Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Искусство пантомимы, пантомима
ИСКУССТВО ПЕРЕЖИВАНИЯ, одно из направлений сценического иск-ва, требующее, чтобы актер жил на сцене настоящими чувствами персонажа. И. п. связано с внутренней стороной роли. Артисты этого направления „ стремятся найти и зародить в себе самих эл-ты чувства, родственные душе изображаемых ими лица. Процесс переживания (оживления следов тех воздействий, которым актер многократно подвергался в действительной жизни) для них является главным моментом творчества. Цель И. п. заключается в создании на сцене внутренней жизни персонажа и в отражении этой жизни в художественной сценической форме.
ИСКУССТВО ПЛАСТИЧЕСКОЕ, Пла- стические искусства.
ИСКУССТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, одно из направлений сценического иск-ва, в к-ром сценическая игра основана на способности актера одними техническими приемами воспроизводить внешнюю форму человеческих переживаний, внешнюю сторону поведения. Артисты этого направления переживают роль не на сцене, а на репетициях, или дома, один или несколько раз, для того, чтобы подметить внешнюю, телесную форму естественного воплощения чувства (интонацию, мимику, жест и т. д). В И. п. про-
цесс переживания является лишь одним из этапов искания формы роли. Цирковое, эстрадное иск-во. праздничное действие, в отличие от дра- матического театра, требуют от актера умения мгновенно воздействовать на зрителя в кратком эстрадном номере, лаконизма, эффектности сце- нической формы. Здесь И. п. имеет преобладаю- щее значение, а излишние подробности «пере- живав» роли мешают доходчивости исполнения. В то же время эстрадный актер, исполнитель в праздничном действии должны обладать особой правдивостью и искренностью в самовыражении своей личности, в художественном и чел-ком общении с партнером-зрителем, в своем внутреннем сквозном действии, выражающем жизненную сверхзадачу выступления.
ИСКУССТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, Профессиональное иск-во,
ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОЕ. Сцениче- ское иск-во.
ИСКУССТВО ТЕАТРАЛЬНОЕ, Театр.
ИСКУССТВО ТЕЛЕВИДЕНИЯ, Телеис- кусство
ИСКУССТВО ФОТОГРА'ФИИ, Фотоис- кусство.
ИСКУССТВО ЦИРКА, Цирк,
ИСКУССТВО ЭСТРА'ДЫ, Эстрада
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО,
особая сфера художественно-творческой дея- тельности, в к-рой материализуются произведе- ния «первичного» творчества, записанные оп- ределенной системой знаков и предназначенных для перевода в тот или иной конкретный матери- ал. К И. и. относится творчество актеров и ре- жиссеров, воплощающих на сиене, эстраде, цир- ковой арене, радио, кино, телевидении произве- дений писателей, драматургов; чтецов, перево- дящих в живую речь литературные тексты; му- зыкантов - певцов, инструменталистов, дириже- ров - озвучивающих сочинения композиторов; танцоров, воплощающих замыслы хореографов, композиторов, либреттистов.
ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА, жизненные при- чины, обстоятельства, события, обусловившие необходимость в организации данного массового театрализованного действия. Связь исторических истоков и личных сегодняшних жизненных уст- ремлений режиссера, вызвавших потребность в данном сценарном и режиссерском решении. (Замысел}.
ИСХО'ДНОЕ СОБЫТИЕ, документальный факт, историческое или современное событие, ставшее основой драматургии и смысловой за- дачи массового театрализованного представле- ния. При определении И. с. важно учитывать конкретные жизненные обстоятельства, связан- ные с местом и временем данного театрализо- ванного действа и кругом его участников, на к- рых оно рассчитано.
К
КАБАРЕ' (фр. cabaret, букв. - кабачок), пер- воначально (с 80-х гг. 19 в. во Франции) импро- визированные представления в литературно- художественном кафе с участием поэтов, музы- кантов, актеров. Лучшие К. стали театрами ми- ниатюр (в России «Летучая мышь»), др. - ресто- ранами с эстрадной программой. Позднее, эст- радный театр в кафе, своеобразный художест- венный клуб, поэтический, сатирический, лите- ратурный.
КАВАЛЬКА'ДА (фр. cavalcade), 1) группа всадников, едущих вместе. 2) Движение группы людей празднично-обрядового характера с ис- пользованием транспорта (свадебная К., цирковая К.).
КАДР (фр. cadre), 1) фотографический К. - единичное изображение объекта съемки на фо- топленке или фотобумаге. 2) Кино К. - снимок на кинопленке, фиксирующий одну из фаз движения или статического положения объектов съемки. 3) Монтажный К - составная часть фильма, содержащая какой-л. момент действия. (Мон- таж). 4) Сценарный К. (в постановочном или режиссерском сценарии) - изложение содержания и подробное описание снимаемого действия. 5) Телевизионный К. - изображение, полученное на экране кинескопа в результате одного полного цикла телевизионной развертки 6) Отдельный снимок на кино- или фотопленке, а также от- дельная сцена из кинофильма. (Киноискусство, Фотоискусство).
КАЛАМБУР (фр. calembour). игра слов, оборот речи, шутка, основанная на нарочитой или невольной двусмысленности, порожденной омонимией (сходством звучания разнозначащих слов или словосочетаний) и вызывающая коми- ческий эффект, напр.: «Осип охрип, а Архип осип» (скороговорка), «Несусь я точно так; || но двигаюсь вперед, а ты несешься сидя» (К. Прут- ков); «по калачу - поколочу» (Пушкин). (Ср. Ре- приза).
КАНО'Н (< гр. капоп - норма, правило), 1) (В ИЗО) система стилистических и иконографиче- ских норм, господствующих в иск-ве какого-л периода или направления; произведение, служа- щее нормативным образцом. 5) (В муз.) форма многоголосья, основанная на строгой имитации - проведении во всех голосах мелодии, в каждом последующем голосе вступающей до того, как она закончилась в предыдущем. Обычно применяется как эл-т др. форм (напр., в фуге). 6) В театре по принципу муз. К. может произноситься текст или строиться мизансцены. (Хор речевой).
"КАПУСТНИК", 1) шуточное юмористиче- ское пародийное представление на злобу дня (преимущественно на театральные темы). В до- революционные годы «К.» обычно устраивались во время «великого поста»; отсюда названного по традиционному «великопостному блюду» -
капусте. Т) Самодеятельное комическое пред- ставление - сиенки на злободневные местные темы (происходит: от названия веселых актерских игр вокруг капустного пирога).
КАРМА'НЫ СЦЕ'НЫ, просторные боковые помещения, находящиеся за пределами сцены- коробки. Они служат для хранения декорации спектаклей театрального репертуара, для разме- щения накатных плошадок, а также для монти- ровки оформления для каждой следующей сцены спектакля, к-рое с помощью специальных при- способлений выдвигается на сцену, если необхо- дима быстрая смена декораций.
КАРНАВА'Л (фр. carnaval, ит. carnevale), 1) праздничное зрелище, вид массового народного гулянья с шествиями, театрализованными играми (Театрализация), 'уличным маскарадом, каваль- кадами. Первоначально К. появились в Италии в 13 в. В К. нарушаются (чаще всего переворачи- ваются, заменяются на противоположные) пра- вила и нормы обычного поведения, в т- ч. и сло- весного (отменяются запреты на слова, к-рые в др. условиях публично употреблять не принято). Свобода и раскованность поведения, предусмат- риваемые правилами К., способствуют временной компенсации, жестких норм социального поведения, присущих обычной жизни, а в опре- деленном смысле и социальной интеграции об- щества. Средством художественной выражения перевертывания социальных ролей на К. служит пародийная форма карнавального костюма. К. - эстетическое действо, характерное для народной «смеховой», или «неофициальной», культуры эпохи средневековья и Возрождения, а также для более поздних эстетических (театральных, цир- ковых, литературных и др.) форм. 2) В более ши- роком смысле под К. понимается вся совокуп- ность явлений смеховой (карнавальной) культу- ры. (Хэппенинг).
КАРТИ'НА I) произведение живописи в красках. 2) То же, что кинофильм (Киноиск-во). 3) Изображение чего-л. в литературном произве- дении (К. быта). 4) То, что можно видеть, обо- зревать или представлять себе в конкретных об' разах (К. весеннего возрождения, К. праздника). 5) Подразделение акта в драме, в спектакле.
КАТАРСИС, термин введен древнегрече- скими философами. Глубокое внутр. потрясение, духовное очищение, к-рые возникают в момент высокого воздействия произведения иск-ва. Это главный итог воздействия иск-ва на личность. В потребности К. проявляется одна из основных психологических установок личности в отноше- нии иск-ва. Благодаря К. зритель, слушатель, читатель от познания чисто внеш. связей подни- мается до постижения их смысла, сущности. Собственные переживания воспринимающего претерпевают как бы перерождение. Художест- венная система овладевает его мыслями и чувст- вами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема, про- светленности. В ' массовом театрализованном
действии эффект К. - это момент личного или общего духовного потрясения, вызванного орга- ническим слиянием игрового действия и жиз- ненного действия, где выражается глубинный смысл праздничного действа и оно становится жизненным событием для его участников.
КАФЕШАНТА'Н (фр. cafe chantant - букв. кафе с пением), увеселительное заведение в бур- жуазных странах - кафе с открытой площадкой, на к-рой исполняются песенки и танцы пошлого, непристойного характера.
КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (гр. kinetikos - приводящий в движение), направление авангардизма, использующее для создания про- изведения иск-ва эстетические возможности движения реальных конструкций, машин и ил- люзорных изображений, оптических эффектов, создаваемых средствами кинематографа, TV, видеокино, лазерами, неоновым или электриче- ским освещением. К. и. сочетает выразительные возможности архитектуры, скульптуры, графи- ки, живописи, киноиск-ва, эксплуатирует игро- вую функцию эстетического отношения, сход- ную с эффектом, порождаемым спортом, зре- лищно-развлекательными формами иск-ва. В качестве источника движения применяется энер- гия ветра, воды, солнца, воздуха, электричества
КИНОИСКУССТВО (КИНЕМА-
ТОГРАФ) (< гр. kineina, род. п. kineinatos - движение и... граф), род иск-ва, произведения к- рого создаются с помощью киносъемки реальных или специально инсценированных событий, связанных единым сюжетом и материализован- ных в кинофильме. В К. синтезируются эстетиче- ские свойства литературы, театра, изобрази- тельного иск-ва и музыки на основе только ему присущих выразительных средств. Основные выразительные средства К.: кадр и его компози- ция, кинематографический план (крупный или портретный, в т. ч. деталь, средний, общий), ракурс, свет и цвет, движение в фильме - способ художественной организации экранного про- странства и времени, монтаж.
КИНОЛЕ'НТА ВИ'ДЕНИЙ,Ле/нта образов.
КИНОФИЛЬМ (< англ, film - пленка), 1) совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экра- не; произведение киноиск-ва, в узком смысле - фильмокопия. 2) Аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально- документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения, зафиксированного на кинопленке или на иных видах носителей и соединенные в тематическое целое последовательно связанных между собою кадров и предназначенное для вос-
приятия с помощью соответствующих техниче- ских устройств.
КИЧ (КИТЧ) (< нем. Kitsch - халтура; < нем. verkitschen - удешевлять; < англ, for the kitchen - «для кухня», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления), 1) специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним стереотипного псевдоиск-ва. лишенного художе- ственно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внеш. эффект деталями (К. «мир плохого вкуса»). 2)
Порицательное наименование произведений, к- рые дешевым средствами, рассчитанными на вкусы широких кругов, претендуют на то, чтобы производить эстетическое впечатление и счи- таться произведениями иск-ва (К. - сфера «под- дельности», «неподлинности»).
КЛАССИФИКАЦИЯ (< лат. classis - разряд, класс и facere - делать), особый случай примене- ния логической операции, суть к-рой деление объема понятия. Классификация представляет собой некоторую совокупность делений (в иск-ве и яит-ре. напр.. на роды, классы, виды, жанры). Обычно различают естественные К., в к-рых в качестве оснований деления выбирают признаки, выявляющие существенные сходства и различия между предметами и имеющие познавательное значение (напр., деление иск-ва на виды: Архитектура, Балет, Изобразительное иск-во, Исполнительское иск-во. Кинетическое иск-во, Киноиск-во, Монументальное иск-во. Музыка, Пантомима, Сценическое иск-во. Театр, Танец, Телевидение. Фотоиск-во, Хореография. Цирковое иск-во, Эстрадное иск-во) и искусственные (т.н. вспомогательные) К., в к-рых используют признаки, несущественные для самих предметов, но удобные для целей систематизации (напр., деление видов иск-в на жанры или напр., из рода исполнительских иск-в выделение -иск-ва актера, иск-ва режиссера. иск-ва
балетмейстера, иск-ва вокалиста и т. п.). К. позволяет ориентироваться в многообразии объектов и является источником знания о них. Всякая К. - результат нек-рого огрубления дей- ствительных граней между родами, видами и жанрами, т. к. они условны и относительны. С развитием знаний о предмете иск-ва происходит уточнение и изменение К. (Виды концертов, Жанр).
КЛАССИЧЕСКИЙ (< лат. classicus - перво- классный, образцовый). 1) античный и тем самым образцовый (согласно идущим от Ренессанса представлениям). 2) Связанный с изучением античных языков и литератур. 3) Относящийся к классицизму, свойственный классицизму. 4) Созданный классиком, совершенный, признанный образцовым (напр., классик отечественной эстрады А. И. Райкин). 5) Совершенное произве- дение иск-ва, получившие признание как шедев- ры, сохраняющие значение художественного
образца в истории иск-ва (напр., К. танец, К. му- зыка).
КЛИП, 1) микровидеофильм, содержанием к- рого является набор аудиовизуальных ат- тракционов, быстро сменяющихся звуко- зрительных картин, ритмически организованных муз. сопровождением. К. выражает образ песни и ее исполнителя в неожиданном сочетании корот- ких реальных и фантастических кадров, в «быст- ром» коллаже, в декоративной, орнаментальной раскадровке пространства с применением совре- менных приемов компьютерной графики. 2) Вид зримой песни.
КЛУБ (англ, club), I) общественная органи- зация культурно-просветительного характера, объединяющая людей одной профессии (напр., К. предпринимателей), одних интересов (шах- матный К., К. фанатов), одного социального кру- га (женский К., детский К.) для совместной дей- ствий, отдыха, занятий и т. п. 2) Здание (собст- венно К., Дом культуры. Дворец культуры, куль- турно-деловой центр и т. п.), помещение (в т. ч. и подвальное) такой организации. (Кабаре}.
КЛУБНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, драматурги- чески и режиссерски выстроенное действие об- щественного или художественного характера, происходящее на сценах или в помещениях клу- ба. Таким событием может быть встреча с инте- ресным чел-ком, очередной выпуск устного жур- нала, диалог-диспут и т. п. (Клубный вечер).
КЛУБНЫЙ ВЕ'ЧЕР, 1) (в широком смысле) всякий клубный акт. осуществляемый с целью организации культурного досуга трудящихся в вечернее время. 2) (В узком смысле) определен- ная программа, ограниченная временем и рамка- ми помещения (помещений) конкретного клуб- ного учреждения, рассчитанное на массовое вос- приятие и участие.
Классификация К. в. может проходить по не- скольким основаниям. По характеру клубные вечера условно подразделяют на общественно- политические, производственно-технические, морально-этические, ф из культурно-спортивные. литературно-художественные и т. д.; по целевому назначению - на юбилейные (страны, города, предприятия, чел-ка и т.д.), праздничные (революционные, профессиональные и т. д.), обрядовые (связанные с посвящением в профессию, свадьбой и т.д.). событийные (открытие предприятия, новоселье, досрочное выполнение производственных заданий пред- приятием и т. д.); по структуре подразделяют на простые и многоэл-тные; по составу участников - для детей, для взрослых, для молодежи, студентов, воинов, интеллигенции (творческой, научной, технической), ветеранов труда, пенсионеров, домохозяек и т. п.; по количеству участников- камерные и массовые; по в ы р азительным средствам - одножанровые (вечера литературные, музыкальные, киновечера, театральные, вечера танцев и т. п.) и многожанровые; по
методу использования выразительных средств - иллюстративные и театрализованные (Метод иллюстрации. Метод театрализации). В самом общем виде в К. в. можно выделить несколько частей: информационно-логическую,
художественную, художественно-
документальную и массовую. Преобладание той или иной части формирует тип К. в. Если центральное место в нем занимает информаци- онная часть, то такой вечер относят к разряду вечеров науки или вечера вопросов и ответов. Если преобладает художественно- документаль- ная часть, то это тематический вечер. Преобла- дание только художественной - либо вечер- концерт, либо киновечер, либо вечер поэзии и т. д. Если же преобладает массовая часть, то он относится к вечерам отдыха, дискотекам, кон- курсам.
КОЛЛЕКТИВ (< лат. collektivus - собира- тельный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (К. трудовой, учебный, военный, спортивный, молодежный и т. п.) (Оркестр, Хор, Постановочная группа).
КОЛЛИЗИЯ (< лат. collisio - столкновение), 1) столкновение противоположных сил, стремле- ний, интересов, взглядов, характеров, обстоя- тельств. В драматическом произведении К. опре- деляет собой движение сюжета и разрешается в финале, произведения. Типы разрешения К. раз- личны в зависимости от жанра произведения. 2) Скрытый, не выявленный конфликт, зреющее столкновение, требующее своего выхода, пред- чувствие конфликта. 3) Внутренне противоречие, конфликтная ситуация, вызывающая противо- борство действующих сил 4) (В массовом дейст- ве) драматическая К. заключена в самом жизнен- ном факте и в сопряжении исторического доку- мента с сегодняшней жизненной ситуацией, требующей образного выражения в театрализо- ванном действии. К. существует не только в сю- жете сценария, но и в общении со зрителем, с реальными героями - участниками массового действа.
КОЛЯДА', старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также сама песня.
КОМБИНАЦИЯ (< позднелат. combinatio - соединение). 1) сочетание, взаимное расположе- ние чего-л. в определенном порядке (напр., К. цветов). 2) Пластическая композиция трюков, структурно законченная составная часть цирко- вого номера. 3) (В спорте, балете) сочетание движений, учебных, тренировочных эл-тов.
КОМЕ'ДИЯ (< гр. komodia), 1) в. Древней Греции - представление, развившееся из песен, исполнявшееся во времена карнавальных про- цессий в честь бога Диониса. 2) Жанровая разно- видность драмы, в которой действие и характеры трактованы в формах комического; противопо- ложен трагедии. По принципу организации ко
мического действия различают К.: положений, основанный на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров иди нравов - на осмеянии отдельных гипертро- фированных человеческих качеств («Тартюф» Ж.Б.Мольера); идей, где высмеиваются уста- ревшие или банальные идеи (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают К. сатириче- ские, («Ревизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. В слиянии с др. видами иск-в различают К.-балет, ко- мическую оперу, кинокомедию.
КОМЕ'ДИЯ ДЕЛЬ А'РТЕ (ит. commedia dell'arte - комедия масок), (др. название - импро- визационная комедия), вид ит. театра (16 - 17 вв.), сочетавший в себе черты веселого карнавала, народного фарса и «учебной комедии», сыгранной на буффонный лад. Персонажи К. д. а. являли собой не индивидуализированные характеры, а социально-психологические типы, "маски", делившиеся на три группы - маски господ (глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, ученый болван Доктор юриспруденции из Болоньи, педантичный, назойливый Тарталья и др.), слуги (Серветта, Коломбина, Пульчинелле и дзанни Бригелла и Арлекин) и влюбленные. Сценарий представлял собой сюжетную схему, и актеры импровизировали диалог на ходу, подхватывая реплики партнера. Игровую стихию К. д. а. определяли импровизационные буффонные трюки - т. н. лаццо Динамичность и яркость зрелища, ансамблевость, буффонада, гротеск - характерные черты комедии масок.
Режиссура XX в. часто обращается к вырази- тельным средствам К. д. а. Г. Крэг, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов по-своему интерпретируют темы и образы старого ит. театра. Такими эл-тами, как маска, жест, выразительная пластика, стремительность развития действия, интрига оперирует современная эстрада.
КО'МИК, актерское амплуа. Актер, испол- нявший комические (комедийные) роли.
