Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Список основных сокращений
англ. - английский
б-ба - борьба
в. - век
внеш. - внешний
внутр. - внутренний
гг. — годы
гр. - греческий
др.- другой, другие
ед-во - единство
иск-во - Искусство
ит. - итальянский
к-рый - который
-л. - -либо
лат. - латинский
лит-pa - литература
муз. - музыкальный
-н.- -нибудь
напр. - например
нем. - немецкий
психол. - психологический
реж-р - режиссер
ср. - сравни(ть)
т. е. - то есть
т. н. - так называемый
т. о. - таким образом
фр. - французский
чел-к - человек
эл-т - элемент
А
АВАНСЦЕ'НА, передний открытый участок сцены-коробки, расположенный в зрительном зале перед порталом (между антрактным занаве- сом и рампой).
А'ВТОРСКАЯ КОНЦЕ'ПЦИЯ (лат. conceptio), 1} система взглядов, то или иное цо- нимание явлений, процессов. 2) единый, опреде- ленный замысел, ведущая мысль какого-л. про- изведения, научного труда и т. д. 3) (В театрали-' зованном действе) позиция автора сценария или режиссера, развернутая в систему художествен- ных образов,
АГИТБРИГА'ДА, 1) постоянно действую- щий агитационно-художественны и коллектив, театр малых форм, строящий свои программы на документальном (большей частью местном) материале; 2) вид театрализованного представ- ления, включающий в себя и программу А. (агитконцерт - дивертисмент из различных номе- ров на местную тему), и агитобозрение (те же номера на местную тему, но связанные сюжет- ным ходом), и агитспектакль (от начала до конца драматургически разработанное представление), и литературно-муз. композицию. Одной из глав- ных особенностей агитбригадного творчества ках жанра является его открытая политическая направленность, гражданственность, в к-рой в образной форме слиты воедино задачи художе- ственные и агитационные.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА, одна из организационных структур, создаваемая для решения материально-технических вопросов при подготовке и проведении праздника, театрализо- ванного представления. Возглавляется директо- ром постановочной группы или начальником штаба. А- г. размещает заказы на изготовление оформления, костюмов, бутафории, реквизита, рекламы, пригласительных билетов; обеспечива- ет доставку транспортом коллективов на репети- ции и на проводимую акцию; организует пита- ние, обеспечивает условия для отдыха, дежурст- во врача, санитарные условия; она же с помощью соответствующих организаций, обеспечивает общественный порядок, меры противопожарной безопасности и т. д. (Оргкомитет).
АКСЕССУАР (фр. accessoire), принадлеж- ность чего-л., вспомогательная деталь, частность, сопровождающая что-л. главное. В теат- рализованном представлении к А. относят пред- меты бутафории или реквизита. А. используют- ся как выразительные средства, к-рые помогают преодолеть эклектику костюмов, используемых в сводных массовых номерах. В качестве таких выразительных деталей применяют головные уборы, платки, зонтики, шляпы, веера, банты, накидки и т а.
АКТ (лат. actus - действие, асturn - документ), I) единичное действие, а также поступок, прояв- ление действий (напр., познавательный А., пре
ступный А. агрессии). 2) Действие в пьесе (напр., трагедия в пяти актах). 3) В учебных заведениях:
торжественное собрание по поводу выпуска, вручения наград и т. п.
АКТЕ'Р (фр. acteur), непосредственный но- ситель действенно-игрового начала сценического иск-ва. Своеобразие иск-ва А. в том, что, созда- вая образы персонажей спектакля, он пользуется своими физическими и духовными данными как материалом для творчества. А. должен обладать пониманием др. людей, отличных от его харак- теров, способностью действовать на сцене от имени изображаемого персонажа. Для этого ему необходимы наблюдательность, творческая фантазия, эмоциональность, тонкая нервная ор- ганизация, культура, артистичность - умение исполнителя по-разному действовать и вести себя в различных предлагаемых обстоятельст- вах, а также тренированное тело, голос, пяастика-2, музыкальность и многие др. качест- ва. Выявлению законов иск-ва А. посвящена система Станиславского.
АКТИВИЗАЦИЯ АУДИТОТИИ, стремле- ние организаторов праздника к вовлечению лю- дей в активное личностное участие в празднич- ном действии. А. а. охватывает три основные этапа: период праздничного преддействия, т. е. процесс подготовки праздника, создание предпраздничного настроения, к-рый включает в себя информирование о празднике и определен- ные предпраздничные игровые массовые дейст- вия: тематические конкурсы, участие в репети- циях массовых сцен и т. д.
Второй этап охватывает непосредственное проведение праздник а, т. е. воплощение сценария, включающее в себя такие основные композиционные части как пролог (экспозицию), концентрирующий внимание» людей на образном смысле праздничного действа, разви- тие игровых эпизодов, побуждающее личную готовность к театрализованному действию, эмо- циональное соучастие в нем, кульминацию - не- посредственное участие в театрализованном дей- ствии как результат эмоционального потрясения. Третий период жизненного
последействия, когда эмоциональное впе- чатление, вызванное праздником проявляется, в жизненной деятельности личности.
Эти основные моменты А. а. относятся ках к общему праздничному действу, так и к каждому эпизоду.
По степени своей активности участники праздничного действия могут выступать в каче- стве его организаторов, людей соучаствующих в нем и пассивных зрителей-наблюдателей, не имеющих явно выраженной готовности к уча- стию.
А. а. - это стремление организаторов вырази- тельными средствами театрализации способст- вовать к переходу' людей на более высокую сте- пень личного участия в праздничном действии, организуя его как праздник для всех, так я
праздник для каждого, праздник для себя, Т. е. организаторам необходимо предоставить людям возможность выбрать свою личностную игровую форму участия в празднике.
Приемы А. А. - это способы вовлечения пуб- лики в действие театрализованного представле- ния, коллективное творчество масс. Задача мас- сового представления - разбудить в чел-ке его фантазию, непосредственность, создать условия для раскрытия во взрослом чел-ке присущее ему с детства игровое начало.
Основными П.а.а. в процессе театрализо- ванного действия являются: вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова; физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям; художественная активизация,
стимулирующая эмоциональную сферу
участников и вызывающая их художественную самодеятельность. Эти приемы «поглощаются» двумя все объемлющими приемами: заманиванием и провокацией.
Заманивание- прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой, а затем постепенное заманивание, втягивание в эту игру всех зрителей. Заманивание зрителей в со- вместную игру начинается на уровне создания «окружающей среды», как правило, с изготовле- ния пригласительного билета (напр., в виде письма-треугольника), программки (напр., в виде ордера на обмен квартир), с оформления и теат- рализации подхода к месту действия (напр., ис- пользование пароля, ответов на загадки, гадания цыганок) и самого места действия (раздача в зале газет, какого-л. угощения и т. д.) Приемом зама- нивания может выступать заранее предусмот- ренная в сценарии возможность проявления от- ношения чел-ка к происходящему событию: одобрение или неодобрение, активная поддержка какой-л. мысли, присоединение голоса солидар- ности (это прямое обращение в зал, митинг, при- нятие документов, голосование, диспут, хоровое пение, коллективные выходы и шествия, цере- мониальные действия: возложение цветов, при- нятие клятвы, вынос знамени и т. д.)
Провоцирование- "подначка", "розыгрыш", "поначка", "попытка подтолкнуть", "заставить", "вынудить" зрителя включиться в действие, начать играть. Зрителю, напр., вручается какой-н. предмет и предлагается с ним действовать (мелок, чтобы нарисовать что-н.; кубы, чтобы построить декорацию; бутафорский пистолет, чтобы "убить" неугодного исполнителя спектак- ля: включение в хоровод; предложение побороть "медведя" и т. п.). Для провоцирования зрителя может быть использована "подсадка" (несколько зрителей, проявляющих первоначальную актив- ность в ответ на вопросы и задания исполните- лей: они могут вступать в диалог, в дискуссию, выходить на игру и т. п).
Вовлечение зрителя требует особых качеств от актера или ведущего (способность к импрови- зации, постоянная готовность к неожиданности, находчивость) и от режиссера (знания психоло- гии массы, законов ее восприятия, умения до- биться реакции и т. д. (Активизация аудитории, Хеппининг)..
АКТИВНОСТЬ, интенсивность и объем взаимодействия чел-ка с физической и социаль- ной средой. А. одна из сфер проявления темпе- рамента. По этому параметру можно быть инертным, пассивным, спокойным, инициатив- ным, активным, стремительным.
АКЦЕ'НТ (< лат. accentus - ударение), удар- ный эл-т ритма. 1) В лит-ре - знак, которым от- мечается ударение. 2) В речи - ударение в слове. 3) В музыке - выделение, подчеркивание звука или аккорда путем его динамического усиления либо ритмического удлинения, смены гармонии, тембра, направления мелодического движения и проч. 4) (Перен.) расставить акценты - подчерк- нуть, выделить на первый план те или иные по- ложения, мысли. 5) В режиссуре спектакля и массовых зрелищ - выделение режиссерскими выразительными средствами основных смысло- вых моментов представления, праздника (Ре- жиссерский акцент).
АКЦЕ'НТ РЕЖИССЕРСКИЙ, Режиссер- ский акцент.
АКЦИЯ (< лат. aktio), действие, выступле- ние, направленное на достижение какой либо цели (напр., общественно-политическая А., ху- дожественная А.) В последнее время служит оп- ределением формы массовых действий, содер- жащих в себе конкретную общественно- политическую задачу, общественно значимое дело. (Телемарафон, Хэппенинг).
АЛЛЕГОРИЯ (гр. allegoria - иносказание), изображение отвлеченной идеи (понятия, мысли) посредством конкретного образа. В отличие от многозначного смысла символа, смысл А. одно- значен и отдален от образа; связь между значе- нием и образом устанавливается по аналогии или смежности (сердце - любовь). Способ существо- вания А. в практике иск-ва - персонификации, олицетворение мыслительных форм в образах живых существ или метафорических атрибутах (напр., победа изображается в образе древнегре- ческой богини Ники - крылатой девы в лавровом венце н на колеснице; слава и воинская доблесть олицетворяются в лавровом венце и дубовой ветви; геральдическое изображение силы, добле- сти, прозорливости - в облике льва, медведя, орла и т. д.).
АМПЛУА' (< фр. emploi - применение) - специализация актера на определенном круге ролей: герой, трагик, комик, дурак, инженю (на- ивная девушка), злодей, благородный отец, фат (пустой щеголь), героиня, комическая старуха, субретка (резвая служанка) и т. д. (Маска- образ).
АМФИТЕА'ТР, (< гр. amphithealronj. I) ан- тичное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг к-рой уступами располагались места для зрителей (Колизей в Риме). 2) Места в зритель- ном зале (в театре и цирке за партером), распо- ложенные уступами, т. е. с повышением каждого следующего ряда. По форме различают круглые А., веерные, секторальные.
АНА'ЛИЗ (< гр. analysis - разложение), метод научного и художественного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, со- ставных частей чего-н. (напр., А. выразительных средств произведения, идейно-тематический анализ, метод действенного анализа). А. нераз- рывно связан с синтезом (соединением эл-тов в единое целое),
АНА'ЛИЗ ИДЕ'ЙНО-ТЕМАТИ'ЧЕСКИЙ, Идейно-тематический анализ.
АНА'ЛИЗ ДЕЙСТВЕННЫЙ, Метод дей- ственного анализа.
АНА'ЛИЗА ДЕЙСТВЕННОГО МЕТОД, Метод действенного анализа.
АНО'НС (фр. annoncer - объявлять), предва- рительное краткое объявление о предстоящих гастролях, спектакле, концерте, театрализо- ванном представлении, праздничном действии. (Афиша).
АНСА'МБЛЬ (фр. ensemble, букв. - вместе, целое, совокупность), 1) взаимная согласован- ность, органическая взаимосвязь, совокупность, стройное ед-во частей, образующих какое-л. це- лое. 2) В архитектуре и градостроительстве гар- моническое ед-во пространственной композиции, включающей здания, инженерные сооружения (мосты, набережные и др.) и зеленые насаждения. 3) Муз. произведение для нескольких ис- полнителей (дуэт, трио и др.); одновременное пение нескольких действующих лиц в опере (терцет, квартет и т. д.). 4) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный кол- лектив (оркестровый, хоровой и др.). 6) (В теат- ре) гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу, а также согласованное исполнение актерами, му- зыкантами, танцорами театрально-зрелищного произведения. (Синтез искусств}.
АНТРА'КТ (фр. entracte < entre - между + acte действие), 1) муз. пьеса, являющаяся вступ- лением к одному из действий оперного, балетно- го или драматического спектакля (муз. вступле- ние к первому акту - увертюра). 2) Перерыв ме- жду актами (действиями) спектакля, отделениями концерта, циркового представления и т. д.
АНТРЕ' (фр. entree - вступление, выход на сцену), 1) в странах средневековой Европы - торжественное вступление, выход костюмиро- ванных персонажей в пиршественный или баль- ный зал. 2) (В цирке) клоунский номер (коме- дийная разговорная сценка или пантомима). 3) (В балете) танцевальный выход одного или не- скольких исполнителей.
Date: 2015-08-06; view: 410; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|