его переложение на язык иск-ва. Эмоциональному раскрытию образа, выражае- мому в пластике, помогает муз. драматургия и шумовое оформление. Разнообразие вырази- тельных средств рождает многообразие жанров П. (буффонада, трагедия, гротеск, лирико- философская драма, эпос, плакат, комедия, бур- леск, эксцентрика и др.). (Режиссер по панто- миме, Действие психофизические, Поза, Движе- ние, Пауза, Шумы).
ПАРА'Д, (фр. parade, < лат. раго, букв, готов- лю), 1) торжественное прохождение войск с бое-
вой техникой, физкультурных и др. коллективов по случаю официальных празднеств. 2) В цирке - торжественный выход на арену всех участников представления. 3) торжественное шествие массы людей, объединенных каким-л. общественным делом (П. физкультурников, марш-П. духовых оркестров).
Построение напр., военного П. осуществляет- ся по «коробкам». Форма одежды - парадная, утвержденного образца. Ритуал закреплен в во- енном Уставе, поэтому роль режиссера здесь сводится до минимума. П. войск состоит из трех частей: а) построение войск на плацу (площади) в линию или каре (в виде прямоугольников); б) объезд (обход) войск главнокомандующим, сда- ча-прием рапорта. Приветствие главнокоман- дующего войскам;: в) смотр войск • прохождение войск перед трибуной, где стоят руководители округа, города, государства На этом этапе под- ключается военная техника. Маршрут П. ограни- чивается рамками площади. Иногда на площади демонстрируются различные военные навыки, напр., приемы рукопашного боя и проч.
ПАРК, большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками и т. п. Искусственно орга- низованная пространственная среда, представ- ляющая собой синтез разных форм художествен- но-эстетической деятельности: садоводства, цве- товодства, архитектуры, живописи и отражаю- щее исторически определенный уровень культу- ры и национально-стилевые особенности садово- паркового иск-ва. R зависимости от выполняе- мых современными садами и парками сонно- культурных функций можно выделить следую- щие их типы: мемориальные П., П. культуры н отдыха, национальные и природные Л., спортив- ные, олимпийские, этнографические, зоо-, лесо-, гидро-П., детские П.. П.-выставки. Дли режиссе- ра П. - место проведения театрализованных представлений и праздников.
ПА'РОД (гр. parodos), I) в театре Древней Греции проход на орхестру между амфитеатром и скеной. 2) В древней античной трагедии и комедии - первая вступительная песнь хора.
ПАРО'ДИЯ (rp. parodia - пение наизнанку), 1) жанр в лит-ре, театре, музыке, на эстраде, содержанием к-рого является сознательная ими- тация, воспроизводящая в шаржировано преуве- личенном виде в шутливых, сатирических, иро- нических и юмористических целях характерные особенности оригинала (явления иск-ва или быта, индивидуальные манеры, целого стиля, на- правления, жанра или стереотипов речи, игры, поведения). 2) подражание, неосознанно иска- жающее образец; смешное, искаженное подобие чего-л..
Литературная и эстрадная П. имеют общую структуру: дружеский шарж (шуточная П.). исключающий негативное отношение к объекту, это - добрая насмешка, утрирование некоторых характерных черт пародируемого объекта, и сатирическая П., задачи к-рой разоблаче
ние или выявление скрытых отрицательных черт. Распространенные приемы пародирования - гиперболизация смешной черты объекта и дове- дение ее до гротеска; прием комического несо- ответствия - нагромождение понятий, обычно не связанных между собой или противоречащих друг другу; прием двойного пародирования, при к-ром пародируется непосредственно объект и условный, типизированный персонаж, каким является "автор" (напр., пародии В. Архангельского). (Гипербола).
ПАРТЕ'Р (фр. parterre < par no + terre земля), плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, расположенными параллельно сцене, эстраде, экрану, обычно ниже уровня сцены.
ПАРТИТУРА (ит. partitura, букв. - разделе- ние, распределение), 1) (В музыке) нотная запись многоголосного муз. произведения, в к-рой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В П. для симфонических оркестров идут (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые- 2) (В театрализованном представлении) составная часть режиссерской документации. (Муз. П., Речевая П., Партитура динамика-статической проекции. Световая П., Партитура
режиссерская. Партитура физических дей- ствий).
ПАРТИТУРА МУЗЫКА'ЛЬНАЯ. Музы- кальная партитура.
ПАРТИТУРА ДИНА'МИКО-
СТАТИ'ЧЕСКОЙ ПРОЕКЦИИ составная часть режиссерской документации, в к-роЙ фик- сируется последовательность включения видео- ряда в массовое представление.
В П. д.-с. п. указывают проекционную аппа- ратуру и технические средства, необходимые для воспроизведения видеоряда: количество кадр- проекторов, киноустановок, видеомагнитофонов, экранов, количество магнитофонов, усилителей (сквозных каналов), группы громкоговорителей на сцене и в зрительном зале. В П.д.-с п вначале указывается порядковый номер включения и тип проектора, с к-рого предполагается воспроизво- дить видеофрагмент Затем идет наименование этого фрагмента, напр., "портрет героя", "парад на Красной площади", "свадьба" и т. п. и реплики на включение. После реплики указывают звуко- вой план воспроизведения (группу громкогово- рителей) и технологический прием введения фо- нограммы: напр.. "резко", "плавно" и т. п. После этого следует реплика на снятие звука и техноло- гический прием его выведения - "плавно", "рез- ко", "до рекорда" и проч. Если необходимо, в примечании могут быть отмечены технологиче- ские особенности звукового сопровождения ки- нофрагментов (со звуком или без него) В тех случаях, когда видеофрагмент дается с "наплы- вом", т. е. один фрагмент вводится во время де- монстрации другого (воспроизведение с двух проекторов), в П.д.-с.п. делается запись с указа- нием порядкового номера включения. Жслатель-
>s
но вместе с П.д.-с.п. иметь экземпляр сценария.
Следя по его тексту за развитием действия,
режессер по -динамика-статистической проекции
может более уверенно вводить видеоряд в
представление. Пд -с.п. обязательно сверяется с
монтажным листом режиссера.
ПАРТИТУРА СВЕТОВА'Я, Световая
партитура.
ПАРТИТУРА РЕЧЕВА'Я, Речевая партитура.
ПАРТИТУРА РЕЖИССЕРСКАЯ, Монтажный
лист.
ПАРТИТУРА ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ Запись последовательности физических действий производимых актером при выполнении упражнения, этюда или при создании роли во времени и пространстве.
ПАУЗА (лат. pausa, < гр. pausis - прекращение, остановка), I) перерыв в пространстве или во времени. 2) (Муз.), перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв. 3)Перерыв в течении речи. Различаются П. смысловая и ритмическая (в стихе). 4) (В театре) выразительное средство режиссера и актера. Психологическая основа заключается в переходе от одной установки к др., более сложной, продиктованной мотивом, непосредственно выражающим потребность. П. возникает при разрыве в воображении и смене мотивов, обнаруживая тем самым подтекст, внутр. монолог, второй актерский план. Именно при такой напряженности внутренней жизни, при предельной форме внутр. действия, внеш. средства выразительности исчезают, а сила «лучеиспускания» и «лучевосприятия» возрастает. В П., в момент интимного постижения себя, актер устанавливает контакт со зрителем на неосознаваемом уровне. П. - это такое действие без слов, на к-рое сознательно обращено внимание зрительного зала. П., в к-рой ничего не происходит. П., не положенная на ак- тивное действие, - пустое место. П. непременно падает на наиболее важные в жизни персонажа минуты, требующие напряженной работы мысли, воли, чувства. П. всегда принадлежит кому-то. Паузу получают, передают, держат, вручают, отбирают. П., не имеющая "хозяина", никем не взятая на себя, становится пустой, останавливающей действие.
П. подразделяются на авторские (сюжетные) и режиссерские (акцентирующие), к-рые может быть введены постановщиком и актером в зоне импровизации. Как структурный момент действия П. выполняет роль точки, вопроса, многоточия. Она может быть предусмотрена и автором, и реж-ром как символ, входящий в образ (напр., точки в финале "Бориса Годунова" и «Ревизора»), П., предшествующая действию, подготавливает зрителя к восприятию действия предстоящего. П., следующая за действием, суммирует и углубляет для зрителя полученное им впечатление от действия
свершившегося. П. в массовом действии, в кон- церте, представлении сосредоточивают внимание зрителей, создают напряжение внимания перед началом представления, концертного номера. Зрительно они смогут быть выражены в статич- ной живой картине (мизансцене). Особое внут- реннее напряжение имеет переходная П.в кульминации действия. Чередование внеш. дви- жения и переходных П. (в танце - танцевальных поз и танцевальных движений, в театре - мизан- сцен) создает пластический рисунок образного действия и его духовное напряжение. Л о г и ч е с к а я П. придает звучащей речи стройность и организованность, она в большинстве случаев совпадает со знаками препинания в письменной речи и подчиняется определенным законам. Ппсихологическая (художественная), одно из сильнейших средств выразительности. Она дает жизнь мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической П. речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Психологическую П. называют красноречивым молчанием. Она подчиняется только законам ее внутр. художественного оправдания. Настоящая художественная П. всегда заполнена активной работой мысли, переживанием, никогда не бывает внутренне бездейственной, что выражается в излучении глаз актера- его позе, жестах: идущих от глубины души и выражающие ее сокровенные движения. Злоупотребление же психологической паузой останавливает действие. Из психологической П. нередко создаются целые сцены, к-рые назы- ваются «г а с т ро л ь н ы м и паузами» (Стани- славский). Она возникает тогда, когда актер в процессе работы накопил достаточный материал по оценке предлагаемых обстоятельств, когда ему абсолютно ясна линия действия, когда при- рода состояния действующего лица ему не только понятна, но он внутренне и внешне владеет ее темпо-ритмом. Умение выразить комплекс мыслей и чувств в П. целиком зависит от интен- сивности «внутр. монологов», от беспрерывного хода мыслей, возникающих от оценки предла- гаемых обстоятельств.
5) (В режиссуре театрализованных представ- лений) П. - внеш. остановка действия. Это такое внешне статичное бессловесное внутреннее дей- ствие, на к-рое сознательно обращено внимание. Это момент разрядки зрительского напряжения или кульминационный момент внутр. перехода одного действия в другое. Начальная П. вводит в действие, переходные П. выражают внутреннее напряжение переломных моментов действия, финальные П. дают возможность осознать и закрепить впечатление от действия. Держать П. - значит держать внимание зрителей.
Различают также П. случайные («накладки»), к-рые возникают, если актер или ведущий не во время выходят на сцену, замешкавшись в кулисах или задержавшись в гримерной;
сознательные, употребляемые, напр.. конферансье для перестройки восприятие зала с одного вида иск-ва на другой, чтобы зрители успели «уложить» в своем ''воображении те образы, мысли, чувства, к-рые только что возникли у них; в ы н у ж д е н н ы е - П, не продиктованные какими-л. художественными соображениями. (Напр., по случайным причинам задерживается подготовка к выходу на сцену одного из исполнителей).
ПЕ'РВЫЙ ПЛАН, пространство от красной линии до первой пары кулис. П. п. допускает большую свободу движения и больший объем композиции, чем на авансцене. Если в постановке работает основной занавес или супер и по по- жарным условиям декорация не может заходить за красную линию, режиссер, чтобы не слишком «вырывать» актера из декорации, ограничивает пользование просцениумом, П. п. становится ос- новной плоскостью движения персонажей.
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ, способность артиста внешне и внутренне принимать какой-л. новый ввд, образ. В русском театре, начиная с XIX в., первыми утверждают иск-во П., ломая рамки амплуа, такие.выдающиеся актеры, как М. С. Щепкин, А.Е. Мартынов, А. П. Ленский. М. Г. Савина и др. А с возникновением Московского художественного театра и созданием -системы Станиславского в театральном иск-ве окончательно утверждается принцип неповтори- мости художественного образа.
П. - один из путей создания художественного образа на эстраде. Но П. артиста драматическчго театра не равнозначен П. артиста эстрадного; Время спектакля позволяет актеру прожить жизнь героя с развитием характера и всеми изменениями, обусловленными событийным рядом целой пьесы. На эстраде это П. происходит мгновенно. Такую своеобразную форму П. называют трансформацией. (Грим, Жест. Поза, Костюм).
ПЕРЕЖИВА'НИЕ, Иск-во переживания
ПЕРИПЕТИИ (< гр. peripeteia), 1) неожиданное обстоятельство, вызывающее осложнения, внезапная перемена в жизни 2) Сюжетные повороты действия, в к-рых б-ба идет с переменным успехом в пользу одной или др. противоборствующей стороны. П. имеют свои внутр конфликты, микроконфликты,
кульминации Система П. по восходящей линии ведет к центра развития действия - кульминации.
ПЕРСОНА'Ж (< лат. persona - маска, лицо). 1) (в лит-ре и иск-ве) художественный образ чел- ка, совершающего поступки в определенной си- туации. В отличие от повествователей и лириче- ских героев в лит-ре, а также носителей эмоций. запечатленных в музыке и хореографии. П по- мимо переживаний наделен определенным внешним обликом и чертами поведения. Своею рода П. могут становиться и образы животных, растений, фантастических существ, уподобляе- мых человеку. В составе П. можно выделить ду-
ховное ядро личности, идейную позицию, круг жизненных интересов, эмоциональный мир, во- левую энергию, формы сознания и поведения. Черты П. обладают разной мерой определенно- сти: одни из них получают непосредственное воплощение в визуальном изображении или пря- мом словесном обозначении, др. же присутству- ют в художественном произведении косвенно, в качестве апелляции к воображению зрителей и читателей, входя в воспринимающее сознание в виде необязательных ассоциаций. П. образуют своего рода систему, к-рая является центром ху- дожественного построения, важнейшим аспектом композиции По значимости и занимаемому в произведении сценического иск-ва месту П. делятся на главные, второстепенные и внесцени- ческие П. (лишь упоминаемые по ходу действия). Система П. содержательно значима и воплощает идею произведения. Как синоним термина «П.» нередко используется словосочетание «дейст- вующее лицо»
2) (В театрализованном представлении) П является носителем какой-то одной черты изо- бражаемого типа личности (смелость, мужество или, напротив, подлость, предательство и т л.). либо какой-то обобщенной идеи, каким он при- ходит на сцену - таким и уходит. Т. о., сценарист стремится к проработке не драматургии сюжг- та~3, а драматургии мысли. Отсюда возникает совсем иная природа создания типического об- раза- 4. Здесь действует скорее образ-плакат, образ-аллегория, образ-символ-^, образ-маска, Их существование подчинено иным законам чем персонажей в пьесе.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (< лат persona
личность и faceie - делать), наделение исполни- теля определенным характером-3 и характерностью, т. о. превращая его в определенный персонаж-2. (Олицетворение).
ПЕРСПЕКТИВА (фр. -perspective, лат. рег- spicio - ясно вижу) 1) иск-во изображать на плоскости трехмерное пространство в соответст- вии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, к-рое обуслов- лено степенью отдаленности их от точки наблю- дения. 2) Вид, картина природы с какого-н отда- ленного пункт, наблюдения, видимая даль. 3) (В театре) расчетливое, гармоничное соотношение и распределение частей при охвате всего целою - пьесы и роли. Зная П роли, актер может расста- вить нужные акценты, сознательно построить «архитектуру» своего смысла, расчетливо рас- пределить свои собственные силы, разумно ор- ганизуя себя в спектакле. «Большое физическое действие, передача большой мысли, переживание больших чувств и страстей, создающихся из множества составных частей, наконец, целый акт, целая пьеса - говорил К. С. Станиславский. - не могут обходиться без П. и без конечной цели (сверхзадачи).
ПЕ'СНЯ, род словесно-муз. иск-ва: жанр во- кальной музыки (народной и профессиональной),
основанной на реализации выразительных воз- можностей человеческого голоса, вокальной ин- тонации, "мелодизированной речи". Большинство П отличает развитая мелодика. Муз. форма П как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация П.: по своим социально-практическим функциям и жизненному предназначению - обрядовые, трудовые, плясовые, застольные, религиозно-культовые и т. л; по содержанию и по обращенности к определенным классам, социальным и возрастным группам, по тематике - лирические, шуточные, патриотические, политические, революционные и т. д.; по особенностям бытования и распространения - домашние, концертные, эстрадные, массовые, являющиеся ведущей жанровой разновидностью современного профессионального и
самодеятельного песенного творчества по исполнительскому составу (по характеру исполнения) - сольные, ансамблевые, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В некоторых песенных жанрах обнаруживается тенденция к преобладанию декламационное™, поэтического слова над муз. и выразительными средствами (шансон, П. современных бардов), в др. - к усилению моторно-ритмического начала (П.-марш, танцевальная П, шлягер). В русской и французской музыке 19 в. авторскую П. обычно называли романсом. Мелодии многих народных песен стали основой профессиональных композиций.
ПИРОТЕ'ХНИКА (< гр. рут - огонь + техника), отрасль техники, связанная с производством п применением огневых составов и снаряжаемых ими изделий (ракет, снарядов), напр, для фейерверков- I. Основа осветительных составов - двойная смесь: порошок из металла (магния, алюминия, их сплавов) и окислителя - NaNOs или Ba(NO3)2.
ПЛАН (< лат. planum - плоскость). 1) чертеж, в условных знаках детально изображающий на плоскости (в масштабе) небольшой участок ме- стности или сооружение (напр. П. сцены, П зрительного зала, П. поля стадиона). 2) Условная зона, пролегающая по всей ширине сцены (Нулевой П. сцены. Второй (сценический) П., Третий /7., Дальний П.) 3) Горизонтальный разрез или вид сверху какого-л сооружения или предмета (напр., П, декораций). 4) Заранее намеченный определенный порядок, последовательность, в изложении чего-л. (напр., пьесы, замысла и т. п. 5) Замысел, предусматривающий ход, развитие чего- л.: осуществления какой-л. программы, выполнения работы, проведения мероприятий (напр., П.-сценарии. Композиционно-
постановочный П., Постановочный П.). 6) На- меченная на определенный период работа с ука- занием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения (напр., /7. подготовки и П. проведения праздника). 7) Размещение объектов на изображении - передний, средний, задний П. и их размеров - круп-
ный, мелкий П. (напр., П. кинематографический). 8) Духовный «багаж» чел-ка-героя, сценического персонажа. [Второй (актерский) П.].
ПЛАН ВТОРО'Й (АКТЕТСКИЙ), Второй
(актерский) план.
ПЛАН ВТОРО'Й (СЦЕНИЧЕСКИЙ), Вто- рой (сценический) план.
ПЛАН ДА'ЛВНИИ, Дальний план.
ПЛАН КОМПОЗИПИО'ННО-ПОСТАНО'- ВОЧНЫЙ, Композиционно-постановочный
план.
ПЛАН 0'БЩИЙ, план.
ПЛАН ПЕ'РВЫЙ, Первый тан.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ, составная часть режиссерской документации, заранее намечен- ная система мероприятий при подготовке спек- такля, праздника, театрализованного представле- ния, предусматривающий порядок, последова- тельность, сроки выполнения работ, а также лиц, ответственных за конкретный участок работы.
ПЛАН ПОСТАНО'ВОЧНЫЙ. Постановоч- ный план.
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ, составная часть ре- жиссерской документации, схематичное изло- жение драматургического замысла театрализо- ванного представления, праздника. Первый офи- циальный документ в подготовке массового мероприятия. Его разрабатывают главный режиссер и сценарист, а утверждает заказчик (Социальный заказ). П -с. включает в себя названия эпизодов, их краткое содержание или описание документального и художественного материала, использованного в каждом из эпизодов. В своем содержании он несет две функции: творческую и организационную. П -с. дает ответы на три главных вопроса: «Где будет?», «Что и как будет?» и "Что для этого надо?»). Важность этого документа в том. что он открывает фронт работ по непосредственной подготовке представления.
В первой части П.-с. дается подробное описа- ние места проведения, указывается разметка ос- новной сценической площадки, более подробно описывается трансформация сцены, непосредст- венно связанная с замыслом постановки, идея ее художественного оформления. Во второй части кратко, но ярко излагаются идейно-тематическая и постановочная основы сценарно-
режиссерского замысла, закладывается идея пла- стического решения, основы муз. и художест- венного решения постановки, более подробно раскрываются главные (ударные) эпизоды, на к- рых держится идейно-тематическая и постано- вочная основы представления. Третья часть П.-с оформляется в виде приложений: предваритель- ный расчет участников представления поэпизод- но, предварительный расчет основного оборудо- вания и инвентаря, предполагаемый состав глав- ной режнссерско-постановочной группы. На этой основе производится предварительная экономи- ческая оценка представления, принимаются наи- более объективные решения и планируется рабо-
та по подготовке представления. (План подго- товки, Композиционно-постановочный план).
ПЛАН СЦЕ'НЫ условный участок сцены, расположенный параллельно рампе. Сцена раз- деляется на несколько планов: авансцена, нулевой П. с-, первый П. с., второй (сценический) план, третий П. с., арьерсцена, (Техника сцены).
ПЛАН СЦЕНЫ НУЛЕВО'Й, Нулевой план сцены.
ПЛАН ТРЕТИЙ Третий план.
ПЛАНШЕТ СЦЕ'НЫ (фр. planchette - до- щечка). Пол сцены.
ПЛА'СТИКА (гр. plastike - лепка), 1) строе- ние материального тела (природного, в т. ч. че- ловеческого, или искусственного), непосредст- венно доступное живому созерцанию. 2) (В иск- ве) осязательные качества гармонии художест- венной формы, согласованность и плавность движений и жестов, органическая слитность внеш. и внутр. развития действия, в широком смысле - эмоциональная художественная выра- зительность, гармония, изящество, «прелесть важной простоты» (А. С. Пушкин). (Пластика тела. Пластический синхрон. Пластический об- раз, Пластические иск-ва).
ПЛА'СТИКА ТЕ'ЛА, выражение внутренней свободы в физическом поведении чел-ка. Она достигается способностью целесообразно распределять движение, достигать мускульной свободы, т. е. такого состояния организма, при к- ром каждое движение затрачивает столько мус- кульной энергии, сколько это движение тела требует. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для положения тела в пространстве - основной закон пластики. Задача режиссера - подчинить пластику актера стальному ритму мизансцены и при этом обес- печить полнейшую свободу движения внутри каждой ритмической единицы.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА, виды иск-ва, произведения к-рых существуют в про- странстве, не изменяясь и не развиваясь во вре- мени, и воспринимаются зрением. Называются также пространственными иск-вами. П. и. делят- ся на изобразительные иск-ва (живопись, скульптура, графика), воспроизводящие реаль- ный мир, и неизобразительные иск-ва (архитек- тура, декоративно-прикладное иск-во. художе- ственное конструирование), служащие созданию материально-предметной среды жизни чел-ка.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЛИ'НИЯ зримое, ком- позиционно законченное выражение органиче- ской свободы и непрерывности художественного движения, его гармонической цельности.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ЛИ'НИЯ, линия разви- тия законченной художественной формы, выра- женная в линии рисунка, движения, в развитии сценического или массового театрализованного действия, органическая непрерывная линия раз- вития выразительных средств отображающих внутр. смысл поступка, сцены, эпизода.
ПЛАСТИЧЕСКАЯ ФО'РМА, зримое, ося- заемое выражение образного содержания худо- жественного произведения.
ПЛАСТИЧЕСКИЙ О'БРАЗ, зримое (слы- шимое, звуковое) чувственно ощутимое выраже- ние смыслового и духовного содержания худо- жественного произведения, массового действия. П. о. - динамическая конструкция, где каждый эл- т находится в соответствии и взаимодействии с др., а значит и со всей конструкцией в целом, определяющей роль, место и функцию данного эл-та. Таким эл-том, в отличие от драматургии театра, может быть песня, драматический отры- вок, пантомима, монолог, танец, фарсовая сцен- ка, т. е. -номер. А методом сцепления, «сборки», конструирования из номеров целостного пред- ставления является монтаж.
ПЛАСТИЧЕСКИЙ РИСУНОК РО'ЛИ, образный рисунок движений актера, выражаю- щий характер персонажа (Жест, Поза. Сцениче- ский ракурс).
ПЛАСТИЧНОСТЬ (< гр plastikos - годный для лепки, податливый), 1)) Способность при- нимать под воздействием внеш. сил и сохранять определенную форму. 2) Соразмерность, вырази- тельность, гармоничность. 3) Плавность, гиб- кость.
ПЛОЩАДЬ, 1) часть плоскости, ограничен- ной замкнутой ломанной или кривой линией. 2) Незастроенное большое ровное место (в городе, селе), от к-рого обычно расходятся в разные сто- роны улицы. Для режиссера - место проведения представления, праздника
ПОВТОР РИТМИЧЕСКИЙ, Ритмический повтор.
ПОД ОТКРЫТЫМ НЕ'БОМ ТЕАТР. Те- атр под открытый небом.,
ПОДТЕ'КСТ. (в лит-ре (преимущественно в художественной), в драме, номере равговорного жанра) внутр., скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, к-рый восстанав- ливается на основе контекста с учетом ситуации В театре, на эстраде П. раскрывается актером посредством интонации, паузы, мимики, жеста. ПО'ЗА (фр. pose), положение тела в статике. П. определяется полом (мужчина или женщина), физическими данными, физическим состоянием (диктуемым внутренними и внешними предпо- сылками, в т ч и костюмом), объектом и крутом внимания, центром тяжести в различных частях тела, предметом, к-рый держит человек, малым, средним или большим кругом движения, жестом. К. С. Станиславский говорил, что на сцене при каждой принимаемой П. или положении тела существуют три момента: 1) излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой П. и при волнении от публичного выступления; 2) механическое освобождение от излишнего на- пряжения с помощью контролера; 3) обоснова- ние или оправдание П.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕ'НИЕ, Обо- зрение политическое.
ПОЛИЭКРА'Н, Проекция.
ПОЛОВИК, часть одежды сцены, ткань, покрывающая планшет полностью или частично. П.
может быть однотонным или цветным. П. позволяет имитировать пол в различных помещениях (напр., в замках, квартирах, офисах), поверхность земли (напр.. траву, камни, разъезжую дорогу) и т. д. В последние годы в качестве П. используют пластиковые покрытия. (Техника сцепы)
ПОЛУСПИННАЯ МИЗАНСЦЕ'НА,
сценический ракурс, основное назначение к-рого - полностью сосредоточить внимание зрителя на главном объекте, открытом лице партнера, и ' дополнить картину полуспинной позой первого. В П. м. закрыто лицо актера, но иногда именно это и требуется. Пластика тела приобретает особую красноречивость и вместе с тем какую-то таинственность. Зрителю предоставляется
возможность до фантазировать, что выражают в этот момент лицо и глаза актера. Остановка в повороте полуспиной тоже выразительна по позе и используется в основном в двух случаях: если надо подчеркнуть таинственный или зловещий оттенок этой остановки или, наоборот, если момент остановки персонажа не несет никакой смысловой нагрузки, а требуется для композиционного равновесия всей картины. Переход и уход персонажа полуспиной по диагонали отличается скромностью, простотой, недосказанностью.
ПОЛУФА'С (ТРУАКА'Р) сценический ракурс, обладает большими возможностями видоизменения. Эта поза достаточно красноречива, раскрыта, читаема для зрителя и удобна для прямого и косвенного общения с партнером. Вольно стоящие ноги и с тяжестью тела преимущественно на одной из них, ракурс корпуса и определенным поворот головы - все это может передать сложный подтекст позы. Переход по сцене в П. (движение по диагонали сцены) одна из ценнейших мизансценических возможностей.
ПОЛЯ'НА, луг, небольшое ровное пространство среди леса. П. может быть использована как игровое пространство, напр., при организации фольклорного праздника, конкурса туристические песни и т. п.
ПОЛЯРНОСТЬ, принцип композиции,
сформулированный М. Чеховым. Он выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце произведения в свою противоположность. П. создает напряжение развития действия в пьесе, в спектакле, в театрализованном представлении, где в каждом моменте существует противостояние полярных сил, противодвижение от начала к концу и от конца к началу,
ПОМОЩНИКИ РЕЖИССЕРА, группа к-рые во время репетиций-2 и театрализованного
представления обеспечивают своевременную подачу номеров, выход и уход участников со сцены - в ы п у с к а ю щ и е. П. р. работают под непосредственным руководством ассистента режиссера. Обычно количество П.р. оп-
ределяется числом выходов на сцену (правая, левая, задняя сторона сцены и т. л), к которым добавляется еще один помощник - ведущий теат- рализованного представления. В задачу выпус- кающих входит и организация порядка за кули- сами (соблюдение тишины, проверка наличия необходимого реквизита и т. п.). При необходи- мости определяются и др. помощники: следящие за своевременным приходом коллективов и ис- полнителей на сцену и их уходом после испол- нения номера за пределы сценического про- странства, по компьютерному обеспечению, по сувенирам и реквизиту, по работе с реальными героями и т. п.
ПОРТА'Л (< лат., porta - дверь, ворота, вход), архитектурная арка, обрамляющая зеркало сцены. Непосредственная задача П - обрамление сцены, маскировка хода занавеса и скрытие пер- вого софита. Размеры рамы зависят от зеркала сцены и ширины зрительного залп. Боковые П. должны быть достаточно широкими, чтобы за них уходила пола занавеса, и группа актеров могла за ними приготовиться для выхода. За ка- менным П, находятся обычно порталы раздвиж- ные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, су- жают зеркало сцены.
ПОСЛЕДЕ'ЙСТВИЕ, духовное влияние ус- ловной праздничной игры на повседневную жиз- ненную деятельность ее участников - жизненные стремления и поступки, к-рые вызваны празд- ничным событием.
ПОСТАНОВОЧНАЯ ЧА'СТЬ структурное подразделение театра, обеспечивающее художе- ственно-техническую строну постановки. П. ч. работает под непосредственным руководством художника-оформителя, возглавляется заведую- щим и объединяет в себе художника по свету, реквизитора, костюмера, машинистов и рабочих сцены, радистов, электриков и т. п. (Заведующий постановочной частью, Постановочная группа). ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА, Организа- ционные структуры праздника. ПОСТАНОВОЧНОЙ ГРУППЫ ДИ-
РЕ'КТОР. Директор постановочной группы.
ПОСТАНО'ВОЧНЫЙ ПЛАН, форма фиксации основных эл-тов режиссерского замысла. П. п называют также режиссерской разработкой, режиссерской экспликацией. В П. п. указывается прогнозируемая аудитория, мотивы выбора и социально-педагогическое значение отмечаемого события, определение темы представления, праздника. Жизненная идея, конфликт-2, действенное содержание
постановки (сверхзадача, сквозное действие, режиссерский ход, общее композиционное построение, событийный ряд, эпизодное построение), приемы театрализации
документального действия и реальных героев, жанр, смена атмосфер, пространственное и сценографическое решение постановки, опорные и главные мизансцены, монтажный лист поста- новки, состав постановочной группы, план под- готовки постановки и график репетиций. В за-
висимости от формы представления или праздника, его масштабов какие-то эл-ты П. п. могут опускаться или иметь специфический характер.
ПОСТУПОК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, Ху- дожественный поступок,
ПОТРЕБНОСТЬ, исходная форма активности живых существ. Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение - основная движущая сила развития человека. Благодаря П жизнь приобретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение П., либо предотвра- щается неприятное столкновение со средой. Живое массовое театрализованное действие рождается лишь в том случае, когда оно отвечает подлинным жизненным П. людей, к-рые являются его участниками. Уже на стадии первоначального замысла сценарист и реж-р должны точно уяснить и почувствовать, каким хотят видеть люди свой праздник в данном месте, в данной жизненной общественной ситуации, что они ожидают от праздничного действия, в каком виде праздничного общения хотят участвовать. Задача сценариста и реж- ра воплотить эту жизненную потребность
участников в сценарном замысле и в режиссерском решении, выразить в них особенности места и времени проведения данного театрализованного действия и личных жизненных интересов той группы людей, к-рые участвуют в праздничном событии.
Любое искусственное навязывание смысловых театрализованных решений, не соответствующих реальным духовным потребности людей, вызовет "неприятное" столкновение участников с театрализованной средой л разрушит живое развитие праздничного действия В то же время реж-ру следует учитывать главную s.p.m яичную П. чел-ка - ожидание необычного, неожиданного. Праздничное действие должно удивлять и радовать неожиданным чудесным преображением привычной будничной среды и привычных будничных форм общения людей.
ПОХО'ДКА, поступь, манера ходить. Ис- пользуется как составная часть характеристики образа. П. может быть принята за основу приема и хода эстрадного номера-3. Напр., в миниатюре "Походка" А. И. Райкин, продемонстрировав П, разных людей (от трудолюбивых и бездельников до беспощадного шага фашизма) наглядно показал, что за такой простой и обыденной вещью, как П., могут стоять огромные темы, такие, как жизнь и судьба целого человечества.
ПРА'ВДА и BETA, Вера и правда. ПРА'ЗДНИК, форма эстетической и художе- ственной деятельности, включенная непосредственно в ткань социокультурной реальности. Массовый праздник переводит на язык игровых правил наиболее существенные переломные моменты человеческой жизни. Он отличается широким активным и творческим участием масс, рассредоточен на обширной территории, пред- полагает одновременное возникновение, наличие
+многих очагов художественного действия, где каждый из его участников может выбрать свое
праздничное действие. Праздничное игровое
общение включает в себя как неотъемлемую часть
- зрелище - представление.
Классификация П. может быть проведена по нескольким основаниям. I) По времени проведения: а) периодически отмечаемые (напр.. День победы. Олимпийские игры) и непе- риодические, обусловленные моментом (напр., начала крупного строительства, презентация фирмы), б) стабильные (напр, Рождество) и под- вижные (напр.. Пасха), в) календарные - летние (День Ивана Купалы), осенние (Праздник уро- жая), зимние (Новый год), весенние (Маслении- ца), 2) пространственная масштабность: а)
местные, локальные праздники,
распространенность к-рых ограничена, б) региональные праздники республик, города, села, улицы (напр.. Праздник Севера), в) национальные (напр.. Праздник Русской березки, татарский Сабантуй, Фестиваль финно-угорских народов), г) государственные (напр.. День Кон- ституции, День независимости), д) международ- ные (напр.. Олимпийские игры. День породнен- ных городов и т.п.); 3) по вероисповеданию - светские (день рождения, день совершеннолетия) и религиозные (день ангела, конфирмация и т.д.), к-рые различаются по конфессиям (православные, католические, буддистские, иудейские и т. д.): 4) по видам человеческой деятельности и сферам бытия: общественно-политические (1 Мая, 9 Мая, 8 Марта, и г. п.), профессионально-трудовые (дни профессий, проводы на пенсию), природно- экологические; (Проводы зимы, Новый год, День птиц. День охраны окружающей среды), семейно- бытовые (дни рождения, совершеннолетия, свадьбы, новоселье и т. д), историко-культурные н праздники искусств (праздники спортивные, праздники улиц, домов, праздник духовой музы- ки, песни и танца, книг и т. д.). (Праздник улицы, Драматургия массового праздника. Участник представления, праздника. Организационные структуры праздника, Праздничная ситуация. Праздничность}.
ПРАЗДНИК УЛИЦЫ, Улица.
ПРАЗДНИКА (ДЕЙСТВИЯ) МА'ССОВОГО ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия массового праздника (действия).
Date: 2015-08-06; view: 545; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|