Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
APTИCT, Актер
АРХИТЕКТУРА (лат. architectura, гр. architecton - строитель), 1) строительное иск-во, зодчество. 2) Здания и др. сооружения (а также их комплексы), создающие материально органи- зованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности; иск-во проектировать и строить сооружения их комплексы в соответст- вии с назначением, современными техническими возможностями, эстетическим воззрениями об- щества. 3) Стиль постройки - совокупность ха- рактерных признаков сооружений какого-л. пе- риода всеобщей истории (А. готическая, А. ан- тичная и т.п.) или истории национальной культу- ры (А. Индии, А. допетровской Руси). 4) Естест- венная декорация при проведении массовых праздников, проводимых на улицах, площадях, в парках.
АРЬЕСЦЕ'НА, (< фр. arriere - сзади), замк- нутое с трех сторон пространство, примыкающее к задней части основной сцены. Служит для раз- мещения накатных площадок и для увеличения глубины сценического пространства. Перекры- вается от зрительного зала горизонтом или зад- ником,
АСИММЕТРИ'Я (гр. asymmetria - несораз- мерность), отсутствие или нарушение симмет- рии. Неразрывная связь и взаимозависимость симметрии и А. - важнейшее свойство гармонии.
АССАМБЛЕ'Я (< фр. assemblee - собрание). бал, увеселительный вечер, собрание в эпоху Петра I.
АССИСТЕ'НТ (< лат. assistens - присутст- вующий, помогающий), 1) лицо, входящее в со- став почетной охраны воинского знамени (при знаменосце). 2) Помощник специалиста (Асси- стент режиссера).
АССИСТЕ'НТ РЕЖИССЕ'РА, член поста- новочной группы, первый помощник режиссера- постановщика праздника, театрализованного представления по всем организационно-
творческим вопросам. Руководит группой по- мощников режиссера. (Информация о номере).
АССОЦИАЦИЯ (лат. associatio - соедине- ние), 1) (психол.) связь, возникающая при опре- деленных условиях между двумя или более пси- хическими образованиями (ощущениями, двига- тельными актами, восприятием, идеями, пред- ставлениями и т. п.), напр., восприятие предмета вызывает образ его владельца. Существует два рода А.:простые - отражающие внеш. связи, исложные- смысловые. Кроме того, А. различают по смежности (когда одно представление вызывает другое в силу в пространственного или временного совпадения), сходству (когда при упоминании одного явления возникает другое, имеющее сходные черты) и контрасту (когда связываются два противоположных явления). 2) (В иск-ве) способ достижения художественной выразительности, основанный на выявлении связи чувственных образов, возникающих в процессе непосредственного отражения
действительности, с представлениями,
хранящимися в памяти или закрепленных в культурно-историческом опыте человеческой жизнедеятельности. 3) (В массовом действе) развитая ассоциативность - важнейший компонент художественного мышления режис- сера, своеобразие языка иск-ва. Одним из важных режиссерских выразительных средств является ассоциативный.монтаж.
АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТА'Ж, Монтаж /Приемы,
АТМОСФЕ'Р ИГРА, Игра атмосфер.
АТМОСФЕРА (< ф. atinos- пар и sphaira - шар), 1) воздушная среда. 2) окружающие усло- вия, обстановка, общественное окружение, среда. 3) (В театрализованном представлении) вырази- тельные средства передачи содержания представления, праздника и создания празднич- ного настроения. А. - душа массового действа, духовный воздух, связывающий всех участников праздника, представления (исполнителей и зрителей). А. массового действа органически вытекает из жизненной А. места, где это действие происходит. Преобразуя в соответствии с идейным замыслом различными средствами ху- дожественного воздействия: сценографией, му- зыкой, светом, образом общения и т. д. жизнен- ную А. в А. праздничную, реж-р выражает ду- ховный смысл праздника, как жизненного собы- тия. (Сценические эффекты).
АТРИБУТ (< лат. attribuo - придаю, наделяю; atributum - приданное), существенный признак, постоянное свойство чего-л., неотъемлемая принадлежность кого- или чего-л. (напр., А. кос- тюма, А. праздника, А. спортсмена).
АТТРАКЦИО'Н (фр. attraction, букв, - при- тяжение), 1) устройство для развлечения в местах общественных гуляний (карусель, колесо обо- зрения и т. п.). 2) Эффектный цирковой или эст- радный номер, отличающийся необычностью, неожиданностью решения. 3) Театрализованный
манежный миниспектакль, состоящий из не- скольких номеров-эпизодов, связанных единым и ровным сюжетом, в центре к-рого - яркий, не- обычный цирковой трюк. 4) Эпизод театрализо- ванного представления, воздействующий неожи- данным ярким поворотом действия, необычно- стью режиссерского решения и актерского ис- полнения. (Монтаж аттракционов).
АТТРАКЦИОНОВ МОНТАЖ, Монтаж аттракционов,
АУДИТОРИИ АКТИВИЗАЦИЯ, Активи- зация аудитории.
АУДИТОРИЯ (лат. audire - слышать), 1) помещение, в к-ром читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т. п. 2) (Психол.) группа, воспринимающая речь. Обычно - пространствен- но размещенная малая группа людей, объеди- ненная взаимодействием с коммуникатором в ходе восприятия речевого сообщения. Про- странственное размещение членов группы связа- но с их количеством. Традиционно различают "прямоугольную" и "круговую" схемы размеще- ния. Частный случай прямоугольного размещения трапецеидальное: несколько меньшее число слушателей'располагается непосредственно перед коммуникатором. Различие схем размещения отражает возможную динамику процесса обще- ния. При круговом расположении - типа "круг- лого стола" - слушатели общаются друг с другом, видя реакцию всех на свои сообщения. При прямоугольном размещении внимание членов группы сосредоточено на коммуникаторе. А. средств массовой коммуникации разобщена, анонимна и принципе более внушаема; в сущно- сти, она образована совокупностью малых групп. (Ср., Публика).
АФИ'ША (фр. affiche), рекламный плакат о спектакле, концерте, празднике, вывешиваемое в публичных местах. (Анонс, Программа).
БАЛ, большой танцевальный, построенный по определенным условиям и ритуалам, соответ- ствующим общественному назначению и празд- ничной теме.
БАЛАГА'Н (< перс, балахане - верхняя ком- ната, балкон), 1) (устар.) временная легкая по- стройка для ярмарочной торговли, жилья, эре» лиш и т.п. 2) Театральное площадное зрелище, комического характера с примитивным сцениче- ским оформлением, дававшееся на ярмарках и народных гуляньях.
БАЛЕТ (фр. ballet, < ит. balletto, лат. ballare - танцевать), 1) вид сценического иск-ва, содержа- ние к-рого раскрывается в танцевально-муз. об- разах. Б. сочетает хореографию, музыку и драма- тургический замысел (либретто). I) Музыкаль- но-драматическое произведение, исполняемое средствами танца и пантомимы.
БАЛЕТМЕ'ИСТЕР (нем, Ballettmeister), ав- тор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев, хореографических номеров и композиций в массовом театрализованном пред- ставлении. (Главный балетмейстер).
БИОМЕХА'НИКА (< гр. bios - жизнь и mechane -орудие, машина), система воспитания актера в театре Мейерхольда, к-рая опираясь на гимнастику, акробатику, муз. ритмику, позволяла им виртуозно управлять телом и голосом.
Основные эл-ты Б.:
«п р е д ы г р а» - «подаолзание к самому главному моменту»,
«тормоз»- всякое препятствие, всякое за- медление и остановка, на пути определившегося движения; он может распространяться как на большие периоды, так и на маленькие эпизоды; «отказ» по словам Мейерхольда, «чтобы выстрелить из лука, надо натянуть тетиву»; «игра с вещь ю», к-рая соединялась с отточенной выразительностью жестов и безусловно требовала психологически выверенного внутр. оправдания, была символична и метафорична; трехчастные «игровые звенья», состоящие из намерения, его осуществления и последующей реакции.
БЛОК (англ, bloc), I) группа отдельных функционально объединенных эл-тов, частей. 2) Группировка отдельных номеров разных жанров в эпизоды концерта по каким-л. внешним или внутренним признакам, напр., «русский народ- ный блок», «цирковой блок» и т. п. 3) Группи- ровка отдельных муз. композиций в дискотеке.
БУРЛЕ'СК(А) (фр. buriesdue < ит. burta - шу- товство), 1) пародийно-возвышенный, героико- мический стиль. I) Инструментальная муз. пьеса причудливого, шутливого, грубовато-
комического характера. 3) Небольшая шуточная, пародийная опера, близкая к водевилю (2).
БУТАФОРИЯ (ит. Buttaruori - человек, по- дающий артистам необходимые-по ходу дейст- вия предметы), предметы, специально изготов- ляемые и употребляемые вместо настоящих ве- щей в театральных постановках и в фильмах, в театрализованных представлениях, а также дета- ли костюмов (Аксессуар, Реквизит). Б. выступает как художественно-выразительное средство.
БУФФОНА'ДА (ит. buffonata - шутовство), сознательное комедийное искажение в произве- дении иск-ва, главным образом, сценического, жизненных пропорций изображаемого для выяв- ления его сути; одно из проявлений гротеска. В основе Б. как вида представления и особого приема актерской игры лежит грубый комизм, импровизация, динамика, подчеркнутая внеш. характерность, преувеличение. Б - один из ос- новных приемов цирковой клоунады. (Цирк),
I?
ВАРЬЕТЕ' (фр. variety - букв, разнообразие),
1) театр эстрадных программ с преобладанием эл-тов комедийности, пародии и т. п. Первый - в Париже в кон. 18 в. 2) Публичное представление, где непристойность облачена в слова, музыку, пляску, костюм, цвета и т. д. и налицо все ее от- тенки: от грубой сальности до высшей артистич- ности.
ВДОХНОВЕНИЕ, состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил, творческо- го волнения чел-ка, ведущее к возникновению или реализации замысла и идеи произведения науки, иск-ва, техники. В. характерно повышен- ной общей активностью, необычайной продук- тивностью деятельности, сознанием легкости творчества, переживанием "одержимости" и эмоционального погружения в творчество. Ка- жущаяся несознаваемость творческого процесса следствие максимальной сознательности самого творчества, предельной ясности сознания, свое- образного наплыва и прояснения мыслей и обра- зов, чрезвычайной обостренности памяти, вни- мания, страстной воли, направленной на реали- зацию идеи. При всей кажущейся самопроиз- вольности В., как правило, - результат предвари- тельного напряженного труда.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, (психол.) - процесс непосредственного или опосредованного воздей- ствия объектов (субъектов) друг на друга, поро- ждающий их взаимную обусловленность и связь. Различают такие виды В., как содружество, конкуренция и конфликт. Нужно иметь в виду, что эти виды - не только В. двух личностей (Межличностное взаимодействие). Они проис- ходет и между частями групп, и между целыми группами.
Особенность В. - его причинная обусловлен- ность, т. е. каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой, как-следствие одновременного обратного влияния противопо- ложной стороны. В. - материальный процесс, поэтому оно сопровождается передачей материи, движением информации. В. имеет относитель- ный, характер, осуществляется в определенном пространстве и времени.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИ'ЧНОСТНОЕ, Межличностное взаимодействие,
ВЕДУЩИЙ (< санскр. veda - знание), 1) воз- главляющий, главный (В. роль. Главный режис- сер, Главный балетмейстер, Главный хормей- стер, Главный дирижер. Главный художник). 2) Исполнитель, в прямом общении со зрителями связывающий элдгы театрализованного действия в единое целое. (В. концерта, тематического вечера). (Конферансье).
ВЕРА и ПРА'ВДА. Вера - убежденность, уверенность в ком-чем-л. Правда - то, что субъ- ект воспринимает как истину. На сцене два эти
понятия неразрывно связаны и обозначают спо- собность актера серьезно, по-настоящему, убеж- денно и уверенно относиться к вымыслу как дей- ствительно существующему явлению, истине, т. е. как к правде.
ВЕРБА'ЛЬНЫЙ (лат. verbalis - устный, сло- весный), (психол.) термин для обозначения форм знакового материала, а также процессов опери- рования с этим материалом. Различаются: 1) В. осмысленный материал - ряды существительных, прилагательных, глаголов, числительных, отрывки текстов, стихотворения и пр.; 2) В. бес- смысленный материал - группы из трех соглас- ных, слоги, бессмысленные слова разной степени приближенности к реальному языку. В. материа- лу противопоставляются: 1) невербальный ос- мысленный материал - геометрические фигуры, рисунки, фотографии предметы и пр.; 2) невер- бальный бессмысленный материал - необычные геометрические фигуры, чернильные пятна- В зависимости от используемого материала разли- чаются: В. (словесное) и невербальным общение (напр., жестовое); В. (определяемый на основе решения В. задач) и невербальный интеллект (характеризуемый решением образных, конст- руктивных и др. невербальных задач); В. (сло- весная) и невербальная информация (напр.. об- разная).
ВЕРТЕ'П, большой ящик с марионетками, служивший местом для устройства кукольных представлений на библейские и комические сю- жеты (Кукольный театр).
ВЕ'ЧЕР КЛУБНЫЙ, Клубный вечер..
ВЕ'ЧЕР ТЕМАТИЧЕСКИЙ, Тематический вечер,
ВИ'ДЕНИЕ, способность воспринимать ок- ружающее зрением (художественное В., детское В. мира. Внутреннее В.), это закон образного мышления актера, режиссера (Словесное дейст- вие. Кинолента видений).
ВИ'ДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЕ, Внутреннее видение.
ВИ'ДЕОКЛИП, Клип.
ВНУТРЕННЕЕ ВИ'ДЕНИЕ. способность воссоздавать воображением образ реальных и небывалых явлений. Умение образно представить своим внутренним зрением, оживить вооб- ражением слово, понятие, явление.
ВИ'ДЫ ИСКУССТВА, реальные формы ху- дожественно-творческой деятельности, разли- чающиеся прежде всего способом материального воплощения художественного содержания (словесным - для литературы, звуковым - для музыки, объемно- пластическим - для скульпту- ры и т. д,). Художественная информация, заклю- ченная в каждом из В. и., обладает специфиче- ским характером, поэтому содержание произве- дения одного В. и. не может быть адекватно пе- редано на языке др. В. и.
При взаимодействии иск-в происходит как бы два процесса: 1) приспособление к «смежному» иск-ву, и тогда возникает необходимость каждо
го иск-ва видоизменяться и одновременно искать свой язык, утверждающий самобытность и неповторимость данного вида; 2) синтез искусств, в результате к-рого новому виду иск-ва приходится создавать свои уникальные средства для воплощения его содержания.
ВИРТУОЗ, ВИРТУОЗНЫЙ (ит. virtuoso, < лат. virtus - доблесть, талант), 1) исполнитель, (чаще музыкант), мастерски владеющий техникой иск-ва. 2) Человек, достигший в работе высший степени мастерства. 3) Свойственный виртуозу, технически совершенный.
ВНИМА'НИЕ, способность сконцентриро- ваться на каком либо определенном реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.) в данный момент времени. В. - основа внутренней техники актера и режиссера. Различают непроиз-вольное, произ- вольное и постпроизвольное В.
Непроизвольное В. имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Этот вид В. характери-зуется тем, что выбор объекта производится чел-ком неосознанно, стихийно, независимо от сознательных наме- рений, в силу особенностей объекта - новизны, силы воздействия, соответствия актуальной по- требности и пр.. Объектами непроизвольного В. актера являются зрители, сам актер и его партнер (не как образ, а только как его коллега по работе). В. в массовом действе - это непредвиденные реальные обстоятельства, жизненные факты, возникающие в момент творческого действия. Физиологическое проявление этого вида внима- ния - ориентировочная реакция.
Произвольное В. заключается в том. что выбор объекта производится сознательно,
преднамеренно и требует со стороны исполните- ля и зрителя волевых усилий. Оно отличается активным' характером и сложной структурой; по происхождению связано с трудовой деятельно- стью. В условиях затрудненной деятельности оно предполагает использование специальных приемов сосредоточения, поддержания распре- деления и переключения В. Сценическое В. тре- бует сосредоточенности как на реальных, так и на воображаемых объектах. В массовом действе, главным объектом произвольного В. исполните- лей являются зрители, участники праздника. За- дача режиссера, ведущего, исполнителя - напра- вить жизненное В. зрителя на игровое художест- венное действие, увлечь его объектом сцениче- ской или праздничной игры.
Постпроизвольное В. возникает на основе произвольного В. и заключается в сосре- доточении на объекте в силу его ценности, зна- чимости или интереса для личности. Его появле- ние возможно по мере развития автоматизации деятельности, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность
внимания, стремление к цели уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ре- сурсов организма. В массовом действе постпро- извольное В. проявляется в моментах духовного контакта, активного творческого соучастия ис- полнителей и зрителей, при к-ром чел-к вовлечен в атмосферу художественной и жизненной игры (когда зрителям не хочется расходиться или от- пускать исполнителя со сцены).
В зависимости от того, где находится объект внимания - во внеш. мире или в субъективном мире чел-ка выделяются внимание внешнее (сенсорно-перцептивное), к-рое обращено на объекты внеш. мира и является необходимым условием познания и преобразования окружаю- щего мира, и внутреннее (интеллектуальное), обращенное на объекты субъективного мира чел- ка и является необходимым условием са- мопознания и самовоспитания.
Различают три круга В.: малый (сосредо- точенность действующего лица на логике своих поступков), средний (общение с партнерами на сцене, зрт-елями и участниками происходящего в данный момент игрового эпизода) и большой (все зрители в зале, на площади и реальное пространство выходящее за круг игрового общения на площади, улице и т. д.). Переходы из одного круга В. в другой обусловлены логикой внутр. жизни образа и логикой сквозного сценического или праздничного действия и изменениями жизненных и игровых обстоя- тельств.
ВОДА1, одно из нетрадиционных вырази- тельных средств массового театрализованного представления. В. используется в качестве ос- новного выразительного средства на празднике фонтанов. На фоне специально подобранной му- зыки синхронно с ее ритмом меняется количест- во струй, их высота, мощность и подсветку, то можно получить феерическое зрелише. С помо- щью, фонтанов создается водяной занавес. Со- временная техника позволяет делать фонтаны и
Водопады на стадионах и даже на закрытых сце- нических площадках. Существуют представле- ния, к-рые целиком строятся на В. (напр., празд- ник Нептуна, водные феерии в цирке и т. п.)
ВОДЕВИ'ЛЬ (фр. vaudeville), 1) уличная го- родская песенка во Франции 16 в. 2) Пьеса лег- кого, комедийного характера с куплетами и тан- цами. 3) Заключительная песенка в В., комиче- ской опере или комедии, обычно выражающая мораль пьесы. (Ср., Мюзикл}.
ВО'ЛНЫ РИТМИ'ЧЕСКИЕ, Ритмические волны.
ВООБРАЖЕНИЕ, 1) то же, что фантазия. 2) Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимающихся чел-ким в действительности. позволяющая представить результат труда до его начала, тем самым ориен- тируя чел-ка в процессе деятельности. В. входит
в любой трудовой процесс и является необходи- мой стороной любой творческой деятельности (худо-жественной, конструкторской, научной).
В художественном, в театральном творчестве - это способность воспроизводить образы, пере- житые раньше в действи-тельности, комбиниро- вать части и все пережитое в разное время, соче- тая эти образы в новом порядке, группируя их в новое целое.
Для режиссера массовых праздничных дейст- вий В. - это умение в самом замысле представить себе реальный ход будущего праздничного дей- ства и сверять с этим воображаемым ориентиром свои режиссерские задания, возбуждать образное мышление и стремления всего творческого кол- лектива.
ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение в сознании предметов, ситуаций и событий, возни- кающее при непосредственном воздействии на органы чувств, сложный процесс приема и пре- образования информации, обеспечивающий ор- ганизму ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета вклю- чает обнаружение объекта в поле В., различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного
цели действия, формирование образа В. В зависимости от доминирующего анализатора различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезиче-ские (двигательные), обонятельные и вкусовые В; в зависимости от формы существования материи - В. пространства, В. времени, В. движения, в зависимости от внимания - непроизвольное и произвольное В. (напр., наблюдение). На основе последнего строится система обучения актерскому и режиссерскому мастерству в отечественной театральной школе, создаются индивидуальные, групповые, массовые игры.
ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА, процесс активного личностного общения с художествен- ным произведением, способность увидеть, почув- ствовать и создать образ в своей душе; это ду- ховное сотворчество воспринимающего с ху- дожником, творцом. В В. и. существует уровень непосредственных впечатлений и переживаний. В отдельных случаях восприятие происходит на уровне внеш. формы художественного произве- дения, оно ограничивается простым узнаванием, к-рое Аристотель называл радостью узнавания "Ах как похоже!" Подлинные произведения иск- ва востребуют и формируют в процессе взаимо- действия с публикой наиболее сложные и высо- кие формы внутр. человеческого восприятия. Это не только восприятие линий, красок, звуков, выраженных словами образов, но и того, что скрыто или заключено в них - мыслей и чувств художника, претворенных в образную систему, ощущения в какой форме выражено содержание, каков "язык" произведения. Художественне/ образ, имеющий целостную природу, чел-к мо- жет воспринять не иначе, к'ак сотворив этот об-
раз, воссоздав его в своей душе. Настоящий ху- дожник всегда творит по законам человеческого восприятия.
ВОСПРИЯТИЕ МАССОВОГО ТЕАТРА- ЛИЗОВАННОГО ДЕТСТВА неразрывно свя- зано с живым непосредственным участием в нем. Оно происходят на разных уровнях от стороннего наблюдения до личного активного творческого участия в сотворении праздничного события.
ВПЕЧАТЛЕ'НИЕ, образное чувственное ощущение, духовное состояние, вызванное воз- действием выразительных средств, режиссерски организованными образными действенными ак- центами в ключевых смысловых моментах мас- сового театрализованного действия и оставляю- щее эмоциональный след в духовной памяти его участников. Совокупность В. создает'духовный образ праздничного общения, образ праздничного события.
ВРЕМЕННО'Е ПРОСТРАНСТВО, отрезок времени, к-рое осмысливается праздничным событием.
ВТОРО'Й (АКТЕ'РСКИЙ) ПЛАН, I) внутр. духовный «багаж» чел-ка-героя, с которым тот приходит в пьесу. Он складывается из всей сово- купности жизненных впечатлений персонажа, из всех обстоятельств его личной судьбы и обнимает собой все оттенки его ощущений и восприятии, мыслей и чувств. 2) В эстрадном действии, в массовом представлении В. (а.) п. - внутр. ду- ховный багаж самого исполнителя, это проявле- ние его личностного отношения к тому, что он изображает на эстраде, его внутр. личностный диалог со зрителем (с участником праздника).
ВТОРО'Й (СЦЕНИЧЕСКИЙ) ПЛАН, по- перечная доля сценической площадки, располо- женная между первым планом и третьим планом. В. (с.) п. позволяет воспринимать человеческую фигуру целиком.
ВЫ'МЫСЕЛ, добавка к факту, к-рая изме- няет его-обличье, характер, свойства. «Дозиров- ка» В. определяется идеей пьесы, сверхзадачей художника.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, внеш. передача психических состояний, особенно эмо- циональных, проявляющихся в мимике (В. д. липа), пантомимике (В. д. всего тела) и «вокальной мимике» динамической стороне речи (ин- тонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экс- прессии, к-рая может быть решающей в интер- претации значения произносимых высказываний. В. д. приобретают характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств, оценок, отношений к событиям и явлениям. Будучи актом общения В.д. превращаются в средства более или менее созна- тельного воздействия на людей.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, художе- ственные действия различных видов иск-в, к-рые используются реж-ром в постановке массового театрализованного представления и организации праздничного игрового общения. В. с. условно
можно поделить на традиционные (живое слово, музыка, свет, хореография, пантомима, театр, киноиск-во, динамическая и статическая проек- ция, скульптура, спорт, цирк, эстрада), нетра- диционные В. с. (транспорт, животные, вода, огонь, дым, естественное освещение местности) и иносказательные (аллегория, метафора, олицетворение, символ).
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СИ'НТЕЗ, Синтез выразительных средств.
ВЫСТУПЛЕНИЕ, игра артиста перед пуб- ликой. В течение одного выступления актер мо- жет исполнить несколько номеров,
ГАРМО'НИЯ (гр. hannonia - созвучие, со- гласованность, стройность, противоположность хаосу), 1) согласованность, стройность в сочета- нии чего-н. (Г. звуков, Г. красок, душевная Г., Г. интересов). 2) Выразительное средство музыки, связанное с объединением тонов в созвучия и последовательностью созвучий в условиях лада. Важное значение в Г. имеют аккорды; в смене аккордов проявляются их ладовые, гармонические функции, а также закономерности голосоведения. Г. во многом зависит от мелодии и в тоже время обогащает, углубляет ее выразительность. 3) (Филос.) эстетическая категория, означает высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различных компонентов в составе целого, отвечает эс- тетическим критериям совершенства, красоты. Г. - показатель, мерило исторически достигнутого уровня практически-духовного освоения чел-ком окружающей действительности. Г. объективно проявляется в совпадении внеш. мира с потреб- ностями свободного и всестороннего саморазви- тия чел-ка. Т.о., она.выступает качественной ха рактеристикой эстетического идеала, (высшей социально-эстетической цели общественного развития). Г. понимается как: объективная воз- можность отношений чел-ка с миром и досягае- мый идеал; субъективно мыслимое и недости- жимое совершенство, относящееся к сверхпри- родной сущности вещей; достижимый лишь в сфере иск-ва идеал красоты, призванной спасти мир; формальная характеристика композиции. структуры эстетически значимых предметов, родственных по смыслу понятиям пропорция, симметрия, мера и др. В иск-ве Г. - это предмет отражения и одновременно художественное во- площение идеала совершенной действительности, а также основание эстетической критики человеческого бытия. Иск-ву принадлежит заслуга открытия многообразия гармонических
отношений чел-ка с миром, прогнозирования возможностей гармонического и всестороннего развития человеческой личности. («Золотая про- порция»).
ГЕРОИ'ЧЕСКОЕ (гр. he'ros - герой), катего- рия эстетики, раскрываются ценностный смысл выдающегося по своему общественному значе- нию даяния, требующего от чел-ка или коллек- тива людей (социальные группы, класса, народа) высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Будучи одной из форм проявления возвышенного. Г. тесно связано с трагическим. В природе Г. лежит преодоление острых, непримиримых противоречий, что нередко достигается ценой жизни. В иск-ве Г. раскрывается в утверждении высокого эстети- ческого идеала, прежде всего через образ несу- щих его героев. Г. может выражаться не только через персонификацию, но также и через автор- скую позицию (напр., в сатире). Эстетические формы выражения Г. зависят от жанра и вида искусства, от художественного метода - реали- стического, классицистического, романтического и т. д., к-рый лежит в основе творчества худож- ника.
ГЕРО'Й (гр. heros - герой). 1) человек, свер- шивший выдающиеся по своему общественному значению действия, отвечающих интересам на- родных масс и требующих от чел-ка личного мужества, стойкости, готовности к самопожерт- вованию. 2) Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, со- вершающий подвиги. 3) Главное действующее лицо литературного произведения. 4) Лицо, во- площающее в себе характерные черты эпохи, среды. 5) Лицо, привлекающее к себе внимание чем-н. или являющийся предметом восхищения, подражания. (Г. документальный. Реальный Г., Г. лирический. Персонаж, Героическое).
ГЕРО'Й ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ, Реальный герой.
ГЕРО'Й РЕА'ЛЬНЫЙ, Реальный герой.
ГЕОМЕ'ТРИЯ МИЗАНСЦЕ'НЫ, простран- ственные отношения и формы мизансцен, их графическое изображение. Всякая организованная мЮансцена тяготеет либо к прямой линии, либо, к л ом а н о и, либо к к р у г у. У каждой линии свои эмоциональные возможности,
Движение по прямой дает М. сухость и строгость, аскетичность. Если перевести его в звук, это не выведение какой-л. мелодии, а скорее длительное звучание одной ноты.
Плоскостная, горизонтальная актеры
располагаются на одном плане, на одной линии от левой кулисы к правой.
М. фронтальная- горизонтальная М., обращенная к зрителю. Маловыразительность этой М. корректируется ракурсом исполнителей.
М. барельефная- совместное выступление нескольких актеров в одной плоскости, при- ближенной к публике; "живая картина".
М, вертикальная перпендикулярная по
отношению к рампе сцены, при к-рой испол- нители выстраиваются в затылок друг к другу; М„ расположенная перпендикулярно планшету
сцены, построенная на возвышающихся площад- ках действия.
М. глубинная - М., построенная на сочетании разных планов сценической площадки.
М. диагональная - М„ расположенная по самому длинному расстоянию на планшете сцены; диагональное приближение дает сложный эффект изменения композиции в двух измерени- ях сразу. Переход и уход персонажа полуспиной по диагонали отличается скромностью, просто- той, недосказанностью. Л. В. Варпаховский при- водит следующие доказательства преимущества диагональной композиция: естественное поло- жение актера a trois quarts (труакар), т. е. в самом выразительном для него ракурсе; наилучшее, наивыгоднейшее расположение в тех диалогах, в к-рых значение двух партнеров различно; воз- можность максимального расширения простран- ственной композиции; наилучшая видимость в сложных композициях действующих лиц и в движениях; трехмерность диагональной органи- зации пространства.
Красота движения по прямой, так же как и прямой линии в декорации, основана на том, что гармония возникает между противоположными началами. Человеческое тело - это сплошная ло- маная линия, потому так красива прямая линия в костюме, потому человеческая пластика так вы- игрывает на фоне строгой архитектуры.
Круг есть скрытая прямая. Круг в декорации и движении также дает эффект стройности и строгости. Круг успокаивает. Полный круг в М. хорошо подчеркивает идею законченности.
Полукруг или часть круга привносит в рисунок постановки музыкальность. Замкнутая по круг>' М. стадиона, хоровода, выражает бесконечность движения. Круг прекрасен еще и тем, что он таит в себе все ракурсы (Сценический ракурс) человеческого тела. И прямой, и лома- ной, и круга должно быть столько, сколько до- пускает бытовая плюс поэтическая правда игро- вого куска. Короткий переход от одной точки к др. чаше всего используется по вогнутой или выгнутой линии, т. н. "скобке" (не круг и не ло- маная), отчего пространство кажется более ем- ким, а переход - более выразительным. Разно- видностью круговой М. является спиральная М,- круговая М., развернутая по вертикали.
Главное достоидство ломаной линии в том, она дает неожиданную и броскую графику. Опасность ее заключается в возможности появ- ления беспорядка и режиссерского многословия.
Если круг и полукруг обусловливают стихо- творную М. ломаная - прозаическую М. М. стихотворная, откровенно условная М.,' где все признаки формы -ритм, размер, рифма и т. д. - явственно различимы. М. прозаическая, М., в к- рой ритмические, стилевые, графические и проч. признаки формы скрыты за непринужденным, бытовым, как бы натуралистическим характером действоваиия.
(Геометрия.мизансцены, Мизансцены.монолога, Мизансцены толпы. Полуспинная.мизансцена, спинная.мизансцена. Пунктуация, Орфография мизансцен Мизансценическая рифма).
ГИПЕРБОЛА (гр. hyperbole' - преувеличе- ние). 1) (в лиг-ре).отрога, способ художественно- го обобщения, при к-ром художественная образ- ность достигается путем намеренного преувели- чения какого-л. свбйства, качества, особенностей предмета, явления,или процесса: «наметали стог выше тучи», "вино лилось рекой" (Крылов). Ги- перболический художественный образ подчерк- нуто условен, его.реальный аналог не может в действительности обладать указанными свойст- вами с той мерой концентрации, к-рая выступает нарушением правдоподобия. Г. - способ создания особой выразительности, эмоциональности, экспрессивности изображаемого. Преувеличение выявляет в художественном образе Скрытое со- держание, обнаруживает его эстетический, эмо- циональный, познавательный потенциал. Г. ши- роко используется в фольклоре, в сказках («Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка»), в таких жанрах профессионального иск-ва. как сатира, шарж, карикатура. Предметом Г. могут быть от- дельные эл-ты структуры произведения иск-ва: речь героя, внеш. вид, образ природы, эмоцио- нальное состояние и пр. («Руки милой - пара ле- бедей - в золите волос моих ныряют...» С. Есенин); тот или иной персонаж («Людоедка» Эллочка у И. Ильфа и Е. Петрова). Г. нередко служит для выявления своеобразия художест- венного мира произведения, выполняет специ- фическую идейно-эстетическую и стилистиче- скую функцию художественного синтеза (в ро- мане М. Булгакова.«Мастер и Маргарита» Г. ока- зывается одним из способов достижения художе- ственного ед-ва фантастического и реалистиче- ского, сатирического и лирического, конкретно- исторического и общечеловеческого). Нарушение пропорций - основа шаржа, гротеска, карикатуры. Но Г. может и не придавать комические черты (напр., удлиненные руки Паганини в скульптурных изображениях Коненкова и Эрзи, тучность Фальстафа и худоба Дон Кихота обая- тельны). Образ складывается из поступков, на- мерений, обстоятельств, а не только внеш. при- знаков.2) (В театре) выразительный прием ре- жиссуры, заостряющий характерные черты пер- сонажа, обстановки, действия: основной прием клоунады, сатирического или фантастического действия.
ГЛА'ВНОЕ СОБЫТИЕ, Событийный ряд. ГЛАВ'НЫЙ БАЛЕТМЕ'ЙСТЕР, член по- становочной группы, отвечающий за всю хорео- графическую часть в театрализованном пред- ставлении. В его обязанности входит отбор хо- реографических номеров, коллективов и испол- нителей, проведение репетиций-2, а также соз- дание сводных танцев и хореографических, пла- стических связок "(если нет режиссера по пан- томиме) между номерами и эпизодами, созда
ние, если нужно «живого занавеса». Чаще всего это один из руководителей танцевального кол- лектива, принимающего участие в представлении.
ГЛА'ВНЫЙ ДИРИЖЕР, член постановоч- ной группы, управляющий оркестром и/или хором (в т. ч. сводными); муз. руководитель. Г. д. отвечает за подбор и исполнение «в живую» муз. произведений художественной акции. Совместно с главным реле-ром определяет муз. партитуру праздника, театрализованного представления (звуковую и шумовую), определяет коллективы и исполнителей, проводит музыкальные репетиции и представление. Работает в тесном контакте с реж-ром по звуку. Как правило, Г. д. назначается руководитель хора или оркестра, принимающего участие в представлении.
ГЛА'ВНЫЙ РЕЖИССЕР, постановщик, к- рый определяет режиссерский замысел праздни- ка, театрализованного представления и отвечает за организацию всей его художественной (твор- ческой) стороны. Г. р. определяет состав поста- новочной группы я исполнителей; согласовывает с ними концепцию массового действа, разрабаты- вает режиссерскую документацию, руководит работой группы режиссеров, ответственных за отдельные эпизоды крупномасштабной художе- ственной акции.
ГЛА'ВНЫЙ ХОРМЕЙСТЕР, член поста- новочной группы, управляющий хором (в т. ч. сводным); муз. руководитель. Г. х. совместно с главным реж-ром и главным дирижером опреде- ляет муз. партитуру праздника, театрализованного представления (звуковую и шумовую), определяет хоровые коллективы и вокалистов-исполнителей, проводит музыкальные репетиции и представление. Работает в тесном контакте с реж- ром по звуку. Как правило, Г. х. назначается руководитель хора, принимающего участие в представлении. В небольших представлениях функции главного дирижера и Г. х. могут сли- ваться, в больших представлениях и праздниках они разделяются.
ГЛА'ВНЫЙ ХУДО'ЖНИК, член постано- вочной группы, ответственный за художественное (изобразительное) оформление массового действа. Совместно с главным реж-ром он разрабатывает художественный образ праздника, разрабатывает эскизы оформления сцены, зала, костюмов и др. оформления, необходимого по сценарию, разрабатывает эскизы афиш, листовок и пригласительных билетов и т. п., руководит работой художников-исполнителей. Ему подчи- няется также вся технические службы во главе с заведующим постановочной части. Под его ру- ководством работает и художник по свету.
ГОЛОГРА'ФИЯ (гр. holos - весь + graphu - пишу), сценический эффект, метод получения объемного изображения предмета, основанный на интерференции двух лучей света - от источника и от предмета: при освещении голограммы светом той же длины волны, что и у опорного
(референтного) луча, в результате дифракции света возникает объемное (при определенных условиях цветное) изображение предмета; кроме оптической Г. существует акустическая Г.
Г. позволяет получать в любом месте сцени- ческого пространства объемные, совершенно реальные изображения, к-рые можно рассматри- вать в мельчайших деталях и с разных сторон, их даже можно обойти вокруг (как если бы они бы- ли настоящими). В сказочных и фантастических постановках, где происходят всевозможные ис- чезновения, появления и превращения декорации и персонажей, можно особенно интересно ис- пользовать Г.
ГОРИЗО'НТ (< rp. horizon - ограничиваю- щий), часть одежды сцены, задник (завеса) больших размеров, перекрывающий заднюю по периметру и часть боковых зон сценического пространства- Г. еще называют радиусом паду- ги. Обычно служит для изображения небосвода (беспредельного пространства). По форме Г. раз- деляют на цилиндрические и купольные; по тех- нике использования: стационарные и передвиж- ные, в целях хранения наматывающиеся на спе- циальный барабан. (Техника сцены/.
ГРА'ФИК РЕПЕТИ'ЦИЙ, план репетици- онного процесса, составная часть режиссерской документации. Г. р. составляется в виде сетки, в верхней горизонтальной строке к-рой обознача- ются названия колонок (вертикальных столбцов): Число; Время («от... и до..»); Вид работы (репе- тиции по номерам, блокам, эпизодам и т. п., виды и характер перерывов); Место приведения: Участники (указание коллективов, ансамблей, солистов, реальных героев); Ведут репетицию (фамилии членов постановочной группы, отве- чающих за данный номер, блок или эпизод). Тех- ническое обеспечение (полный перечень технил ческих средств, реквизита, бутафории, и т. п.). Примечания.
В Г. р. учитываются свободное время коллек- тивов, возможность репетиций на данной пло- щадке с первого дня (с просмотра коллективов) и до последнего (проведение представления, праздника). В целях большей продуктивности репетиции и экономии времени и сил участников представления, репетиционный день лучше на- чинать с массовых номеров и сцен, которыми чаще всего являются пролог и финал, т. к. они более трудоемки и продолжительны по времени, затем переходить к большим массовым сценам и к номерам с меньшим составом исполнителей: групповым и сольным.
Г. р. обязательно доводится до сведения всех участников, всех ответственных и заинтересо- ванных лиц через различные формы оповещения: назначение специальных организаторов, раз- множение и раздача Г. р. всем службам и кол- лективам, вывешивание на самых видных местах, напоминание по телефону, на общих сборах постановочной группы и исполнителей и г. п.
ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД, чертежный ме- тод разработки рисунка массовой сцены в теат- рализованном представлении на стадионе. Для разработки композиции этим методом реж-р ис- пользует миллиметровую бумагу, цветные ка- рандаши, измеритель, циркуль и линейку. В на- чале на листах миллиметровой бумаги делаются заготовки для будущих схем, т. е. в масштабе 2м:5мм наносятся размеры поля стадиона, раз- метка и система координат. Далее на этих заго- товках разрабатываются схемы построений и перестроений участников. Если участники вы- полняют упражнение без предмета или с инди- видуальным предметом, то за единицу разработ- ки построений и перестроений берется один уча- стник. На схеме его условно обозначают кру- жочком или крестиком. Если композиция вы- полняется с групповым предметом, то за единицу разработки берется предмет. В этом случае изображение будет зависеть от формы предмета. Если использовать цветные карандаши, то на одном листе (заготовке) можно вычертить не- сколько построений и перестроений участников. (Композиционно- постановочный план. Размет- ка, Графический метод. Фотомакетный метод, Прием обратного действия. Прием прямого дей- ствия. Прием возврата к исходному положению).
ГРИМ, (фр. grime, букв. - забавный стари- кан), 1) иск-во изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специаль- ных красок (Г.), пластических и волосяных на- клеек, парика, прически и др. 2) Гримировальные краски и др. принадлежности Г.
ГРИМЕР, специалист по гриму.
ГРОТЕ'СК (фр. grotesque, букв, причудли- вый; затейливый, смешной, комичный; от ит. grotta - грот), I) орнамент, в к-ром причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изо- бразительные мотивы (растения, животные, че* ловеческие формы, маски), наиболее древние образцы к-рого были обнаружены в развалинах древнеримских построек, называвшихся в народе «гротами», откуда он и получил свое название. 2) Чрезмерное преувеличение и заострение отдель- ных сторон эстетического предмета, к-рое ведет к разрушению существующих в действительности связей, к замене их контрастным соединением, казалось бы несоединимых свойств и объектов. 3) Вид художественной образности, обоб- щающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного соче- тания реального и фантастического, правдопо- добного и карикатурного, трагического и коми- ческого, прекрасного и безобразного. Резко сме- щая формы самой жизни, создает особый, гроте- скный мир, к-рый нельзя понимать буквально или расшифровывать однозначно, как в алпего- рии: Г. устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художе- ственному мышлению (напр., мифология)
В отличие от комического, Г. скорее болез- ненный «смех сквозь слезы». Г. рождает и «убийственный» смех, адский хохот, губительным образом раздваивающий окружающий нас мир. Неслучайно гротескные образы чаще вызывают не улыбку и смех, а чувства отвращения, страха, негодования, презрения, страха. Таковы некоторые образы Н. В. Гоголя, М- Е.
Салтыкова-Щедрина, Ф. Рабле, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, фантастические образы X. Босха, Ф. Гойи, П. Брейгеля, О. Домье, М. Шагала, саркастические диссонансы Д. Д. Шостаковича, И Ф. Стравинского. От фантастического и волшебного в иск-ве Г. отличается прежде всего тем, что в его основе лежит активное неприятие изображаемой действительности в ее существующем виде. Неправдоподобие Г. - всегда вызов реальности, проявление активного, преобразующего отношения к ней. Как ху- дожественный прием Г. призван сломать штампы привычного восприятия, представить дейст- вительность во всем многообразии ее проявлений. Г. теснее всего связан с реалистическими направлениями в иск-ве, ибо неправдоподобное и преувеличенное всегда рассматривается здесь в сопоставлении с привычным и обыденным. По отношению к произведениям, в к-рых фантастику, гиперболизацию и алогичность уже ничто не ограничивает, Г. утрачивает художественную функциональность.
В массовом театрализованном представлении, на эстраде приемы Г. не должны разрушать об- щую праздничность настроения.
ГРУППА ПОСТАНОВОЧНАЯ, Организа- ционные структуры праздника.
ГРУППА РЕЖИССЕРСКАЯ, Режиссерская группа.
ГРУППЫ ПОСТАНОВОЧНОЙ ДИ-
РЕ'КТОР, Директор постановочной группы.
ГУЛЯ'НЬЕ, 1) приуроченное к какому-л. праздничному событию пребывание чел-ка н<г открытом воздухе в местах массового отдыха. 2) Народное увеселение на открытом воздухе. Гу- ляний в городах, особенного прошлого века, проводилось на протяжении всего года много, они приурочивались к сезонным и церковным праздникам, ярмаркам, иногда к официальны'.! событиям таким, как коронации, победы в войне и т. п. Устраивались они в разных частях города в зависимости от обычая, времени года, массовости и популярности праздника в живописных местах. Издревле всякое гулянье сопровождалось ярмаркой, а ярмарки превращались в народные Г. На Г. публике предлагались различные раз- влечения: медвежья потеха, кукольны:'/ театр Петрушки, раёк, различные виды представлений в балаганах, цирки, вертепы, катание на санях, на лошадях, с гор, на различных каруселях и т. д В рощах летом народ располагался прямо на траве. Г. - очень демократическая форма народного празднества. Оно вбирает в себя все формы народного и профессионального творче
ства, к-рое живет в условиях ярмарки по своим законам: краткость, яркость, примитивизм (лу-бочность), веселость, обширная торговля, ка- тальные горы, качели я др. аттракционы. Г. может быть использовано как самостоятельная форма театра под открытым небом или как его составная часть. Г. как исторически сложивший- ся тип культурной деятельности лежит в основе мероприятий парков.
Д
ДА'ЛЬНЫЙ ПЛАН, последний план (попе- речная доля) сценической площадки. Он может быгь и третьим, и четвертым, и пятым в зависи- мости от размеров сцены. Д. п. выгоден для больших монументальных композиций и игро- вых кусков, связанных с обильным движением. Приравнивается к общему плану в кино. (Третий план),
ДВИЖЕНИЕ. 1) внеш. и внутр. телесные двигательные акты (процессы). Различают Д непроизвольные и произвольные. Непроиз- вольные. Д осуществляются без контроля сознания (мигание, отдергивание руки от боле- вого раздражителя, хаотичные Д при помутнении сознания). Произвольные Д сознательно регулируются чел-ком на основе имеющейся у него потребности в достижении цели как Ъбраза предвосхищаемого результата. Произвольные Д. предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане представления (воображения}. 2) Перемещение кого-, чего-н. в определенном направлении, 3) Изменение положения тела или его частей. 4) (Перен,) Внутр. побуждение, вызванное каким-л. чувством, переживанием. 5) Езда, ходьба, в разных направлениях. 6) (Перен.) оживленность, напряженность действия (напр1, в пьесе мало движения). 7) Общественная деятель- ность, преследующая определенные цели (Д. сторонников мира. Олимпийское Д). 8) Переход из одного состояния, стадии в др. состояние, ста- дию развития (напр., Д. событий).
ДВИЖЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ, Выра- зительное движение,
Date: 2015-08-06; view: 406; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|