Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе:
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» (М.: МОН, 2005);
- Сасова, И. А. Технология. 5-8 классы: программа / И. А. Сасова, А. В. Марченко. -М.: Вентана-Граф, 2007.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю в I полугодии, 1 час в неделю во II полугодии). В том числе:
- контрольных работ - 8;
- самостоятельных работ - 19;
- проектов - 2;
- исследований - 3;
- практических работ - 33;
- экскурсий - 1.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий.
Учебно-методический комплект:
Леонтьев, А. В. Технология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. В. Леонтьев, В. С. Капустин, И. А. Сасова; под ред. И. А. Сасовой. - М.:Вентана-Граф, 2008. - 160 с: ил.
Дополнительная литература:
1. Богатырев, А. Н. Электрорадиотехника: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / А. Н. Богатырев. - М.: Просвещение, 1996.
2. Галагузов, М. А. Первые шаги в электротехнику: книга для учащихся 4-7 кл. / М. А. Га-лагузов, Д. М. Комский. — М.: Просвещение, 1988.
3. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 1990.
4. Колесникова, О. А. Выбери профессию / О. А. Колесникова, Т. И. Полосина, А. М. Донецкий. - Жуковский: ПК «Сервис», 2002.
5. Коноплева, Н. П. Секреты домашнего хозяйства: книга для учащихся / Н. П. Конопле-ва. -М.: Просвещение, 1991.
6. Лебедев, М. М. Справочник молодого штукатура / М. М. Лебедев, М. Лебедева. -М.: Высшая школа, 1984.
7. Леонтьев, А. В. Технология предпринимательства. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учеб.заведений / А. В. Леонтьев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
8. Поляков, В. А. Практикум по электротехнике: учеб.пособие для учащихся 9, 10 кл. / В. А. Поляков. -М.: Просвещение, 1974.
9. Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-11 кл. / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. - М.: Просвещение, 2000.
10. Шепелев, А. М. Ремонт квартиры своими руками / А. М. Шепелев. - М.: Московский рабочий, 1987.
11. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков. - Волгоград: Перемена, 1998.
Внесенные изменения:
Проектную деятельность с учащимися целесообразно проводить в конце программы обучения после изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.
Настоящая рабочая программа учитывает направленность класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: это классы экономической, гуманитарной, информационной, химико-биологической и других специализированных направленностей.
Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предполагает обучение в объеме 34 час, в 8 классах. В соответствии с этим реализуется модифицированная Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд».
На основании Примерной программы Министерства образования и науки РФ, содержащей требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом направленности классов реализуется программа базисного уровня в 8 классах.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
• профориентационных игр («Цепочка профессий», «Профессия на букву...», «Подарок», «Спящий город», «Угадай профессию», «Человек - профессия», «Самая-самая», «Ловушки-капканчики», «Три судьбы»);
• межпредметных интегрированных уроков (кулинария, столярное дело, предпринимательство);
• внеклассных интегрированных мероприятий («День матери», «Масленица», «Пасха»).
Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
• библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
• слайд-лекции по ключевым темам курса;
• редакторы текста;
• принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии; диагностика предметной направленности; на определение личностных пристрастий к определенному стилю; на определение характера человека) в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
• индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
• схемы, плакаты, таблицы;
• интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
• цели и значение семейной экономики;
• общие правила ведения домашнего хозяйства;
• роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
• необходимость производства товаров и услуг как условие жизни общества в целом и каждого его члена;
• цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
• сферы трудовой деятельности;
• принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
• принципы работы и использование типовых средств защиты;
• о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
• способы определения места расположения скрытой электропроводки;
• устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
• как строится дом;
• строительные профессии;
• как устанавливается врезной замок;
• основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
• особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
• основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
• анализировать семейный бюджет;
• определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
• анализировать рекламу потребительских товаров;
• выдвигать деловые идеи;
• осуществлять самоанализ развития своей личности;
• соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
• собирать простейшие электрические цепи;
• читать схему квартирной электропроводки;
• определять места скрытой электропроводки;
• подключать бытовые приемники и счетчики электроэнергии;
• установить врезной замок;
• утеплять двери и окна;
• анализировать графический состав изображения;
• читать несложные архитектурно-строительные чертежи.
Должны владеть компетенциями:
• информационно-коммуникативной;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• учебно-познавательной;
• профессионально-трудовым выбором;
• личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• использовать ПК для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
• ориентироваться на рынке товаров и услуг;
• определять расход и стоимость потребляемой энергии;
• собирать модели простых электротехнических устройств.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(8 класс)
№ п/п
| Название раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| • Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля, измерители г/
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сложные механизмы(2 часа)
| Вводное занятие. Применение кулачковых, криво-шипно-шатун-ных и рычажных механизмов в машинах
|
| Урок ознакомления с новым материалом
| Содержание и организация обучения технологии в текущем году. Организация рабочего места. Ознакомление с основными разделами программы обучения. Демонстрация проектов, выполненных учащимися 8-х классов в предшествующие годы. Правила безопасной работы. Принцип действия механизмов. Область применения.
Пр/р «Сборка моделей кулачкового, кривошип-но-шатунного и рычажного механизмов»
| Знать: правила поведения и технику безопасности при выполнении приемов труда; назначение, принцип действия и состав механизмов.
Уметь: организовать рабочее место; различать механизмы по внешнему виду; предлагать механизмы для преобразования движения
| Фронтальный опрос. Тест. Пр/р
| Конструкция сложных механизмов
| Конспект. Примеры механизмов кулачковых, кри-вошипно-шатунных и рычажных механизмов
|
|
|
|
Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. Про-ект-исследова-
|
| Урок закрепления усвоенных знаний
| Условные обозначения механизмов и их элементов. Схемы, вычерченные с применением условных обозначений. Исследование и опреде-
| Знать: условные обозначения механизмов на кинематических схемах; принципы стандартизации изделий: алгоритм эконо-
| Контрольная работа. Пр/р
|
| кинематическуюКонспект. Нарисовать схему станка ТВ-7А,
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| б
|
|
|
|
| и
|
|
|
| ние «Элементы подвижного звена кулачковых, криво-шипно-шатун-ных и рычажных механизмов»
|
|
| ление в потребности проектного изделия. Пр/р «Чтениекинематической схемы токар-но-винторезного станка ТВ-7А»
| мического расчета проекта, затраты на оплату труда.
Уметь: различать условные обозначения механизмов и читать кинематическую схему станков с их применением; подсчитать оплату труда за выполнение всего проекта
|
|
| обосновать назначение отдельных функциональных элементов
|
|
|
| Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (14 часов)
| Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России
|
| Урок ознакомления с новым материалом. Исследование
| Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Пр/р «Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России»
| Знать: основные традиционные виды ремесел, промыслы и виды декоративно-прикладного творчества народов России; понятие технического творчества как вида технологии. Уметь: осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
| Эстетические и эргономические требования к изделию. Понятия о композиции
| Конспект. Вариант изделия декоративно-прикладного творчества
|
|
|
|
Основной принцип художественно-прикладного
|
| Комбинированный урок
| Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение канонов
| Знать: о единстве красивого и функционального в народном искусстве; историю зарож-
| Индивидуальный опрос. Тест.
|
| Конспект. Общие сведения о народных
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| б
|
|
|
|
| и
|
|
|
| конструирования: единство функционального назначения и формы изделия
|
|
| для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатьгеающих, кузнечных, ювелирных и т. д.
Пр/р «Выполнение декоративно-прикладной обработки материалов с целью повышения потребительских качеств изделий»
| дения и развития дизайна; принципы формообразования и композиции.
Уметь: составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов
| Пр/р
|
| ремеслах
вашего
региона
|
|
|
|
| Эстетические и эргономические требования к изделию
|
| Комбинированный урок
| Единство эстетики и техники. Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и т. д. Связь технической эстетики с качеством продукции, изделий. Применение научно обоснованных требований технической эстетики к производству изделия.
| Знать: эстетические и эргономические требования к технологии производства современного изделия. Уметь: выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Примеры художественного конструирования бытовых предметов
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| н
|
|
|
|
|
|
| Пр/р «Проектирование изготовления оригинальной формы изделия, отличающегося удобством в эксплуатации за счет применения механизма трансформации и соответствия современным требованиям эстетики»
|
|
|
|
|
|
|
|
| Учет технологии изготовления изделия и свойств материала
|
| Комбинированный урок
| Модели технических объектов. Зависимость технологий от физических и технологических свойств конструкционных материалов. Формирование требований к технологии изготовления изделия в соотношении понятий «наука» и «техника», «творчество» и «искусство». Физические и технологические противоречия в техническом творчестве. Пр/р «Поиск возможных вариантов решения технологической задачи с учетом свойств материала»
| Знать: перспективы развития технологий; особенности технологии изготовления изделия с учетом свойств материалов; методы технического творчества.
Уметь: проводить анализ технического объекта; формулировать техническую задачу совершенствования или создания нового объекта техники с учетом эстетических требований к изделию
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Вариант решения технологической задачи
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| , 7
|
|
|
| и
|
|
|
| Основные средства художественной выразительности
|
| Комбинированный урок. Исследование
| Линия как основное средство художественной выразительности в рисунке. Расположение объекта в пространстве и его связь с другими объектами или предметами. Воспроизведение модели на плоскости. Задача создания художественного образа. Совокупность линий, преобразующих пустую плоскость бумаги в изображение. Композиция как одна из составляющих основных средств художественной выразительности рисунка. Пр/р «Эскиз изделия по выбору»
| Знать: о техническом рисунке, чертеже и эскизе детали как средстве передачи изображения на плоскости. Уметь: переносить изображение средствами художественной выразительности в техническом рисунке
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Технический рисунок изделия проектного задания
|
| •
|
|
| Виды поделочных материалов и их свойства
|
| Комбинированный урок
| Основные конструкционные материалы и их технологические свойства. Применение конструкционных материалов в народном хозяйстве
| Знать: основные виды поделочных материалов; какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке.
Уметь: выявлять основные требования к поделочным материалам с учетом их свойств
| Самостоятельная работа. Тест
|
| Конспект. Образцы поделочных материалов с учетом технологических свойств
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| п
|
|
|
|
|
|
|
| для дальнейшей обработки режущим инструментом; находить и использовать необходимую техническую информацию
|
|
|
|
|
|
|
| Виды и правила построения орнаментов
|
| Комбинированный урок
| Формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов мира. Основные законы композиции, ее средства, приемы и правила построения. Правила композиционного размещения декоративных элементов в изделии из дерева. Виды и правила построения орнаментов в художественных изделиях из дерева. Пр/р «Выбор или самостоятельная разработка орнамента изделий для последующей художественной отделки»
| Знать: общие основы художественного оформления деталей; виды орнаментов и узоров.
Уметь: выбирать и самостоятельно разрабатывать орнаменты для художественной отделки изделий
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Орнамент для декорирования изделия (по выбору)
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и
|
|
|
| Художественная обработка металла (тиснение по фольге)
|
| Комбинированный урок
| Фольга и ее свойства. Инструменты и приспособления для обработки фольги. Ручное тиснение. Последовательность операций. Правила безопасной работы. Пр/р «Художественное тиснение по фольге»
| Знать: виды и свойства фольги; инструменты и приспособления для ее обработки; технологическую последовательность операций при ручном тиснении; правила безопасной работы.
Уметь; готовить инструменты; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге; безопасно выполнять приемы труда
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Изображение рисунка в технике тиснения по фольге
|
|
| и
| Художественная обработка металла (ажурная скульптура)
|
| Комбинированный урок
| Виды проволоки и область ее применения. Инструменты и приспособления для обработки проволоки. Художественная обработка металла. Приемы изготовления скульптуры'из металлической проволоки. Правила безопасности труда.
Пр/р»Изготовление художественного изделия из проволоки»
| Знать: виды проволоки; способы ее правки и гибки; инструменты и приспособления для обработки проволоки; их устройство и назначение; приемы выполнения проволочных скульптур.
Уметь: разрабатывать эскиз скульптуры; выполнять правку и гибкупроволоки;соединять отдельные элементы между собой; безопасно выполнять приемы труда
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Ажурные скульптуры
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и
|
|
|
| Художественная обработка металла (басма)
|
| Комбинированный урок
| Басма - один из видов художественной обработки металла. Инструменты и приспособления, используемые при тиснении. Способы изготовления матриц. Технология изготовления басмы.
Пр/р «Изготовление басмы»
| Знать; особенности басменного тиснения; способы изготовления матриц; технологию изготовления басменного тиснения; правила безопасности. Уметь: выполнять технологические приемы басменного тиснения
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Эскизы басмы для украшения мебели и других изделий из древесины
|
|
|
|
Художественная обработка металла(про-пильной металл)
|
| Комбинированный урок
| История развития художественной обработки листового металла. Техника пропильного металла. Инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла. Последовательность выполнения данного вида работ. Правила безопасности труда.
Пр/р «Изготовление изделий в технике пропильного металла»
| Знать: инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла; особенности данного вида художественной обработки металла; приемы выполнения изделий в технике пропильного металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять изделия в технике пропильного металла
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Художественное изделие, выполненное в технике пропильного металла
|
|
|
|
Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке)
|
| Комбинированный урок
| Чеканка как вид художественной обработки тонколистового металла. Инструменты и приспособления для выполнения чеканных работ.
| Знать: инструменты и приспособления для выполнения чеканных работ; технологию чеканки; правила безопасной работы.
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Металлический рельеф, изготовленный методом чеканки
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| п
|
|
|
|
|
|
| Технология чеканных работ. Правила техники безопасности при выполнении работ. Пр/р «Изготовление металлических рельефов методом чеканки»
| Уметь: подготавливать инструмент, оборудование и материал к работе; подбирать и наносить на металл рисунок; выполнять чеканку; безопасно выполнять приемы труда
|
|
|
|
|
|
|
| Художественная обработка изделий из древесины (резьба по дереву)
|
| Комбинированный урок
| Традиционные виды декоративно-прикладного творчества народов России и народных промыслов. Художественная резьба по дереву. Виды орнаментов. Виды резьбы. Инструменты для ручной художественной резьбы. Приемы выполнения резьбы данного вида. Правила безопасной работы.' Пр/р «Выполнение элементов геометрической резьбы»
| Знать: виды народных промыслов; виды орнаментов; виды резьбы; инструменты для выполнения ручной художественной резьбы; приемы выполнения резьбы; правила безопасной работы; профессии резчика по дереву, мастера-краснодеревщика в индивидуальной мастерской. Уметь: размечать рисунок резьбы (орнамент); готовить поверхность изделия для выполнения декора; подбирать и готовить инструмент к работе; выполнять резьбу
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Конспект. Разделочная доска, декорированная в технике геометрической резьбы
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| и
|
|
|
| Художественное точение изделий из древесины. Проект «Орнамент и искусство народов мира: построение и виды»
| 1,
| Комбинированный урок
| Чертеж точеной детали. Технология точения внешних и внутренних поверхностей изделия. Резцы и стамески при точении фасонных поверхностей. Контроль размеров полости точеной детали. Определение потребности в изделии. Краткая формулировка задачи исследования. Первоначальные идеи. Планирование работы над проектом. Оценка изделия. Пр/р «Точение фасонной детали»
| Знать: приемы подготовки заготовок к точению фасонных поверхностей; назначение и угол заточки режущего инструмента; правила заточки инструмента; приемы работы на токарном станке; приемы безопасной работы. Уметь: готовить заготовки к точению; выполнять работу по точению с опорой на технологическую карту и чертеж детали; проводить визуальный и инструментальный контроль
| Контрольная работа. Тест. Пр/р
|
| Учебник,
с. 25-28.
Конспект.
Разработать
вид декора
изделия
(вазы)
|
|
|
| Электропривод (3 часа)
| Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте
|
| Урок ознакомления с новым материалом
| Электричество в нашей жизни. Электротехника. Электрический ток. Проводники, диэлектрики, изоляторы. Постоянный электрический ток. Способы получения электроэнергии. Пр/р «Изготовление самодельного гальванического элемента»
| Знать: источники получения электроэнергии; типы гальванических элементов; основные потребители электроэнергии. Уметь: объяснять принцип действия и область применения электродвигателей в бытовой технике и на транспорте
| Фронтальный опрос. Тест. Пр/р
| Коммутационная аппаратура управления коллекторным двигателем
| Учебник, с. 62-66. Используя подручный материал, сделать гальванический элемент
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| п
|
|
|
| Потребители электроэнергии
| " 1
| Комбинированный урок
| Осветительные приборы. Бытовые электронагревательные приборы. Основные элементы электроприборов. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Электромашинные потребители электрического тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя. Правила безопасного пользования электроприборами. Пр/р «Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора»
| Знать: область применения и правила безопасной работы с электрооборудованием; названия основных элементов электроприборов; как создается вращающееся магнитное поле в асинхронном двигателе; каким образом можно изменить ^направление вращения ротора двигателя; принцип работы асинхронного двигателя. Уметь: рисовать принципиальную эл. схему с подключенными потребителями электроэнергии; различать исправные электроприборы о! неисправных; находить причину неис-" правности; собирать установку по схеме; проверять и включать двигатель в сеть без пусковой обмотки и с ней; определять число оборотов двигателя;
| Самостоятельная работа. Тест. Пр/р
|
| Учебник, с. 67-77. Модель электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора
|
|
|
Date: 2015-08-06; view: 371; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|