Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимость-независимость





Люди, страдающие сильной депрессией, очень зависимы, что вызывает у них очень серьезные конфликты. У них возникают сильные ассоциации, уходящие корнями


198 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

в раннее детство, связанные, с одной стороны, с потерей любви при попытках независимого поведения, — а с другой — с. возможностью получения ее вновь, попадая в зависимость от других. Их конфликты, как правило, проявляются в переносе двояко: либо анализируемый становится слишком зависимым, либо он получает исключительную, но мнимую независимость.

Слишком зависимые пациенты делают аналитику категоричные заявления. Они становятся требовательными, критичными и злыми, если аналитик не может ответить соответствующим образом на их беспомощность: дать совет, установить контроль или проявить свою заботу каким-то иным образом. Они не видят в интерпретациях адекватного выражения заботы и поддержки. Наоборот, они ощущают, что аналитик им не помогает: их состояние ухудшается, и депрессия даже усиливается. Аналитик должен что-то сделать, а не только интерпретировать.

Реакции контрпереноса, которые обычно возникают у аналитика, связаны с ощущением вины и некомпетентности. Аналитику хочется знать, достаточно ли того, что он сделал, и тогда он удваивает свои усилия, добиваясь точной и сильной интерпретации, которая может катализировать прорыв и облегчение страданий пациента. Такая интерпретация тоже отвергается, ибо интерпретация — это совсем не то, чего пациент хочет. Аналитик чувствует свою некомпетентность и неадекватность, и в конце концов у него появляется раздражение. Вслух или про себя аналитик обвиняет пациента в том, что тот не дает ему возможности достичь желаемого эффекта с помощью «хороших» интерпретаций. Часто аналитик может считать депрессию слишком серьезной и видит необходимость в ее облегчении, прежде чем эффективно применять интерпретатив-ную терапию. В таких случаях он может рекомендовать кратковременный прием антидепрессантов.

Дальнейшее осложнение таких реакций контрпереноса связано с неприкрытой и ярко выраженной зависимостью, возникающей при идентификации аналитика с воспитывающим аспектом Великой Матери, когда он старается


ДЕПРЕССИЯ

оказать пациенту эмоциональную поддержку. Аналитик думает, что если пациент однажды почувствует, что его любят, он с готовностью примет инсайты аналитика. Опыт показывает, что это не действует. Несмотря на возможность кратковременного улучшения, длительный исцеляющий эффект отсутствует. У аналитика, который идентифицируется с героем или архетипом спасителя, возникает очень сложный контрперенос.

В таких случаях аналитик должен понимать, что он переживает те же чувства, что и анализируемый. Депрессивные чувства аналитика, связанные с потерей любви, виной и некомпетентностью и, одновременно с ними, — раздражение на себя и на пациента — точно такие же, как у пациента. Аналитик потерял любовь, потому что не соответствовал требованиям пациента или не отдавал должного подчиненному поведению последнего. Аналитик чувствует вину и некомпетентность и раздраженно обвиняет пациента, поскольку зависит от его одобрения, избавляющего его от депрессивных чувств. Разумеется, таким образом у аналитика повторяется детская парадигма пациента и проявляется динамика, связанная с. образами родителей, существующих в бессознательном пациента.

Аналитик прежде всего должен все это понимать, а потом упорно и настойчиво указывать пациенту на то, что тот чувствует себя не способным к конкуренции ребенком, о котором нужно заботиться и которого когда-то приучили к тому, что, в конце концов, кто-то возьмет на себя ответственность, если он окажется беспомощным. Если пациент демонстрирует абсолютную истинную беспомощность, аналитик должен снова отметить, что это происходит потому, что самодостаточность заставляет пациента чувствовать себя нелюбимым, поскольку беспомощность и зависимость в прошлом помогали ему получить некоторую долю любви.

Другой тип пациентов, склонных к депрессии, представляют собой люди, которые являются столь же зависимыми, но при этом упорно сопротивляются своей привязанности к аналитику. Такие люди всего лишь слиш-


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

ком хорошо осознают свое чувство исключительной зависимости. Иногда они даже его признают, но при этом сразу добавляют, что ненавидят это чувство и не хотят ему поддаваться. Они часто бравируют своей независимостью, если находятся не в самой глубокой депрессивной яме. У них всегда существует, по крайней мере, один родитель, страдающий серьезной депрессией, как правило, мать. С раннего возраста они понимают, что их матери не могут перенести их потребность в зависимости и в ответ от них отстраняются. Матери учили их быть независимыми, но делали это, устанавливая зависимость. То есть дети учились всегда поступать независимо, даже если они ощущали свою зависимость: только тогда их никогда не покинет мама. Их независимость становится формой подчинения в обмен на любовь.

Одна пациентка, имевшая депрессивную мать, с малых лет вела домашнее хозяйство целой семьи. Она готовила еду и убирала в доме, поскольку мать не могла этого делать. Выполняя все функции домашней хозяйки, дочь чувствовала молчаливое одобрение находившейся в депрессии матери. А другая моя пациентка вспоминала, что очень рано стала независимой, так как поняла, что мать только глубже впадала в депрессию всякий раз, когда дочь становилась от нее зависимой. Она тоже взяла на себя всю работу по домашнему хозяйству, желая содержать дом в порядке.

Такие пациенты проживают этот паттерн с аналитиком. Ощущая свою зависимость на ранних стадиях анализа, они проявляют ее, только впадая в глубокую депрессию. Впоследствии они ненавидят себя за проявленную слабость. Они всячески стараются вновь утвердиться в своей независимости, как только могут. В своих фантазиях переноса они воображают, что аналитик действительно от них этого требует, как раньше требовал их депрессивный родитель.

Реакции контрпереноса на таких анализируемых отличаются от тех же реакций на откровенно зависимых пациентов. В данном случае аналитик переживает горячее


ДЕПРЕССИЯ

желание той самой зависимости, которую пациенты в себе ненавидят. Аналитик старается им объяснить, что зависимость от других — это нормальное явление, а поэтому нет никаких причин в том, чтобы ненавидеть себя за это. Выбор аналитиком того или иного подхода в той или иной степени часто основан на его собственной бессознательной потребности в ощущении своей нужности. Такое поведение защищает его от тревожности, которая может появляться, если пациент больше не испытывает нужды в аналитике.

Кроме того, таким реакциям не хватает существенной психологической динамики, необходимой для работы с такими пациентами, то есть получается так, что поведение пациентов оказывается зависимым изначально. Их «независимое» поведение полностью подчинено фантазиям о том, кем хочет их видеть депрессивная мать (аналитик). Эти пациенты с присущей депрессивным людям экстраверсией забывают о своих собственных потребностях и демонстрируют независимое поведение, обусловленное своими чувствами и своим восприятием. Тем самым их поведение становится косвенно зависимым, таким же подчиненным поведением, к которому их приучили в детстве.

В качестве примера такого отношения может послужить пара депрессивных людей, в которой мужчина занимал позицию слабой и зависимой стороны. Женщина выступала в качестве сильного независимого партнера; такую же роль она играла в отношениях со своей депрессивной матерью. Женщина постоянно негодовала, что ей приходится быть сильной и независимой, не имеющей никакой возможности в удовлетворении своей потребности в зависимости, но при этом она опасалась, что ее муж рассердится и уйдет, как в свое время поступила ее мать. Плюс ко всему она чувствовала к себе неимоверную ненависть, как только ее поведение становилось зависимым. Когда она начала осознавать, что ее независимое поведение в отношениях с мужем в действительности являлось продолжением ее подчинения и зависимости от депрессивной матери, она смогла получить определенный инсайт относительно


202 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

своих конфликтов, связанных с зависимостью-независимостью.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ

Основная тема искупления имеет большое значение для страдающих депрессивными расстройствами. Депрессивные личности пытаются спастись от людей, которые угрожают им лишением любви или же просто ее их лишают. Кроме того, они стремятся спастись от людей, в отношении которых у них появляются фантазии, что они лишат их любви. Текущее переживание символизирует многие значительные первичные потери в детстве. Процесс искупления через подчинение направлен на то, чтобы превратить другого человека в спасителя, трансформировать его из плохого и нелюбящего в хорошего и любящего. И если депрессивная личность добивается в этом успеха, у нее облегчается ощущение ненависти к себе, вины, беспомощности и безнадежности.

В этом процессе интересно то, что такой механизм часто работает по крайне мере временно. Значимый другой может спасти депрессивного человека от сиюминутного страдания. Тогда депрессия уменьшается, и депрессивная личность переживает вполне приемлемые чувства по отношению к себе и внешнему миру. Терапевт, который, руководствуясь проявлением любви и поддержки, помогает депрессивному пациенту выйти из депрессии, обычно чувствует себя вполне удовлетворенным. Но, к сожалению, так называемое «исцеление» не является окончательным. Очередная реальная или воображаемая потеря приводит к следующему депрессивному срыву. Что еще хуже, — подчиняясь мыслям других — или тому, что депрессивной личности кажется их мыслями, депрессивный человек страдает от потери собственной души. Таким образом человек держится за факсимиле любви, одновременно отчуждаясь от ощущения самого себя. Это делает его еще более уязвимым и зависимым от других в надежде обрести смысл своей жиз-


ДЕПРЕССИЯ

ни и узнать ее ценность. Такова выгодная сделка, которую совершает депрессивная личность.

Процесс искупления и возрождения депрессивного человека полностью противоположен цели и смыслу искупления и возрождения, понимаемого с точки зрения христианства, алхимии и волшебных сказок. Юнг указывал на то, что и в христианстве, и в алхимии возрождающаяся ценность Самости проецируется в одном случае на Христа, а в другом — на lapis (философский камень)1.

Страдания искупления, которые в христианстве приводят к примирению человека с Богом, переносятся на отдельный божественный образ. Алхимики приписывают страдания и потребность в искуплении божественной душе, заключенной в тюрьму материи. Тяжкий труд искупления, деяние совершает алхимик, личное спасение которого становится единичным проявлением освобождения anima mundi (мировой души — В.М.). Страдания героев волшебных сказок выступали в качестве отличительного признака наложенного заклятия или колдовства. Фон Франц утверждает, что наложенное заклятие является психологическим аналогом невроза, возникающего вследствие односторонней эго-установки18. В таком случае избавление представляет собой функцию инстинктивно «правильной» реакции. Оно становится возможным только в соединении со всей ситуацией в целом через Самость.

При таких обстоятельствах целью искупительных страданий становится укрепление связи с Самостью. Но для депрессивной личности смысл искупления появляется не в результате связи с Самостью, а через установление связи с родителями или спроецированными родительскими образами. Цель работы по искуплению заключается именно в восстановлении связи с фигурами родителей; в этом процессе связь с Самостью приносится в жертву. Вопрос: «Почему так происходит?» влечет за собой вопрос, который был поставлен раньше: почему одни люди реагируют на связь с бессознательным адаптивной депрессией, тогда как другие — депрессивным расстройством?


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

В процессе их личностного роста эго должно достичь адекватного отношения между внешним окружением и бессознательным. Развитие эго можно рассматривать в качестве последовательности дезорганизующих явлений, возникающих вследствие компенсаторного переживания, которое может сопровождаться нормальной депрессией. Она приводит к последующей интеграции эго на более психологически адаптивном уровне. Новая организация эго позволяет ближе подойти к Самости. Депрессии, которые сопутствуют этому процессу, адаптивны и несут в себе элемент творчества.

Выступая в качестве структуры личностной идентичности, эго несет в себе консервативную тенденцию, но в качестве телеологически ориентированной психологической структуры оно непрерывно трансформируется. Трансформация означает актуализацию Самости в мире феноменов. Этот процесс направленного изменения Юнг называл процессом индивидуации.

Существенной частью этого процесса являются внимание эго требованиям Самости и капитуляция перед ними. Эго необходимо принести в жертву свое поведение и ценности, обусловленные его окружением, а как только появится возможность, — воспринять инстинктивный ответ, характеризующий целостную личность. В процессе такого соединения важно иметь соответствующую связь с архетипом героя. Если герой мыслится не в качестве символа эго, а, как полагает фон Франц, в качестве эго-сози-дающей функции Самости, то он становится олицетворением эго, обладающим инстинктивно правильным ответом на ситуацию. В основе этого ответа лежит восприятие Самости19. Только путь, соответствующий правильному ответу, в волшебных сказках приводит к снятию с эго колдовского заклятия. Эго высвобождается от ограниченного одностороннего состояния, в котором оно до сих пор пребывало, и теснее приближается к Самости. Оно все дальше идет по пути индивидуации.


ДЕПРЕССИЯ

Однако этот процесс не касается людей с депрессивными расстройствами. Вместо подчинения внутренним требованиям Самости депрессивные личности подчиняются требованиям личных родительских образов. Это происходит вследствие того, что эго-идентичность не имеет никакой связи с Самостью. При активизации эго-созидающей функции Самости, выраженной в архетипе героя, склонные к депрессии личности впадают в расстройство. Активное проявление Самости мгновенно и бессознательно вызывает детскую парадигму. Чтобы получить любовь, ребенок должен соответствовать родительским идеалам и отражать их значимость, а не значимость Самости. Самоутверждение, возникающее у ребенка из врожденного чувства правильного ответа на ситуацию, сталкивается с отстранением «любящего» отца или депрессивной матери. Вслед за потерей любви возникает самообвинение и другие одобряемые родителями симптомы депрессии. Подчинение требо-' ваниям родителей приносит спасительное облегчение. Спустя какое-то время ребенок привыкает к тому, что само-ос.ознание и обращение к Самости приводят к депрессии, тогда как экстраверсия, удовлетворяющая требованиям других, ее предотвращает. В результате исключается возможность независимого роста эго, которое моделируется в соответствии с ожиданиями родителей и стереотипами культуры.

Подчинение требованиям окружения — необходимая стадия в развитии любого эго, на которой вырабатывается способность адекватного поведения в коллективе. Однако само по себе такое подчинение ведет к бесплодному конформизму «хороших деток». Главное, что они теряют, — это способность говорить «нет». Даже в тех случаях, когда по практическим соображениям человек должен отвергнуть Самость, очень важно не только обладать способностью переносить напряжение от сознательного отказа от истинной потребности, но и не терять способности к ощущению грусти и потерь. Тогда внутренняя дисгармония становится намного меньше, ибо, по крайней мере, имело место признание Самости.


206 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

Одна из главных задач терапии заключается в оказании помощи пациенту в осознании его стремления избежать депрессии, жертвуя отношениями с Самостью. Символ жизни депрессивной личности — подчинение превосходящей силе во имя сохранения любви — является основным религиозным мотивом. Он разыгрывается на личностном уровне при подчинении эго изначальным носителям спроецированной Самости, называемым родительскими образами. Депрессивные личности ощущают временное облегчение, ибо такое подчинение несет в себе эффект искупления. Депрессия уходит в тень, поскольку человек принес в жертву ощущение собственной ценности, которое он должен был найти в отношениях с Самостью. В обмен на факсимиле родительской любви человек пожертвовал любовью к Самости.

Пациенты, имеющие депрессивные расстройства, по-разному понимают свое состояние. Они видят необходимость в подчинении, но переживают ее на уровне симптома. Они должны научиться прислушиваться к Самости и чувствовать свой внутренний отклик. Им следует махнуть рукой на симптом, на отчаянную попытку выиграть родительскую любовь в обмен на подчинение и раскрыть объятия символу, Самости. Истинное возрождение приходит от подчинения самому себе, а не от покорности родителям.

Женщина, страдавшая от депрессии на протяжении всей своей жизни, едва получив ощущение этого различия, решила бросить анализ. Она чувствовала, что терапия отвечала ее интересам и имела для нее огромное значение. Пациентка вела уединенный образ жизни, и часть ее личностного роста составляли обязательства перед самой собой в своем внутреннем развитии, на которое сильно повлияли аналитические отношения. Однако у нее возникли серьезные материальные затруднения, и после долгих размышлений она решила, что должна пожертвовать анализом.

Несмотря на ожидаемую потерю, у нее не возникло депрессивных реакций. Напротив, она переживала нор-


ДЕПРЕССИЯ

мальные чувства потери и печали. Это было важным психологическим достижением.

В последнюю сессию перед окончанием анализа у нее возникло спонтанное ощущение, что, несмотря на возникающие серьезные денежные затруднения, ей следует продолжать анализ. И при этом немедленно впала в депрессию. Сначала ее реакция была для меня непонятной. Депрессию можно было ожидать в тот момент, когда она собралась уходить, а не тогда, когда решила остаться.

В процессе обсуждения прояснилась следующая ин-трапсихическая динамика. В тот момент, когда у пациентки возникло спонтанное желание продолжать анализ, она чувствовала, что оно правильно. Это ощущение пришло из хорошего внутреннего источника. Вслед за ним немедленно возник образ гневной фигуры родителя, взбешенного ее капитуляцией.

«Капитуляцией перед кем?» — спросил я. «Перед необходимостью в своем личностном росте, — ответила она. — Этот образ взбесился, потому что вместо того, чтобы сдаться ему, я сдалась самой себе. Поэтому я оказалась в депрессии. Делая что-то хорошее для себя, я впадаю в депрессию».


208 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

1 «The Relations Between the Ego and the Unconscious,»

Two Essays on Analitical Psychology, CW 7, par. 344.

2 M. Esther Harding, «The Meaning and Value of Depres-

sion.»

3 GW 5, par. 625.

4 «The Transcendent Function,» The Structure and Dynamics

of the Psyche, CW 8, pars. 166-167 (Italic in original).

5 The Visio7i Seminars, pp. 53-54.

6 «The Relations Between the Ego and the Unconscious,»

Two Essays on Analytical Psychology, CW 7, par.344. * Здесь и далее термин redemption будет переводиться

по-разному как возрождение, искупление или

восстановление, в зависимости от контекста и

содержащегося в нем смысла (В.М.) 7 J. Bowlby, Attachment and Loss, vol.3, chapts. 11, 12, 14,

21.

8 «The Meaning and Value of Depression,» p.3.

9 K. Abraham, «Notes on the Psycho-Analitical Investiga-

tion and Treatment of Manic-Depressive Insanity and Allied Conditions»; E. Bibring, «The Mechanism of Depression»; D. Abse, «The Depressive Character»; C.Kirschner, «The Depressive Process Examined in View of Creativity».

10 «Anaclitic Depression: An Inquiry into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood.»

11 E.J.Sacher, J.M. Mackenzie, W.A. Binstock and J.E.Mack,

«Corticosteroid Responses to the Psychotherapy of Reactive Depression. II. Further Clinical and Physiological Implications,» pp.23-44; J.H. Smith, «Identificatory Styles in Depression and Grief,» pp. 259-266.

12 S. Arieti and J. Bemporad, Severe and Mild Depression,

pp.129-185.

13 «On Psychic Energy,» The Structure and Dynamics of the Psyche, CW 8, par. 77.

14 S. Freud, Mourning and Melancholia, pp. 237-258.

15 S. Arieti and J. Bemporad, Severe and Mild Depression, pp.

176-181.


209 ДЕПРЕССИЯ

16 «On Manic Mood Disorder,» Psychiatric Studies, CW 1, par.

191.

17 Psychology and Alchemy, CW 12, pars. 414-424.

18 Redemption Motifs in Fairy Tales, p. 7.

19 Ibid., p.19.


эпилог

Что приводит к положительным изменениям в состоянии пациента? Это ключевой вопрос психотерапии. Общепринятая модель — делать бессознательное сознательным посредством интерпретаций — ведет к исчезновению инфантильных и архетипических проекций. Это позволяет сбалансировать психику и развить новую, более здоровую адаптацию.

Корректная интерпретация приводит к двум последствиям. Во-первых, пациенты получают осознанный инсайт относительно того, как работает их психика. Теоретически эта информация дает им возможность чувствовать и вести себя по-разному.

Во-вторых, аналитик обращает пристальное внимание и достаточно заинтересован в том, чтобы они смогли увидеть нечто такое, о чем ранее не знали. Аналитик говорит о своих наблюдениях без осуждения и поддержки. Поэтому к интерпретации возникает особое отношение.

Приводит ли к терапевтическому эффекту новая информация? Или ключевым фактором является особое качество терапевтических отношений?

Признавая положительное воздействие интерпретации, Юнг считал, что на прогресс в исцелении пациента влияет сама психика аналитика1. В какой мере ее влияние является положительным, зависит от психологического развития аналитика, в особенности в тех областях, где у пациента также существуют конфликты. Психологически здоровый аналитик может сделать очень много, чтобы развить у пациента способность к преодолению ложной адаптации. Однако, если адаптация самого аналитика окажется инфантильной, у пациента только укрепится инфантильное отношение к жизни.


эпилог

Юнг также отмечал необходимость здоровых отношений с аналитиком, позволяющих увести пациента от семейных неврозов, и оберегать пациента от установления подобных отношений в анализе2. Эти требования подтверждаются результатами клинических исследований, которые свидетельствуют о том, что хорошие психотерапевты, независимо от того, где они обучались, работают в одном ключе; в отношениях со своими пациентами они достигают взаимного принятия и взаимопонимания3.

Хотя психотерапевты имеют склонность связывать успешные терапевтические результаты со своим техническим мастерством и способностью проникновения в динамику бессознательного, пациенты отдают предпочтение факторам, которые связаны с отношениями4. Так, несмотря на стоящий за интерпретациями психотерапевта рационализм, сам факт наличия интерпретаций в сочетании с личностью аналитика, а также «удерживающий характер» отношений приводит пациента к ощущению улучшения.

Но какие основания существуют у пациента, чтобы считать, что его прочно удерживают? Нет никаких сомнений, что в подавляющем большинстве случаев, исключая, конечно, случаи с очень отстраненными и одинокими пациентами, о человеке заботятся его друзья и семья. Однако точные интерпретации и комментарии аналитика привносят уникальное ощущение заботы, в основе которой лежит понимание. Вполне естественно, что глубокие комментарии аналитика должны сочетаться с терапевтическими отношениями, которые совершенно отличаются от болезненных отношений, существовавщих у пациента в прошлом, вопреки его сознательному и бессознательному побуждению восстановить их с аналитиком.

В процессе осознания реакций переноса и контрпереноса аналитик узнает о том, где и каким образом пациент в настоящее время проживает отношения, существовавшие у него в прошлом. Реакции контрпереноса помогают аналитику понять ожидания и страхи пациента. Аналитик ощущает желание стать для пациента значимым человеком из его прошлого, или, напротив, аналитик переживает чувства, ко-


212 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

торые пациент испытывал в прошлом, тогда как сам пациент идентифицируется с человеком, вызывавшим у него такие реакции.

Полезные аналитические интерпретации стимулируют инсайт и позволяют пациенту почувствовать, что его эмпатически понимают. Только когда у пациента появляются ожидания повторного болезненного переживания, аналитик делает нечто иное. Мало-помалу пациент начинает понимать свою собственную психику, и тогда у него появляется новый взгляд на жизнь.


эпилог

1 «Some Crucial Points in Psychoanalysis (Jung-Loy Correspon-

dence), Freud and Psychoanalysis, CW 4, pars. 661-663.

2 «The Therapeutic Value of Abreaction», The Practice of Psy-

chotherapy, CW 16, pars. 283-286.

3 F. Fiedler, «A Comparison of Therapeutic Relationships in

Psychoanalytic, Non-directive and Adlerian Therapy,» pp. 436-445.

4 R.W. Heine, «A Comparison of Patient's Reports on Psycho-

therapeutic Experience with Psychoanalytic, Non-directive and Adlerian Therapists,» pp. 16-23.


БИБЛИОГРАФИЯ

Abraham, К. «Notes on the Psycho-Analytical Investigation and Theat-ment of Manic-Depressive Insanity and Allied Conditions,» 1911. In Psyclw-dynamk Understanding of Depression, ed. W.Gaylin. New York: Aronson, 1983.

Abse, D. «The Depressive Character.» In Depressive States and Their Treatment, ed. V.Volkan. New Jersey: Aronson, 1985.

Adler, G. Tfte Living Symbol New York: Pantheon, 1961.

Arieti, S. and Bemporad, J. Severe and Mild Depression. New York: Basic Books, 1978.

Bandura, A., and Walters, R.H. Adolescent Aggression: A Study of tfie Influence of Oiild-Rearing Practices andlumiky Interrelationships. New York: Ronald Press, 1959.

Barry, W.A. «Marriage Research and Conflict: In Integrative Review.» Psy-etiological Bulletin, vol.73 (1970).

Benderly, B. The Myth of Two Minds: Wltat Gender Means and Doesn't Mean. New York: Doubleday, 1987.

Bibring, E. «The Mechanisms of Depression.» In Affective Disorders, ed. P.Greenacre. New York: International University Press, 1953.

BillerH.B. Paternal Deprivation, Lexington, Mass.: Heath, 1974.

Biller, H.B., and Meredith, D.L. Pdtiier Power. New York: David McKay, 1974.

Bowlby, J. Attachment and Loss, vol.3. New York: Basic Books, 1980.

Brome, V.Jung: Man and Myth New York: Antheum, 1978.

Bronfenbrenner, U. «The Study of Identification Through Interpersonal Perception.» In Person Perception and Interpersonal Behavior, ed. R.Tagiuri and L.Petrullo. Stanford: Stanford University Press, 1958.

Bronson, W.C. «Dimension of Ego and Infantile Identification. »Journal of Personality, vol. 27 (1959).

Burton, R. «Cross-Sex Identity in Barbados.» Developmental Psydwlogy, vol.6 (1972).

Carotenuto, A. Secret Symmetry: Sabina Spiebrein Betweenjung and Freud Trans. Arno Pomerans, John Shepley, Krishna Winston. New York: Pantheon, 1982.

Edinger, E. Ego and Arclietype. Baltimore: Penguin Books, 1973.

Edinger, E. Tlte Creation of Counsciousness: Jung's Myth for Modern Man, Toronto: Inner City Books, 1984.

Eliade, M. Rites and Symbols of Initiation. New York: Harper and Row, 1958.


БИБЛИОГРАФИЯ 215

Fiedler, F. «Comparison of Therapeutic Relationships in Psychoanalytic, Non-directive and Adlerian Therapy.» Journal of Consulting Psycltobgy, vol.14 (1950).

Fordham, M. «Analytical Psychology and Countertransference.» In Сошь tertransference, ed. L.Epstein and H.Feiner. New York: Aronson, 1979.

Freud, S. Mourning and Melancholia. Standard Edition, vol. 14. London: Hogarth Press, 1961.

Gall, M.D. «The RelationsMp Between Masculinity-Femininity and Manifest Anxiety. » Journal of Clinical Psycliology, vol.25 (1969).

Goodenough, E.W. «Interest in Persons as an Aspect of Sex Differences in die Early Years.» Genetic Psyc/iology Monographs, vol.55 (1957).

Groesbeck, C.Jess. «The Archetypal Image of die Wounded Healer.» Journal of Analytical Psychology, vol.20, no 2 (1975).

Guggenbuhl-Craig, A. Power in the Helping Professions. New York: Spring Publications, 1971.

Harding, M. Esther. «The Meaning and Value of Depression.» New York: Analytical Psychology Club of New York, 1970.

Hartford, T.C., Willis, C.H. and Deabler, H.L. «Personality Correlates of Masculinity-Femininity.» Psyclwbgical Reports, vol.21 (1967).

Heimarm, P. «On Countertransference.» International Journal of Psycho-Analysis, vol.31, no 1 (1950)

Heine, R.W. «A Comparison of Patient's Reports on Psychotherapeutic Experience with Psychoanalytic, Non-directive and Adlerian Therapists.» AmericanJournalofPsycfiotherapy, vol.7 (1953).

Hetherington, E.M. «A Developmental Study of the Effects of Sex of die Dominant Parent on Sex-Role Preference, Identification, and Imitation in СЫк1геп.»/<жгаа/ of Personality and Social Psychology, vol.2 (1965).

Hetherington, E.M., Cox M., and Cox, R. «Family Interaction and die Social, Emotional and Cognitive Development of Children Following Divorce.» Paper presented at die Johnson and Johnson Conference on the Family, Washington, DC, May 1978.

Jacoby, M. The Analytic Encounter: Transference and Human RelationsMp. Toronto: Inner City Books, 1984.

Jung, C.G. the CoUtckd Works (Bollingen Series XX). 20 vols. Trans. R.F.C. Hull. Ed.H. Read, M.Fordham, GAdler, Wm.McGuire. Princeton: Princeton University Press, 1953-1979. ТЫ Visions Seminars: Notes oftfie Seminars, 1930-1934. Zurich: Spring Publications, 1976.

Kalsched, D. «Narcissism and the Search for Interiority.» Quadrant, vol.13, no.2(1980).

Kemberg, O. Borderline Conditions and Patliological Narcissism New York: Aronson, 1975.

Kirschner, G. «The Depressive Process Examined in Terms of Creativity.» In Depressive States and Tlieir Treatment, ed. V.Volkan. New Jersey: Aronson, 1985.


216 Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

Klein, M. «Some Theorethical Conclusions Regarding the Emotional Life of the Infant.» In Envy and Gratitude and Ot/ier Works. 1946-1963. London: Hogarth Press, 1975.

Kohut, H. Restoration of (lie Self. New York: International University Press, 1977.

Langs, R. T/ie Tlierapeutic Interaction: A Syntliesis. New York: Aronson, 1977.

Lynn, D.B., and Sawrey, W.L. «The Effects of Father-Absence on Norwegian Boys and Girls.» Journal of Abnormal and Social Psycholo gy, vol.59 (1959).

Maccoby, E.E. «Sex Differences in Intellectual Functioning.» In Tlie Development of Sex Differences, ed. E.E. Macoby. Stanford: Stanford University Press, 1966.

Mahler, M., Pine, F. and Bergman, A. Tlie Psyclwlogical Birth of Tlie Human Infant. New York. Basic Books, 1976.

Masterson.J. Tlie Narcissistic and Borderline Disorders. New York: Brunner/ Mazel, 1981.

Mead, M. Male and Female: A Study of the Sexes in a C/mnging World. New York: Dell, 1949.

Meier, C.A. Ancient Incubation and Modern Psychotfierapy. Trans. Monica Curtis. Evanston, IL: Nordrwestern University Press, 1967.

Miller, S. Men and Frendship. San Leandro, CA: Gateway, 1983.

MoneyJ., & Ehrhardt, A.A «Prenatal Hormonal Exposure: Possible Effects on Behavior in Man.» In Endocrinology and Human Beliau ior, ed. R.P. Micheal. London: Oxford University Press, 1968.

Monick, E. Plmllos: Sacred Image of tlie Masculine. Toronto: Inner City Boob, 1987.

Mussen, PH. «Some Ancedents and Consequents of Masculine Sex-Typing in Adolescent Boys.» PsycltologicalMonograplis, vol. 75 (1961).

Mussen, PH. «Long-Term Consequences of Nasculinity of Interests in Adolescence.» Journal of Consulting Psycliology, vol.26 (1962).

Neumann, E. Tlie Origins and History of Consciousness (Bollingen Series XLII). Princeton: Princeton University Press, 1971.

Parsons, Т., and Bales, R.F. Family, Socialization, and Interaction Process. Glencoe, IL.: Free Press, 1955.

Person, E. «The Omni-Available Woman and Lesbian Sex: Two Fantasy Themes and Their Relationship to the Male Developmental Experience.» In Tlie Psycliology of Men, ed. G.I.Fogel, EM.Line and R.S.Liebert. New York: Basic Books, 1986.

Racker, H. Transference and Countertransference. London:Hogarth,1968.

Reich, A «On Countertransference.» International Journal of Psycho-Anal ysis, vol.32 (1951).

Sacher, E.J., Mackenzie, J.M.,Binstock, W.A, and Mack, J.E. «Corticosteroid Responses to the Psychotherapy of Reactive Depressions. II. Further Clinical and Physiological Implications.» Psy-cfiosomatic Medicine, vol.30 (1968)

Satinover, J. «The Mirror of Doctor Faustus: The Decline of Art in the Pursuit of Eternal Adolescense.» Quadrant, vol.17, no. 1 (1984).


БИБЛИОГРАФИЯ

Schwartz-Salant, N. Narcissism and Character Transformation: The Psyclwlo gy of Narcissistic Character Disorders. Toronto: Inner City Boocks 1982. '

Searles, H.E «The Patient as Therapist to His Analyst.» In Tactics and Technique in Psychoanalytic Therapy, Vol. II: Transference-Coun-tertransference, ed. P.Giovacchini. New York: Aronson, 1975.

Sears, P.S. «Child Rearing Factors Related to Playing of Sex-Tvped Roles.» American Psyclwlogist, vol.8 (1953).

Smith, J.H. «klentificatory Styles in Depression and Grief.» International Journal of Psycho-Analysis, vol.52 (197l).

Spitz, R. «Anaclitk Depression: An Inquiry into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood.» In Psydiodynamic Understanding of Depression, ed. W.Gaylin. New York, Aronson, 1983.

Spotnitz, H. Psyc/iothcrapy of Preoedipal Conditions. New York- Aronson 1976.

Stern, P. C.G.Jung: The Haunted Prophet. New York: Braziller, 1976.

Stein, M. «Power, Shamanism, and Maieutics in the Countertransfer-ence.» Cltiron, 1984.

Storr, A. «Review of A Secret Symmetiy: Sabina Spielrein Between Jung and Freud.» New York Times Book Review, May 16, 1982.

Ulanov, A. and Ulanov, B. Cinderella and Her Sisters: The Envied and the Envying. Philadelphia: The Westminster Press, 1983. The Witch and tlie Chun: Two Arc/ietypes of Human Sexuality. Wil-mette, IL: Chiron, 1987.

Von Franz, M.L. Redemption Motifs in Fairy Tales. Toronto: Inner City Books, 1980.

Wehr,G. Jung: A Biography. Boston: Shambhala, 1987.

Woodman, M. Tlie Ravaged Bridegroom: Masculinity in Women. Toronto: Inner City Books, 1990.

«Transference and Countertransference in Analysis Dealing with Eating Disorders.» Chiron, 1984.

Wyly, J. Tlie Phallic Qniest: Priapus and Masculine Inflation. Toronto: Inner City Boob, 1989.


ТЛОССАРИИ ЮНГИАНСКИХ ТЕРМИНОВ

Анима (Anima) (лат. «душа») — бессознательная, женская часть личности мужчины. В сновидениях анима воплощается в образе женщин. Спектр персонажей очень широк — от проститутки и соблазнительницы до духовной путеводитель-ницы (Премудрости). Анима несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской анимы отражается в отношении мужчины к женщине. Идентификация с анимой может проявляться в подверженности перепадам настроения, в изнеженности и чрезмерной чувствительности. Юнг называл аниму архетипом, самой жизни.

Анимус (Animus) (лат. «дух») — бессознательная, мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону Логоса. Идентификация с анимусом проявляется у женщины в жесткости, стремлении отстаивать свою точку зрения и склонности к аргументации. Говоря о позитивной стороне анимуса, можно представить его как внутреннего мужчину, который, подобно мосту, соединяет эго женщины с творческими ресурсами ее бессознательного.

Архетипы (Archetypes) — понятие, которое трудно представить конкретно, но их воздействие проявляется в сознании в качестве архетип ических образов и идей. Это универсальные паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного бессознательного и являются основой религий, мифов, легенд и сказок. В психике человека они возникают в снах и видениях.

Ассоциация (Association) — спонтанный поток сцепленных между собой мыслей и образов, имеющих отношение к определенной идее, обусловленной сетью бессознательных связей.


ГЛОССАРИЙ ЮНГИАНСКИХ ТЕРМИНОВ

Комплекс (Complex) — эмоционально заряженная совокупность идей и образов. В «центре» комплекса находится архетип или архетипический образ.

Констелляция (Constellation) — о констелляции (возбуждении, активном состоянии) комплекса свидетельствует сильная эмоциональная реакция на человека или ситуацию.

Эго (Ego) — центральный комплекс, существующий в поле сознания. Сильное это может объективно относиться к возбужденному содержанию бессознательного (т.е. к другим комплексам), а не идентифицироваться с ними, впадая в состояние одержимости.

Чувство (Feeling) — одна из четырех психических функций. Это рациональная функция, с помощью которой человек оценивает отношения и ситуации. Чувство следует отличать от эмоций, возникающих при наличии возбужденного комплекса.

Индивидуация (Individuation) — осознание человеком своей реальной психологической уникальности, включающее в себя как его возможности, так и ограничения. Индивидуация приводит к тому, что регулирующим центром психики становится Самость.

Инфляция (Inflation) — состояние человека, которое характеризуется далеким от реального, завышенным или заниженным (негативная инфляция), ощущением идентичности. Наличие инфляции свидетельствует о регрессии сознания в бессознательное, что обычно происходит, если эго вбирает в себя слишком много бессознательного материала и теряет способность к его различению.

Интуиция (Intuition) — одна из четырех психических функций. Это иррациональная функция, помогающая увидеть возможности, скрытые в настоящем. В отличие от ощущения (sensation — функции, связанной с восприятием существующей реальности опосредованно через органы чувств), через интуицию реальность воспринимается бессознательно, т.е. через проблески инсайтов неизвестного происхождения.

Мистическая сопричастность (Participation mistique) — понятие, введенное антропологом Леви-Брюлем, обозначающее примитивные психологические связи, приво-


Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

дящие к сильному бессознательному единению с объектами или между людьми.

Персона (Persona) (лат. «маска актера») — социальная роль человека, обусловленная его воспитанием и общественными ожиданиями. Сильное эго устанавливает связи с внешним миром при посредстве меняющейся персоны. Идентификация с конкретной персоной (врач, школьник, артист и т.п.) тормозит психологическое развитие личности.

Проекция (Projection) — процесс, в котором качество или характерное свойство субъекта воспринимается и переживается им как качество или свойство внешнего объекта или другого субъекта. Проекция анимы или анимуса на женщину или мужчину переживается как состояние влюбленности. Фрустрированные ожидания указывают человеку на необходимость возвращения проекций, чтобы устанавливать отношения с реально существующими людьми.

Вечный юноша (лат. — Puer aeternus) — говорит об определенном типе мужчины с характерной, слишком затянувшейся подростковой психологией, которая, в первую очередь, связана с. сильной бессознательной привязанностью к матери (реальной или символической). Позитивными чертами мужчин такого типа являются спонтанность и способность к изменению. Его женская противоположность (puella) — «вечная девушка» имеет соответствующую привязанность к отцовскому комплексу.

Самость (Self) — архетип целостности и регулирующий центр личности. Он переживается как трансцендентная эго трансперсональная энергия и т.п., как Бог.

Старик (лат. — Senex) — свидетельствует о привязанности к установкам, соответствующим более старшему возрасту. Негативные стороны проявляются в виде цинизма, жесткости и чрезмерного консерватизма. Позитивными чертами являются ответственность, признание субординации и самодисциплина. Хорошо сбалансированной личности соответствует весь спектр деятельности, адекватной в рамках существующих полюсов: puer-senex.

Тень (Shadow) — часть личного бессознательного, характеризующаяся как позитивными, так и негативными черта-


ГЛОССАРИЙ ЮНГИАНСКИХ ТЕРМИНОВ 221

ми и установками; сознание эго имеет тенденцию к отвержению или игнорированию этой части. В сновидениях тень символизируют образы людей того же пола, что и сам сновидец. Сознательная ассимиляция тени человеком приводит к возрастанию его психоэнергетических возможностей.

Символ (Symbol) — максимально возможное выражение некой малоизвестной сущности. Символическое мышление нелинейно, имеет отношение к правому полушарию и комплементарно линейному логическому мышлению, относящемуся к левому полушарию.

Трансцендентная функция (Transcendent function) — примиряющий «третий», возникающий из бессознательного (в виде символа или новой установки) после того, как конфликтующие противоположности были сознательно дифференцированы и между ними сохранилось определенное напряжение.

Перенос и контрперенос (Transference and countertransference) — особые разновидности проекций, которые обычно используются для описания бессознательных эмоциональных связей, возникающих в аналитических или терапевтических отношениях между аналитиком и пациентом.

Уроборос (Uroboros) — мифический змей или дракон, заглатывающий свой собственный хвост. Он является символом индивидуации как самодостаточного циклического процесса, а также символом нарциссического самопоглощения.


СОДЕРЖАНИЕ

Уоррен Штейнберг КРУГ ВНИМАНИЯ

От редактора

5 Предисловие автора к русскому изданию

8 Взгляды Юнга на перенос

21 Терапевтическое применение контрпереноса

46 Эротический и агрессивный контрперенос

70 Страх перед прогрессом терапии

85 Идеализация: клиническое определение

107 Конфликты, связанные с мужской идентичностью

130 Депрессия

174 Эпилог

210 Библиография

214 Глоссарий юнгианских терминов

218 Содержание


Уоррен Штейнберг

Date: 2015-07-27; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию