Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ораторство Древней Греции и Древнего Рима. Анализ творчества Демосфена и Цицерона
Термином «риторика» принято определять как изучение ораторского искусства, так и саму теорию красноречия. Им мы пользуемся, когда говорим об учебной дисциплине, изучающей теорию красноречия: «На втором курсе у студентов будут занятия по курсу «Риторика».
Слово «ораторство» (лат. oratoria) - античного происхождения. Его синонимами являются слова «риторика» (гр. rhetorike) и «красноречие» (русское по происхождению слово). Стоит напомнить, что прилагательное «красный» в русском языке одного корня с «красивый». В Словаре В.И. Даля читаем о красноречии: «Наука и умение говорить и писать красно, убедительно и увлекательно; витийство». Следовательно, термин «ораторское искусство» имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение словесным творчеством. В античный период риторика стала настоящей «царицей всех искусств». Этому во многом способствовало развитие философского знания. Например, к успешному овладению ораторским мастерством можно отнести такие афоризмы древнегреческих мудрецов: • «Меру во всем знай!» (Гесиод); • «Говори к месту» (Биант); • «Не позволяй твоему языку опережать твой разум» (Хилон). Древние греки верили в силу слова. «Зачаровывая» слушателя, античные ораторы использовали речи для различных сфер жизнедеятельности (политика, частная жизнь, наука, искусство). Ритор Горгий (485-380 до н.э.) говорил: «Заклинания, проникнутые божественной силой речи, и радость наводят и печаль отвращают, потому что мощь заклинания, соприкасаясь с человеческой мыслью, чарует ее, убеждает и переиначивает средствами своего волшебства». Обратной стороной такого «волшебства» стала софистика – искусство спора и рассуждений в Древней Греции V-IV вв. до н.э. Софисты, платные учителя философии и красноречия, брались доказывать все, что угодно, лишь бы это было выгодно их клиентам. Вот некоторые примеры софизмов (ложных умозаключений): • «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит»; • «Этот пес твой; он является отцом; значит, он твой отец». Софисты, софизмы - все эти слова стали иметь отрицательный смысл: обманщики, манипулирующие сознанием при помощи ложных умозаключений. Справедливости ради надо отметить, что софисты внесли огромный вклад в мировую культуру: «Они вели странствующий образ жизни. И там, где они появлялись, догматизм традиции был поколеблем. Догматизм держался на авторитете. Софисты же потребовали доказательства. Сами они могли сегодня доказать тезис, завтра – антитезис. Это пробуждало мысль от догматической дремоты. У всех невольно возникал вопрос: а где все же истина?». История сохранила для нас имя непримиримого противника софистики - философа Сократа (469-399 до н.э.), являющегося и по сей день непревзойденным мастером красноречия. Этот философ задавал наивные вопросы, загоняющие в тупик «мудрецов», подталкивая их на путь перехода от мнимого всезнания к плодотворному «незнанию» и подлинному знанию. Время расцвета античной демократии (V до н.э.) способствовало развитию красноречия. Самым знаменитым оратором Древней Греции был Демосфен (384-322 до н.э.). В его речах постоянно звучали призывы к свободе, независимости как отдельной личности, так и общества в целом, ненависть к тирании. Демосфен блестяще доказал, что оратором может стать любой человек, если он будет учиться этому искусству и не пожалеет для этого времени и своих сил. Демосфен упорными тренировками преодолел свои физические недо-статки (картавость, непроизвольное подергивание плечом, слабый голос) и довел свою манеру публичного выступления до совершенства. Он стал вождем антимакедонской партии Афин и других полисов Греции. До нашего времени сохранились его «филиппики» - обличительные речи, направленные против македонского царя Филиппа II. Все они отличаются высоким пафосом и большой силой убеждения. Используя метафоры и сравнения из обыденной жизни, Демосфен вводил в свои выступления восклицания, риторические вопросы. В начале речи он обычно заявлял свой тезис, содержащий идею выступления, который будет далее доказывать. Например: «Всякий царь и тиран есть враг свободы и противник законов». Заканчивая выступление, этот пламенный трибун рекомендовал народу выбрать из предложенных им вариантов тот, что наиболее полезен для государства. Например, в третьей речи против Филиппа (341 до н.э.) Демосфен советует афинянам отправить послов в другие города Греции, чтобы создать антимакедонскую коалицию: «Ведь если вы их убедите, приобретете себе союзников, которые разделят с вами и опасности и расходы». Финальные же слова данной «филиппики» такие: Я это говорю, это предложение вношу; и думаю, что и теперь еще дела поправятся, если мое предложение будет принято. Если кто имеет лучшее предложение, пусть скажет и даст совет. Что вам заблагорассудится принять, да послужит это, о боги, вам в пользу. Счастье и свободу надо отстаивать сообща, объединив усилия всех греческих полисов – таков призыв Демосфена-оратора к соотечественникам. «Если бы даже все другие народы согласились идти в рабство, мы и тогда должны бороться за свободу!», - восклицал Демосфен, обращаясь к афинянам. «Ценность представляет не сама по себе речь оратора и не звучность его голоса, а то, насколько он разделяет точку зрения народа и насколько любит и ненавидит тех же людей, что и Отечество», - говорил Демосфен. Риторическое мастерство Демосфена было настолько велико и общепризнано, что в античных текстах его называют просто Оратор. Вершиной речевого мастерства стало красноречие в Древнем Риме. Значительный вклад в развитие теоретических основ красноречия внес Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Сохранились 58 судебных и политических речей Цицерона, а также 19 риторических, политических и философских трактатов. Современник писал о нем: «В выборе слов он был блестящ и изящен, в расположении строен, в нахождении неисчерпаем; а достиг он этого как благодаря своему великому дарованию, так и неустанными упражнениями». «Цицеронизм» - так определяют искусство говорить хорошо, следуя манере языка, стилистике речей Цицерона. «Красноречивым можно считать того, кто, говоря и на форуме, и в суде, умеет доказывать, очаровывать и убеждать. Доказывать необходимо, очаровывать приятно, убеждать – верный путь к победе; именно это последнее свойство наиболее важно, если хочешь выиграть дело; сколько задач стоит перед оратором, столько же имеется видов красноречия: доказывать надо тонко, очаровывать – в меру, убеждать горячо; во всем этом и заключается сила оратора», - писал Цицерон в трактате «Оратор». Перед ним (оратором), говорил Цицерон, стоят три задачи: доказать свое высказывание; доставить слушателям наслаждение своей речью; воздействовать на их волю и склонить к принятию нужного оратору решения. Сам Цицерон отмечал в своих речах «обилие мыслей и слов». Цицерон умел с достаточным остроумием пустить в ход против своего соперника как беззлобную шутку, так и ядовитый сарказм. В речи против Верреса Цицерон изображает пирушку в виде битвы, откуда одних выносят замертво, а другие остаются лежать на поле сражения. Восхваляя римскую патриотку Цецилию Мателлу и защищая Секста Росция из Америи, оратор использует панегирическую лексику и градацию: «В этой женщине, судьи, словно бы в образец, жива верность старинному чувству долга. Она Секста Росция, беспомощного, выброшенного из дому и выгнанного из имений, скрывающегося от разбойничьих стрел и ловушек, приняла к себе в дом и, чтя узы гостеприимства, поддержала в беде, когда все от него уже отступились». «Величайшая ошибка в ораторском искусстве, - предупреждал Цицерон, - уклоняться от простых оборотов речи и от среднего уровня человеческого понимания». В зависимости от задачи выступления ритора выбирается стиль изложения ораторской прозы: Доказательство своего высказывания Спокойный и простой стиль Доставление наслаждения слушателям Изящный, сдержанный стиль Воздействие на аудиторию Патетический и возвышенный стиль В своих трудах «Об ораторе», «Оратор», «Брут, или о знаменитых ораторах» он развил теорию ораторского искусства, обосновал требования к оратору и дал исторический очерк развития ораторского мастерства. Эстетическая ценность слова для Цицерона в том, чтобы говорить «красиво», а именно «стройно, развернуто, обстоятельно, блистая яркими словами и яркими образами». Совершенный (образцовый) оратор, по мнению Цицерона, обладает всеми знаниями философа. В этом случае красноречие - благо, которое использует оратор для людей. Сила ораторской речи, по Цицерону, обязательно соединяется с честностью и высокой мудростью. «Красноречие, - говорил Цицерон, - спутник мира, союзник досуга и как бы вскормленник уже хорошо устроенного общества». Date: 2015-07-27; view: 2265; Нарушение авторских прав |