Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОСТРА-НСТВА СЦЕНИЧЕСКОГО
КОМПОЗИ'ЦИЯ, Композиция сценического
пространства.
ПРОСТРАНСТВО ИГРОВОЕ, Игровое
пространство.
ПРОСТРАНСТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ,
Сценическое пространство.
ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЕННОЕ, Временное
пространство.
ПРОСТРАНСТВО РЕА'ЛЬНОЕ, Реальное
пространство.
ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРА'ЛЬНОЕ, Те- атральное пространство.
ПРОСЦЕНИУМ, 1) пространство передней сцены, находящееся в толщине портала и соеди- няющееся с авансценой. I) Авансцена.
ПРО'ФИЛЬ ЧИ'СТЫЙ, Чистый профиль.
ПРОЦЕ'ССИЯ, Шествие.
ПСИХИ'ЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ имеет целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) чел-ка. Объектом воздействия может быть не только сознание др. чел-ка, но и собственно сознание действующего. Именно при помощи, главным образом, Д. п. и осуществляется та борьба, к-рая составляет существенное содержание всякой роли и всякой пьесы. К данному виду следует отнести такие действия, как просить, объяснять, убедить, упрекнуть, пошутить, утешать, отказать, потребовать, обдумать (взвесить, оценить), в чем-то признаться, кого-то о чем-то предупредить, удержать, позволить, побранить, последить и т. п. (Ср., Простое физическое действие, Психо-физическое. действие).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕА'ТР, тип театра, в к-ром образность воздействует на зрительное восприятие предельно достоверным и оправданным переживанием события в предлагаемых обстоятельствах, иллюзорно приближенных к
жизненным. Зритель сопереживает героям
спектакля, вместе с ним ищет пути решения их проблем. Чем больше потребности, мотивы, поступки героя привлекают зрителя, чем глубже его переживание и более конкретна идентификация себя с ним, тем глубже и многозначнее сопереживание и большего художественного эффекта достигает образность в П. т.
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ,
взаимосвязанный процесс двух неразрывных сторон, где целесообразное простое физическое действие рождает психическое, ибо всякое физическое есть психическое и во всяком психическом есть физическое. Всякое психическое действие, имея своей непосредственной, ближайшей задачей определенное изменение в сознании (психике) партнера, в конечном счете стремится, подобно всякому физическому действию, вызвать определенные последствия во внешнем, физическом поведении партнера.
ПУБЛИКА (< лат. publicus - общественный), 1) лица, находящиеся где-н. в качестве зрителей,
слушателей, пассажиров и т. п., а также вообще - люди, общество (Театральная П., читающая П., гуляющая П.) 2) Социально-психологическая общность потребителей иск-ва, связанных собой и художниками многообразными отношениями по поводу иск-ва и через него; неотъемлемое звено художественной культуры общества, благодаря к- рому и посредством к-рого реализуются социальные функции иск-ва. П. - активный участник художественного процесса, борьбы вкусов, направлений, стилей. Структура П. включает исторически подвижную
противоречивую дифференциацию ее по внехудожественным (классовым, социальным, политическим, мировоззренческим, этническим, демографическим, образовательным) и собственно художественным параметрам (предпочтение определенных видов, направлений, отдельных произведений искусства; господствующие художественные установки, типы восприятия, оценки, идеалы, нормы и проч.) В формальном отношении П. может быть реальной и потенциальной, организованной и диффузной, стабильной и ситуативной.
ПУНКТУ А'ЦИЯ - «знаки препинания» в ми- зансценических фразах. Они подчиняются не формальным правилам, а смыслу, и служат, одной цели - выразить суть происходящего, помочь зрителям лучше воспринять его.
Точка - итоговый пластический штрих перед занавесом или затемнением. Точка - всегда остановка. Завершая сценический период - событие, она дает время для оценки его. Важные, значительные, события требуют больших, заметных точек. Малые - малых. Точка - это также и безупречный связующий знак между двумя мизансценами (напр., соединить точкой два перехода на сцене - значит завершить первый из них нек-рой успокоенностью, утверждением). Точки внутри актов - точки-провокации. Мнимые окончания, ложные точки кажутся логично завер- шающими ход событий. Но потом происходит какая-л. неожиданность на самом-то деле тоже мнимая, кажущаяся, хотя логично была подготовлена. Точка в конце постановки - это действительный конец. Точка по смыслу может быть и знаком препинания.
Запятая удерживает на стыке пластических фраз определенную незавершенность,
неустойчивость, намекает на смысловую связь между ними.
Двоеточие в конце первого куска пластически обозначает предстоящее пояснение, назидание, хорошо применимо в комедийных и водевильных сценах. Восклицание - эмоциональный результат, куска, в к-ром выражается особая пораженность, немыслимое удивление, невероятное, какое-н. саркастическое возмущение и т. д Знак вопроса ставится в конце мизансценического предложения и заключает вопрос,
рассчитанный на непосредственное получение ответа.
Многоточие выражает недосказанность, что в мизансцене выразительно, но и коварно. Несколько многоточий подряд создают интона- цию жеманной чувствительности или ложной многозначности.
Тире - люфтпауза, это как бы на секунду замершее действие. Прием емкий, употребляемый в самых различных ситуациях.
ПЬЕ'СА (фр. piece), 1) небольшое инстру- ментальное муз. сочинение лирического или виртуозного характера (напр., ноктюрн, таран- телла, сборник пьес для баяна). 2) Драматическое произведение для театрального представления. П. обычно является художественным обобщением множества судеб, событий и фактов. Многое здесь строится на художественном вымысле. В то же время в ряде пьес наблюдается обратная кар- тина - опора на документальный материал ("Почтовый роман". "Записки княгини Волкон- ской" и др.). Но в драматургии театра, в сравне- нии с драматургией театрализованного представ- ления, это исключение, а не правило.
РАДИОВЕЩАНИЕ, одно из средств массо- вой информации (массовой коммуникации). Осуществляется через радиоцентры и принима- ется на радиовещательные приемники. Особен- ность Р. - симультанность- мгновенная передача на большое расстояние звукового образа события, к-рое протекает именно сейчас, в данное время, вездесущность - одновременная информация сразу многочисленной рас- средоточенной аудитории и программность вещания - объединение отдельных произведений в единый системно организованный процесс социальной информации. На базе
полифункциональных коммуникативных систем развились новые техногенные иск-ва - радиоиск- во и телеиск-во. Радиоиск-во, синтезирующее вербальный, муз. и шумовой языки, с успехом используется при организации и проведении массовых действ: создание на радио фонограмм, проведение радиомостов, радиогазет, радиоре- портажей, использование радиомикрофонов ис- полнителями. Радио - основная форма управле- ния массовым действом (радиосвязь между службами, радиоуправление художественным фоном в стадионных представлениях и т. п.). РАЕ'К, 1) потешная панорама, вид площадного развлечения на ярмарках до начала 20 в.: ящик с двумя отверстиями (снабженными впере- ди увеличительными стеклами) для демонстрации зрителям различных картинок, изготовленных по принципу панорамы. Показ сопровождался пояснениями раешника, различными ко- мическими прибаутками. Приемы Р. использу- ются в современных театрализованных пред-
ставлениях и народных гуляниях 2) (У стар.) верхний ярус зрительного зала (галерка).
РАЕ'ШНИК, 1) дед-раешник (балаганный дед), один из участников балаганного представ- ления-! в России, зазывающий публику с балкона балагана ~ т. н. рауса. Т) Участник балаганного представления, пояснявший показ картинок (по- тешной панорамы) в райках.
РА'УС, 1) балкон балагана. 2) В 17-18 в. про- лог к балаганному представлению, вынесенный на площадь: выкрики зазывал, перекличка труба- чей, трели балалаечников.
РАЗВИТИЕ ДЕ'ЙСТВИЯ процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному и наоборот), это также переход от одного события (эпизода, номера) к др. и повышение напряженности действия до его кульминации и финала. Р. д. характеризуется темпо-рит.мо.м. В результате композиционно-цельного Р. д. и активности участников праздника, театрализованного пред- ставления создается* целостное эмоциональное впечатление о смысле события, создается образ события и образ общения.
РАЗВЛЕЧЕ'НИЕ, занятие, времяпрепровож- дение, доставляющее удовольствие (напр., мас- совые Р.). 2) То, к чему относятся несерьезно: шутка, пера, игрушка, смех, забава, потеха.
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, свойства всех разновидностей иск-ва-2, вызывающее эстетиче- ское сопереживание, игру чувств зрителя, дос- тавляя ему духовное удовольствие. Развлека- тельный - доставляющий только развлечение, без глубокого содержания, (Ср., Занимательность).
РАЗВЯ'ЗКА, 1) завершение какого-л слож- ного, запутанного дела. 2) Заключительная часть драматического или литературного произведе- ния, сюжетного хода театрализованного пред- ставления, а также вообще конец, 3) Разрешение главного противоречия, конфликта. Р. связана с нравственным эффектом, к-рый в большей сте- пени важен для зрителя. В Р. зритель делает для себя какие-л. выводы.
РАЗДЁРЖКА, часть одежды сцены, пред- ставляющее собой полотнище, разделенное на две половины, к-рые могут, как занавес, расхо- диться в разные стороны; замыкает средний или последний план кулис.
РАЗМЕТ, ритмическая, единица стиха, соот- ношение ударных и безударных слогов или рит- мических единиц в муз. такте.
РАЗМЕТКА, нанесение на поверхность бу- маги, а затем на поле стадиона точек, позво- ляющих разрабатывать рисунки построения уча- стников .массовых сцен и четкое их выполнение. Практика показывает, что оптимальной для мас- совой постановки на стадионе является Р. 2x2 метра. В зависимости от размеров футбольное поле может вместить от 48 - 56 отметок по фрон- ту и от 33 до 36 точек в глубину. Для Р. исполь-
зуются специальные метки, похожие на канцелярские кнопки, только значительно больших размеров (диаметр шляпки 12 см, длина штыря 10-14 см). Важно, чтобы Р. была очень точной по фронту, в глубину и по диагонали, т. к. от этого зависит четкость рисунков и качество действия всей массы участников. Р. нумеруется по первым линия точек горизонтально (слева направо) и вертикально (снизу вверх) Получается система координат, с помощью к-рой можно легко определить место нахождение любого участника на поле стадиона. Существуют два метода разработки композиционно-
постановочного плана: графический.метод и фотомакетный метод. (Прием обратного действия, Прием прямого действия, Прием возврата к исходному положению)
РА'КУ'РС (< фр. raccourci, букв. - сокраще- ние), 1) (в живописи, графике и рельефе) изо- бражение фигуры или предмета в перспективе, с сильным сокращением удаленных от зрителя частей. 2) (В киносъемке) изображение объекта с различных точек зрения неподвижной или дви- жущейся кинокамерой, точка зрения камеры, создаваемая путем наклона или подъёма оптиче- ской оси аппарата при съёмке; активный прием операторского иск-ва для построения изобрази- тельно-монтажной композиции фильма. Р. помо- гает выразить взгляд героя или автора на собы- тие. 3) (В драматургии) точка зрения, с к-рой автор сценария рассматривает проблему. (Сцени- ческий ракурс).
РА'КУ'РС СЦЕНИ'ЧЕСКИЙ. Сценический ракурс.
РА'МПА ('фр. rampe), низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей освети- тельные приборы, направленные на сцену.
РАССКАЗ, 1) метод репетиционной работы. (Репетиция). 2) Художественное повествова- тельное прозаическое произведение небольшого размера. В театре отображение действительности происходит посредством сиюминутного воспро- изведения процессов жизни. На эстраде - путем Р. о процессах жизни: о событиях, о мыслях, о чувствах чел-ка, рассказом иногда театрализо- ванном, но лишь в определенной мере. Свойства Р.: а) возможность свободно оперировать про- шедшим, настоящим и будущим временем и пространством, «сжимать» и «растягивать» про- цессы жизни; б) возможность сделать достояни- ем слушателей внутреннюю жизнь героя; в) включение в Р. словесных оценок и комментари- ев автора или лирического героя, от лица к-рого он ведется.
Разновидностью Р. является
инсценированный Р. В нем каждый исполнитель оценивает происходящее с т. зр. своего героя, либо «перевоплощаясь в автора», комментирует поведение партнера, либо делает авторский описательный текст своим внутренним монологом. В процессе перехода от актерского самочувствия в диалоге к функции рассказчика в
сурой самой жизни, и в этом главная особенность профессии режиссера.
РЕЖИССЕР ПО ЗВУКУ. Звукорежиссер.
РЕЖИССЕР ПО КИНО', член постановоч- ной группы, совместно с главным реж-ром опре- деляет, какие кино", видео", фотодокументы бу- дут использованы по сценарию, составляет пар- титуру динамика-статической проекции, под- бирает и монтирует материал, осуществляя кон- такты с телевидением, кино- и видеоцентрами, определяет количество технических исполните- лей (операторов и монтажеров) и руководит их работой: следит за качеством аппаратуры, при- нимает необходимые меры по ее ремонту, про- водит репетиции и праздник. Если на представ- лении предполагается присутствие TV, то он с режиссером телевидения согласовывает техниче- ские особенности показа документального мате- риала, после проведения праздника, возвращает использованные материалы их владельцам.
