Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самодеятельное искусство, в
широком смысле - все виды и жанры художественной самодеятельности, соответствующие видам и жанрам профессионального искусства или традиционного народного творчества (фольклора): музыкальная, танцевальная (хореографическая), театральная, изобразительная, декоративно-прикладная
художественная самодеятельность, фото- и кинолюбительство. С. и. - один из способов распространения художественной культуры,
привлечения широких масс непрофессионалов к художественной творчеству. Характерная черта С. и, - свободное оперирование эл-тами действительности, общеизвестными художественными формами, их преобразование без строгого соблюдения существующих традиций, канонов, правил. Творчество в рамках С. и. способствует выявлению талантов и нередко служит источником для пополнения кадров профессионального иск-ва, где уже нет места самодеятельности-как непрофессиональности,
необученно-стк 2) В узком смысле - творчество вне художественных традиций, канонов и правил, дости- гающее высот художественно-образного обобщения. Яркий пример такого иск-ва - примитив в самодеятельном изобразительном иск-ве.
САРКА'ЗМ (гр. sarkasmos < sarkazu, букв, рву мясо), язвительная, жестокая и ироническая насмешка, построенная на усиленном контрасте внеш. смысла и подтекста.
САТИРА (< лат. satura - мешанина), 1) обли- чающая, бичующая ирония. 2) Литературное произведение, обличающее отрицательные явления, действия. 3) Вид комического, особо острая и язвительная форма комедийной, т. е. эмоционально- эстетической критики, отрицающая саму сущность осмеиваемого явления путем противопоставления его высоким эстетическим идеалам, бичующее изобличение всего, что стоит на пути к их осуществлению; специфический способ ху- дожественного воспроизведения действитель-
ности, раскрывающий ее как нечто несообразное, несостоятельное с помощью преувеличения, за- острения (порой доводящего облик изображаемого до деформации), гиперболизации, гротеска. СВЕРХЗАДА'ЧА, идея, ставшая внутренней потребностью, стремлением, пафосом художника; жизненная цель, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, то, ради чего режиссер творит массовое театрализованное действие и объединяет в общий творческий процесс всех его участков. Отход от С. и сквозного действия в режиссуре - это не только потеря идейной целеустремленности, но это одновременно и распад формы, когда постановка у режиссера и образ у актера размельчается на отдельные куски, не создающие целого. (Перспектива),
СВЕРХ-СВЕРХ ЗАДА'ЧА, жизненная целе- устремленность, лежащая в основе творческого пути художника. Личное отношение художника к жизни, к событиям, к-рые являются основой театрализованного действия.
СВЕТ, 1} лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. 2) Тот или иной источник освещения. (Софит, Рампа. Лазер) С. и цвет - активные средства пластической художественной характеристики персонажей, атмосферы действия, развития со- бытий. Сценический С. преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть -в хрусталь, стекляшки - в алмаз, фольгу - в золото и серебро. Искусно установленный на сцене С. создает впечатление жары или холода "солнечного утра" или "зимнего вечера", "осенней мглы" или "ясного бездонного неба". С. предназначен также для создания световых эффектов. Но самое важное назначение С. на сцене - создание атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или наоборот, эмоционально окрашенным - праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным. С. на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля (Репетиция монтировочная)- Занимается этим осветительный цех во главе с художником постановки и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных - стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне нее, в зрительном зале (т. н. выносная). На сцене аппаратура крепится на портачах и на галереях (длинных балконах). Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены софиты, в к-рые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и
опускаются они при помощи колосниковой системы. (Световая партитура. Световая проек- ция, Световой занавес. Световой эффект.)
СВЕТОВА'Я ПАРТИТУРА, составная часть режиссерской документации, в к-рой фик- сируется последовательность включения свето- вой аппаратуры и характер световых эффектов для создания атмосферы массового представле- ния.
В С. п. указывают световую аппаратуру и технические средства, необходимые для воспро- изведения световых эффектов во время пред- ставления на сцене и в зрительном зале. В С. п. указывается порядковый номер включения и группа осветительных приборов, наименование эпизода представления и реплики на включение, технологический прием введения света: напр, "резко", "плавно" и т. п. Далее следует реплика на снятие света и технологический прием его выведения. В примечании делается соответст- вующая запись, если свет дается с «наплывом» С. п. обязательно сверяется с монтажным листом режиссера. (Свет. Световая партитура, Световая проекция. Световой занавес. Световой эффект.)
СВЕТОВА'Я ПРОЕКЦИЯ, световой эф- фект, базирующийся на возможности света да- вать изображение на экран с помощью специаль- ной проекционной аппаратуры (кино-, видеопро- екторы - для динамической проекции и диа- слайдпроекторы - для статической). Различают фронтальную С. п. - со стороны зрительного зала и просветную (рирпроекцию) - со стороны арьерсцены. Художественные эффекты
закладываются в само изображение (особенно при монтаже динамической проекции) или при демонстрации материала используются возмож- ности проекционной аппаратуры. (Свет, Свето- вая партитура. Световой занавес. Световой эффект. Техника сцены. Эффекты сценические)
СВЕТОВО'Й ЗА'НАВЕС, световой эффект, к-рый базируется на наличии пыли на любой театральной сцене. Различные приемы устройст- ва С. з. позволяют получать эффектную дымку и тем самым как бы увеличивать глубину сцены, выделять одни планы сцены и перекрывать дру- гие, сделать незаметной смену декораций, не прерывая действия и не перекрывая сцену тради- ционным занавесом, создать "занавес" светом рампы, направленной в зрительный зал.,В по- следнем случае источники света несколько осле- пляют зрителей, делая невидимой для них работу на сцене, поэтому реж-ру следует подумать об этике использования этого приема. С. з, должен соответствовать стилю характеру оформления зрелища. (Свет, Световая партитура. Световая проекция. Световой эффект.)
СВЕТОВЫЕ ЭФФЕ'КТЫ, технические приемы с использованием света, к-рые совмест- но с др. компонентами внешней формы зрелища помогает реж-ру и художнику образно вскрыть его содержание, т. о. С. э. становится не толь-
ко техническим приемом, но и выразительным средством сценографии, С. э. бывают стаци- онарные (звезды, луна, туман, радуга и т. п.) и динамические (молния, взрыв, пожар, дождь, снег, ход поезда и проч.). Для С. э. служат специально изготовленные приборы и приспо- собления или проекционный аппарат с непод- вижными и движущимися диапозитивами ("ра- дуга", "дождь", "снег", "бегущие облака", "волны" и т. д.). (Проекция). "Туман", к-рый можно имитировать сложным контражуром, гораздо эффектней получается, если в специальных ис- парителях через сухой лед пропускают горячий пар. "Молнию" легко показать обыкновенной фотовспышкой, если поместить ее подальше от авансцены и повыше, чтобы зритель видел только отраженный свет вспышки. Эффектный "снег" получается от вращающегося шара, обклеенного кусочками стекла, если на него направить луч света и вращать на горизонтальной оси. Специ- альные осветительные приборы, направленные на декорацию, расписанную люминофорами
(светящимися красками), могут на глазах у зрителей превратить сарай в роскошный замок, дремучий лес - в экзотическое подводное царство и т д. Люминесцентные краски применяются и для росписи костюмов, а иногда и в актерских гримах. "Черный кабине т" - С. э. основан на свойстве черного бархата максимально поглощать свет. Человек, одетый в черный бархат, на фоне черного бархата не виден. Поэтому в черном кабинете предметы и люди могут исчезать на глазах у зрителей либо плавать в воздухе, "никем не поддерживаемые". Для этого эффекта необходим умело поставленный свет. Все С.э., как правило, требуют на сцене особого, неяркого света или полной темноты. (Голография, Люминесценция, Световая проекция, Световой занавес, Светомузыка, Естественное освещение местности).
СВЕТОМУЗЫКА, синтетический вид иск-ва, основанный на различных видах синтеза музыки и света (цвета, изображения, пространственно организованного света). Впервые попытка соединения музыки и цвета была предпринята А. Н. Скрябиным (1871-1915) в симфонии "Про- метей". С. относится к слухо-зрительным, про- странственно-временным иск-вам технического комплекса, к классу выразительных, интонаци- онных его разновидностей. Художественная реа- лизация С. осуществляется в двух основных жанрах - светомузыкальные концерты (спектак- ли) и кинофильм. Наряду с ними развиваются и прикладные формы С. использующие приемы и технику автоматического светозвукового синтеза (кабинетов релаксации на производстве, свето- музыкальные фонтаны, декоративное оформле- ние дискотек). В 1987 г. состоялся первый Все- союзный фестиваль С.
СВОБО'ДА МЫШЦ, умение актера целесо- образно распределять и затрачивать свою физи- ческую энергию, освобождайся от излишнего
мышечного напряжения; достигается тренингом. В совокупности с занятиями пластикой, ритми- кой, танцами и т. д. у актера вырабатывается умение двигаться выразительно и правдиво.
СВЯЗКА, I) несколько однородных предме- тов, связанных вместе. 2) Переходный, логически обоснованный, момент, соединяющий два соседних эпизода в театрализованном представ- лении: «мостик».
СИ'ЛЫ ДЕЙСТВУЮЩИЕ, Действующие силы.
СИМВОЛ (< гр. symbolon - условный знак, опознавательная примета), 1) В Древней Греции - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общественного груп- пы, тайного общества и т. п. 2) С. веры - краткое изложение основных положений вероучения, основных догматов христианства. 3) В науке (ло- гике, математике и др.) то же, что знак 4) Пред- метное действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-л. образа, понятия, идеи, 5) (В иск-ве) троп, представляющий собой мно- гозначный и глубокий по смыслу художествен- ный образ, к-рый соотносит разнообразные пла- ны изображаемой действительности, воплощает какую-л. идею. Это образ, являющийся предста- вителем др. (как правило, весьма многообразных) образов, содержании, отношений.
С. родственен понятию "знак", однако их сле- дует различать. Знак - предмет (явление), слу- жащий представителем другого предмета; С. - представитель др. образа (содержания, отноше- ния). Для знака (особенно в формально- логических системах) многозначность - явление негативное: чем однозначнее расшифровывается знак, тем конструктивнее он может быть исполь- зован. С., напротив, - чем более многозначен, тем более содержателен. Знак содержание обозначает - С. содержание раскрывает (изображает, выражает отношение к нему, создает настроение); знак условен, более или менее "произволен", не мотивирован, не имеет сходства с обозначаемым предметом (напр., зодиакальный знак рака не похож на рака). С. же имеет сходство с обозначаемым предметом, но уже отдален от него (крест - крест, звезда - звез- да). Знак - неразвернутый С., он лишь указывает на предмет, демонстрирует его, вычленяет из потока действительности, если мы обозначили какое-то явление, значит,.мы сделали его пред- метом нашего ощущения или мышления. С. - развернутый знак. Принципиальное отличие С. от аллегории состоит в том, что смысл С. неотде- лим от его образной структуры и отличается не- исчерпаемой многозначностью своего содержа- ния, его нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо "вжиться". (Символика. Символическая образность. cu.mgoji сцениче- ский).
СИМ ВО'ЛИКА, выражение идей, понятий или чувств с помощью совокупности условных
знаков или предметов (символов). Символическая образность. Сценический символ). СИМВОЛИЧЕСКАЯ О'БРАЗНОСТЬ, Образность.
СИМВОЛ СЦЕНИ'ЧЕСКИЙ, Сценический
СИ'НТЕЗ (< гр. synthesis - соединение, сочетание, составление), 1) соединение (мысленное, реальное) различных эл-тов объекта в систему (Синтез иск- ств). 2) Метод научного исследования какого-л. предмета, явления, состоящий в познании его единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. 3) Процесс образования звуков речи и муз. инструментов специальным акустическим устройством (синтезатором).
Синтезирование звука активно используется в эстрадных и др. театрализованных представлениях. СИ'НТЕЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ, органическое взаимодействие и взаимовлияние различных видов жизненного и художественного действий, преобразующих их в особый вид жиз- ненного и художественного творчества - массовое театрализованное действо,
СИ'НТЕЗ ИСКУССТВ, сочетание разных видов иск-ва, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Ед-во компонентов С.и. определяется ед-вом идейно-художественного замысла.
Архитектурно-художественный С. и. образуют архитектура, изобразительное и декоративное иск- ва (архитектурный ансамбль, здание, интерьер). Кинофильм, спектакль, театрализованное представ пение - синтез режиссерского, актерского иск-ва, литературы, музыки, изобразительного иск-ва и т. д. С. и. является основой режиссерских вы- разительных средств массового действа,
СИНХРО'Н(И'ЗМ) (гр. synchromsmos - одновременность), 1) совпадение и связь во времени чего-н. совершающегося, параллельность в действии чего-н.. 2) (В театре) один из признаков формы стихотворной мизансцены, а также один из приемов организации больших сценических групп. Если в театре чистый С. оправдать трудно, то в массовом празднике, театрализованном представлении он используется очень активно (напр., массовые упражнения на стадионе).
СИСТЕ'МА (гр. systema - целое, составленное из частей соединение), 1) техническое устройство, конструкция. 2) То, что стало нормальным, обычным, регулярным. 3) Форма организации чего- л.. 4). Определенный порядок в расположении чего- л., в действиях. 5) Нечто целое, представляющее собой ед-во закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. (Система Станиславского).
СИСТЕ'МА СТАНИСЛАВСКОГО, прак- тическое учение о природных органических законах актерского творчества. Цель С. С. - разбудить естественную природу актера для органического творчества в соответствии с его сверхзада-
чей, вызвать к жизни органичный, естественный процесс самостоятельного и свободного творчества. Принципы С. С.: 1) принцип жизненной правды, как основа всей системы; 2) учение о сверхзадаче; 3) принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли; 4) в творчестве актера все должно подчиняться требованию органичности, т.е. ничего искусственного, ничего механического не должно быть; 5) принцип
перевоплощения, как конечный этап творческого процесса создания сценического образа. Суть С. с. - в совершенствовании внут- ренней и внешней техники актера, сделать этот инструмент податливым творческому импульсу, т. е. готовым в любой момент осуществить нужное действие. Внутр. техника заключается в создании необходимых внутр. (психических) условий для естественного и органического зарождения действия, к-рое осуществляется через тренировку внимания сценического, сценической свободы мышц, правильной оценки предлагаемых
обстоятельств (сценическая вера) и возни- кающее на этой основе желание действовать. Воспитание актера в области внешней техники имеет целью сделать физический аппарат актера (его тело) податливым внутреннему импульсу через тренировку техники речи, постановку голоса, гимнастики, акробатики, фехтование, ритмики, танца, сценического движения и т. п.
СИТУА'ЦИЯ (< позднелат. siluatio - поло- жение, расположение). 1) сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обста- новку, положение. 2) Определенное соотношение обстоятельств, общественных и личных, в к-рые помешены персонажи произведения иск-ва. 3) (В массовом действе) главным исходным условием живого театрализованного действа является органическое ед-во трех С.: С. общественной жизни, нравственной С. личности и С., праздничного действия. С. общественной жизни - соотношение общественных и личных жизненных обстоятельств, определяющее смысл празднич- ного театрализованного действия и поведение его участников. С. личности- нравственный конфликт чел-ка с самим собой, с ситуацией окружающей жизни и с условиями праздничного действия. С. действия - игровая коллизия, заданная сценаристом и реж-ром и вызывающая ед-во общественной, нравственной и художественной активности участников.
СКВОЗНО'Е ДЕ'ЙСТВИЕ, основное на- правление выразительных средств и стремление всех действующих сил к осуществлению сверх- задачи спектакля, праздничного действа. Это вызванное режиссерскими выразительными средствами внутреннее личное стремление каждого участника праздника к общей духовной жизненной цели. Это процесс превраще-
ния театрализованного игрового общения, в жизненное событие.
СКОМОРО'ХИ, 1) в Древней Руси: странст- вующие актеры - певцы-музыканты, комедианты, острословы, исполнители сценок, дрессировщи- ки, акробаты. Известны с 11 в. Особую популяр- ность получили в 15 - 17 вв. Подвергались гоне- ниям со стороны церкви и гражданских властей. 2) (Перен.) несерьезный чел-к, потешающий дру- гих своими шутовскими выходками.
СКЕТЧ (англ, sketch, букв. - набросок), ко- роткая эстрадная пьеса (главным образом, коме- дия) для двух (реже трех) исполнителей. Ведет начало от народной интермедии. С. отличает «кучность» событий, концентрированное™ и репризность диалога, непременный гротеск в характеристиках комических персонажей. Для другой разновидности С. характерным признаком является не развитие сюжетной линии, а на- сыщенность злобой дня в диалоге. (Реприза).
СКУЛЬПТУРА ( ЛАТ. Sculptura, от sculpto вы- резаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобра- зительного иск-ea, произведения к-рого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. С. изобра- жает, главным образом, чел-ка, реже животных, ее главные жанры - портрет, исторические, бы- товые, символические, аллегорические изобра- жения, анималистический жанр. Выразительные средства - построение объемной формы, пласти- ческой моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Раз- личаются круглая С (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная С. (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается зна- чительностью идей, высокой степенью обобще- ния, крупными размерами, монументально- декоративная С. включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (ат- ланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтан- ная, садово-парковая С.): станковая С., не зави- сящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содер- жание, предназначена для интерьера, ее жанры - портрет, бытовой, ню, анималистический. Мате- риалы С. - металл, камень, бетон, пластмасса, глина, воск, пластилин, дерево, гипс и др.; мето- ды их обработки - высекание, лепка, вырезание. литье, ковка, чеканка и др.
Принципы построения скульптурных групп часто используются в театрализованных пред- ставлениях с помощью разнообразных приемов: показ увеличенных фотографий, на к-рой изо- бражены те или иные скульптурные произведе- ния; принципы многофигурных композиций ус- пешно переносятся на сцену в живом человече- ском материале ("живые скульптуры", "живые эмблемы") и за ее пределы (группы на борту гру- зовика), известны и скульптурные пародии.
СЛОВЕ'СНОЕ ДЕ'ЙСТВИЕ, вербальное воздействие на различные стороны человеческой психики: на интеллект, на воображение, на чув- ство. Слово на сцене - средство борьбы за дос- тижение целей, которым живет персонаж. Актер должен хорошо знать, на какую именно сторону сознания своего партнера он преимущественно в данном случае хочет подействовать. Если на ин- теллект, мысль, то необходимо добиваться неот- разимости речи, по своей логике и убедительно- сти (доказать, объяснять, отделаться, успокоить, опровергнуть и т. п.) Если к воображению, то необходимо заражать партнера видениями (удивлять, предупреждать, угрожать, утешать). Можно обращаться к чувству (упрекать, укорять, ободрять, умолять, разжалобить), а также воз- действовать на волю (просить, приказывать) и на память партнера (узнавать, утверждать). На практике ни один из типов С. д. не встречается в чистом виде (можно, напр., просить упрекая или объяснять удивляя), к действию может быть добавлено какое угодно приспособление (нежно, тепло, равнодушно, твердо и т. п.). Вопрос о принадлежности С.д. к тому или иному виду ре- шается в каждом отдельном случае в зависимости от преобладания того или иного способа воз- действия на сознание партнера.
Понятия физического, внутр. и С. д. нераз- рывны. Станиславский в этой триаде С. д. он считал главным: «Слово становится венцом творчества, оно же должно быть и источником всех задач - и психологических и пластических». В речевом материале пьесы реж-р и актер находят логику поведения героев, в нем заложены и решающие начала сценического характера.
Особо важное значение С. д. имеет для ар- тистов эстрады разговорных жанров. Партнер эстрадного исполнителя - сотни сидящих в зале зрителей. Значит, ему надо заставить их, всех до единого, увидеть то, о чем он рассказывает. От- сюда требование яркости и точности ленты образов, естественности и звучности речи. (Сло- весный образ).
СЛОВЕ'СНЫЙ О'БРАЗ, отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литератур- ного произведения или даже художественное произведение как эстетически организованный эл-т поэтической речи. Словесные образы пока- зывают нам, как писатель и исполнитель видит и художественно воспроизводит мир.
СЛО'ВО ЖИВОЕ, Живое слово.
СОБЫТИЕ, 1) То, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной или личной жизни. 2) (В театре) происшествие (процесс), разворачивающийся на глазах у зрите- ля. Состоит из совокупности фактов (предлагае- мых обстоятельств), не изменяющих и изме- няющих привычное течение жизни героев. Одно из предлагаемых обстоятельств, изменяющих (в отличие от др. фактов) прежние действия героев, привычное течение жизни персонажей называют событийный фактом. Через оценку фак-
та осуществляется переход от события к событию. С. - часть сценической жизни или зрелища, которую можно назвать «экстремальной ситуацией» с тремя условиями его осуществления: персонажи должны жить в условиях «крайнего внутр. напряжения», вызывать обязательное зрительское сопереживание и третье - выход из создавшейся ситуации должен быть непредсказуемым (М. А. Захаров). 3) (В массовом действии) С., как значительное явление общественной или личной жизни, порождает праздничную ситуацию, а задачей организаторов массового действа становится превращение праздника (представления) в жизненное С. для его участников. В сюжетных театрализованных представлениях, как в театральной пьесе, ищется событийный ряд. Бессюжетное представление строится по принципу аттракциона, (Событийный жизненный факт)-
СОБЫТИЕ ГЛА'ВНОЕ, Событийный ряд.
СОБЫТИЕ ИСХО'ДНОЕ, Событийный ряд.
СОБЫТИЕ ОСНОВНОЕ, Событийный ряд.
СОБЫТИЕ ФИНАЛЬНОЕ, Событийный ряд.
СОБЫТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ, Событийный ряд.
СОБЫТИ'ЙНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ, реальное жизненное явление, к-рое соединяет в себе коллизию сценарного и режиссерского замысла массового театрализованного действа. Конкретное жизненное событие (!) определяет специфику образности, к-рая уходит в него своими корнями и представляет собой художественное осмысление, оказывающее воздействие на массу силой художественного обобщения реальности.
СОБЫТИ'ЙНЫЙ РЯД, последовательно со- вершаемые события, цепь событий, каждое из к- рых перетекает в следующее, реж-ру необходимо определить в постановке обязательных пять со- бытий: исходное (экспозиция номера, спектакля, массового действа), в к-ром зрителю еще не понятно, в каком направлении будет развора- чиваться действие, основное, в к-ром начинает зарождаться конфликт между героями (завязка), центральное (кульминация действия), финальное (развязка), в к-ром конфликт разрешается и главное - оно происходит в душе зрителя как вывод (прочитанная и воспринятая идея), к к-рому хотел привести реж-р спектакля, массового действа. С. р. органически связан с его темой, выступает способом ее конкретного развертывания. Каждое предыдущее событие по отношению к следующему за ним Становится предлагаемым обстоя- тельством. (Золотое сечение. Событий факт. Фабула).
СОБЫТИЯ О'БРАЗ. Образ события.
СОДЕРЖАНИЕ, совокупность, состав всех эл- тов объекта, ед-во его свойств, внутренних процессов, связей, противоре-
чий в тенденций развития. Т. о., в С. заложена тенденция к развитию, динамике, диалектиче- скому взаимодействию с формой. Основными эл- тами содержания в театрализованном пред- ставлении выступает его тема и идея. (Содер- жание и форма).
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, философские категории; С. - определяющая сторона целого, совокупность его частей; Ф. - способ существо- вания и выражения С. Отношение С. и Ф. харак- теризуется относительным ед-вом; в ходе разви- тия образуется несоответствие С. и Ф., которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой Ф., соответст- венно развившемуся С. Существует и обратная закономерность: С. проявляется только в опреде- ленной Ф. Степень соответствия Ф. и С. в иск-ве зависит от верности идеи произведения, миро- воззрения, одаренности и мастерства художника. В творческой практике несоответствие, разрыв Ф. и С. произведения выступает в двух планах. Во- первых, когда общественно значимое С., актуальная тема и идея не получают в произве- дении яркого художественного воплощения. Это ведет к иллюстративности и схематизму, сниже- нию Бездейственной силы иск-ва, а иногда к дискредитации темы и идеи произведения. Во- вторых, когда неполноценное С. выражается в интересной Ф.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКА'З, заявка на прове- дение общественно значимой акции в художест- венно-праздничной форме, реж-р может получить С. з. как от администрации области, города, села, района, так и от общественных организаций, учреждений, предприятий, учебных заведений и т.п. В С. з. обозначается событие, основные моменты, к-рые должны быть отражены в акции, пожелания по форме воплощения, уста- навливаются сроки подготовки и проведения, место проведения акции, размер и способ финан- сирования.
СОФИТ, осветительный прибор, прикреп- ленный к подвесной ферме.
СПЕКТА'КЛЬ (фр. spectacle), театральное представление.
Date: 2015-08-06; view: 399; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|