Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Рассмотрение предпринимательства требует анализа организации и управления всем процессом создания предпринимательского дохода. Организационно-управленческая сторона предпринимательства включает в себя не только производство, но и фазы обмена и распределения. На практике эта составляющая реализуется через стратегическое, текущее, ситуационное планирование, через постоянно меняющиеся системы стимулирования труда и обновление технической основы производства, через маркетинг. Успех предпринимательской деятельности зависит от того, насколько эффективен выбор его формы. Этот вопрос – один из главных для перехода к предпринимательскому типу хозяйствования. Причем, следует подчеркнуть, что не существует абстрактных «хороших» или «плохих» форм хозяйствования. Эффективным для данных места и времени должны быть призваны те формы предпринимательства, которые позволяют максимально результативно использовать наличный производственный аппарат, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические (рыночные и правовые) отношения. Как известно, основополагающим, главенствующим принципом рыночной экономики является свобода экономической, хозяйственной деятельности всех ее субъектов. Выражается же эта свобода, прежде всего, в частном праве, гарантирующем равенство экономических субъектов, неприкосновенность их собственности, свободу договоров, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечение нарушенных прав (судебная их защита). Частное право дает юридические гарантии товаропроизводителю, его самостоятельности, отрицает допустимость произвольного вмешательства кого-либо, в том числе и власти в частные дела, в осуществление экономической свободы. Тем самым, основу предпринимательства составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, кооперативная, государственная. Предприятия по формам собственности подразделяются на частные – как независимые фирмы, так и объединения и их составные части – и государственные, в том числе муниципальные и смешанные, то есть предприятия с существенной долей государства в капитале. Например, в России в конце 90-х годов на многих приватизированных предприятиях государство сохранило контрольный пакет акций. На этих предприятиях работает четверть всех занятых работников. Также существует классификация предпринимательской деятельности по размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу. По размерам (масштабам) предприятия подразделяются на мелкие, средние и крупные, исходя из двух основных параметров – численности занятых и объема производства (продаж). По количеству обычно преобладают малые предприятия. Так, согласно статье 3 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. субъектами малого предпринимательства, во-первых, считаются предприятия любой организационно-правовой формы (с определенными ограничениями доли государства и крупных предприятий в уставном капитале), образующие юридические лица, за отчетный период численность работников которых не превышает следующие предельные уровни: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в остальных отраслях и других видах деятельности – 50 человек. Во-вторых, под субъектами малого предпринимательства понимаются и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В-третьих, малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме дохода. Классификация фирм по х арактеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага и услуги или – этот признак может быть также выделен в качестве отраслевой принадлежности предприятий, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д. С точки зрения функций выделяют такие формы предпринимательской деятельности, как управление производством, финансирование, маркетинг, посредничество, консалтинг и др. Различают производственный, коммерческий, финансовый вид предпринимательства. По ареалу (широте территориального охвата) все формы предпринимательства делят на местное, региональное, общегосударственное и межгосударственное предпринимательство. Классификация предприятий по признаку доминирующегофакторапроизводства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие производства. Существует также деление предпринимательства в зависимости от субъекта предпринимательской деятельности (физическое или юридическое лицо). Право предпринимательской деятельности физического лица наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Он несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Юридическое лицо – это организация, т.е. объединение лиц, которое: а) имеет обособленное имущество; б) отвечает этим имуществом по своим обязательствам; в) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде; иметь самостоятельный баланс. Юридические лица могут быть двух типов: 1) преследующие извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности; такие организации являются «коммерческими»; 2) не преследующие извлечения дохода между участниками; такие организации признаются «некоммерческими». Таким образом, предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Если первая осуществляется физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора» (ГК РФ ст.1, п.2), то вторая форма предпринимательства – предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе предприятий. При выборе конкретного способа осуществления предпринимательской деятельности основной вопрос, которые встает перед предпринимателем – это организационно-правовые параметры предпринимательства, т.е. правовой статус предпринимательской деятельности. По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России, согласно Гражданскому кодексу РФ, различают хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей. При этом, хотя государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации нечасто выступают формами предпринимательства (поскольку не имеют целью получение прибыли), однако об элементах бизнеса и предпринимательской деятельности в ряде случаев можно говорить и применительно к ним. Вообще, под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов. Организационно-правовые формы предпринимательства характеризуются большим разнообразием и имеют значительные различия в разных странах. Наиболее значительными признаками, которые отличают одну организационно-правовую форму предпринимательства от другой являются: 1) количество участников данного хозяйственного объединения; 2) собственник применяемого капитала; 3) способ распределения прибыли и убытков; 4) форма управления предприятием; 5) источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта; 6) пределы имущественной ответственности. Рассмотрим различные формы предпринимательской деятельности более подробно. Организационно-правовые формы, в которых выступают коммерческие организации – это: 1) хозяйственные товарищества и общества; 2) производственные кооперативы; 3) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 4) индивидуальные (частные) предприниматели. Хозяйственные товарищества – создаются учредителями в количестве не менее 2-х участников, причем участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество их создается за счет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется «складочным капиталом». Различают полные и коммандитные товарищества (товарищества на вере). Полное товарищество – это организация, участники которой занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Управление таким товариществом осуществляется по общему согласию «участников-товарищей». Распределение прибыли в полных товариществах производится пропорционально долям в складочном капитале. Ответственность за результаты хозяйственной деятельности товарищи несут «солидарную» и «субсидиарную». Солидарная ответственность означает единую для всех, т.е. независимо от того, к кому обращено требование. Субсидированная ответственность означает дополнительную ответственность всех «товарищей», пропорционально размеру их вклада. Если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов «товарищи» отвечают лично принадлежащим им имуществом пропорционально сделанным в организацию товарищества вкладам. В полном товариществе каждый участник имеет один голос. Характерны для сельского хозяйства и сферы услуг, они небольшие по своим размерам и легко организуются и контролируются. Недостатком является то, что несовместимость в ряде случаев интересов партнеров делает управление затруднительным. Каждый партнер несет ответственность за результаты своей деятельности и за действия любого другого. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков товарищества в пределах своих вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности товарищества. Управление деятельностью такого товарищества осуществляется полными товарищами. Коммандитисты не участвуют в управлении и ведении дел товарищества на вере. Их обязанность – внести вклад в складочный капитал. Вклад может быть сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом. Коммандитисты имеют право: получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в складочном капитале; передать свою долю в складочном капитале другому участнику; заниматься годовыми отчетами товарищества; выйти из него и вернуть свой вклад. Эта форма расширяет экономическую базу товарищества, позволяет аккумулировать средства для крупных предпринимательских действий. Но коммандитисты должны очень хорошо знать и доверять тем, кому они вручают свои средства, поскольку не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дела (потому-то такие товарищества и называются «товариществами на вере»). Особой разновидностью товарищества выступает общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков общества только в пределах внесенных ими вкладов (паев). Число участников ООО – один или несколько человек. Закон требует строго поддерживать размер уставного капитала. Размер последнего в ООО должен быть не менее 10000 руб. Согласно Закону РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998г.), установлена предельная численность участников общества. Она не может превышать 50 человек. Как показывает мировая практика, громоздкое общество становится неуправляемым. Участники таких обществ, особенно потерявшие в нем работу, желают выйти из него и получить часть причитающейся им стоимости имущества ООО. В итоге даже благополучное предприятие может оказаться на грани банкротства. В качестве альтернативы (чтобы не снижать количества участников таких обществ) Закон предлагает преобразовать ООО в закрытые АО (ст. 59, п. 3). Общество с ограниченной ответственностью, как наиболее распространенная форма предпринимательской деятельности, характерно для мелких и средних предприятий. Разновидностью ООО является общество с дополнительной ответственностью. Участники его солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами. На практике такое общество не получило широкого распространения. Однако крупные масштабы производства требуют иных способов привлечения капиталов и их использования, которые обеспечивали бы стабильное развитие предприятия. Такая форма предпринимательства создается акционерным обществом (АО). При этом различают акционерные общества открытого типа (ОАО) – их акции свободно покупаются и продаются – и закрытого типа (ЗАО) – их акции распределяются только среди учредителей. Уставной капитал АО распределен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительным документом АО является устав. Уставной капитал складывается из номинальной стоимости акций. Высшим органом АО является собрание акционеров. Среди преимуществ АО отмечают способ финансирования, позволяющий привлечь значительные финансовые ресурсы, ограниченную ответственность вкладчиков; возможность применения дорогостоящих технологий массового производства и специализированных кадров и др. Недостатками АО являются: двойное налогообложение (налоги с прибыли и с дивидендов); АО, чьи акции находятся в открытой продаже должны отказаться от прав на коммерческую тайну, т.к. по закону должны предоставлять информацию заинтересованным лицам; бездеятельность рядового держателя акций; возможность злоупотреблений при покупке и продаже ценных бумаг и др. В целом преимущества существеннее недостатков. ООО и АО могут иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества (ст. 6.). Хозяйственное общество признается дочерним, если основное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале имеет возможность определять решения, применяемые дочерним обществом. Последнее не отвечает по долгам основного общества. Хозяйственное общество считается зависимым, если преобладающее общество имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала ООО. Производственные кооперативы (ПК) – это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном труде и объединенных имущественными паевыми взносами. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены его несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах, предусмотренных законом и уставом кооператива. Учредительным документом ПК является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооператива должно быть не менее 5 человек. Имущество кооператива делится на паи его членов. Определенная часть имущества образует неделимый фонд кооператива, который используется на цели, определяемые уставом кооператива. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10% паевого взноса. Кооператив не имеет права выпускать акции. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительным органом кооператива является правление и его председатель. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ее собственником имущество, к тому же это имущество является неделимым (унитарное – это единое, не разделяемое на части). Это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. Имущество принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия – это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. Такими предприятиями управляют, но не владеют закрепленным за ними имуществом. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена; в рыночной экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований. Существуют также унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного владения. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления. Размер уставного капитала такого предприятия не может быть менее суммы, определенной законом. До государственной регистрации уставной фонд такого предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Унитарное предприятие на праве оперативного управления создается по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности. Такое предприятие называется федеральным казенным предприятием. Права владения, пользования, распоряжения имуществом казенное предприятие осуществляет в рамках закона и в соответствии с заданиями собственника. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ. Индивидуальные предприниматели. Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство), то он признается индивидуальным предпринимателем. Фактически это тоже предприятие. Преимуществами индивидуального предприятия являются: гибкость в принятии производственно-хозяйственных решений, единоличное распределение прибыли. Недостатки: невозможность значительного роста и расширения деятельности (ИП – это форма только малого бизнеса), высокий риск, т.к. индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В целом, рыночная экономика предполагает наличие всех видов и форм коммерческих предприятий, реализующих через них свою основную цель – максимум прибыли и конечные интересы общества – наиболее полное удовлетворение потребностей людей и рост их благосостояния. При этом важную роль в обеспечении устойчивого развития стран с рыночной системой, как показывает мировой опыт развития, играет малое предпринимательство. Данная предпринимательская форма способствует достижению оптимальной структуры экономики, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации, личной ответственности за результаты производства. Малое предпринимательство содействует: поддержанию на должном уровне конкуренции; гибкой перестройке производства; ускорению инновационных процессов; формированию социальной направленности рыночных отношений и росту занятости; приближению производства товаров и услуг к потреблению и расширению их ассортимента; равномерному развитию регионов страны. Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства – это совокупность мер экономического, правового, социального, организационного обеспечения государством среды для эффективного устойчивого развития малого предпринимательства. Однако малое предпринимательство, как уже отмечалось, имеет определенные пределы развития и не всегда может быть высокоэффективным в связи с существенными затратами на обеспечение функционирования рыночной инфраструктуры. Поэтому основной формой среднего и крупного бизнеса является корпоративное предпринимательство, т.е. кооперация (объединение) коммерческих организаций для повышения эффективности своей предпринимательской деятельности (в виде финансово-промышленных групп – ФПГ или интегрированных корпоративных структур – ИКС). ФПГ – совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), производственных и торгово-сбытовых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными или кредитными отношениями, а также акционерным соучредительством. Контрактная группа функционирует на основе длительных контрактов между ее участниками, связанными отношениями производственной кооперации. Финансово-промышленные группы не являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, а представляет собой предпринимательское объединение, в котором участники сохраняют свою юридическую самостоятельность. Целью создания ФПГ является снижение затрат, повышение эффективности коммерческой инфраструктуры (сбыта, снабжения, рекламы и т.п.), внедрение передовых технологий и инноваций. Существуют две возможные разновидности ФПГ: а) совокупность входящих в группу юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества; б) совокупность юридических лиц, объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ. При этом экономической основой координации деятельности предприятий входящих в ФПГ, могут выступать: организация холдинговой компании; взаимное владение акциями; концентрация пакетов акций банком или трастовой компанией. Холдинговая компания – совокупность юридических лиц, образуемая основными и дочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, дающими основному предприятию безусловное право предопределять важнейшие управленческие решения дочерних предприятий, равно как и пути и способы реализации этих решений. Холдинг также не является юридическим лицом, а представляет собой объединение коммерческих организаций, не теряющих своей самостоятельности. Холдинговые компании, являясь собственниками контрольных или паритетных пакетов акций других акционерных обществ, получают возможность эффективно воздействовать на осуществление производственной и инвестиционной стратегии на многих предприятиях различных отраслей. Впервые понятие «холдинговая компания» нашло закрепление в российском законодательстве о приватизации. Так, в результате приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий находящиеся в госсобственности пакеты акций дочерних предприятий и иные активы вносятся в уставной капитал учреждаемой холдинговой компании; собственностью государства вместо этих акций и активов становится соответствующий пакет акций основного общества. К примеру, по этой схеме в России были сформированы холдинги: в нефтяной сфере – «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Транснефть» и др. (причем нефтяная компания «Роснефть» получила в собственность федеральные пакеты акций более трех десятков предприятий нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения). Аналогичным образом на базе государственного газового концерна «Газпром» был учрежден холдинг РАО «Газпром». Последнему передано 100% акций 36 предприятий, объединений, организаций Единой системы газоснабжения и контрольные пакеты акций еще 21 дочернего АО. На основе той же схемы создавались холдинги РАО «ЕЭС России», «Связьинвест», РАО «Высокоскоростные магистрали», госконцерн «Норильский никель» преобразован в холдинг РАО «Норильский никель». Что касается РАО «ЕЭС России», то ему переданы пакеты акций около 500 АО, учрежденных на базе предприятий, объединений, организаций энергетического комплекса. Участники обрели статус дочерних АО. Компания владеет 100% голосующих акций девяти региональных энергосистем и двенадцати электростанций. В 42 региональных энергосистемах и 11 электростанциях РАО имеет контрольные пакеты акций. Холдинговые компании действуют в лесной, химической промышленности, в машиностроении, авиаиндустрии. Вообще, формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) происходит двумя путями. Один – объединение самых крупных фирм; это и есть образование собственно ФПГ. Второй связан с тем, что вокруг крупной фирмы группируется ряд мелких и средних; это создание так называемых предпринимательских групп. Для последних характерно преобладание вертикальных связей; для ФПГ наибольшее значение имеют горизонтальные связи. Заслуживает внимания и развитие интегрированных корпоративных структур (ИКС). Под последней понимается группа юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных (контрактных) отношений для достижения общих целей. Если сравнивать ФПГ и ИКС, то можно прийти к следующим выводам. ФПГ демонстрируют стремление к консолидации капитала: совместное учреждение АО; часть активов группы передается в доверительное управление центральной компании; концентрация ресурсов с помощью кредитов; одни члены группы участвуют в капитале других. В составе официальных ФПГ представлены: 1) управленческий блок (центральная компания группы, консалтинговая фирма); 2) кредитно-финансовый блок (коммерческий банк, инвестиционная фирма, страховая компания, пенсионный фонд, лизинговая компания); 3) промышленно-конструкторский блок (промышленные компании, ОКБ и НИИ); 4) торгово-транспортный блок (торговый дом, транспортная компания). Основные проблемы повышения эффективности работы ИКС: 1) неотлаженность акционерных отношений в рамках ИКС: эффективное функционирование холдинговой структуры немыслимо вне рациональных внутрихолдинговых отношений и здесь существен вопрос о правах собственности. Требуется активизация формирования частных стратегических собственников. Так, например, в РФ власти многих регионов проявляют инициативу по укреплению кооперативных структур, выражают готовность выступать в качестве их стратегических собственников. Примером здесь является создание под контролем руководства Башкирии энергетического холдинга ОАО «Башкирская топливная компания», охватывающего предприятия нефтедобычи, нефтепереработки и энергетики; 2) ограниченность инвестиционных возможностей, даже в группах, сформированных вокруг ведущих российских банков; 3) низкое качество корпоративного управления. Хронической болезнью остаются поспешность в подборе состава участников ИКС, отсутствие глубокой предварительной проработки внутрикорпоративной стратегии, корпоративных целевых задач и программ их реализации. В эффективно работающих ИКС наблюдаются позитивные сдвиги в области кооперативного управления, взаимодействия с партнерами в рамках совместной деятельности. Крупнейшие российские холдинги дают примеры успешного приспособления к новым экономическим условиям («ЛУКойл», «Сургутнефтегаз») и экспансии на внешних рынках (РАО «Газпром»). При этом важное направление формирования холдинговых структур – совместное учреждение новых компаний отечественными и зарубежными партнерами. Это облегчает доступ российских производителей к зарубежным кредитам и технологиям.
16.3. Предпринимательство в России: проблемы, динамика, перспективы развития
Рыночные преобразования в России в последнее десятилетие ХХ в. и в начале ХХI в. резко активизировали внимание экономистов к предпринимательству, как к важному источнику общественного развития, и его проблемам. Причем возрождение российского предпринимательства в 80-е и 90-е годы XX в. происходило на фоне ряда общеэкономических проблем. В частности, это: 1. Диспропорция между высоким экономическим потенциалом реального сектора производства и относительно низкими фактическими объемами выпуска товаров и услуг. 2. Деформация воспроизводственного цикла и эрозия производственного капитала. 3. Внешние заимствования и долговая зависимость. 4. Усиление структурно-производственной диспропорциональности развития народного хозяйства в целом и, в особенности, промышленности. 5. Низкая инновационная активность отечественных предприятий реального сектора в освоении новых технологий, достижений НТП и внедрении новой техники. 6. Эрозия системы взаимосвязей хозяйственных субъектов, «кризис взаимных ожиданий» и рост «теневой» составляющей в реальном секторе. 7. Низкая эффективность предприятий реального сектора, неконкурентоспособность выпускаемой российской продукции. Учитывая данные проблемы, ряд которых по-прежнему существует в России, по мнению ряда специалистов, для развития предпринимательства в РФ должен быть применим подход, применяемый в бывших социалистических странах в сфере государственной политики развития малого и среднего предпринимательства, в частности, в Венгрии и Польше. Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п. Т.е. государство должно инициировать создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение. Вообще, развитие предпринимательства в России происходило в определенной последовательности – периодизации. В частности, можно в обобщенном виде выделить пять этапов развития российского малого предпринимательства (МП). Первый этап развития МП (1987-1989 гг.): происходит объединение в кооперативы представителей спекулятивного мелкого бизнеса, занимавшегося в основном мелкооптовой и розничной торговлей. До выхода закона о кооперации они спекулировали товарами, в том числе и привозимыми из-за границы. Под видом кооперативов открывались мелкие частные торговые фирмы. Четвертая часть таких бизнесменов были связаны с уголовным миром, 22,5 % из них привлекались к уголовной ответственности. Однако именно кооперативы 1987-1989 гг. стали прообразом современных российских МП. Число занятых в кооперативном секторе составляло: в 1987 г. – 88 тыс.; в 1988 г. – 152 тыс.; в 1989 г. – более 5 млн человек. Были предусмотрены большие льготы всех видов, в том числе и за счет госбюджета, экономическая стабильность, наличие поддержки госаппарата, что позволяет охарактеризовать этот период как "золотой век" малого предпринимательства в России. В этот период осуществлялось достаточно быстрое и относительно безболезненное первоначальное накопление капитала. Негативной стороной этого этапа было то, что уже тогда закладывались основы "второй экономики" путем перекачки ресурсов государственного сектора в сферу малого бизнеса, в том числе в теневую экономику и в полукриминальные предприятия псевдорыночного типа. При этом аккумулируемые в недрах "второй экономики" средства надолго замораживались или даже навсегда уходили из сферы реального производственного накопления, направляемого на развитие промышленности и народного хозяйства. Второй этап (1990-1991 гг.) приходится на начало экономических реформ и характеризуется резким скачком в развитии малого предпринимательства. В 1989-1990 гг. в частный бизнес влились управленцы и НТР государственных производственных предприятий, из них 46% составляли сотрудники промышленных предприятий и отраслевых НИИ, 15% – работники министерств и ведомств, остальные — работники других учреждений, в том числе аппарата КПСС и ВЛКСМ. Этот этап – начало бума "учредительства", когда создавались разнообразные карманные торговые структуры, банки, совместные предприятия и т.д. Оборот капитала в малых структурах увеличился в этот период на 1-2 порядка. Образование МП в этот период можно рассматривать как один из способов воплощения народной мечты "о лучшей жизни". Третий этап (1992-1993 гг.) –начало его связано с введением в русло экономических реформ политики шоковой терапии и массовой приватизации. В 1991-1992 гг. армию бизнесменов пополнили руководители приватизированных предприятий различных сфер и отраслей и прежде всего транспорта и строительства. Сумев "прихватизировать" за минимальную плату или бесплатно государственную собственность, они смогли пустить в хозяйственный оборот деньги, накопленные от деятельности в теневой экономике. Этот этап может быть охарактеризован как парадоксальный в развитии малого предпринимательства. С одной стороны, либерализация цен, налоговый пресс и галопирующая инфляция, приведшая к обесценению сбережений населения и резкому скачку процентных ставок за кредитные ресурсы, подорвали финансовую базу малого предпринимательства и привели к инвестиционному параличу. С другой стороны, именно эти годы характеризовались наиболее высокими темпами роста числа МП (более чем в 2 раза) и численности занятых в них. При этом бурный рост числа МП в непроизводственной сфере сопровождался снижением темпов роста числа МП в производственной сфере, что кардинально отличает третий этап от второго (где соотношение темпов было противоположным). Вторая половина этого этапа развития предпринимательства в России, начавшегося в 1992 году, была характерна тем, что бизнесмены формировались в основном в результате массовой "шоковой" приватизации. Наряду с процессом формирования крупных и средних бизнесменов происходил процесс формирования малого бизнеса. Четвертый этап (1994-1997 гг.) – постприватизационный период развития МП, который характеризуется уменьшением темпов роста и образования новых МП. Основными причинами приостановки роста числа МП являются следующие: резкое снижение доходности ряда традиционных для МП сфер деятельности (торгово-посреднической деятельности и др.); невысокий уровень безработицы, который вопреки мрачным прогнозам колебался на уровне 2-3% активного трудоспособного населения; перерегистрация МП с учетом новых организационных форм, закрепленных в новом Гражданском кодексе РФ. В основном это касается МП, имеющих форму товариществ, которые являются очень распространенными видами МП. Процесс перерегистрации является одновременно санацией малого предпринимательства, так как при этом ликвидируются либо не действующие, либо неэффективные МП (по данным Госкомстата РФ более 1/3 МП либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо приостановили ее; по ряду регионов эта цифра еще выше и достигает более 50%); преодоление в сознании людей мифа о безграничных финансовых возможностях самостоятельной предпринимательской деятельности; появление тенденции концентрации и централизации капитала на основе конкурентных начал в сфере малого предпринимательства. Снижение темпов роста числа МП по-разному отразилось на различных отраслях народного хозяйства. Впервые в период 1994-1997 гг. опережающими темпами увеличилось число МП в промышленности, строительстве и на транспорте (на 10 и 11% соответственно); в торговле и сфере общественного питания их число уменьшилось (–14%); в общей коммерческой деятельности, а также в науке и научном обслуживании сокращение числа МП составило 30,8% и 9,7% соответственно. Таким образом, с одной стороны, развернувшиеся в этот период в России стагфляционные процессы (спад производства, кризис неплатежей с продолжающейся инфляцией и т.д.), сдерживали образование сектора малого предпринимательства, а подчас и вели к ликвидации уже образовавшихся малых предприятий, в том числе и в жизненно важных для страны сферах реализации новейших достижений научно-технического прогресса. В то же время это этап санации и "насыщения" неэффективными полукриминальными МП, а также появления элементов цивилизованных отношений в МБ. Пятый этап (1997 г. и до настоящего времени) развития малого предпринимательства можно охарактеризовать как период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предприятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм. В это время происходит медленный рост их численности, который имел место, несмотря на финансовый кризис 1998 г., осуществивший санацию малого предпринимательства, во время которой были ликвидированы нежизнеспособные предприятия. Этот кризис существенно трансформировал условия их функционирования и переориентировал малые предприятия на импортозамещение. Таким образом, возник ощутимый импульс для развития малых предприятий реального сектора, в то время как малые объекты других сфер народного хозяйства оказались в худшем положении. В последнее время сделаны серьезные шаги в отношении развития сферы малого предпринимательства: создан Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, правительство осуществляет Федеральные программы государственной поддержки его. В частности, согласно Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, целью государственного регулирования малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития предпринимательского сектора, обеспечивающих: 1) повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности; 2) повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий. Вместе с тем пока малое предпринимательство в экономике России занимает достаточно скромное место. Так, за рубежом нормой является доля малых предприятий в ВВП на уровне 50-70%. Например, в США в начале XXI столетия действовали 25 млн. малых и средних предприятий (в том числе 20 млн. – малых). Малые предприятия в США – главный двигатель экономического прогресса страны. На них приходится 2/3 создаваемых новых рабочих мест, более половины технических новшеств. В Западной Европе МП дают 50% национального дохода (так, во Франции их один миллион и дают 2/3 ВВП). В Германии 3,3 млн. предприятий малого и среднего предпринимательства производит 57% ВВП, они дают работу 70% занятого населения и предоставляют 80% всех ученических мест. Мелкие и средние предприниматели в Германии – несущая опора немецкой экономики. В странах с переходной экономикой – в Польше, Чехии, Венгрии, Словении и др. число малых предприятий в расчете на тысячу жителей в несколько раз больше, нежели в России. Так, в конце 2003 г. в стране было зарегистрировано 843 тыс. малых предприятий (что почти в 1,5 раза меньше, чем в 1997 г.), численность их работников также стала меньше. Однако в 2007 г. число малых предприятий в России превысило 1 млн., занятость на 1 предприятие выросла на 6,7 %. Если численно охарактеризовать динамику развития предпринимательства в России (базируясь на исследовании двух основных показателей развития МП – количестве малых предприятий и численности занятых на них работников), то получим следующую картину. Общая численность малых предприятий за период 1997-2000 гг. выросла на 5,8%. Рост числа малых фирм произошел в промышленности (3,3%), на транспорте (20%), а также в торговле и общественном питании (11,2%), здравоохранении (62,7%), сфере операций с недвижимостью (51,8%). Несколько снизилась численность малых предприятий в строительстве (–1,5%), однако, как будет показано ниже, эффективность деятельности малых строительных организаций выросла. Динамика двух основных показателей развития малого предпринимательства после финансового кризиса 1998 года наглядно представлена на нижеследующих графиках (рис. 16.1, 16.2).
Рис. 16. 1 Динамика количества малых предприятий в России Визуальный анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1999 по 2001 гг.) наблюдалось медленное сокращение их количества, что позволяет разделить исследуемый промежуток времени на два соответствующих периода: 1) Период спада (1999 – 2001 гг.), 2) Период подъема (2002 – 2006 гг.). Кроме этого, очевидным является факт сезонности: данные свидетельствуют о том, что в 1-ом квартале каждого нового года количество малых предприятий меняется существенно по сравнению с изменениями в течение года. Другими словами, основная волна регистрации/ликвидации малых предприятий приходится на начало года, а уже впоследствии происходят обычные рыночные подстройки, определяющие годовую динамику. При этом в 2003 году количество малых предприятий почти не изменилось по сравнению с 2002 годом, что немного нарушает общую тенденцию скачкообразного роста малых предприятий в период подъема. В период спада (1999–2001 гг.) количество малых предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. В период подъема (2002–2006 гг.) количество малых предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч предприятий в год. Минимум малых предприятий, который пришелся на первую половину 2001 года, составил 841,2 тысяч предприятий. На рис. 2 представлен график численности занятых на малых предприятиях за 1999–2006 гг. Визуальный анализ позволяет выявить в динамике численности занятых на малых предприятиях закономерности, аналогичные динамике количества малых предприятий.
Рис. 16.2 Динамика численности занятых на малых предприятиях Совершенно четко выделяются два периода, по времени совпадающие с теми, что были получены на основе данных количества малых предприятий. 1) Период «спада» (1999 – 2001 гг.), 2) Период подъема (2002 – 2006 гг.). При этом, однако, стоит отметить, что по отношению к численности занятых на малых предприятиях для периода 1999–2001 гг. характерен не спад, а стабильность (стагнация) с незначительными сезонными колебаниями. В целом, очевидна положительная динамика развития малого предпринимательства в России в конце 20 – начале 21 вв. Если же рассмотреть различия в состоянии сферы малого предпринимательства по субъектам Российской Федерации, то они базируются на классификации регионов по уровню развития малого предпринимательства. Разбиение субъектов Федерации на группы в соответствии со степенью развития малых предприятий (далее также – МП) можно провести по следующим показателям (классификационным признакам): - число МП на тыс. экономически активного населения; - среднесписочная численность работников МП на тыс. экономически активного населения; - производительность труда на МП (на одного занятого) с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности; - среднее количество инвестиций в основной капитал в расчете на одно МП с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности; - поступления ЕНУС и ЕНВД с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности. В результате были получены 8 групп регионов, характеризующихся разным уровнем развития малого предпринимательства. Группа 1. г. Москва, г. Санкт-Петербург. Уровень развития малых предприятий в указанных субъектах Федерации следует признать наиболее высоким. Регионы, отнесенные к данной группе, характеризуются очень большим количеством МП и высокой среднесписочной численностью занятых на тыс. экономически активного населения, а также высокими поступлениями ЕНУС и ЕНВД. При этом производительность труда и среднее количество инвестиций в основной капитал в расчете на одно МП низки (существенно ниже средних по стране). Группа 2. Московская область, Краснодарский край, Свердловская область. Регионы, отнесенные к данной группе, также характеризуются высоким уровнем развития малых предприятий. Значения показателей, характеризующих развитие малых предприятий, по этим регионам сбалансированы и превышают средние по стране. Группа 3. Калужская область, Республика Коми, Калининградская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская область, Пензенская область, Пермская область, Челябинская область, Кемеровская область, Томская область. Данная группа регионов характеризуется средним уровнем развития малых предприятий, причем следует также отметить сбалансированность анализируемых показателей. По сравнению с группой субъектов Федерации с развитым сектором МП, для вышеперечисленных регионов характерны меньшие численность МП, производительность труда на них, а также объем поступлений ЕНУС и ЕНВД. При этом инвестиционная активность МП находится на более высоком уровне. Группа 4. Воронежская область, Рязанская область, Ярославская область, Ленинградская область, Волгоградская область, Самарская область, Алтайский край, Новосибирская область, Омская область, Приморский край, Магаданская область, Сахалинская область. Регионы, отнесенные к данной группе, также характеризуются средним уровнем развития МП. Общей для перечисленных регионов особенностью является относительно высокое количество МП (выше среднего) и низкое среднее количество инвестиций в основной капитал. Группа 5. Белгородская область, Владимирская область, Тверская область, Тульская область, Республика Карелия, Вологодская область, Новгородская область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Оренбургская область, Коми-Пермяцкий автономный округ, Саратовская область, Ульяновская область, Республика Алтай, Республика Хакасия, Красноярский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область. Уровень развития МП, оцениваемый на основе анализируемых показателей, в указанных регионах не достигает среднего значения. Это касается как количества МП и численности занятых, так и инвестиционной активности. Объем поступлений ЕНУС и ЕНВД существенно ниже, чем в регионах, отнесенных к группам с высоким и средним развитием сектора МП. Группа 6. Ивановская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область, Астраханская область, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Корякский автономный округ. Данные регионы относятся к группе с низким уровнем развития МП. Минимальны значения показателей, характеризующих количество МП, численность занятых на МП и объем поступлений ЕНУС и ЕНВД. Производительность труда на МП в этих регионах также минимальна (в том числе, в сравнении с другими регионами с низким уровнем развития МП). При этом в отличие от регионов с неразвитым сектором МП, отнесенных к группам 6, 7, в вышеперечисленных субъектах Федерации высока инвестиционная активность МП. Группа 7. Брянская область, Костромская область, Орловская область, Смоленская область, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Мордовия, Курганская область, Республика Бурятия, Республика Тыва, Эвенкийский автономный округ, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинская область, Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область. Наиболее многочисленная группа регионов с низким уровнем развития МП. Для нее характерно минимальное значение практически всех анализируемых показателей (исключение составляет производительность труда на МП). Группа 8. Республика Ингушетия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Агинский Бурятский автономный округ, Чукотский автономный округ. Для данной группы регионов с низким уровнем развития МП характерна высокая производительность труда на МП. Значения остальных показателей сопоставимы с аналогичными значениями для регионов, отнесенных к предыдущей группе. Если сгруппировать наиболее существенные проблемы в развитии предпринимательства в регионах России, то можно выделить четыре блока проблем: 1. Административно-правовые: а) несовершенство законодательства, его неустойчивость, слабая правовая защищенность предпринимательства, противоречивость нормативно-правовой базы; б) административные барьеры на пути развития МП, организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами; в) уход в теневой сектор субъектов МП и давление криминальных структур 2. Финансово-экономические: а) неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.); б) несовершенство системы налогообложения; налоговый пресс – многочисленные и в сумме непосильные официальные сборы и платежи; в) развитие малого бизнеса преимущественно в сфере торговли и общественного питания; г) высокая арендная плата и другие проблемы аренды; д) ограничение доступа МП к производственным мощностям и имуществу; е) нестабильность бюджетного финансирования программ поддержки МП; ж) недоступность инвестиционных ресурсов, в т.ч. банковских кредитных ресурсов для большинства субъектов малого предпринимательства по причине недостаточного залогового обеспечения; з) недостаток стартового капитала на начальном этапе предпринимательской деятельности. 3. Организационные: а) недостаточный уровень информационной и методической поддержки инвестиционных процессов и предпринимательства в целом: неполная информированность хозяйствующих субъектов, затруднения в получении консультаций специалистов, отсутствие соответствующих деловых услуг; б) нехватка квалифицированных кадров и знаний у предпринимателей; в) сеть объектов инфраструктуры недостаточна; г) отсутствует эффективная система статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства; д) усложненные учет и отчетность; е) низкий уровень предпринимательской культуры; ж) недостаточная подготовленность населения к работе в условиях рынка: как предпринимателей, так и работников структур поддержки МП 4. Социальные – отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей. При решении этих проблем в ходе осуществления, прежде всего, государственной поддержки малого предпринимательства в России, могут быть достигнуты следующие позитивные результаты: - улучшение правовых условий деятельности МП путем создания целостной системы законодательных и нормативных правовых актов; - стимулирование инвестиционной активности МП; - развитие системы гарантий и финансового лизинга; - сохранение необходимых налоговых льгот для МП; - предотвращение ухода МП в «теневую экономику»; - стимулирование МП в сфере инновационной деятельности; - укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей; - развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора МП; - расширение круга субъектов МП и лиц, стремящихся заниматься ПД; - подготовку кадров для сферы МП. В целом, данные положительные тенденции должны привести к расширению налогооблагаемой базы и росту собираемости налогов в экономике страны; повышению занятости, созданию новых рабочих мест, стабилизации рынка труда, понижению уровня потенциальных безработных в стране; увеличению объемов продукции, работ и услуг МП, насыщению рынка конкурентоспособными товарами и товарами местного производства; снижению уровня социальной напряженности и повышению благосостояния населения.
Date: 2015-07-27; view: 776; Нарушение авторских прав |