Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция сценического





ПРОСТРАНСТВА, пространственное соотно-
шение актера и сценической площадки. К. с. п.
отличается от горизонтальной поверхности не
только наличием глубины, но и фактором земно-
го притяжения Мизансценической осью К. с. п.
признано считать середину первого плана сцены
в высоту человеческой фигуры, делящую сцену
на левую и правую геометрически равные, но
неравные иллюзорно, половины. Обе половины в
свою очередь также делятся еще на две полови-
ны. Поперечные доли составляют на сценической
площадке авансцена, первый план, второй
(сценический) план и дальний план
(третий план,
иногда на четвертый и пятый (в зависимости от
размера сцены). Сценические планы обычно оп-
ределяются по кулисам. Т. о., сценическая пло-
щадка как бы мысленно расчленена на шестна-
дцать квадратов: на три плана в глубину, плюс
пространство авансцены и по ширине - по трем
точкам (мизансценическим осям).

КО'НКУРС (лат. concursus - стечение, столк-
новение), соревнование, имеющее целью выде-
лить наилучших из числа его участников, наи-
лучшие работы. Режиссура современных К. ста-
новится все изобретательнее, превращая их в
настоящее шоу.

КОНТР... (< лат. contra - против, часть слож-
ных слов, обозначающая активное противодей-
ствие, противопоставление). Противоположность
тому, что выражено во второй части слова, напр.,
К. -действие, контрапункт, контражур,

КОНТРАЖУР (фр. a contre-jour - против
света), 1) фото- или киносъемка, во время к-рой
источник света (основной по сюжету) располо-


 


жен позади объекта съемки. 2) Световой эффект,
создающий ауру вокруг исполнителя.

КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt), 1)
(муз.), мелодия, сопровождающая данный глав-
ный мелодический голос; то же, что и полифония
- одновременное движении нескольких само-
стоятельных мелодий, голосов, образующих гар-
моническое целое; мелодия, звучащая одновре-
менно с темой; подвижной К. - повторное прове-
дение полифонического построения с изменение
интервала между голосами или времени их вы-
ступления друг относительно друга. 2) (В театре)
одно из средств увеличения емкости .мизансцены,
когда мрачное уравновешивается ординарным,
слишком смешное - непосредственно-простым, не
претендующим на комичность (напр., спортивная
трибуна, напряженный момент, а один случайный
зритель спит; все ищут утерянный
железнодорожный билет, отъезжающий, отчаяв-
шись, сидит в кресле); это и всякое физическое
действие, неожиданное по отношению к произ-
носимому тексту. Разновидность К. - прием ка-
челей. Оно проявляется в том, что одно физиче-
ское действие или намерение прерывается др. или
происходит переключение партнеров по сцене с
прямого общения на косвенное. 3) В хоровом
(коллективном) чтении - одновременное звучание
текста, и музыки, текста и пения, текста и
воспроизводимых голосами звукоподража-
тельных и шумовых эффектов или двух разных
текстов, когда один из них, несущий развитие
мысли, звучит как бы первым планом, а другой
текст, обычно повторяющий, напоминающий уже
сказанное, составляет своеобразный фон для
первого. 4) В сценическом действии, в массовом
театрализованном представлении - это ед-во
контрастов выразительных средств, т. е. одно-
временное сочетание текста и музыки, музыки и
танца, контрастных ритмов, настроений и т д.
(Монтажный лист).

КОНТРА'СТ (фр contraste), 1) резко выра-
женная противоположность, 2) (В иск-ве) один из
приемов, заключающийся в резко выраженном
противопоставлении отдельных художественных
форм ради повышения их художественной
выразительности и выразительности произ-
ведения в целом. В массовом представлении К.
является важнейшим приемом монтажа. Кон-
трастное сопоставление выразительных средств,
отдельных номеров, эпизодов, частей раскрывает
образный смысл представления, создает напря-
жение и увлекательность действия.

КОНТРДЕЙ'СТВИЕ. Действие,

КОНФЕРА'НС (< фр. conference), I) эстрад-
ный жанр; 2) выступление на сцене, связанное с
объявлением и комментарием (обычно комедий-
ного характера) номеров эстрадного представле-
ния, концерта, а также текст самого выступления.
На современных концертах можно встретиться с
парным, театрализованным, групповым и др. К.,
имеющим внутривидовые подразделения.


