Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночная организация экономики





В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

1. Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

– обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

– самостоятельно принимает решения;

– является собственником какого-либо ресурса

– стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей

1. Фирма – экономическая единица, которая:

– использует ресурсы для изготовления продукции с целью ее продажи

– стремится к максимальной прибыли

– самостоятельно принимает решения

3. Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Процесс взаимодействия между ними можно рассмотреть с помощью модели экономического кругооборота (см. рис.15.1).

Экономический кругооборот – движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным движением денежных доходов и расходов.

Условия анализа модели кругооборота:

1) не рассматривается поведение финансово-кредитного учреждения;

2) домашние хозяйства все доходы используют на потребление, фирма не совершает накопления;

абстрагировались от влияния мирового рынка.

 

Рис.15.1 – Модель экономического кругооборота

Фирмы предъявляют спрос на ресурсы и несут расходы в форме издержек. Предложение фирмой товаров и услуг принимает денежную форму дохода при условии продажи.

Государство предоставляет в пользование общественные товары (товары, пользование которыми возможно всеми, независимо от того, платят за них или нет), а также денежные выплаты (пенсии, пособия, дотации и т.д.) Необходимые ресурсы, товары и услуги государство закупает у домохозяйств и фирм на рынках ресурсов, товаров и услуг.

Домохозяйства предъявляют спрос на товары и услуги, осуществляя расходы. Источником осуществляемых расходов являются доходы (заработная плата, проценты, прибыль, рента), полученные от продажи ресурсов (труда, капитала, предпринимательской способности, земли).

Модель кругооборота показывает:

1. Спрос и предложение взаимодействуют – спрос формирует предложение, а предложение развивает спрос.

2. Реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов

3.Координация действий основных экономических субъектов осуществляется с помощью рынков через механизм равновесных цен.

4. Между этими рынками существует тесное взаимодействие: изменение на одном приводит к изменениям на другом.

5. Домохозяйство и фирмы реализуют свои интересы, государство создает необходимые для этого условия, каждый из субъектов зависим друг от друга.

Наряду с рассмотренными рынками товаров и услуг и ресурсов существуют и другие виды рынков, которые также связаны друг с другом. Всю совокупность многочисленных рынков можно классифицировать по ряду признаков:

1) В зависимости от соотношения спроса и предложения:

· Рынок продавца – вид рынка, где спрос на товар больше, чем его предложение. Черты рынка продавца:

- наличие дефицита;

- недостаточное качество товара;

- высокие цены.

· Рынок покупателя – тип рынка, где предложение превышает спрос. Основные черты:

- отсутствие дефицита;

- улучшение качества продукции;

- тенденция к снижению цен.

2) По экономическому назначению объектов рынка:

• рынок товаров и услуг рынок, на котором домашние хозяйства осуществляют покупку товаров и услуг для личного потребления;

• рынок ресурсов – купля-продажа первичных (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) и промежуточных (полуфабрикаты) ресурсов;

• финансовый рынок купля-продажа финансовых средств (денег, валюты, ценных бумаг, ссудных капиталов);

• информационный рынок – купля-продажа информационного продукта (деловой, коммерческой, научной и другой информации). В России он находится в процессе формирования

рынок интеллектуального продукта купля-продажа услуг культуры, здравоохранения, образования, инноваций, а так же любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности

3) По географическому принципу:

§ местный рынок – сфера обмена охватывает территорию области, края, города;

§ региональный рынок – территориальный рынок с ярко выраженными региональными особенностями;

§ национальный рынок – совокупность рынков, действующих в пределах какой-либо страны;

§ мировой рынок отношения купли-продажи между представителями различных стран, характеризующиеся крупномасштабностью и регулярностью сделок, ведением расчетов в свободно-конвертируемой валюте.

4) По степени ограничения конкуренции:

• рынок совершенной конкуренции – рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации;

• рынок монополистической конкуренции – характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары;

• чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. Частный случай – монопсония, т.е. монополия покупателя;

• олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.

5) По отраслям делят на автомобильный, компьютерный, пищевой, фондовый и т.д.

6) По характеру продаж:

• оптовый рынок – продажа экономических ресурсов, товаров и услуг крупными партиями между фирмами;

• розничный – продажа товаров и услуг для конечного личного потребления.

7) С точки зрения рыночного законодательства:

§ легальные рынки;

§ нелегальные (теневые, черные, серые).

 

Date: 2015-07-27; view: 500; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию