Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Послесловие. Интерес общества к частной жизни своих граждан во все эпохи человеческой истории был достаточно высок⇐ ПредыдущаяСтр 50 из 50
Интерес общества к частной жизни своих граждан во все эпохи человеческой истории был достаточно высок. Характер же этого любопытства отмечен двусмысленностью: с одной стороны, речь идет о попытке ограничить свободу индивидов (в особенности в сфере сексуальных отношений), с другой стороны, подробные предписания, касающиеся вполне естественных процессов, явно повышают их значимость и делают предметом особого внимания. В своей «Истории сексуальности» Мишель Фуко пишет: «...западный человек в течение трех веков был привязан к этой задаче: говорить все о своем сексе; начиная с классической эпохи происходило постоянное усиление и возрастание значимости дискурса о сексе». J Однако вплоть до начала XX века речь о сексе ведется лишь под знаком подавления. Симптоматично то, что одно из наиболее полных описаний многообразия сексуального опыта, принадлежащее немецкому психиатру Рихарду фон Крафт-Эбингу, выходит под названием «Половая психопатия». Тем самым прецедентные эротические типы, представленные в этой монографии, оцениваются, безусловно, как формы дегенерации. Глубоко продумав идею психоанализа, Фрейд пытается совершить один из самых радикальных своих жестов: изменить характер дискурса о сексуальности. Заявляющий себя в качестве метода, исследующего как невротическую, так и нормальную личность, психоанализ провозглашает сексуальность главным событийным пространством человеческой жизни и единственным источником мотивации человеческого поведения. Такой тезис в культурной среде произвел неоднозначное впечатление. Многие отнеслись к нему весьма
1 М. Фуко. Воля к истине. М., 1996, с. 118. скептически. Так, например, В. В. Набоков, автор «Лолиты» и «Ады», среди трех докторов, неприязни к которым он не мог побороть, неизменно называл и доктора Фрейда. Одного утверждения, однако, было недостаточно. Для обоснования психоанализа Фрейд нуждался в теории эротического, определяющей сущность полового влечения, природу мужского и женского начал, объясняющей закономерности сексуального поведения. Предметы, обычно принадлежавшие лишь литературному воображению и, собственно, жизни — вожделение, страсть, ревность, обладание, утрата — должны были превратиться в научную систему категорий. Фрейд, с его особой наивностью, которая часто выглядит как неловкое наукообразие, обладал удивительной способностью в одном акте представления соединять повседневное с категориальным. Неловкость этих симбиозов не мешала ему размышлять и впоследствии оправдывала себя внезапной эвристич-ностью вывода. Фрейду не удалось создать фундаментальный труд, посвященный проблемам сексуальности, его усилия в этом направлении нашли выражение в трех очерках, впервые опубликованных в 1905 году под общим названием «К теории полового влечения» и примыкающих к ним фрагментах «О нарциссизме», «Инфантильная генитальная организация», «Об унижении любовной жизни», «Об особом типе выбора объекта у мужчины» и небольшое эссе, публикуемое в настоящем сборнике, «Табу девственности». Идентификация полового влечения с точки зрения его природы представляется Фрейду делом весьма проблематичным, поскольку объектный критерий в данном случае оказывается неудовлетворительным. Прежде всего, аналитический ум Фрейда констатирует расщепление самого предмета (или объекта) желания на сексуальный объект, обозначающий источник соблазна, и сексуальную цель, указывающую на действия, которые необходимы влечению для того, чтобы выразить себя. В человеческом опыте и тот, и другой параметры обнаруживают чрезвычайную неустойчивость. Фрейд начинает рассуждения на эту тему с опровержения двух традиционных взглядов: человек может быть или мужчиной, или женщиной; половое влечение представляет собой биологически мотивированное стремление мужчины обладать женщиной. В действительности, говорит Фрейд, анатомия не защищает от