КОНФЕРАНСЬЕ' (< фр conierencicr - док-
ладчик, лектор), артист, докладывающий публи-
ке d каждом номере концерта, сообщающий све-
дения об исполнителях и авторах и настраиваю-
щий зрителей на нужный лад. К. по природе сво-
ей одаренности чаще всего - комедийный актер.
В отличие от ведущего, кроме информации о но-
мере,
зрители ждут от К. шуток, фельетонов,
интермедий. (Концертная программа. Конфе-
ранс, Критерии составления концертной про-
граммы. Дикция.)

КОНФЕТТИ1 (ит. confetti), разноцветные
мелкие бумажные кружочки, которыми ради за-
бавы осыпают друг друга на балах и маскарадах.

КОНФЛИКТ (лат. conflictus - столкновение),
1) открытое столкновение сторон, мнений, сил;
серьезное разногласие, острый спор. 2) (В
психологии) столкновение противоположно на-
правленных, несовместимых друг с другом тен-
денций в сознании отдельно взятого индивида, в
межличностных взаимодействиях или межлич-
ностных отношениях индивидов или групп лю-
дей, связанное с острыми отрицательными эмо-
циональными переживаниями. Различают сле-
дующие виды К.: а) внутриличностный К. -
столкновение примерно равных по силе, по
противоположно направленных мотивов, по-
требностей, интересов, влечений и т. п. у одного
и того же чел-ка; б) межличностный К. -
ситуация взаимодействия людей, при к-рой они
либо преследуют несовместимые цели, либо
придерживаются несовместимых ценностей и
норм Пытаясь реализовать их во взаимоотноше-
ниях друг с другом, либо одновременно в острой
конкурентной б-бе стремятся к достижению од-
ной и той же цели, к-рая может быть достигнута
лишь одной из конфликтующих сторон; в)
межгрупповой К., где в качестве кон-
фликтующих сторон выступают социальные
группы, преследующие несовместимые цели и
своими практическими действиями препятст-
вующие друг другу.

3) В иск-ве К. нередко называют коллизиями.
К воссозданию острых и напряженных К. в наи-
большей мере тяготеют театр и драма с прису-
щей им непрерывной линией слов и движений
героев. К. разнокачественны по своей сути. Они
могут представлять собой серьезнейшие соци-
альные коллизии (национально-государственные,
классово-антагонистические, общественно-

нравственные), или исторически универсальные
противоположности (жизнь перед лицом смерти,
конфронтация любви н ненависти, добра и зла).
К. могут выступать и как недоразумения, порой
веселые и забавные, т е в качестве феноменов
неповторимо единичных, связанных, как
правило, с частной жизнью, иногда и вовсе слу-
чайных, сопряженных с чьей-то интригой (что
характерно для авантюрных новелл и романов,
фарсов, водевилей, многих комедий). К может
воплощаться не только в прямом противоборстве
персонажей и развивающемся от завязки к раз-



вязке действия, но и в устойчивом, стабильном
фоне изображаемых событий, в не зависимых от
конкретной ситуации мыслях и чувствах героев,
исполненных драматической напряженности
(напр; пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького, Б.
ШОУ, Б. Брехта). Сценическая форма отражения
противоположностей в жизни людей содержит три
типа К.: герой - герой, герой - среда, герой -
зрительный зал.

4) В массовом действии К. возникает между
исполнителями и зрителями, между жизненными
интересами реальных участников действия и
стремлением увлечь их театрализованной празд-
ничной игрой. Конфликтное отражение противо-
речий действительности в театрализованном
представлении создается таким монтажным
приемом, как контраст.

КОНЦЕ'ПЦИЯ А'ВТОРСКАЯ, Авторская
концепция.

КОНЦЕРТ (нем. Konzert, < ит., concerto, букв.
- состязание), 1) муз. произведение для одного или
(реже) нескольких солирующих инструментов и
оркестра. Типичны виртуозная сольная партия,
состязание солиста с оркестром. Обычно состоит
из 3 частей (сонатная, циклическая форма).
Встречаются К. для одного инструмента, без
оркестра, для оркестра без солистов (Кончерто
гроссо). 2) Публичное исполнение муз.
произведений (симфонических, камерных,
сольных вокальных и инструментальных и др.) по
заранее объявленной программе. Бывают также К.
литературные, хореографические, эстрадные. 3)
Публичное исполнение произведений малых форм
(миниатюр). Соревнование разных ж-анров,
разных родов и видов исполнительского иск-ва.
Это непременно (в лучших образцах) выявление
виртуозности, высокого мастерства исполнения,
ибо каждый концертный номер программы
обязательно солирующий, автономный.

Виды К. - это самостоятельные программы,
своеобразие к-рых определяется задачами вечера,
художественно-культурным опытом зрителя,'
эстетическими запросами определенной аудито-
рии, имеющимися в распоряжении организаторов
артистическими силами. В практике выделились
следующие виды:

Сольный К. одного исполнителя-виртуоза,
популярность к-рого в сочетании с глубоким и
ярким репертуаром способны на протяжении всего
вечера поддерживать неослабевающий интерес. К
сольным концертам относятся также концерты
одного ансамбля, хора, оркестра,

хореографического коллектива как единого
организма.

Моноспектакль (или моноконцерт)- чтецкая
программа, исполняемая одним актером. Это
может быть исполнение классики или
произведения современного автора, занимающее
два отделения, стихотворений одного или
нескольких поэтов, цикла рассказов, объеди-
ненных общей темой, композиции из произведений
одного или нескольких авторов и т. д.


Сборный (с мешанный) К.- определяется
выступлением артистов разных жанров.

Академические, или филармонич е с к и е (<
гр. phileo - люблю и harmonia - гармония) -
концерты, проводимые концертной орга-
низацией, ставящей своей целью пропаганду вы-
сокохудожественных муз. произведений (а ино-
гда и различных видов эстрадного иск-ва) и ис-
полнительского мастерства. Используемые в та-
ких концертах жанры достаточно сложны по
форме н содержанию, требуют особой подго-
товленности от аудитории.

Камерный (позднелат. camera - комната, свод,
палата) по звучанию репертуара (инстру-
ментальная или вокальная музыка, романсы и
песни), по характеру исполнительства (сольные
сочинения, различного рода небольшие ансамбли
- дуэты, трио и др.) предназначенный для не-
большого помещения, для небольшого круга
слушателей.

Тематические - «К. одной главенствующей
темы». Она, как стержень, нанизывает и
группирует вокруг себя все художественные
компоненты К.

Ревю (фр. revue - панорама, обозрение) -
обозрение на определенную тему, его сюжет,
его «ход», логика подачи номеров различных
жанров, возможности соединения патетического
и комического. Условно ревю можно разделить
на два вида: ревю-феерия и камерное ревю. В
первом случае определяющим является сочета-
ние значительности содержания с яркой зрелиш-
ностью. Постановка ревю-феерий характерна для
мюзик-холла и эстрадных коллективов подобного
типа. В ревю-феериях основными компонентами
являются разнообразные эстрадные, цирковые и
драматические номера, большие коллективы -
танцевальные группы, эстрадные оркестры. В
ревю-феериях важнейшую роль играет музыка.
Сценическое решение ревю-феерий отличает
эффектное использование технических возмож-
ностей сцены (мгновенная перемена мест дейст-
вия, всевозможные превращения, сложное в тех-
ническом отношении оформление, особенная
световая партитура, использование киномате-
риалов, радиоаппаратуры и т. д.).

Театрализованный концерт-К., имеющий
единый художественный сценический образ, для
создания к-рого используются выразительные
средства,
присущие театру, театральному
действию. А именно: сюжетный ход, ролевая
персонификация ведущих, сценография.

театральный костюм, грим, сценическая атмо-
сфера.

Концерт народного творчества строится на
подлинных образцах фольклора.

Эстрадный («легкий») К. - вершина раз-
влекательности,
в них меньше внимания уделя-
ется камерной, особенно инструментальной му-
зыке и серьезным жанрам и произведениям и
больше - юмору, танцу, эстрадной песне, ориги-
нальным жанрам.



-.


 


 


Гала-концерт (<фр. gala - большой) -особенно
праздничное торжественное, привлекающее
публику зрелище.

Шоу (< англ, show) - пышное зрелище с
участием «заезд» эстрады, цирка, спорта, джаз-
оркестров, балета на льду и т.д., в к-ром звучащее
слово как наиболее полный выразитель со-
держательности исполняемого произведения
оказывается скрытым за эффектным антуражем
декораций, света, технических усовершенство-
ваний.

К.-спектакль сходен с театрализованным К., но
его сценарий предусматривает специальную
драматургическую и режиссерскую разработку
значительной части игровых эпизодов.

Стадионный - массово-зрелищный К. Его
специфика обусловлена необычностью условий -
огромным стечением зрителей, размером
«концертного зала» под открытым небом.

Детский - рассматривается как одна- из форм
педагогики, поэтому проводится по программе,
составленной с учетом возраста и психологии
детского восприятия, с актерами, специа-
лизирующимися в весьма тонкой области детской
художественной работы.

Митинги-концерты включают острое

политическое слово (речь оратора, стихи в ис-
полнении чтецов), демонстрации слайдов и ки-
нокадров, выставки политических плакатов и т. п.

3 о н г - К. - сценическое представление, по-
строенное на репертуаре трех-четырех профес-
сионально очень сильных коллективов клубов
(или ансамблей) политической песни. (Концерт-
мейстер, Концертная программа. Концертное
творчество. Концертное действие. Копцерт-
ность. Концертный номер. Концертный испол-
нитель).

КОНЦЕРТА ВЕДУЩИЙ, Ведущий концерта.

КОНЦЕРТМЕ'ЙСТЕР (нем. Konzertmeister).
1) музыкант, возглавляющий одну из струнных
групп симфонического или оперного оркестро-
вого. 2) Пианист, разучивающий партии с певца-
ми, инструменталистами и аккомпанирующий им
в концертах.

КОНЦЕ'РТНАЯ ПРОГРАММА, качественно
новое, единое и целостное произведение иск-ва,
составленное из отдельных концертных номеров.
Кардинальное требование к составлению К. п.
заключается в том, что концерт должен идти по
нарастающей так. чтобы естественное трата
энергии зрителей компенсировалась

усиливающейся «ударностью» номеров, т. е.'
произведениями, восприятие к-рых вызывает
наиболее бурную реакцию публики, исполнялись
ближе к концу программы. Если К. п. представить
графически, то она должна иметь несколько
«пиков», последний из к-рых самый высокий.

Законы построения К.,н.;

I) разнообразие номеров - избегание соседства
похожих по жанру и стилю номеров.


но не все жанры могут находиться в близком
соседстве, напр., ансамбль скрипачей и жонглер
или фокусник, джаз-ансамбль и классический
балет,

2) учет тематического сочетания номеров;

3) определение места номера в К. п., не
каждый номер может стоять, напр., в финале от-
деления или всего концерта. Трудно кончить К. п,
сольным номером, особенно если до этого
зрителю были показаны выступления коллекти-
вов. Массовый номер, напр., почти всегда произ-
водит большее впечатление, чем солирующий
исполнитель. Исключение возможно только при
выступлениях крупных мастеров сцены. Если в К.
п. сочетается серьезный классический и эст-
радный материал, то серьезный материал лучше
показывать раньше эстрадного, хотя не исклю-
чена возможность их смелого чередования.

4) четкость перехода от номера к номеру, к-
рая заключается в умении чередовать массовые и
сольные номера, предусмотреть время для выхода
хоровых и оркестровых коллективов, смены
деталей оформления;

5) избегать затянутости каждого номера в
отдельности и всей К. п. в целом;

6) подготовка восприятия зрителя. Она может
быть осуществлена через афишу или объявление
ведущего в начале концерта.

7) н е «усиливать» и н е «укреплять» К п.
после ее утверждения, ибо любые изменения в
ней ведут к нарушению художественной целост-
ности концерта.

Главной заботой составителя К. п. является
целенаправленность представления, его художе-
ственный образ. Как ни хороши отдельные но-
мера сами по себе отдельные номера - не объе-
диненные сквозной мыслью, общим идейным
замыслом, они не составят органического идейно-
художественного сплава, именно то, что ха-
рактеризует эстрадный концерт как подлинное
явление иск-ва. (Критерии составления кон-
цертной программы).

КОНЦЕРТНОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ, процесс ху-
дожественного сотворчества артиста и зрителя,
рождающий концертный образ,

КОНЦЕРТНОЕ ТВОРЧЕСТВО (КОН-
ЦЕРТНОЕ ИСКУССТВО),
особый тип синте-
тического иск-ва, иск-ва малых синтетических
соединений, к-рые проявляют себя в концертном
номере.

КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРА'ММЫ КРИ-
ТЕТИИ СОСТАВЛЕНИЯ,
Критерии состав-
ления концертной программы.

Date: 2015-08-06; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию