Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика и власть: проблемы взаимодействия





Взаимодействие журналистики и власти является важным инструментом развития демократического гражданского общества. Эти взаимоотношения регулируются экономическими (налоги, субсидии), правовыми и этическими механизамами (регуляторами).

Правовой основой взаимодействия СМИ и власти являются федеральные законы. ФЗ о СМИ, об участии в международном информационном обмене, об информации, информатизации и защите информации, об авторском праве и смежных правах, о рекламе.

При этом речь идет не о подчинении прессы властным структурам, не о ликвидации независимости прессы от власти, а о необходимости обеспечить оптимальную работу того и другого института в интересах всего общества.

Во взаимоотношениях с валстью наиболее важными функциями журналистики являются

1. постоянный мониторинг общественного мнения по важнейшим вопросам социально-экономического развития государства

2. предоставление широкой общественной трибуны для различных мнений, социальных сил и групп с целью выработки взвешенных решений, отвечающих интересам всего общества в цело

3. выполнение роли общественного эксперта принимаемых государством решений и документов

4. выполнение роли социального контролера за деятельностью властей

Для демократического развития общества необходим плюрализм мнений, то есть широкий спектр политических позиций в СМИ. Необходимо наличие разных СМИ., как лояльных к власти, так и оппозиционных. СМИ вправе критиковать действия властей в случае принятия решений, не отвечающих интересам общества. Главное, чтобы критика была при этом конструктивной (нацеленной на позитивное решение кризисных ситуаций в интересах общества).

Соотнеся сегодняшние поиски журналистской практики и некоторый исторический опыт, отразившийся в кодексах, можно выстроить эту группу представлений профессиональнонравственного сознания журналистской общности в такой ряд норм:

. проявлять уважение к власти как важному социальному институту, предназначенному для управления общественной жизнью;

• оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом;

• отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая его в качестве важнейшего условия для ответственного контроля общества за деятельностью властных структур, в том числе за поведением государственных органов всех уровней;

• отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур, способствуя их открытости и доступности для конструктивной общественной критики;

• разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного сектора, добиваясь совершенствования системы общественного управления;

• опровергать фактами заявления представителей властных структур и утверждения политиков, не соответствующие действительности, не допуская, чтобы они вводили общество в заблуждение;

• заботиться о точности и доказательности критики властных структур в публикациях, не отождествляя власть как социальный институт и ее конкретных представителей, проявляя необходимую корректность.

В зависимости от вида СМИ (электронные или печатные; региональные или центральные), от политической направленности и т.п. взаимоотношения с органами власти будут у журналистов будут совершенно разными.

По Конституции: есть власть законодательная, исполнительная, судебная, есть власть Федерации и субъектов Федерации. Там по-разному строятся отношения. Есть и региональная власть.Средства массовой информации, в свою очередь, претендуют на то, что они являются четвертой властью. В некоторой степени они действительно ею являются. Журналист всегда работает с властью. Читателей интересует именно то, что делает власть, чем она занимается и что она завтра будет делать, и что нам от этого будет.

Разные журналисты, всегда имеют разное отношение к власти. Например: Люди, которые работают, скажем, на агентства. В их задачу входит просто быстро добыть информацию, быстро ее сообщить. Легальную информацию. Ведь информация бывает разного рода, и разных журналистов интересуют разные вещи. Например, формально принимаемые решения интересуют только тех, кто по роду своей обязанности в газете должен их сообщать.

Проблемы взаимодействия:

1.Пресс-центры и аккредитация. Все власти сейчас обзавелись пресс-центрами, вплоть до тех же футбольных организаций, – но роль этих пресс-центров чаще всего, сводится к тому, чтобы не столько информацию дать, сколько ее искажать. Это нормально. А что касается, скажем, пресс-службы Московского Главного управления внутренних дел, то это их право – утаивать информацию. Поэтому что толку говорить о формальных взаимоотношениях? На этом формальном уровне совершенно очевидно сталкиваются: с одной стороны, Закон о средствах массовой информации, который как бы говорит, что любое должностное лицо любому журналисту обязано давать информацию, которая его интересует. С другой стороны, с Законом о средствах массовой информации сталкиваются правила аккредитации, но любой орган устанавливает собственные правила аккредитации.

2.Недоверие к журналистам.Отношения журналиста и властного лица – это всегда недоверие, поскольку журналист хочет узнать то, что ему не хотят рассказывать, вернее, кроме того, что вам хотят рассказать, вы хотите узнать что-то еще. Поэтому недоверие – это нормальное состояние. И его приходится преодолевать разными путями, начиная с того, что журналист просто становится в подчиненную позицию и послушно транслирует все, что ему говорят. Правда, есть журналисты, которые тоже берут предоставленную информацию, дописывают к ней пару слов, а то и не дописывают, а сверху пишут – журналистское расследование. Это не очень добросовестный прием, цена этому расследованию абсолютно нулевая, потому что человек пересказал то, что ему рассказал кто-то другой.

3.Публикация заказных материалов. Что такое заказной материал. Это тот, за который деньги получены журналистом? Тогда давайте доказательства, кого вы поймали за руку? Если речь идет не о деньгах, тогда, наверное, нет смысла говорить о заказном материале, надо как-то по-другому его называть. Ведь любой самостоятельный журналистский материал всегда в каком-то смысле заказной, потому что всегда есть первоначальный источник информации. И в сложных взаимоотношениях, которые складываются с участием журналиста и многих центров власти, журналист не может быть абсолютно беспристрастным. В любом случае, он кому-то симпатизирует, а кому-то нет, он придерживается каких-то собственных взглядов, и абсолютной объективности от него просто бессмысленно требовать. Но надо соблюдать и некую меру порядочности и собственной безопасности – если журналист позволит себе показать ангажированность, это будет не просто непрофессионально и недобросовестно, но и опасно для него. Все равно какая-то ангажированность всегда есть, хотя бы потому, что информация всегда от кого-то исходит изначально. Надо соблюдать если не объективность, то некоторые правила, создающие видимость этой объективности.

Манипулирование информационным потоком. Одно из направлений манипулирования связано с деятельностью самих учреждений: они сами создаю себе новостную ситуацию. Существуют различные формы регулирования потока информации: режиссура публичных выступлений деятелей государства, постоянное снабжение информацией СМИ (системы аккредитации при разных ведомствах, журналисты получают пресс-релизы, уникальную информацию) и т.д.

Государство, в зависимости от своей налоговой политики, может содействовать или препятствовать развитию печати

 

Что же мы имеем в результате? На трех федеральных каналах – Первом, Российском и НТВ – все четко контролируется государством и уже привычно определяется еженедельными встречами главных руководителей этих каналов с представителями администрации президента. Канал ТВЦ, финансируемый и контролируемый правительством Москвы, периодически фрондирует в вопросах общегосударственной политики, но трогательно лоялен по отношению к московской власти, которая тоже идет в русле общей государственной политики.

Кроме того, существует пока достаточно влиятельный, хотя и не самый высокий по рейтингам канал РЕН-ТВ, который сохраняет известную долю независимости, но в силу обстоятельств вынужден оглядываться на своих собратьев и не забегать чересчур вперед. Марианна Максимовская

Новая газета, Эхо Москвы, телеканал Дождь

Date: 2015-07-27; view: 5034; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию