Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Галактика Гуттенберга» как феномен





РАССКАЗАЛА ЛАВРЕНТЬЕВА

4. Публицистика эпохи Просвещения (Мильтон, Д.Дефо, Дж. Свифт)

Возрастает деятельность переводчиков и международная переписка. Идеи рационализма.

 

1689 - англ Билль о правах — свобода мысли и слова

 

1650- 1 ежедн. газета

 

журналы - обменники мнений. «Журнал ученых» Голландия либеральна в плане цензуры - многие там. Английская просветительская журналистка:

 

- сатирическая (Свифт, Дефо, их памфлеты)

 

- морально-дидактическая (Аддисон, Стил, их издания)

 

эпоха персонального журнализма (Дефо «Ревю»)

 

к сер 18 века 2 типа журналистов: светит отраженным светом, готовы служить прогрессу появляется карикатура, оформление (дата и издатель), текст разбивается на колонки

 

«Приходящая газета» -1 ежедн по всей Европе

 

«Немецкая хроника» - критические замечания в адрес известных деятелей

 

журналистика приобретает массовый характер (относительно массовый!!!)

 

2. Разработка теории свободы слова в «Ареопагитике» Джона Мильтона, «Дебатах о свободе печати» Карла Маркса и других трудах зарубежных мыслителей.

 

Разработка теории свободы слова особенно ярко проявилась в работах ученых и мыслителей ХVII века Джона Мильтона, Карла Марскса, Джона Лильберна и других.

Идея свободы пронизывает публицистические произведения Джона Мильтона (1608–1674). Поэт, прозаик, ученый, политический деятель, он был блестящим полемистом и публицистом. В своих работах Мильтон выступал в поддержку свободы мысли, свободы совести, равенства людей перед законом. Требование свободы печати, характерное для многих буржуазных революций, было выдвинуто и обосновано Мильтоном в «Ареопагитике» («Речи о свободе печати парламенту Англии»). Памфлет был написан в 1644 г. – через год после введения предварительной цензуры, но его замысел возник еще в конце 30-х годов XVII в. – незадолго до начала революции в Англии. Толчком, побудившим Мильтона к написанию «Аргеопагики» стал факт привлечения его к суду компанией книгопродавцов по обвинению в нарушении закона о цензуре. Используя приемы античной риторики, Мильтон выступает против предварительной цензуры, сдерживающую развитие мысли и нарушающую духовно-интеллектуальную преемственность поколений. По мнению Мильтона, «Убить хорошую книгу – то же, что убить хорошего человека...». Правда, нельзя отрицать и тот факт, что, ратуя за свободу печати, Мильтон признает и определенные ограничения, касающиеся в первую очередь его идеологических оппонентов. Мильтон считает, что невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, имеет ли право произведение на жизнь.

Чтобы исполнять как следует свое назначение, цензоры должны быть людьми выше среднего уровня. Что за люди займут места цензоров? «То будут люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые», – писал Мильтон.

Из многих десятков свифтовских памфлетов и писем наибольшую известность получили:

 

«Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии (англ.)» (1708).

 

«Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» (англ. A Proposal for Correcting, Improving and Ascertaining the English Tongue, 1712).

 

Письма суконщика (англ.) (1724—1725).

 

Скромное предложение (1729).

 

Жанр памфлета существовал ещё в античные времена, но Свифт придал ему виртуозную художественность и, в определённом смысле, театральность. Каждый его памфлет написан с позиций некоторого персонажа-маски; язык, стиль и содержание текста тщательно отобраны именно для этого персонажа. При этом в разных памфлетах маски совершенно разные.

 

В издевательском памфлете «Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии» (1708, опубликован в 1711 году) Свифт отвергает попытки вигов расширить религиозную свободу в Англии и отменить некоторые ограничения для диссидентов. Для него отказ от привилегий англиканства означает попытку занять чисто светскую позицию, стать выше всех конфессий, что в конечном счёте означает отказ от опоры на традиционные христианские ценности. Выступая под маской либерала, он соглашается с тем, что христианские ценности мешают проведению партийной политики, и поэтому закономерно встаёт вопрос об отказе от них:[24]

 

Большую выгоду для общества усматривают ещё и в том, что если мы откажемся от евангельского учения, всякая религия, конечно, будет изгнана навеки, и вместе с нею — все те печальные следствия воспитания, которые, под названием добродетели, совести, чести, справедливости и т. п., столь губительно действуют на спокойствие человеческого ума и представление о которых так трудно искоренить здравым смыслом и свободомыслием иногда даже на протяжении всей жизни.


 

Либерал, однако, доказывает далее, что религия может быть в некоторых отношениях полезна и даже выгодна, и рекомендует воздержаться от её полной отмены.

 

К борьбе против грабительской политики английского правительства в отношении Ирландии Свифт призывал под маской «суконщика М. Б.» (возможно, намёк на Марка Брута, которым Свифт всегда восхищался). Предельно гротескна и цинична маска в «Скромном предложении», однако весь стиль этого памфлета, по замыслу автора, убедительно подводит к заключению: уровень бессовестности авторской маски вполне соответствует морали тех, кто обрекает ирландских детей на безнадёжно-нищенское существование.

 

В некоторых публичных материалах Свифт излагает свои взгляды прямо, обходясь (или почти совсем обходясь) без иронии. Например, в письме «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» он искренне протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и просто неграмотными выражениями.

 

Немалую часть свифтовской публицистики занимают разного рода мистификации. Например, в 1708 году Свифт атаковал астрологов, которых считал отъявленными мошенниками. Он издал, под именем «Исаак Бикерстафф» (англ. Isaac Bickerstaff), альманах с предсказаниями грядущих событий. Альманах Свифта добросовестно пародировал аналогичные популярные издания, которые публиковал в Англии некий Джон Партридж, бывший сапожник; он содержал, помимо обычных туманных заявлений («в этом месяце значительному лицу будет угрожать смерть или болезнь»), также и вполне конкретные предсказания, в том числе скорый день смерти упомянутого Партриджа. Когда этот день настал, Свифт распространил сообщение (от имени знакомого Партриджа) о его кончине «в полном соответствии с предсказанием». Злополучному астрологу стоило большого труда доказать, что он жив, и восстановиться в списке издателей, откуда его поспешили вычеркнуть.[25]

 

Даниель Дефо (англ. Daniel Defoe); имя при рождении Daniel Foe; около 1660, район Криплгейт, Лондон — 24 апреля 1731, район Мурфилдс, Лондон) — английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа. Дефо — плодовитый и разнообразный писатель, он написал более 500 книг, памфлетов и журналов на разные темы (политика, экономика, криминал, религия, брак, психология, сверхъестественное и др.). Он был также основоположником экономического журнализма. В публицистике пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал в защиту веротерпимости и свободы слова.

 

В продолжении романа о Робинзоне Крузо, которое недостаточно известно русскоязычному читателю, Дефо описал его приключения в Великой Тартарии и государствах, расположенных на её землях, — Китайской и Российской империи (Московии), а также быт и нравы населяющих её народов — китайцев, татар и русских (сибирских) казаков.

 

 







Date: 2015-07-27; view: 736; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию