Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Печать русского зарубежья





Общая характеристика явления «первая волна» эмиграции

Русское зарубежье, этот относительно самостоятельное культурное и политическое образование, сложившееся в течение XX столетия в странах, приютивших русских беженцев, принадлежит истории. Если в начале изгнанничества эмигрантов объединяло негативное отношение к новому политическому режиму, неприятие советской России, то, подводя итоги жизненного пути, большинство из них мечтало о возвращении на родину хотя бы плодов их творчества.

Двадцатое столетие в истории России отмечено рядом знаковых событий, осмысление которых продолжается. Революция 1905 года, политический переворот 1917 года, февральская революция 1918 года положили начало массовой эмиграции из страны.

В 20-30-е годы родину покинуло несколько миллионов человек. Самые многочисленные диаспоры русских образовались в Харбине, Берлине, Праге, Париже. С началом второй мировой войны на какое-то время культурным центром русского зарубежья стал Нью-Йорк.

В книге В.В. Агеносова «Литература русского зарубежья (1918-1996)» дана общая характеристика жизнедеятельности русских диаспор в Константинополе, Праге, Берлине, Париже, Харбине.

По разным причинам люди покидали родину. Одни принимали это решение единолично или в кругу родственников, других - высылали. В ноябре 1920 года в результате эвакуации из Крыма на 66 кораблях Россию покинуло около 150 тысяч русских беженцев. Осенью 1922 года из Петрограда на пароходах «Пруссия» и «Обер бургомистр Хакен» состоялась массовая высылка за границу более 160 мыслителей, политических деятелей, ученых, писателей. Эта массовая депортация инакомыслящих деятелей русской культуры из Советской России получила наименование «философского парохода». На «философском пароходе» страну покидали виднейшие деятели русской культуры, преподаватели крупнейших вузов, философы-идеалисты. Русскоязычная, русскоговорящая и русскодумающая когорта россиян, вынужденно покинувших родину, посвятила свою жизнь сохранению духовных связей с Россией.

В изгнании эмигранты занялась осмыслением ситуации, в которой оказалась их родина и они сами, это было культурно-просветительская деятельность широкого масштаба. Ностальгия переживалась ими не только как потеря родины, но и как кризис ценностных основ бытия, как глубокое противоречие между реальной действительностью и ее восприятием. Все эти обстоятельства активизировали творчество - научное, художественное, публицистическое, религиозно-философское.

Изгнанники активно занимались издательской деятельностью. Крупнейшими центрами информационного обмена стали Берлин, Белград, Прага, София, Париж, Харбин. Стремясь воссоздать свой привычный культурный мир, главным символом которого была книга, эмигранты организовывали издательства и литературные общества. В Берлине выходили библиографические журналы «Русская книга» (1921), «Новая русская книга», «Новости литературы» (1922), «Вестник русского книжного рынка»(1923), в Софии была представлена периодика военных организаций «Вестник Галлиполийцев в Болгарии»(1931), «Галлиполийский бюллетень» (1932) и др.

В 1928 году в Белграде состоялся Всеэмигрантский съезд русских писателей, на котором многие русские писатели были награждены сербским орденом Святого Саввы. На съезде была организована Издательская комиссия по русским беженцам, занимавшаяся выпуском трех серий: русская библиотека, детская библиотека и библиотека для юношества.

Важнейшее место в публицистике русского зарубежья занимает тема судеб русской культуры, прежде всего литературы. В связи с этой темой поднимаются проблемы национального своеобразия и межнациональных взаимодействий, преемственности традиций, эстетического идеала и нравственной ответственности автора и многие другие.

Особого внимания заслуживает литературно-критическое наследие эмиграции, поскольку в нем мы находим и своеобразные методики анализа художественных произведений, и оригинальные трактовки русской классики. Мемуаристика русского зарубежья дает богатейший фактический материал для осмысления темы «серебряного века» русской культуры, судьбы русской словесности за рубежом и т.д.

Типологическая характеристика периодики русского зарубежья

Произведения эмигрантов по праву входят в антологию русской общественной мысли, переданную нам двадцатым столетием. Определив круг проблем, разрешением которых были заняты наши соотечественники, выявив их сильные слабые позиции, мы имеем возможность выйти из круга конкретных жизненных обстоятельств и акцентировать эти проблемы на философском, социальном и психологическом уровнях. При этом на первое место выходит сущностный вопрос, что первично: идеальное или материальное? Становится понятно, что от того, как на него отвечает человек, зависит разрешение проблемы смысла жизни.


В период с 1918 по 1940 годы в мире выходило свыше тысячи различных журналов и газет на русском языке. В каталоге, составленном С.П. Постниковым, числится 1030 наименований.

Типологическая характеристика периодических изданий этого периода позволяет сделать ряд выводов, свидетельствующих о своеобразии эмигрантской прессы, которая разделяла со своими издателями все тяготы их положения. Нестабильность типа издания, их периодичности и тиража явилась следствием материальной зависимости от случайных источников существования самих беженцев.

Во втором томе «Литературной энциклопедии русского зарубежья» мы найдем характеристику наиболее известных периодических изданий.

М. Назаров в книге «Миссия русской эмиграции» характеризует политический спектр изданий, называет наиболее стабильные из них. К их числу относятся газеты «Последние новости», «Возрождение», «Дни», «Русская мысль», журналы «Современные записки», «Новый журнал», «Вестник РСХД», «Версты», «Числа», «Путь», «Новый град», «Русский колокол», альманахи и др.

Среди изданий, посвященных рассмотрению вопросов литературной жизни, наиболее известными были «Современные записки», Версты», «Числа», «Новый журнал» и др.

Обращают на себя внимание примеры персонального журнализма, или авторской журналистики, издания, которые были задуманы и вдохновлены оригинальными мыслителями и узким кругом их единомышленников, как, например, «Новый град» Г. Федотова и «Русский колокол» И. Ильина.

«Возрождение». Оппонентами «Последних новостей» в Париже были газеты «Возрождение» и «Дни». Орган русской национальной мысли «Возрождение» появился на свет 3 июня 1925 г., выходил до 7 июня 1940 г. Газету основали П.Б. Струве, редактировавший ее первые годы, и нефтепромышленник А.О. Гукасов, финансировавший ее.

Петр Бернгардович Струве (1870–1944) – известный экономист, философ, публицист, редактор ряда журналов легального марксизма («Новое слово» – 1897, «Начало»– 1899, «Жизнь» – 1900). Один из теоретиков и организаторов либерального союза «Освобождение», редактор его нелегального печатного органа «Освобождение» (1902–1905), позже – один из лидеров партии кадетов, член ЦК, редактор журнала «Русская мысль». После Октября 1917 г. активно боролся с большевиками, входил в правительство П.Н. Врангеля, впоследствии эмигрировал.

При П.Б. Струве ежедневная газета «Возрождение» была умеренно-консервативным изданием. Он выступал за объединение всех сил эмиграции для борьбы с советской властью. Был председателем оргкомитета «Всемирного русского съезда», который начал работу 4 апреля 1926 г. и на открытии которого П.Б. Струве призвал эмиграцию «бороться всячески и во всех направлениях», имея в виду советскую власть. В этот день газета «Возрождение», ставшая летописью съезда, вышла с передовой статьей, напоминающей о том, что большевики заинтересованы в розни сил эмиграции, поэтому единение необходимо для усиления борьбы с ними. Редакция высказывала опасения: «Большевики только и мечтают о том, чтобы можно было использовать постановления съезда как реставрационные вожделения» (1926. 5 апр.). В этом утверждении содержалось обращение к наиболее ярым монархистам умерить свои требования.


Однако монархические настроения и на съезде были столь сильны, что «Возрождению» в ответ на обвинения иностранной печати пришлось выступать с опровержением по поводу того, что съезд никого не объявлял наследником романовского трона (1926. 9 апр.). Подводя итоги работы этого форума, газета констатировала, что он так и не создал центра сплочения «вокруг великого князя» (1926. 12 апр.)

Первое время в «Возрождении» сотрудничали И.А. Ильин, С.С. Ольденбург, А.А. Салтыков и др. В газете печатались теоретические и проблемные статьи И.А. Ильина, идеи которых позже легли в основу его книги «О монархии и республике». «Возрождение» остро полемизировало с милюковскими «Последними новостями» и «Днями» А.Ф. Керенского, отвергая любую возможность компромисса с большевиками. П.Б. Струве считал, что «политическая эволюция советской власти полицейски невозможна», уступки, которые они порой допускают, преследуют цель самосохранения большевизма[167].

Довольно быстро между издателями обнаружились серьезные разногласия. А.О. Гукасов и его сторонники отражали настроения Российского торгово-промышленного и финансового союза, неофициальным органом которого и являлось «Возрождение». Их не устраивали политическая линия П.Б. Струве и его ориентация на интеллигенцию. А.О. Гукасов считал, что «в газете восторжествовали снобизм и кружковщина, ее высокомерный тон и стиль отпугивают простого читателя-эмигранта»[168]. В итоге П.Б. Струве уходит из газеты. Пост редактора занимает Ю.Ф. Семенов, и «Возрождение» превращается в открыто промонархическое издание, явно правого направления, рассчитанное на широкую обывательскую аудиторию. Газета активно пропагандировала идеи Российского общевойскового союза, нацеленного на самую активную борьбу с советской властью и требовавшего боевой готовности к ней. А.О. Гукасов ежемесячно ассигновал РОВС восемь тысяч франков[169]. Руководители РОВС генералы А.П. Кутепов, Е.К. Миллер со страниц газеты обещали организовать крупные выступления подрывных сил против Советов.

В 30-е годы «Возрождение» открыто приветствовало победу на выборах в Германии Гитлера, успехи «огненных крестов» во Франции, Муссолини в Италии, мятеж Франко в Испании и др. Вместе с тем публиковалась разнообразная информация о политической и общественной жизни русского зарубежья. Возможность обеспечить литературный отдел высокими гонорарами позволяла редакции привлечь к сотрудничеству известных писателей, поэтов, критиков. По словам М.В. Вишняка, В. Ходасевич «попал в “Возрождение” поневоле, по тяжкой нужде, выговорив себе “автономию” в своем литературном отделе; тем не менее он отдал свой труд и талант на поддержку гукасовского предприятия»[170]. В газете публиковались А.И. Куприн, чьи рассказы 1929–1933 гг. составили сборники «Колесо времени» и «Жанета», А.В. Амфитеатров, А. Яблоновский, Б. Зайцев, И. Сургучев, И. Шмелев, иногда И. Бунин. Б. Зайцев, перешедший в «Возрождение» из «Последних новостей» в октябре 1927 г., напечатал в газете около двухсот произведений[171].

Но авторитет «Возрождения» постепенно падал, уменьшалось число читателей, что заставило редакцию в 1936 г. перейти на еженедельный выпуск газеты. «Возрождение» перестало выходить одновременно с немецким вторжением во Францию.

 







Date: 2015-07-27; view: 1686; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию