Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рыночная организация экономики
В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: 1. Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: – обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала; – самостоятельно принимает решения; – является собственником какого-либо ресурса – стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей 1. Фирма – экономическая единица, которая: – использует ресурсы для изготовления продукции с целью ее продажи – стремится к максимальной прибыли – самостоятельно принимает решения 3. Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Процесс взаимодействия между ними можно рассмотреть с помощью модели экономического кругооборота (см. рис.15.1). Экономический кругооборот – движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным движением денежных доходов и расходов. Условия анализа модели кругооборота: 1) не рассматривается поведение финансово-кредитного учреждения; 2) домашние хозяйства все доходы используют на потребление, фирма не совершает накопления; абстрагировались от влияния мирового рынка.
Рис.15.1 – Модель экономического кругооборота Фирмы предъявляют спрос на ресурсы и несут расходы в форме издержек. Предложение фирмой товаров и услуг принимает денежную форму дохода при условии продажи. Государство предоставляет в пользование общественные товары (товары, пользование которыми возможно всеми, независимо от того, платят за них или нет), а также денежные выплаты (пенсии, пособия, дотации и т.д.) Необходимые ресурсы, товары и услуги государство закупает у домохозяйств и фирм на рынках ресурсов, товаров и услуг. Домохозяйства предъявляют спрос на товары и услуги, осуществляя расходы. Источником осуществляемых расходов являются доходы (заработная плата, проценты, прибыль, рента), полученные от продажи ресурсов (труда, капитала, предпринимательской способности, земли). Модель кругооборота показывает: 1. Спрос и предложение взаимодействуют – спрос формирует предложение, а предложение развивает спрос. 2. Реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов 3.Координация действий основных экономических субъектов осуществляется с помощью рынков через механизм равновесных цен. 4. Между этими рынками существует тесное взаимодействие: изменение на одном приводит к изменениям на другом. 5. Домохозяйство и фирмы реализуют свои интересы, государство создает необходимые для этого условия, каждый из субъектов зависим друг от друга. Наряду с рассмотренными рынками товаров и услуг и ресурсов существуют и другие виды рынков, которые также связаны друг с другом. Всю совокупность многочисленных рынков можно классифицировать по ряду признаков: 1) В зависимости от соотношения спроса и предложения: · Рынок продавца – вид рынка, где спрос на товар больше, чем его предложение. Черты рынка продавца: - наличие дефицита; - недостаточное качество товара; - высокие цены. · Рынок покупателя – тип рынка, где предложение превышает спрос. Основные черты: - отсутствие дефицита; - улучшение качества продукции; - тенденция к снижению цен. 2) По экономическому назначению объектов рынка: • рынок товаров и услуг – рынок, на котором домашние хозяйства осуществляют покупку товаров и услуг для личного потребления; • рынок ресурсов – купля-продажа первичных (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) и промежуточных (полуфабрикаты) ресурсов; • финансовый рынок – купля-продажа финансовых средств (денег, валюты, ценных бумаг, ссудных капиталов); • информационный рынок – купля-продажа информационного продукта (деловой, коммерческой, научной и другой информации). В России он находится в процессе формирования • рынок интеллектуального продукта – купля-продажа услуг культуры, здравоохранения, образования, инноваций, а так же любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности 3) По географическому принципу: § местный рынок – сфера обмена охватывает территорию области, края, города; § региональный рынок – территориальный рынок с ярко выраженными региональными особенностями; § национальный рынок – совокупность рынков, действующих в пределах какой-либо страны; § мировой рынок – отношения купли-продажи между представителями различных стран, характеризующиеся крупномасштабностью и регулярностью сделок, ведением расчетов в свободно-конвертируемой валюте. 4) По степени ограничения конкуренции: • рынок совершенной конкуренции – рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации; • рынок монополистической конкуренции – характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары; • чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. Частный случай – монопсония, т.е. монополия покупателя; • олигополия – рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка. 5) По отраслям делят на автомобильный, компьютерный, пищевой, фондовый и т.д. 6) По характеру продаж: • оптовый рынок – продажа экономических ресурсов, товаров и услуг крупными партиями между фирмами; • розничный – продажа товаров и услуг для конечного личного потребления. 7) С точки зрения рыночного законодательства: § легальные рынки; § нелегальные (теневые, черные, серые).
Date: 2015-07-27; view: 536; Нарушение авторских прав |