Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Журналистика как социальный институт общества. СМИ как «четвертая власть»





ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика - это

- деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной социальной информации

- это система предприятий и средств сбора и доставки информации потребителю, а именно редакции газет, теле-, радио- компании, информационные агентства

- творческая продукция журналистской деятельности, то есть произведения разных жанров.

 

Наряду с терминами журналистика мы используем СМИ, СМК, масс-медиа, пресса, печать

 

Журналистика является одним из важнейших институтов демократического общества, социальным институтом..

Социальным институтом называют организации, учреждения, структуры, созданные для выполнения определенных задач и обязанностей.

К социальным институтам относятся государство, армия, парламент, политические партии, общественные и религиозные объединения, институт семьи и так далее.

 

Главной и основной целью всех социальных институтов в обществе является сохранение и поддержание стабильности социальной системы.

 

СМИ активно взаимодействуют со всеми указанными общественными институтами, организуя между ними конструктивный социальный диалог, а также выполняя роль общественного контролера за деятельностью других социальных институтов.

 

Задачи журналистики как социального института:

1. ориентировать общество в мировом информационном пространстве, информационное обеспечение демократии через максимальную информированность граждан

2. служить инструментом демократии, средством социальной коммуникации для общения всех со всеми, каналом взаимодействия и согласования интересов различных социальных институтов и групп общества

3. быть каналом согласования, выражения социальных интересов различных общественных групп, классов, партий, то есть своего рода общественной трибуной выражения разнообразных мнений по широкому кругу вопросов

4. осуществлять социальный диалог власти и общества в целях достижения социального консенсуса (согласия), социального партнерства



5. осуществлять от имени общества контроль над деятельностью властных структур

 

На плечах СМИ - организация общественных дискуссий, полемика, критика, обсуждение важных проблем в жизни общ. Жур-ы выст. в роли общ. эксперта, форм. отношение, предс-е, взгляды, мнение, стремления. Уч-ют в созд. Дух. Атмос. в общ. Если выст-я СМИ доказательны, убед., конструктивны, активное общ. мнение стан-ся важной силой. Также,Ж по природе своей ведёт мониторинг всех сфер жизни и в связи с этим опред. «повестку дня» 5.Ср-во изуч. Общ. Мнения (соц. Мониторинг), для форм-я гос.политики.

 

Социально-ролевая характеристика журналистики как социального института:

1. информационно-коммуникативная - социальная роль, способствующая взаимодействию всех социальных групп и институтов в обществе

2. духовно-идеологическая - социальная роль журналистики, способствующая внесению в массовое сознание идеалов, духовно-нравственных и эстетических ценностей

3. производственно-экономическая социальная роль выражается в том, что СМИ участвуют в товарно-денежных отношениях и являются субъектом рыночной экономики ( Во многих странах журналистика является сферой предпринимательства, коммерческой деятельностью)

4. Регулирующая социальная роль заключается в том, что пресса участвует в общественном самоуправлении, контроля над деятельностью властных структур

 

Выделяют социально-психологические и психологические функции журналистики как социального института:

• функции контакта – «когда люди объединяются в группу не для того, чтобы осуществлять какую-то деятельность, а чтобы удовлетворить потребность в общении», отождествления себя с группой или противопоставления ей .

• функцию самоутверждения (самопознания и самореализации). В материалах массовой коммуникации люди ищут подтверждения своих взглядов, поддержки своих ценностей, мнений.

• функция отвлечения от действительности, от повседневности, от проблем, которые окружают человека.

 

Генеральная миссия журналистики как социального института - это регулирующее и преобразующее воздействие на общественную жизнь в соответствии с актуальными общественными интересами и задачами социального прогресса.

 

Журналистика как четвертая власть. Первые 3 власти: законодательная, судебная и исполнительная. Они официально закреплены в Конституции РФ.

 

Существует 2 версии происхождения этого термина. Первая связана с английским политическим деятелем 18 века Эдмундом Берком. В 1771 году парламент допустил в свои стены журналистов явочным порядком. Была построена специальная галерея прессы, возвышавшаяся над залом. Это дало повод философу и депутату парламента Эдмунду Берку сказать о том, что в парламенте присутствуют три сословия (духовенство, дворянство, буржуазия), но возвышается над ними и правит всеми четвертое сословие – пресса. С тех пор за прессой прочно закрепилось определение четвертая власть.

в 50-е годы 20 века американские журналисты назвали прессу 4 ветвью власти, имея в виду ее влияние на общественную жизнь, право критиковать действия правительства, независимость прессы от власти.



После этого идея 4 власти закрепилась как метафора. Многие современные теоретики видят в этом определенную опасность, так как журналистика становится не просто 4 властью, а супервластью, которая оказывается неподконтрольной. В последнее время создается иллюзия, что «четвертая власть» и есть высшая власть в условиях становления информационной цивилизации. Медиакратия

 

Главное - особая миссия журналистики быть посредником между властью и обещством, осущесвляя между ними конструктивный диалог. СМИ как власть также распол властн полномоч разн хар-ра и силы, поэтому представл о СМИ как 4 вл-ти без детализир харак-тик страдают неточн-ю. Реализуя свои непоср-организац ф-ции, все СМИ оказ-ся как бы инструм-том доп контроля по отнош к спец органам. СМИ также оказ-ся помощ-ком гос вл-ти. СМИ юридич ни в коем случ не явл доп-ной вл-ю к 3 провозгл Конст-ей. Ее сила - в дух-но-идеолог воздействии, в формир-и массового созн-я и направл-ти воли, что проявл прежде всего через сост-е обществ мнения во всем его идейном наполн-и, во всех его "знаньевых" и "дельностных" компон-тах. к ней стрем-ся все власти, особ – полит (взаимовлиян).

 

СМИ обладают способностью присваивать статус социальным явлениям и через это осуществлять воздействие на общество. Это воздействие проявляется в повышении репутации как человека (например, политика), так и какого-либо социального явления, если СМИ выступают с положительной характеристикой. Ученые объясняли это явление тем, что обыватель воспринимает мнение органа СМИ как мнение эксперта, профессионала, причем оценка в СМИ не обязательно должна быть положительной.Любое упоминание человека или явления в СМИ повышают его статус, престиж и власть.

 

Теоретик СМИ Д. МакКуэйл выделил фундаментальные ценности, распространяемые СМИ и обеспечивающие им власть над обществом: 1) свобода (определяющая независимый статус СМИ, доступ граждан к каналам связи и разнообразие этих каналов); 2) равенство различных точек зрения и источников информации (подразумевающее открытость, объективность, нейтральность и правдивость); 3) порядок (рассматривается как в смысле солидарности, действуя снизу вверх, так и в смысле контроля, действуя сверху вниз).

 

Журналистика ведет мониторинг всех сфер жизни, является трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов, является общественным экспертом, участвует в создании духовной атмосферы в обществе, дает возможность гражданам высказываться и быть услышанными, выступает двигателем демократического прогресса, обеспечивает информационную безопасность, реализует часть общенациональной политики. Медиадемократия – взаимодействие на равных началах бизнеса, власти, некоммерческих организаций и СМИ.

 








Date: 2015-07-27; view: 2424; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию