Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заказ социальный,социальный заказ. Зако'ны праздничного
ДЕ'ЙСТВИЯ, необходимые, существенные, ус- тойчивые, повторяющиеся принципы, вырабо- танные многолетней практикой режиссуры, ка- тегоричные в силу логики человеческого воспри- ятия. Выделяют следующие 3. п. д.: закон комму никации действующих сил праздника, т. е. установление тесной связи (контакта) между действием и его восприятием; закон приближения праздника к массе зрителя, выражающийся в поиске как можно большего числа рассредоточенных центров праздничного действия, сочетающихся с логикой развития действия, логикой сцепления образного строя, логикой композиции; закон концентрации внимания зрителей, выражающийся в объединении массы зрителей и се сосредоточенности на стержневой теме действия. ЗАКО'НЫ СЦЕНИ'ЧЕСКИЕ, Сценические законы.
ЗАКРЫТЫЙ МОНТАЖ, один из видов технического .монтажа, применяемый в театра- лизованных представлениях на стадионе. 3. м. включает эл-т отвлечения внимания зрителей от выполнения участниками массового номера пе- реходного перестроения. Чаще всего он приме- няется, когда на поле стадиона нужно вынести и установить гимнастические снаряды и другие конструкции. 3. м. имеет успех только при одно- стороннем ракурсе обозрения. (Открытый мон- таж).
ЗА'МЫСЕЛ, 1) задуманный план действий, деятельности, намерение. 2) Заложенный в про- изведении смысл, идея. 3) (В иск-ве) исходное представление художника о своем будущем про- изведении, его более или менее осознанный про- образ, с к-рого начинается творческий процесс. Планы, заявки, наброски, этюды, эскизы, режис-
серская экспликация - наиболее распространенные формы внешней фиксации 3. Различают 3. драматургический и режиссерский 3.
драматургически и предполагает определение коллизии исходного жизненного события, определение действующих сил театра- лизованного представления и развития их столк- новения (драматического конфликта), определе- ние композиции театрализованного представле- ния, монтажных эпизодов. В массовом театрали- зованном действии драматическая коллизия-] существует не только в сюжете сценария, но и в общении со зрителем, с реальными героями - участниками праздника.
3. режиссерский-это преддверие, образное видение целостной пространственно временной модели массового театрализованного действия (концерта, представления, игры, праздника); эмоциональное и зримое ощущение его идеи, темы, формы и т. д. Режиссерский 3. является первоначальным, исходным моментом
подготовки. Он вызывается жизненным событи- ем, жизненной проблемой, к-рая волнует людей и самого режиссера. Он определяет сценарный и режиссерский ход, образное воплощение жиз- ненной темы.
Основными факторами, влияющими на ха- рактер режиссерского 3. являются: идейно- тематическая направленность представления, экономические возможности постановки, участ- ники и их возможности, временны'е условия по- становки, репетиционные и сценические воз- можности постановки, личность самого автора- постановщика - его гражданская позиция, миро- воззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.
ЗА'МЫСЛА ИСТОРИЯ, История замысла,
ЗА'НА ВЕС, приспособление, закрывающее сцену от зрительного зала. По своему назначе- нию различают: 1) пожарный (огнезащитный) несгораемый 3., проходящий по красной линии, изготавливается -из металла и др. проти- вопожарных материалов; опускается в случае пожара и наглухо отделяет сцену от зрительской части. 2) основной (антрактный) 3. - раздви- гающееся или подъемно-опускное полотнище, чаще всего используемое в начале и конце сце- нического действия, а также в антракте, распо- лагается перед пожарным 3. Он оформляет зер- кало-сцены и является частью интерьера зри- тельного зала, поэтому должен согласовываться по цвету и фактуре с его архитектурой, а также с портальной падугой, с портальной кулисой; 3) интермедияный (супер) - поднимающееся вверх полотнище; на сцене может быть использовано несколько супер 3. для смены действия или концертных номеров; располагается в глубине сцены за пожарным 3.; 4) живой 3. -массовая картина (мизансцена), образующая смену номеров представления или отдельных моментов театрализованного действия; 5) спина - 3. (шторка), ракурс сценический, в пантомиме полный поворот чрез спину заверша-
ет эпизод и начинает следующий. Если на языке движения игра лицом к зрителю есть произнесение пластического текста, то закрытая поза в пластике - пауза. Чередованием открытых и закрытых поз реж-р помогает актеру распределить его силы и краски на весь спектакль. (Спинная мизансцена), б) Световой занавес.
По технологии создания различают 3.: живописные (расписанные); аппликационные, состоящие из основы и апплицированного по основе изображения;
транспорантные расписанные, но с
вырезанными контурами предметов и деталей, к- рые должны светиться: зари, солнца, луны, бли- ков на воде, окон, сцен пожара, следа от летящего самолета и т.д,; ажурные- задники с прорезями, к- рые делают, когда они должны «играть» как в дневных, так и в ночных сценах. (Вода. Дым).
ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ, 1) способность за- нять внимание, воображение. «Даже самая «серьезная» трагедия в театре может эстетически сопереживаться только в том случае, если зрите- ля она «занимает», т. е. если она доставляет ему духовное удовольствие» (К. С. Станиславский). 2) Интересный. 3) (В массовом действии) одно из условий развлекательности, театральной игры, игра ума, вызванная неожиданными поворотами, «загадками» сценического или площадного действия, доставляющее духовное удовольствие зрителям. (Ср., Развлекательность).
ЗАРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, ЗАРАЗИТЕЛЬ-
НЫЙ, I) способность вызывать подражание се- бе, легко передавать другим. (3. смех) 2) (В теат- ре) компонент образности, содержанием к-рого является момент связи сцены и зала. Форма 3. - театральность.
ЗАТЕ'ЙНИК,!) (разг.) веселый человек, склонный к забавным выдумкам, затеям. 2) Ру- ководитель массовых игр, развлечений. 3) Умеющий организовать и направить людей на увлекательное общение, вовлечь в игру, найти повод или ситуацию для объединения по интере- сам.
ЗАЧИ'Н, 1) то же, что почин - начинание, инициатива, приступ к какому-л. делу. 2) Тради- ционное начало (в произведениях народной по- эзии, напр., 3. былины. 3) Творческая затея, сюр- приз, подготовленный учащимися, которым на- чинается занятия по актерскому мастерству в некоторых театральных мастерских (школах).
ЗВУКОВЫЕ ЭФФЕ'КТЫ, Шумовые эффекты.
ЗВУКОРЕЖИССЕР, член постановочной группы, в обязанности к-рого входит создание муз. и шумовых фонограмм, их монтаж:, звуча- ние в театрализованном массовом действии, обеспечение работы звуко-технических средств. Руководит работой технических исполнителей (звукооператоров и монтажеров и т. п.).
ЗЕ'РКАЛО СЦЕ'НЫ, составная часть сцены- коробки, отверстие, образуемое ее порталом.
Величина сценического пространства формиру- ется в известной степени размерами 3. с. Начиная с 1920-х гг. общеупотребительной для дра- матических театров становится ширина 3. с., равная 12-13 метрам, т. к. она не вступает в конфликт с масштабом человеческой фигуры и в наибольшей степени способствует ее правиль- ному восприятию. С помощью раздвижных пор- талов можно сузить 3. с. Высоту зеркала снижает подзор, к-рый может опускаться и подниматься.
«ЗЕРНО», понятие, введенное в практику режиссуры В- И, Немировичем-Данченко, озна- чающее.метафорическое определение, индиви- дуально неповторимого решения, индивидуально неповторимой сущности режиссерского замысла спектакля, представления («свет родных берез», «раненная весна», «место встречи - память дет- ства»), характера персонажа («фанфарон», «всегда первый», «милашка», «важный дуб» и т. п.). Понятие 3. тесно соприкасается с понятием «сквозного действия», но с существенным от- тенком: акцентируется участие всей эмоцио- нальной сферы актера, его нервной системы в стремлении героя к достижению известной цели. Ощущение «зерна» становится внутренним «контролером» смысловой и образной цельности всех режиссерских действий.