РЕЖИССЕР ПО ПАНТОМИ'МЕ, член по- становочной группы, в чьи обязанности входит отбор пантомимических номеров, проведение репетиций, а также создание пластических, пан- томимических связок между номерами и эпизо- дами, и, если нужно "живого занавеса". Работает совместно с главным балетмейстером,
РЕЖИССЕР ПО СПОРТУ, член постано- вочной группы, отвечающий за осуществление той части театрализованного представления, к- рая связана со спортивными номерами. Особенно велика роль Р. по с. в физкультурно-спортивных праздниках и театрализованных представлениях на стадионе.
РЕЖИССЕРА АССИСТЕ-НТ. Ассистент режиссера.
РЕЖИССЕРА ФУНКЦИИ, Функции ре- жиссера.
РЕЖИССЕРСКАЯ ГРУППА. I) группа людей, создаваемая главным реж-ром при орга- низации масштабной художественной акции (особенно праздника), в к-рой за каждым эпизо- дом закрепляется свой режиссер, создающий, в свою очередь, постановочную группу. 2) Члены постановочной группы, осуществляющие режис- серские функции: режиссер по пантомиме, ре- жиссер по спорту, режиссер по видео и т. а, а также режиссеры эпизодов.
РЕЖИССЕРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ,
обоснование режиссерского -замысла, зафикси- рованное на бумаге. К Р. д. относятся план- сценарии, сценарий, эскизы оформления сцены, зала, костюмов, планировки сценического дей- ствия (опорные мизансцены), монтажный лист, муз. партитура, партитура динамика- статистической проекции, световая партитура, монтировочный лист, график репетиций, список постановочной группы, смета затрат на художественно-постановочную часть, инструк- ции для ряда технических исполнителей.
РЕЖИССЕРСКАЯ ПАРТИТУРА, Мон- тажный.чист.
РЕЖИССЕРСКАЯ СИТУА'ЦИЯ, игровая, жизненная ситуация, к-рая создается сценарным и режиссерским ходом и включает в театрализо- ванное действие зрителей и реальных героев. В сценарии и режиссерском замысле программи- руются игровые ситуации будущего действа. Само праздничное театрализованное игровое общение исполнителей и зрителей происходит в самый момент праздника и вызывается теми иг- ровыми ситуациями, к-рые созданы реж-ром и организаторами празднества.
РЕЖИССЕРСКИЙ АКЦЕ'НТ. момент осо- бого напряжения действия, где реж-р сосредото- чивает выразительные средства для раскрытия своего смыслового и образного решения, кон- центрирующее внимание зрителей на главном, особенно существенном для выявления идеи спектакля (представления), его сквозного дейст- вия, режиссерской трактовки. Р. а. продумыва- ются, начиная с первых видений пьесы, массово- го представления и далее в постановочном плане, в отборе событий, через обострение конфликтов. контрастов монтажных связей, через звучание слова и музыки, опорные мизансцены, атмосферу действия.
РЕЖИССЕРСКИЙ ЗА'МЫСЕЛ, Замысел / режиссерский.
РЕЖИССЕРСКИЙ ПРИЕ'М, способ взаи- мосвязи выразительных средств в воплощении режиссерской художественной мысли, образный перевод режиссерского замысла в решение.
РЕЖИССЕРСКИЙ СЛУХ, совокупность хорошо развитых, отточенных до предела таких режиссерских качеств, как чувство времени, пространства, меры, чувство правды, чувство зрителя. (Профессионализм режиссерского иск- ва).
РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ, описание режиссерского воплощения литературного сценария в живом образном действии. Жизненная основа режиссуры массового театрализованного действия предполагает изначальную родст- венность функций и совместную работу сценари- ста и режиссера. Но в отличие от литературного сценария, описывающего предполагаемое празд- ничное действо как будущий результат, режис- серский сценарий содержит режиссерское реше- ние, конкретные художественные приемы поста- новки самого процесса действия и использования выразительных средств, в реализации сценарно- го и режиссерского замысла.
РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД, зримое, условное игровое действие, выражающее режиссерское решение и связывающее все части, эпизоды, но- мера, выразительные средства в непрерывно развивающуюся композицию целого, включаю- щее зрителей и участников в сквозное действие праздника, представления, концерта.
РЕЖИССЕРСКОЕ РЕШЕ'НИЕ режиссер- ская концепция пьесы или сценария, выраженная художественными выразительными средствами. Включает в себя определение образного зерна,
72
сквозного действия, и сверхзадачи, событийного ряда и режиссерских акцентов и т. д. Замысел- это неосуществ'ленное решение. Решение - это осуществленный замысел (Г. Товстоногов). Р. р. работает на сквозное действие, определяет ритм и стиль, жанр спектакля, театрализованного представления. Р. р. выражает индивидуальность художника, режиссера. «Решение, пришедшее на ум многим, при всей кажущейся оригинальности ничего не стоит. Это не решение, а штамп». (Рехельс).
РЕЖИССУРА, своеобразный вид художест- венного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно- образное решение идейно- тематического замыс- ла произведения одного из "зрелищных иск-в" с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают Р. драмы, муз. театра (опе- ры, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка, театрализованных представлении и массовых праздников. Понятие «Р.» сегодня распространя- ется на художественную организацию не только самых различных произведений коллективного творчества, но и жизненных общественных ак- ции: Р. общественных и политических компаний, презентации, режиссура художественных верни- сажей и парада мод, Р. книги и муз. альбома, Р. школьного урока и т. д. Т. о., понятие «Р.» можно определить как художественный процесс соз- дания композиции гармонического целого из раз- личных компонентов произведений иск-ва и яв- лений реальной жизни. Все эти виды Р. отлича- ются своими специфическими особенностями и в то же время имеют свои общие принципы, ос- нованные на естественных законах композиции целого в природе и в иск-ве. Предметом режис- суры массового театрализованного Действия яв- ляется человеческое общение художественными средствами, зто двуединый творческий процесс Р. художественных выразительных средств и Р. самой жизни. Результатом режиссерского про- цесса здесь становится образ праздничного со- бытия, образ праздничного театрализованного общения. (Зрелище, Праздник, Представление)
РЕКВИЗИТ (< лат. requisition - необходимое), совокупность предметов, вещей (подлинных и бутафорских), используемых в театральном и театрализованном представлениях, на ки- носъемках. К Р. относятся все предметы, к-рые находятся во время представления на сцениче- ской площадке (картины, часы, вазы, обручи, мячи, и т. д.) или с которыми выходят исполни- тели (ручка, блокнот, бинокль, ружье, шпага и т. п.). В Р. всегда много подлинных предметов. В зависимости от жанра, от стилистики постановки Р. имеет разный характер. В одних спектаклях используются в основном натуральные предме- ты, в др. - предметы могут быть упрощенными или преувеличенными в размерах (фарс, коме- дия) или фантастически видоизмененными, при- украшенными (сказка). (Ср.. Бутафория, Аксес- суар).
РЕМЕСЛО1, 1) Культура трудовых профес- сиональных навыков и технических приемов ху- дожественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемых в процессе накопления творческого опыта масте- ров, создающих художественные изделия. Про- фессиональный опыт ремесленника складывался путем открытия наиболее эффективных в эстети- ческом смысле приемов и техники художествен- ной обработки материала, доведенных до совер- шенства. 2) (В театре) одно из направлений сце- нического иск-ва, имеющее дело не с внутренним чувством, а с его внешним результатом, превращенным в штамп. Р. не является иск-вом. ибо в нем отсутствует человеческое пережива- ние. 3) (Перен.) знать свое ремесло - быть про- фессионалом.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ (< позднелат.
reminiscentia - воспоминание), 1) смутное воспо- минание, отголосок; явление, наводящее на со- поставление с чем-л. 2) В поэтическом и муз. произведении черты, наводящие на воспомина- ние о др. произведении; обычно - результат не- вольного заимствования автором отдельного об- раза, мотива, стилистического приема.
РЕПЕРТУА'Р (фр. re'pertoire), совокупность произведений, исполняемых в театре (драмати- ческом, муз.), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают Р. также по стилям и жан- рам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный Р.», «классический Р.»
РЕПЕТИ-ЦИЙ ГРА'ФИК, График репети- ций.
РЕПЕТИ'ЦИЯ (< лат. repetitio - повторение), 1) быстрое повторение одного и того же звука на клавишных и некоторых др. инструментах. 2) Основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ, отдельно- го номера, сцены путем многократных повторе- ний (целиком или частями).
Виды репетиций:
Р. просмотровая - просмотр и прослушивание всех исполнителей. Задача этих репетиций - определение репертуара, с которым исполнители или коллективы будут выступать в представлении, реж-р может отобрать имеющий- ся или предложить какой-л. репертуар, к-рый необходим для представления как самостоятель- ный номер или к-рый войдет в состав сводного номера. Просмотр можно проводить и для опре- деления стадии готовности номера.
Р. индивидуальная - это по существу, разговор с актером по душам. Такая Р. помогает исполнителю пройти тщательно и свободно «уз- кие» места в работе над ролью. Легче добиться единомыслия исполнителя и режиссера. Есть индивидуальные репетиции технического рода (разобраться в тексте, логике ударений и т. п.). Индивидуальная Р. преследует большую про- никновенность в интимные механизмы исполни- теля. Форма, приемы, тема Р. зависят от одарен-
ности режиссера, его авторитета и фантазии. Такие репетиции могут быть запланированы заранее, но могут возникать и спонтанно.
Р. корректурные связаны с шлифовкой роли, номера. Они могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными, как техническими, так и смысловыми. К корректурным репетициям можно отнести и такие, когда коллективы прогоняют свои номера на новых для них площадках, проверяют, как звучит фонограмма на новой аппаратуре и т. п.
Р. монтажная -ее задачи: выстроить общую композицию, проверить "сцепления" эпизодов (т. н. "мостики" и "буфера"), проверить все партитуры и монтажный лист, внести измене- ния, найти дополнительные средства для обеспе- чения представления в заданном темпо-ритме, отрепетировать слабые места, добиваясь точности и синхронности исполнения. (Ср., Р. прогон-. ные)
Р. прогонная исполнение и отработка представления в его временной последователь- ности, шлифовка представления. Ими заканчива- ется работа режиссера над представлением. Ста- новятся ясны, наглядны все достоинства и недос- татки: обнаруживаются ненужные паузы, затяжки действия, ритмические «дыры». Здесь опреде- ляется, что необходимо уточнить, что поправить и даже переделать; выверяется композиция пред- ставления; ритм эпизодов приводится в соответ- ствие с ритмом всего представления, устанавли- вается его темп; проверяется действие исполни- телей во время их выхода и ухода со сцены Как правило, такие Р. идут без остановок, «под ка- рандаш», чтобы исполнители почувствовали це- лостность сценического действия, его атмосфе- ру, тем пи-ритм. Проверяется драматургия представления, проводится хронометраж.
После прогонных репетиций иногда возникает надобность в дополнительном репетиционном времени для ликвидации просчетов и недорабо- ток. Поэтому в репетиционном плане после пер- вого прогона предусматривается время для репе- тиций «по назначению».
Р. монтировочная- сборка и отработка взаимодействия сценического оформления, художественных и технических средств театра- лизованного зрелища. В назначенный по плану- графику срок, к к-рому должны быть подготов- лены все эл-ты оформления (станки, задники, и т. д.), реж-р вместе с художником и всеми техни- ческими службами проводит репетицию, на к-рой окончательно определяется декорационное и световое решение представления. На сцене в со- ответствии с эскизами или макетом художника устанавливаются все эл-ты оформления, разраба- тываются способы м средства для быстрой его смены, уточняется размещение отдельных эл-тов оформления, проверяется техническая часть, предназначенная для получения сценических эффектов и т. д. На этой репетиции также отра-
батываются перемены, связанные с перестанов- кой по ход)' представления деталей оформления.
Р. световая -ее цель - установка света, проверка костюмов и грима при установленном свете. Первая световая Р. проводится после Р. монтировочной, она по сути дела прикидочная, предварительная. Окончательно свет устанавли- вают во время сводных Р. в присутствии на сцене исполнителей.
Р. сводная -на ней реж-р впервые собирает все номера и эпизоды представления подряд, вводя в них музыку, свет, кино и т. п- Именно на ней проверяются все связки между номерами и эпизодами, правильность их чередования, развитие сквозного действия, словом, все содер- жание и все компоненты концерта. Поэтому сводную Р. рекомендуется проводить после от- дельных Р с кино, диапозитивами, слайдами, фо- нограммой, радиоаппаратурой, сложным светом и другой техникой, чтобы потом на сводной Р. как можно меньше времени тратить на технику, а главное внимание уделять исполнителям.
Р. "за столом"- проводится перед прогоном театрализованного представления и преследует цель проверить во избежание "накладок", насколько хорошо каждый ассистент, помощ- ники режиссера, ведущий представление и служ- бы знают свой маневр.
Р. генеральная - представление, идущее без зрителей или при ограниченном их количестве. Генеральная - это тот же прогон, но с особой целью и на особом этапе. Чаще всего она одновременно является и сдачей реж-ром и по- становочной группой представления заказчику, поэтому Р. идет как спектакль. Профессиональ- ные режиссеры проводят генеральную Р. за день- два до показа представления, чтобы можно было внести необходимые, обнаружившиеся по ходу Р., изменения. (График репетиций. Прикрытие).
Методы репетиционной работы. Любое режиссерское указание может быть дано как в форме словесного объяснения (рассказа) так и в форме показа. Словесное объяснение (рассказ) считается основной формой режиссерских указа- ний.
Рассказ -это разъяснение, погружение артиста в замысел режиссера, введение в обстоятельства роли, среды, в к-рой будет существовать исполнитель, мизансцены, выяснение действия в каждом куске роли. Большое внимание рассказу уделяется в застольный период. Использование рассказа зависит также от степени подготовленности исполнителей (профессионалы - непрофессионалы), от вида репетиции, от .взаимоотношений режиссера и исполнителя (со- авторы-подчиненные) и от некоторых других факторов. Не рекомендуется злоупотреблять рас- сказом, чтобы не убить интуитивный характер действования исполнителя.
Показ - это демонстрация мизансцены, ха- рактера, поведения героя на сцене, жестов и т. д. Различают режиссерский показ и актерский по-
каз. Актерский показ- это подмена актера режиссером, демонстрация, как надо сыграть, режиссерский показ - это указание, что надо в данном куске делать, чтобы раскрыть какую-н. существенную сторону образа. Режиссерский показ, как правило, конкретен и представляет собой лаконичное средство передачи актеру режиссерского задания. Ра с с к а з с демонстрацией -это есть подлинный режиссерский показ. Только при помощи демонстрации с пояснением реж-р может выразить мысль синтетически, т. е. де- монстрируя одновременно движение, слово, ин- тонацию в их взаимодействии. При этом реж-ру нет необходимости проговаривать точный текст. Кроме того, режиссерский показ связан с воз- можностью творческого мобилизационного за- ражения актера режиссером, реж-р только наме- кает актеру, только подталкивает его, подсказывает ему направление, в к-ром следует искать.
РЕ'ПЛИКА (фр. replique), 1) ответ, возраже- ние, замечание на слова собеседника, говоряще- го. 2) В сценическом диалоге ответная фраза партнера; последние слова персонажа, за кото- рыми следуют текст другого действующего лица спектакля. Понятие современной Р. расширено. К ней относится движение актера, смена света, Мчало или окончание движения поворотного круга, занавеса, штанкета и проч.
РЕПРИ'З(А) (фр. reprise - возобновление, по- вторение), 1) повторение какого-л. раздела муз. произведения. 2) В цирке - движение лошади одним и тем же аллюром; серия трюков. 3) В цирке и на эстраде - словесный или пантомими- ческий номер, лаконичная шутка, меткое слово, каламбур, парадокс, трюк, рассчитанный на без- условную, общую и быстро возникающую реак- цию аудитории. Р. бывают сатирические, юмори- стические, публицистические, музыкально- вокальные и т. п.
Р. может иметь значение самостоятельного мининомера конферансье, отлично приспособле- на для заполнения межномерных пауз, когда в его распоряжении считанные секунды, а также может существовать как составная часть номера эстрадного или циркового артиста. Репризный ход внутри фельетона, монолога, интермедии может круто поменять смысловое значение цело- го кустка, придать особую остроту и второй план содержанию. Как элементарный вид комическо- го, Р. внутри текста служат ударными смеховы- ми акцентами, являясь по образному выражению Н. П. Смирнова-Сокольского, поплавками, под- держивающим на поверхности зрительского ин- тереса весомые и ведущие части произведения. Самое незначительное перемещение слов в Р., к- рое может произойти при нетвердом знании тек- ста или изменение интонации, фразировки вы- холащивает юмор из микроскопического, но точно построенного произведения.
РЕФРЕ'Н (фр. refrain), стих или строфа, при- пев, в определенном порядке повторяющийся в стихотворении, песне.
РЕЧЕВА'Я ПАРТИТУРА, разделение текста между исполнителями по голосам для поли- фонического (хорового) исполнения литератур- ных произведений.
РЕЧЕВО'Й ХОР, одновременное произнесе- ние всеми участниками представления или от- дельными его группами определенного текста, чаще всего стихотворного Этот прием часто ис- пол ьзуется в литературно-муз. композициях, агитпредставлениях.
РЕЧИ МЕЛО'ДИКА, Мелодика речи.
РЕЧИТАТИВ (ит. recitative), вокальный стиль, основанный на соответствии интонацион- ных и метрических закономерностей музыки и словесного текста. В 17 - 18 вв. возникли «сухой Р.» - наиболее близкий речевой интонации и ис- полняемых под аккомпанемент отдельных ак- кордов клавесина, и «аккомпанированный Р.» - более мелодизированный с развитым оркестро- вым сопровождением. Р. встречается в операх, ораториях, кантатах, песнях.
РЕШЕ'НИЕ О'БРАЗНОЕ. Образное решение,
РЕШЕ-НИЕ РЕЖИССЕРСКОЕ, Режис- серское решение.
РИТМ (гр. rhythmos - мерное течение), 1) че- редование каких-л. эл-тов (звуковых, речевых, цветовых и т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; размеренность в протекании, совершении чего-л 2) (Муз) вре- менная организация муз. звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыке утвердился тактовый, акцент- ный Р., основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации служит метр. 3) Упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, "определенное его смысловым заданием. 4) (В стихе) - а) общая упорядоченность звукового строения стихотвор- ной речи; частным случаем Р. в этом значении является метр, б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противопо- ложность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, Р, является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и стихотворного размера. 5) (В иск-ве) важнейшее формообразующее средство художественного произведения - муз., поэтического, театрального - основанное на за- кономерной повторяемости в пространстве и/или во времени аналогичных эл-тов и отношений через соизмеримые интервалы с вариативными пропусками или сгущениями отдельных ритми- ческих единиц. 6) (В сценическом и эстрадном иск-ве, в массовом представлении) это пульс внутр. действия. Отдельные Р. складываются в ритмический рисунок представления, в ритмиче- ское настроение. {Ритмические волны. Ритмиче- ский повтор. Ритмичный).
РИТМИ'ЧЕСКИЕ ВО'ЛНЫ, принцип композиции, сформулированный М. Чеховым, выражающийся в регулярном повторе ритмических движений, в смене между внутренним и внешним действием. Все выразительные средства на сцене колеблются между этими двумя полюсами:
с одной стороны, они достигают наибольшего напряжения в своей внешней выразительности (речь, жесты, мизансцены, обращения актеров с предметами, световые и звуковые эффекты и т. п.). С др. стороны, они становятся чисто душевными, внутренними (излучениями отдельных исполнителей, их настроения и атмосферы). Р. в. являются важнейшим принципом композиционного построения концертного номера, концертного и праздничного действия.
РИТМИ'ЧЕСКИЙ ПОВТОР, принцип ком- позиции, выражающийся в том, что отдельные ее части, моменты повторяются в пространстве или во времени (или вместе), оставаясь при этом не- изменными или меняются при каждом повторе количественно и качественно. Различают Р. а смысловые, звуковые, зрительные и т. д. Они сосредоточивают внимание на смысле действия, создают его атмосферу. Как выразительное средство режиссуры Р. п. структурирует, укрепляет и усиливает воздействие всех эл-тов спектакля, театрализованного представления, праздничного массового действа на зрителя. (Ритм, Ритмические волны. Ритмичный),
РИТМИ1ЧНЫИ, подчиненный ритму, рав- номерный, налаженный, размеренный. Какое время и в каком пространстве может обозревать зритель одну картину без изменений зависит от количества и качества художественной информации- (Ритм, Ритмические волны, Ритмический повтор). РИТУА'Л (< лат. ritualis - обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная, стереотипная система действий (в т. ч. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Р. играет особо важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется, главным образом, в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.). В праздничном Р. важное место занимает шествие (процессия), демонстрирующее принадлежность к какой-л. социальной идее, общности, к-рая отображается в песнях, пантомимах, танцах, молитвах, но также ранг, иерархию, социальную функцию участвующих в нем лиц. Ритуальное действие, являющееся обязательным структурным эл- том любого театрализованного празднично-обрядового действия, опирается на народные традиции. К общим ритуальным эл-там организации театрализованного действия
следует отнести культ огня, воды, растительного мира, ритуальную трапезу, ряженье и проч.
РОЛЬ (< фр. role), 1) (психол.) социальная функция личности; соответствующая принятым нормам способ поведения людей в зависимости от статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. 2) Изображение актером на сцене персонажа пьесы. 3) Совокупность реплик одного действующего лица в пьесе. В массовом действе участники добровольно принимают на себя различные игровые и роле* вые функции, выполняя творческие задания, предложенные сценарием, режиссером, ведущим. (Пластический рисунок роли).
РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ, Главный дирижер. Главный хормейстер.
РЯД СОБЫТИ'ЙНЫЙ, Событийный ряд.
Date: 2015-08-06; view: 491; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|