КОМИ'ЧЕСКОЕ (< гр. komikos - веселый, смешной, от ko'mos - веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), категория эстетики, означающая смешное. Восходит к игровому, коллективно самодеятель- ному смеху, напр., в карнавальных играх, В ходе развития культуры обособляются виды К. - иро- ния, юмор, сатира. Различают высокие виды К, (напр.. образ Дон Кихота у Сервантеса) и забав- ные, шутливые виды (каламбур, дружеские шаржи и т.п.). Для К., отражающей противоречия • реальности, важна игра на утрировке величины предметов (карикатур), на фантастических соче- таниях (гротеск), сближении далеких понятий (острота). На К. основан один из главных видов драмы - комедия. По словам Аристотеля, К. есть «ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубные».
КОМПИЛЯ'ЦИЯ (< лат. compilatio. букв. - ограбление), накопление выписок, собрание до- кументов; составление сочинений на основе за- имствования чужих исследований или чужих произведения (литературная К.) без самостоя- тельной обработки источников (собственных обобщений или интерпретаций), работа, состав- ленное таким методом; несамостоятельное произведение.
КОМПЛИМЕ'НТ (фр. compliment), 1) лест- ное замечание в адрес кого-л., похвала; любез- ные, приятные слова, лестный отзыв. 2) (В цирке) прямое обшение со зрительным залом, отчужде- ние создаваемого манежного образа, Стилистика К. подчиняется общей стилистической направ- ленности эпохи, актерским возможностям ис- полнителя, постановочным задачам. К. в жесте очень условен, это скорее не действие, а пласти- ческий знак, символ действия.
КОМПОЗИЦИОННО ПОСТАНОВОЧ-
НЫЙ ПЛАН, схематическое решение формы театрализованного представления на стадионе. Он включает в себя необходимое для данной постановки количество схем, выполненных в соответствующем масштабе, к-рые раскрывают структурное решение отдельных массовых номе- ров, эпизодов, представления в целом. На схемах К.-п. п. с точностью, до одного участника изо- бражаются рисунки построений, в-к-рых проис- ходит действие, а также намечаются пути пере- хода участников из одного рисунка в другой, т. е. перестроения, которыми действие разворачива- ется и объединяется в целостное представление, (Разметка, Графический.метод. Фотомакетный метод. Прием обратного действия. Прием пря- мого действия. Прием возврата к исходному положению. Открытый монтаж1. Закрытый монтаж.).
КОМПОЗИ'ЦИЯ (< лат. compositio - сочи- нение, составление, связывание, примирение), 1) строение, соотношение, взаимное расположение частей (К. сценического пространства). 2) Муз., живописное, скульптурное или графическое произведение. 3) Сочинение музыки как вид ху- дожественного творчества; также научная и учебная дисциплина, посвященная этому виду творчества. 4) Произведение, включающее раз- личные виды иск-ва (напр., Литературно-муз. К.) или составленное из различных произведений и отрывков. 5) В лит-ре и иск-ве - конкретное по- строение, внутр. структура произведения: подбор, группировка и последовательность изобра- зительных приемов, организующих идейно- художественное целое (К. массового эпизода). (Иногда синонимами понятий «К.» и «структура» служат слова «архитектоника», «построение», «конструкция»), б) Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, идеей, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. К. -важнейший, организующий эл-т художественной формы, придающий произведению ед-во и цель-
ность, его компоненты друг другу и целому; упорядоченность компонентов произведения иск- ва, как целостного, содержательной формы и формированного содержания.
Иск-во режиссера - это прежде всего иск-во К. целого. Это умение выразить образный смысл массового действия в органическом единстве всех его компонентов и художественных средств. Основные эл-ты К. сценического и массового театрализованного действия экспозиция
(пролог), завязка, развитие действия (перипетии), кульминация, развязка. Основные принципы: полярность, трехчленностъ, ритмические волны (повторы.) К. - это соотношение частей целого. Театрализованное представление состоит из многих композиционных частей - номеров, эпи- зодов, из компоновки декораций, мизансцен, муз. оформления, света и т. д. К. - есть взаимосвязь, взаимозависимость частей и целого. (Событий- ный ряд. Золотое сечение, К. массового эпизода, К. праздничного действия, К. сценического про- странства. Литературно-муз. К., К- сценическо- го пространства.).
КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНО-
МУЗЫКА'ЛЬНАЯ, .Литературно-музыкальная композиция,
Date: 2015-08-06; view: 642; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|