ЗНАК (< rp seineion - знак, признак), 1) ма- териальный чувственно воспринимаемый пред- мет (явление, действие), к-рый выступает как представитель др. предмета, явления, процесса, свойства или отношения (напр., денежные 3., 3. товарный, 3. астрономический, 3. дорожные, 3. математический, 3 отличия, 3. препинания и т. д.). Различают языковые и неязыковые 3; по- следние делятся на 3.-копии, 3.-признаки и 3,- символы: понимание 3. невозможно без выясне- ния его значения. 2) (В эстетике) понятие, свя- занное с трактовкой художественных процессов с позиций семиотики. 3 рассматривается в соот- несении с художественным образом. При этом 3. может выступать как эл-т структуры художест- венного образа. Такое представление о 3. в иск-ве помогает исследовать закономерности создания художественной выразительности. В отличие от уникальности художественного образа 3. в иск- ве, кроме функций замещения реальности и средства передачи информации, обладают свой- ством инвариантности (повторяемости) на уровне приемов и способов передачи художественной информации, а также содержательной формы (напр., повторы в устном поэтическом творчест- ве, изобразительном орнаменте, играх и обрядо- вых танцах). 3 в качестве художественного штампа, или клише, используется во всех видах иск-ва (рука с револьвером; торт, размазываемый по лицу комедийного персонажа). Эйзенштейн, исследуя соотношение 3. и образа в киноиск-ве, пришел к выводу, что именно несовпадение этих двух понятий лежит в основе построения худо- жественного образа. Поэтому в иск-ве
беспредметность и неизобразительность могут сочетаться с ярко выраженной образностью.
Наука о 3. (семиотика) изучает отношение 3. к человеку, в т. ч. 3. общения, (прагматика), ис- следует отношение 3. к значению (семантика) и рассматривает отношение 3. к 3. на абстрактном уровне (синтаксис), непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социо- логией и т. д (Ср., Символ).
ЗНА'КИ ПРЕПИНА'ИИЯ МИЗАН- СЦЕ'ННЫЕ, Пунктуация.
ЗОЛОТО'Е СЕЧЕ'НИЕ, "Золотая пропор- ция".
"ЗОЛОТА'Я ПРОПОРЦИЯ", или «золотое
сечение», или «правило золотого деления», или «гармоническое деление». Термин ввел Леонардо да Винчи. «3. п» - деление отрезка АС на две части т. о., что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к большей части АВ (т е. АВ: ВС = АС: АВ). Прямое отношение к «3. п.» имеет ряд чисел: 1,
2. 3,5, 8, 13,21,34,55,89, 144, и т. д., открытый итальянским математиком Леонардо Фибоначчи и названный его именем В этом ряду каждое последующее число является суммой двух пре- дыдущих чисел (т.е. 3+5=8; 5+8=13 и т.д.). От- ношение рядом стоящих чисел стремится к «З.п.» (т.е. 5/3, 5/8, 8/13 и т д). Число Ф-1,61803... является «3. п.» Это математическое выражение наиболее адекватно эстетическим требованиям определенного восприятия, т. к. отвечает гармоническому соединению, «скреплению» частей в единое целое. Принципы 3. п. обнаружены в созданиях природы, в жизненных процессах и явлениях и используются в создании художественных произведений всех видов иск-в. реж-р массового действа может сверять по пра- вилам «3. п.» и числам Фибоначчи построение сценария, монтажной композиции и всего разви- тия театрализованного действия. Чем больше
3. п. в произведении иск-ва, тем гармоничней это произведение.
ЗОНГ (< нем, singen - петь), в эпическом те- атре песенные объявления о содержании пред- стоящих эпизодов В промежутках фабулы, к-рые создавали по ходу действия 3., должно родится, по мысли Б Брехта, суждение о происходящих событиях. Принципиальное отличие брехтовского эпического театра от простодушного .мюзикла в том, что он рассчитан не на эмоциональное, а на рассудочное восприятие, и именно с помощью 3. этот эффект и достигается. В брехтовском спектакле муз. момент, когда актер выходит из образа и обращается к зрительному залу уже от своего лица, а не от лица персонажа. 3. взвинчивают действие, изменяют его темпа- ритм, объединяют сцену и зрительный зал.
ЗРЕ'ЛИЩЕ, 1) то, что представляется взору, привлекает взор (явление, происшествие, пейзаж и т. п.). 2) Театральное или театрализованное представление (напр., массовые 3.)
В широком смысле 3. есть специфическая форма идейного, эмоционального, эстетического общения. Круг явлений, обладающих зрелищно- стью, практически неисчерпаем спортивные соревнования и игры, публичные ритуалы и це- ремонии, различного рода празднества и празд- ничные ситуации и т. д. В целом их делят на художественные 3., к которым относятся театр, кино, эстрада, цирк («зрелищные иск-ва»), и на явления зрелищного типа, включающие спор- тивные мероприятия, выставки, показы и демон- страции достижений науки и техники, современ- ной моды и т. д., а также жизненные факты и события, привлекающие к себе внимание. Если обоим типам зрелищ присущи общие черты: дей- ственность, коллективность, «развернутость на зрителя», то только лишь «зрелищны" иск-ва» обладают признаками целостности и
завершенности, синтетичности и образности. Важнейшей характеристикой «зрелищных иск-в» является эффект соучастия, сопереживание зрителя с заранее рассчитанным результатом ис учетом зависимости восприятия зрелища от системы условности того или иного вила иск-ва, от визуальной способности зрителя, от движения зрительского внимания. В этой связи следует отметить значимость умений режиссера акцентировать внимание зрителя на том, что является наиболее важным и существенным в 3. и тем самым стимулировать и «принудительно» направлять вовлечение зрителя в действие. Масштабность 3. измеряется не количеством декорации и толпами массовки, а др. категориями, главная кз к-рых -Правда (М. Розовский). (Праздник, Представление)
ЗРИ'МЫЙ СТИХ, ЗРИ'МАЯ ПЕСНЯ теат- ральное действие, создаваемое на основе стиха (песни) и выражающее зримо ею духовный, об- разный смысл.
II
ИГРА', вид непродуктивной деятельности. мотив к-рой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого обще- ства переплеталась с магией, культовым поведе- нием и др.; тесно связана со спортом, военными и др. тренировками, иск-воя (особенно его ис- полнительскими формами). И - это способ теат- рализации жизненного действия.
Характерной особенностью И является ее двуплановость, присущая драматическому иск-ву и празднику. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществле- ние к-рой требует действий, связанных с реше- нием вполне конкретных, часто нестандартных задач; с др. - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и мно- гочисленными привходящими обстоятельствами
И. во всех своих формах выступает как ис- ключительно важный и часто встречающийся эл-т многих праздников; кроме того, сам праздник создает собственные специальные виды развле- чений, игр. состязаний.
В практике получили широкое распространение три основные группы игровых форм: интеллектуальные (викторины, шарады,
головоломки и др.), подвижные (поединки, эстафеты), импровизационно-творческие
(конкурсы, инсценировки и др.). Существуют активные организационные виды: групповые игры, имеющие камерный клубно- бытовой характер; массовые игры, отличающиеся публично-зрелищным взаимодействием
организаторов, ведущих, исполнителей, уча- стников, зрителей-болельщиков. (И. атмосфер, И.-фантазия. Игрище, Игровое общение. Игровое пространство, Игровые условия. Театральная И.),
ИГРА1 АТМОСФЕР, режиссура контрастной смены атмосфер массового действия, уси- ливающей напряжение и интерес зрительского соучастия и сопереживания. (Атмосфера). ИГРА' ТЕАТРА'ЛЬНАЯ, Театральная игра
ИГРИЩЕ, I) (устар.) праздничное собрание молодежи с песнями и плясками. 2) (В Древней Греции) народные спортивные торжества, тесным образом связанные с религией (в т.ч. и Олимпийские игры).
ИГРОВА'Я ЗО'НА, Игровое пространство.
ИГРОВО'Е ДЕЙСТВИЕ, активное стрем- ление реж-ра, исполнителей и участников праздника выразить игровыми средствами жиз- ненный смысл праздничного события и свое личное отношение к нему, И д. реального уча- стника праздника является органическим про- должением его жизненных стремлений, активным творческим проявлением духовной деятельности личности- Здесь проявляется основная особенность массового театрализованного действия, в к-ром игровое общение приобретает высокую духовную жизненную цель.
ИГРОВО'Е ОБЩЕ'НИЕ, взаимодействие людей в определенных игровых условиях и об- стоятельствах; В массовом театрализованном действии И о. является основным способом соз- дания многообразных форм театрализованных представлений и празднеств.
ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО, зона данного игрового действия. В массовом театрализованном действе И. п. обусловливается реальным жизненным пространством. И. п. обязательно включает в себя зрителей и образуется в соответ- ствии со сценарио-режиссерским замыслом и с реальными жизненными обстоятельствами.
ИГРОВЫЕ УСЛО'ВИЯ (условия игры), 1) (в театре) особенности, специфика того или дру- гого вида сценического иск-ва, жанра сцениче- ского произведения. 2) (В театре) специфический театральный способ перевода образных средств драмы; на язык сцены. 3) (В массовом действе,)
определенные правила игры, обстоятельства и формы игрового общения, предлагаемые сцена- рием и режиссурой массового театрализованного действия.
ИДЕ'ЙНОСТЬ, (в иск-ве) определенность общественно-политической позиции художника, сознательная приверженность конкретной идее или системе идей, ценностных ориентации, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в Художественном произведе- нии, тенденциозность или мировоззренческая направленность данного произведения. (Идея, Идейно-тематический анализ).
ИДЕ'ЙНО-ТЕМАТИ'ЧЕСКИЙ АНА'ЛИЗ, рассмотрение (определение) замысла автора ху- дожественного произведения (литературного, муз., сценического, праздничного и др.), его ос- новные мысли, жизненные проблемы и их отра- жение в жизни сегодняшней. Это ответы на во- просы «О чем произведение?» (Тема), «Что автор хотел сказать по поводу темы?» (Идея) и «Ради чего оно создано автором?» (Сверхзадача).
ИДЕ'Я (гр. idea - понятие, представление, идея, образ), 1) форма отражения в мысли явлений объективной реальности. 2) Мысль, общее понятие о предмете или явлении; продукт чело- веческого мышления, отражающего материальный мир. 3) Определяющее понятие, лежащее в основе теоретической системы, логического построения, в частности мировоззрения. 4) Основная главная мысль, замысел, определенное содержание чего- л., напр., художественного, научного или политического произведения и т. д. 5) (В иск-ве) воплощенная в произведении иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и челка. И. составляет ценностно-идеологический аспект художественного произведения и является наряду с темой и пафосом одним из эл-тов худо- жественного содержания. И. - не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в художественном образе: «... иск-во доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель). И. передается всей целостностью произведения иск-ва, ед-вом всех его эл-тов и уровней. (Идейность, Идейно- тематический анализ. Сверхзадача).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,
группа видов художественного творчества, вос- производящих визуально воспринятую действи- тельность. Произведения И. и. имеют предмет- ную форму, не изменяемую во времени и про- странстве. К И. и. относятся живопись, скульп- тура, монументальное иск-во, графика, сцено- графия и в значительной мере декоративно- прикладное иск-во.
ИЛЛЮСТРА'ЦИИ МЕТОД, Метод иллю- страции
ИЛЛЮСТРАЦИЯ, Метод иллюстрации. ИМИТАЦИЯ, (< лат. imitatio - подражание, переосмысливание), 1) подражание кому-л. или чему-л.. воспроизведение, подделка. 2) В много
голосных муз. произведениях точное или
видоизмененное повторение в каком-л. голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в др. голосе. На основе И. создаются полифонической формы, в т. ч. канон и фуга. 3) (В театре и на эстраде) точное или видоизмененное повторение голосов известных людей и различных шумов. На основе И. могут создаваться номера, пародии, миниа- тюры. И- может служить упражнением в актер- ском мастерстве, цель к-рого постижение прие- мов известных исполнителей, внутр. вживания в образ, постижения законов их иск-ва, характера поведения на сцене и его оправдания, манеры носить костюм, художественный стиль и пони- мание жанра. И. лежит в основе шоу двойников.
ИМПРЕСАРИО (ит. impresario, imprendere - предпринимать, затевать), частный предприниматель, или агент какого-л. артиста, действующий от его имени, заключающий для него контракты, организовывающий и, как пра- вило, финансирующий зрелищные предприятия: концерты, спектакли, гастроли артистов или театральных коллективов.
ИМПРОВИЗА'ЦИЯ (< лат improvisus - не- ожиданный, внезапный), I) выступление с чём-л., не подготовленное заранее; 2) творческий акт создания художественного произведения (стихов, музыки и т.п.) в момент его исполнения без предварительной подготовки, фантазия на за- данную тему. 3) Произведения, создаваемые т. о. (Ср. Экспромт).
Значительна роль И в театре. Импровизато- рами были все бродячие актеры. И. - один из ос- новных принципов комедии дель арте, где кан- вой сюжета являлся сценарий-схема, обрастав- ший по ходу действия разработками импровиза- ционного характера. Импровизационность изна- чально присуща природе актерского иск-ва, по- вторяемость творческого акта (спектакля) обу- словливает невозможность абсолютной закреп* ленности найденного рисунка роли и предпола- гает - в рамках жанра пьесы, режиссерского за- мысла и логики создаваемого характера - неиз- бежность И
В праздничном действии, к-рое рождается в изменчивых реальных ситуациях, импровизаци- онное состояние - необходимое условие откры- той режиссуры игрового общения и поведения его участников. («Капустник»).
ИНОСКАЗА'НИЕ, выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. (Метафора, Олицетворение, Персонификация, Символ).
ИНСЦЕНИРО'ВКА (лат. т - на + scene - сцена), 1) (в театре, на эстраде) перевод в драма- тургическую форму повествовательного, поэти- ческого, документального произведения, в к-ром рассказ сочетается с показом. Главное своеобра- зие работы над воплощением И состоит не столько в лаконичности выразительных средств, сколько в том, чтобы найти верное сочетание рассказа и показа, точные решения переходов от авторскою текста к прямой речи и обратно. 2) (В
массовом действе) сложная, высоко организо- ванная степень синтеза агитационно - пропаган- дистского материала со средствами художест- венной выразительности на основе близких ау- дитории общественно значимых событий истории (напр., "Свержение самодержавия", "Взятие Зимнего дворца", "День Бородина", "Сказ о Ер- маке"), либо масштабных тем ("Гимн освобож- денного труда", "К мировой коммуне", "Война войне", "Дары природы"). И., посвященные юбилеям городов. В зависимости от жанра И. сочетание реальной исторической и символиче- ской ассоциативной образности, использование документального и художественного материала может быть различным. При этом инсценировки неотделимы от реального места действия либо от специально организованной документально под- линной пространственной среды, что способст- вует конденсации и выражению их в замысле, а затем и воплощении огромного идейно- патриотического потенциала.
ИНТЕРВА'Л (< лат. intervallum - промежу- ток, расстояние), 1) промежуток, пауза (!), рас- стояние между чём-л.. 2) (Муз.) соотношение двух звуков по их высоте. 3) Расстояние между людьми, построенными в определенном порядке (напр., между военнослужащими, войсковыми подразделениями в ширину, если они обращены к фронту; между карнавальными группами в шествии и т. п.) (ср., дистанция).
ИНТЕРВЬЮ' (англ, interview), жанр публи- цистики, беседа журналиста с одним или не- сколькими лицами по каким-л. актуальным во- просам. И. часто используется в режиссуре тема- тических вечеров, театрализованных представ- лений.
ИНТЕРМЕ'ДИЯ (< лат. intermedius- нахо- дящийся посреди), 1) связующий эпизод, подго- тавливающий очередное проведение темы в фуге. 2) Небольшая сценка, чаще всего комедийного характера, пьеса, исполняемая между действиями драматического спектакля (часто включает музыкальные номера) или оперы. 3) Короткая сценка шутливого характера, которую обычно исполняют в эстрадных концертах между номе- рами. В современном театре превратилась в са- мостоятельный жанр, может включать в себя песни и танцы. (Реприза)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат inlerpretatio - по- средничество, изменение, переделка), 1) в широ- ком смысле - истолкование, разъяснение смысла, значения чего-л., объяснение, перевод на более понятный язык. 2) В иск-ве актера, режиссера, музыканта и т. п. - трактовка, творческое рас- крытие какого-л. художественного произведения, определяющееся идейно - художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста. И. складывается из предварительной разработки художественного, материала во время репетиционной работы и импровизации, рож- дающейся непосредственно во время исполнения.
ИНТОНАЦИЯ (< лат. intono - громко про- изношу), 1) в музыке: а) мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая вырази- тельное значение; б) точность звучания муз. ин- струмента при игре или голоса при пении (пра- вильная И. фальшивая И.) в отношении высоты, тембра и громкости; чистая И. - в пределах зоны данного звука. 2) Ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса (вопросительная И., повествовательная И.); •тон, манера произношения слов и предложений, выражающие в русском языке какое-н. чувство, отношение говорящего к предмету речи (властная И, насмешливая И.); в целом, И. - совокупность просодических эл-тов речи, таких, как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др. 3) Свойственное стихотворной речи повышение голоса к середине стихотворного периода (стиха, двустишия и т. д.) и понижение с паузой в его конце; то совпадая, то не совпадая с синтаксической фразовой И., дает сложный рисунок мелодики стиха. 4) Специфическое средство художественного общения, выражения и передачи эмоционально насыщенной мысли с помощью пространственно-временного движения в его звучащей (человеческий голос) и зрительной (жест, мимика, пантомимика) форме.
ИНТРИГА (фр. intrique. от лат. intrico - за- путываю), способ построения фабулы драмати- ческого, а также эпического и кинематографиче- ского произведения при помощи сложных пери- петий действия, переплетения и столкновения интересов персонажей (сложная И.)
ИНТУИ'ЦИЯ (< позднелат intuitio - созер- цание, лат. intueri - пристально, внимательно смотреть), 1) чутье, тонкое понимание, проник- новение в самую суть чего-л., проницательность, непосредственное постижение истины без логи- ческого обоснования, основанный на предшест- вующем опыте, способность постижения истины таким путем. 2) (В иск-ве) непосредственное ус- мотрение скрытого ценностного смысла в явлениях действительности и в произведении иск-ва. осознание его в акте эстетического восприятия и эстетической оценки, в деятельности творческой фантазии. И. опосредована всем предшествующим опытом личности, запасом ее впечатлений, уровнем культуры, наконец, всей системой об- щественных отношений, в которую включен субъект.
ИНФОРМАТИВНОСТЬ, насыщенность
содержанием, информацией; количество сведений, знаний.
ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio - разъясне- ние, изложение, представление), 1) сведения о чем- л.. 2) Сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи (напр., художественная И.). 3) Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые чел-ком или специальными устройствами. 4) Со- общения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-л.. В театрализованном действии
каждое сообщение становится средством со- общения участников, стремится вызвать их от- ветный отклик. (Информация о номере. Доку- мент).
ИНФОРМА'ЦИЯ О НО'МЕРЕ, сведения о номере, к-рый берется для исполнения в театра- лизованном представлении. И. о Н. включает в себя: название номера, название коллектива и его регалии, фамилия и полные имена автров номеров и исполнителей и' их регалии, хронометраж, число участников; занятых в номере, характер костюмов, реквизита, эл-тов оформления, осо- бенности аккомпанемента, состав музыкантов, их размещение во время исполнения номера, характер выхода и ухода, остаются ли детали оформления на сцене - т. е. всего того, что пона- добится при работе над режиссерской партиту- рой.
ИРО'НИЯ (гр. eiruneia - притворство), отри- цание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения; основана на ино- сказании, когда истинным смыслом высказывания оказывается не прямо выраженный, а проти- воположный ему, подразумеваемый. В И. как виде комического смешное скрывается под маской серьезности, преобладает отрицательное от- ношение к предмету; в юморе - напротив: серь- езное под маской смешного преобладает поло- жительное отношение. (Ср., Сарказм). ИСКУССТВ СИНТЕЗ, Синтез искусства. ИСКУССТВА ВИ'ДЫ, Виды искусства. ИСКУССТВА ВОСПРИЯТИЕ, Восприятие искусства.
ИСКУССТВА МАТЕРИА'Л, Материал ис- кусства.
ИСКУССТВА ФА'КТЫ, Факты искусства. ИСКУССТВО, I) воздействие на зрителей определенной системой художественных образов. 2) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (И. - одна из форм общественного сознания). 3) Умение, мастерство, знание дела (владеть И. пе- реживания, И. представления). 4) Самое дело, требующее такого умения, мастерства (И. актера. Киноиск-во, И- балетмейстера, И. массовых форм). 5) Вид духовного осмысления действи- тельности общественным чел-ком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и деятельности (науки, политики, морали и т. д.) И. удовлетво- ряет универсальной потребности чел-ка - вос- приятию окружающей действительности в раз- витых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, со- бытий объективного мира, предполагающей раз- витое творческое; воображение (Фантазия). Ос- новной «клеточкой» И., предметно воплощающий в себе его особенности и закономерности, является художественный образ, где «живое
конкретное целое» предстает в форме всеобщей индивидуальности предмета, факта, чел-ка, со- бытия. Обладая способностью «менять нашу точку зрения на предмет» (Гегель), И. силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т. е. по законам красоты. Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира И. воздействует одновременно на чувство, мысль и волю людей, пробуждая и развивая в них художническое, творческое отношение к действительности.
Date: 2015-08-06; view: 519; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|