метаморфоз. Возможен как анатомический, так и психический гермафродизм. Кроме того, большой неожиданностью для бытового понимания сексуальности становится то обстоятельство, что и мужчины, удовлетворяющие всем признакам своего пола в качестве сексуального объекта, часто выбирают совсем не женщин, а лиц своего пола. Аналогичная история возможна и с женщинами. Такая «ошибка» в выборе объекта обозначается Фрейдом термином «инверсия». Особенно странным кажется то, что «мужская проституция, предлагающая себя инвертированным, — теперь, как и в древности, — копирует во всех внешних формах платья и манеры женщин», что, собственно, и определило анекдотический и противоестественный тип гомосексуалиста в культуре. Кажется очевидным, что при сознательно ином выборе сексуального объекта инвертированного человека должен оскорблять такой образ. Однако, это происходит далеко не всегда, очень многие инвертированные продолжают испытывать очарование специфически женских черт, находимых на мужском теле: любовь к мальчикам служит наиболее удачным выражением этого феномена. Рассматривая историческое многообразие форм, в которых воплощалось половое влечение, трудно говорить о возможности какой-то сексуальной нормы. Фрейд приходит к единственно неизбежному выводу, который, однако же, делает очень осторожно: половое влечение, или либидо, не определяется целиком ни сексуальным объектом, ни сексуальной целью, то и дело допуская уклонения от них. Но чем же тогда является желание и связанное с ним любовное чувство, ко-
торое древние понимали как стремление к воссоединению с первоначальным или как созерцание эйдоса. Философия XX века предложила несколько версий ответа на этот вопрос, из которых две кажутся наиболее привлекательными: целостность любовного чувства определяется законами риторической формы, в этом смысле чувство существует лишь в «дискурсах любви» («в мире есть только разговор») и, в соответствии с другой, более аподиктичной идеей, любовь есть желание власти. В литературе тоже можно найти ряд замечательных прецедентов, имеющих непосредственное отношение к проблеме желания. Знаменитый роман «Лолита» Владимира Набокова, «Смерть в Венеции» — проникающее ранение Томаса Манна, и, наконец, бесконечная история утраты любви и обретения времени, рассказанная Марселем Прустом в его романе-эпопее «В поисках утраченного времени». Любопытно, что две из этих историй, отмеченные печатью инверсии, пожалуй, вполне строги и классичны, а третья, гетеросексуальная, напротив, наиболее деструктивна. Набоков, не любивший Фрейда за Эдипов комплекс (там, где речь идет об индивидуальности, типология невозможна) и саму попытку выразить эротическое на языке причин и следствий, создал образ пограничный, существующий за рамками общественного вкуса («Надо быть художником и сумасшедшим, игралищем бесконечных скорбей, с пузырьком горячего яда в корне тела и сверхсладострастным пламенем, вечно пылающим в чутком хребте, дабы узнать сразу, по неизъяснимым приметам — по слегка кошачьему очерку скул, по тонкости и шелковистости членов, и еще по другим признакам, перечислить которые мне запрещают отчаяние и стыд, слезы нежности -- маленького смертоносного демона в толпе обыкновенных детей...»).1 Также поступил и Томас Манн. Лолита и Тадзио — абсолютные объекты желания, никому не принадлежащие, лишенные прошлого и, тем более, 1 В. Набоков. Лолита. М., 1989, с.31. будущего. Духовная жизнь героев Набокова и Манна с исключительной силой сосредоточивается на созерцании этих хрупких носителей красоты, и благодаря этому желание достигает единства. (Дело только в том, говорит Гумберт, что я любил ее). Другая техника изображения чувства была избрана Прустом. Его герой, Марсель, проживает свою историю, собирая ее из множества других — любви Свана к Одетте, которой он в детстве был свидетелем, своего раннего увлечения Жильбертой, романов друзей и подруг, театральных впечатлений. Он все время говорит о желании как о сложном сочетании любви, нежности, жалости, ревности, заботы о славе. Читатель Пруста вполне закономерно может придти к выводу, что желание вообще не есть переживание, но особая практика взаимосвязанных признаний и преследований, где вожделение служит неким странным эквивалентом, монетой, при помощи которой осуществляются отношения. На первый взгляд, литературная модель желания не имеет ничего общего с теоретическими разработками Фрейда, но при внимательном чтении возникает иное впечатление. Исключительное внимание Фрейда к опыту перверсии объясняется, по-видимому, тем, что в нем проявляется та же черта, которая создается воображением Пруста: желание склонно к превращению. Фрейд вводит специальный термин УегзсЬте1гип§еп(спаянности, слияния), которым обозначает момент, когда превращающееся желание находит для себя язык выражения. Оно говорит знаками, обнаруживая себя в симптомах фетишизма, эксгибиционизма, некрофилии и других формах сексуальной патологии. Фрейд обращает внимание на то, что ясно осознаваемые фантазии первер-тированных по содержанию до деталей совпадают с бредовыми опасениями параноиков и бессознательными фантазиями истеричных. Перверсия открывает себя, таким образом, как своего рода «негатив невроза». Только в перверсии желание обретает способность говорить, однообразие нормального поведения исключает такую возможность. Вывод же Фрейда таков: само по себе желание не обладает целостностью, оно бескачественно, оно есть лишь совокупность частичных влечений, а то, что понимает под желанием цивилизованный мир — это «психическое представительство непрерывного внутрисоматического источника раздражения». Другими словами, та или иная психическая интерпретация странствующих энергий. Понятно, что возможности таких интерпретаций практически бесконечны. Возникает любопытная ситуация: желание у Фрейда двойственно: с одной стороны, оно лишь оценка, с другой стороны, бескачественная энергия — какой-то дефицит сущности дает о себе знать в таком описании. Ликвидировать этот недостаток позволит мощная анатомическая тема, вторгающаяся в текст Фрейда. Желание, лишаясь имени, обретает пространство обитания — человеческое тело, на котором, как на карте, Фрейд способен пунктирами и стрелками точно указать точки возникновения и пути распространения вожделений. Он знает как сделать из девочки женщину -для этого необходимо естественным путем или нежным вмешательством сместить ее эрогенную зону от клитора к влагалищу. Он знает рецепт настоящей мужественности — это безусловное господство генитальной зоны над ротовой полостью и анусом. Романы Пруста и Набокова одалживают просвещенному читателю чужую чувственность, и эмоция, которая здесь рождается, может быть повторно пережита лишь при новом погружении в книгу. Фрейд же может научить любого тому, что делать с собственным телом. Эрогенные зоны, говорит он, также не обладают жесткой анатомической фиксацией. Изобретение новых сексуальных целей ведет к появлению новых, самых неожиданных зон. Открывая Набокова, мы читаем: «Там моя красота улеглась ничком, являя мне, несметным очам, широко разверстым у меня в зрячей крови, свои приподнятые лопатки, и персиковый пушок вдоль вогнутого позвоночника, и выпуклости обтянутых черным узких ягодиц, и пляжную изнанку отроческих ляжек... Более прелестной нимфетки никогда не снилось зелено- красно-синему Приапу».1 Открывая Фрейда, находим концептуальный комментарий к только что прочитанному: при удовольствии от подглядывания или эксгибиционизме (эксгибиционизм — зеркальное отражение вуайеризма) эрогенной зоной становится глаз. Границы между культурными текстами снова нарушаются, читатель находит себя принадлежащим единому дискурсу и ощущает пульсацию многоликого, но все того же Желания. Иными словами, доктор Фрейд не то, кто просто предлагает связку ключей и отмычек к потайным дверцам человеческой природы, он говорит о том, что слово может служить не только эстетическим созерцанием, но и технологией настоящего наслаждения. От редакции 1 В.Набоков. Лолита. М., 1989, с.58. Date: 2015-07-27; view: 324; Нарушение авторских прав |