Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об особом типе выбора объекта у мужчины





До сих пор мы предоставляли только поэтам изо­бражать «условия любви», при которых люди совер­шают выбор объекта и согласуют свои мечты с дей­ствительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяю­щими им разрешить такую задачу. Обладая особо тонкой организацией, большей восприимчивостью со­кровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессо­знательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаяниях, понижается благодаря одному об­стоятельству. Цель поэта — выставить интеллектуаль­ные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить дей­ствительности, а должен изолировать отдельные ее части, разрывая мешающие связи, смягчать целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой «поэтической вольности». Поэт может про­явить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия занялась теми же вопросами, поэ­тической обработкой которых люди наслаждались ис­покон веков. Эти замещения должны служить оправ­данием строгой научной обработки и вопросов любов-

ной жизни человека. Как раз и требуется самый пол­ный отказ от «принципа наслаждения», насколько это возможно для нашей психической деятельности. Во время психоаналитического лечения у врача имеется достаточно возможности знакомиться с облас­тью любовной жизни невротиков. Такое знакомство показывает нам, что подобное же поведение в этой области можно наблюдать у среднего здорового чело­века и даже у выдающихся людей. Вследствие счаст­ливой случайности в подборе материала, благодаря накоплению однородных впечатлений перед нами вы­рисовываются определенные типы в сфере любовной жизни. Один такой мужской тип выбора объекта я хочу описать, потому что он отличается рядом таких «условий любви», сочетание которых непонятно, даже странно, и вместе с тем этот тип допускает простое психологическое объяснение.

1. Первое из этих «условий любви» можно было бы назвать специфическим; если оно имеется налицо, следует уже искать и другие отличительные признаки этого типа. Его можно назвать условием «пострадав­шего третьего». Сущность его состоит в том, что лица, о которых идет речь, никогда не избирают объектом своей любви свободную женщину, а непременно такую, на которую предъявляет права другой мужчина: суп­руг, жених или друг. Это условие оказывается в не­которых случаях настолько роковым, что на женщину сначала не обращают никакого внимания, или она даже отвергается до тех пор, пока она никому не принадлежит; но человек такого типа влюбляется тот­час же в ту же самую женщину, как только она вступит в одно из указанных отношений к какому-либо другому мужчине.

2. Второе условие, быть может, уже не такое по­стоянное, однако столь же странное. Этот тип выбора объекта имеет место только благодаря сочетанию этого условия с первым, между тем как первое условие само по себе, кажется, встречается очень часто. Второе условие состоит в том, что чистая, вне всяких подо­зрений, женщина никогда не является достаточно при-

влекательной, чтобы стать объектом любви, привле кает же в половом отношении только женщина, вну шающая подозрение, — верность и порядочность ко торой вызывает сомнения. Эта последняя особенност! может дать целый ряд переходов, начиная с легкой тени на репутации замужней женщины, которая ш прочь пофлиртовать, до открытого полигамической образа жизни кокотки или жрицы любви. Но пред ставитель нашего типа не может отказаться хотя бь от какой-нибудь особенности в таком роде. Это условю с некоторым преувеличением можно назвать «любовьн к проститутке».

Подобно тому как первое условие дает удовлетво рение враждебным чувствам по отношению к мужчине у которого отнимают любимую женщину, второе ус ловие — причастность женщины к проституции — на ходится в связи с необходимостью испытывать чувств! ревности, которое, очевидно, является потребность!«влюбленных этого типа. Только в том случае, есл! они могут ревновать, страсть их достигает наибольше! силы, женщина приобретает настоящую ценность, i они никогда не упускают возможности испытать эт< наиболее сильное чувство. Удивительно то, что рев нуют не к законному обладателю любимой женщины а к претендентам, к чужим, в близости к которым е подозревают. В резко выраженных случаях любящи] не проявляет желания быть единственным обладателе! женщины и, по-видимому, чувствует себя хорошо таком «тройственном союзе». Один из моих пациентов который сильно страдал из-за увлечений «на стороне своей дамы, ничего, однако, не имел против ее зам^; жества и всеми силами содействовал ему; по отноше нию к мужу он затем в течение многих лет не проявля. и следа ревности. В другом типичном случае нацией был — правда, вначале — при первых любовных свр зях очень ревнив к мужу и заставил свою даму от казаться от супружеских отношений с ним; но в многс численных более поздних связях он вел себя так ж«как другие, и не находил, чтобы законный супру являлся помехой.


иледующие пункты рисуют уже не условия, предъ­являемые к объекту любви, а отношения любящего к объекту своей любви.

3. В нормальной любовной жизни ценность жен­щины определяется ее непорочностью и понижается с приближением к разряду проститутки. Поэтому странным отклонением от нормального кажется то обстоятельство, что влюбленные нашего типа относят­ся к женщинам именно такого разряда как к наиболее ценным объектам любви. Любовным связям с этими женщинами они отдаются всеми силами своей души, со страстью, поглощающей все другие интересы жизни. Они и могут любить только таких женщин и всякий раз предъявляют к себе требование неизменной вер­ности, как бы часто ни нарушали ее в действитель­ности. В подобных чертах описываемых любовных отношений чрезвычайно ясно выражен навязчивый характер этих отношений, свойственный в известной степени всякому состоянию влюбленности. Не следует, однако, полагать на основании этой верности и силы привязанности, что одна-единственная любовная связь заполняет всю жизнь таких людей или она бывает только один раз в жизни. Наоборот, страстные увле­чения подобного рода повторяются с теми же особен­ностями много раз в жизни лиц такого типа, как точная копия предыдущей. Больше того, в зависимости от внешних условий, например, перемены места жи­тельства и среды, любовные объекты могут так часто сменять один другой, что из них образуется длинный ряд.

4. Более всего поражает наблюдателя проявляю­щаяся у любовников такого типа тенденция спасать возлюбленную. Мужчина убежден, что возлюбленная нуждается в нем, что без него она может потерять всякую нравственную опору и быстро опуститься до низкого уровня. Он ее спасает тем, что не оставляет ее. В некоторых случаях намерение спасти может быть оправдано ссылкой на половую неустойчивость и сомнительное общественное положение возлюблен­ной; но оно проявляется так же определенно и там,

где ссылка на действительное положение вещей не имеет места. Один из принадлежащих к описываемому типу мужчина, умевший завоевывать своих дам чрез вычайно искусными соблазнами и находчивой диалек тикой, затем делал в своих любовных связях всевоз можные усилия, чтобы при помощи им самим сочи ненных трактатов удержать очередную любовницу ш пути «добродетели».

Если бросить взгляд на отдельные черты нарисо ванной здесь картины, на условия, требующие, чтобь любимая была несвободна и принадлежала к разряду проституток, на высокую ее оценку, на потребност] испытывать чувство ревности, на верность, которая однако, сочетается с легкостью перехода от одной i другой женщине, и на намерение спасать, то кажета маловероятным, чтобы все эти особенности могли про исходить из одного источника. И все же при психо аналитическом углублении в историю жизни лиц, < которых идет речь, легко открыть такой источник Этот своеобразный выбор объекта любви и такие стран ные любовные отношения имеют то же психическо происхождение, что и любовная жизнь у нормальног человека: они происходят от детской фиксации неж ности на матери и представляют из себя одно и последствий этой фиксации. В нормальной любовно жизни сохраняется немного черт, в которых несомнек но проявляется влияние материнского прообраза н выбор объекта, вроде, например, предпочтения, окг зываемого молодыми людьми более зрелым женин-нам; следовательно, отделение любовного влечени (либидо) от матери произошло сравнительно скоре У людей нашего типа, напротив, влечение к матер и после наступления половой зрелости имело мест так долго, что у выбранных ими позже объектов любв оказываются ясно выраженные материнские призш ки, и в них легко узнать замену матери. Здесь ю прашивается сравнение с деформацией черепа нов(рожденного: после длительных родов череп новороя денного представляет собой слепок тазовых ходе матери.


На нас лежит в таком случае обязанность указать на вероятность того, что характерные черты мужчин нашего типа, условия их любви и их поведение в любви действительно происходят от материнского про­образа. Легче всего это сделать по отношению к пер­вому условию, чтобы женщина была несвободна и чтобы был пострадавший третий. Совершенно очевид­но, что у выросшего в семье ребенка неотъемлемо связан с представлением о матери тот факт, что мать принадлежит отцу, и «пострадавшим третьим» явля­ется не кто иной, как отец. Так же естественна для детских отношений переоценка, благодаря которой возлюбленная является единственной, незаменимой: ибо ни у кого не бывает больше одной матери и отношение к ней зиждется на не повторяющемся и не допускающем никакого сомнения событии (рож­дении).

Раз все объекты любви только замена матери, то понятно и «образование ряда», которое кажется столь резко противоречащим условию верности. Психоана­лиз показывает нам и на других примерах, что дей­ствующее в бессознательном незаменимое часто про­является расчлененным на бесконечный ряд — беско­нечный потому, что всякий суррогат все-таки не дает удовлетворения. Так, например, у детей в известном возрасте возникает непреодолимое желание задавать все новые и новые вопросы, и это объясняется тем, что им надо поставить один-единственный вопрос, ко­торый они не решаются задать. А болтливость неко­торых невротических больных объясняется тяжестью тайны, которую им хочется разгласить и которую, несмотря на все искушения, они все-таки не выдают.


То, однако, что избранный объект относится к проституткам, совершенно противоречит тому, что ис­точником является материнский комплекс. Сознатель­ному мышлению взрослого человека мать представля­ется личностью высокой нравственной чистоты, и не­много найдется таких внешних впечатлений, которые были бы для нас так мучительны, как сомнение в этом смысле по отношению к матери. Но как раз это

резкое противоречие между «матерью» и «проститут­кой» и побуждает нас исследовать историю развития и бессознательное взаимоотношение этих двух ком­плексов, так как мы уже давно знаем, что в бессо­знательном часто сливается воедино то, что в сознании расщеплено на два противоположных понятия. Иссле­дование возвращает нас к тому периоду жизни, когда мальчик впервые узнает подробности о половых от­ношениях между взрослыми — приблизительно к го­дам, предшествующим половой зрелости. Грубые рас­сказы, проникнутые явным намерением оскорбить и возмутить, знакомят его с тайной половой жизни и подрывают авторитет взрослых, оказывающийся не­совместимым с обнаружением их половых отношений. То обстоятельство, что эти откровения относятся к родителям, производит самое сильное впечатление на новопосвященного. Нередко слушатель прямо-таки протестует, возражая приблизительно так: весьма воз­можно, что твои родители или родители других людей проделывают между собой нечто подобное, но это со­вершенно невозможно между моими родителями.

В то же время мальчик в виде редко недостающей: звена к «ознакомлению с половым вопросом» узнав! о существовании известного рода женщин, которые благодаря своей профессии отдаются половой любви, и поэтому все их презирают. Это презрение ему самому остается чуждым; у него рождается к этим несчастным только смешанное чувство томления и жути, так кап он знает, что и он сам через них может приобщить«к половой жизни, которую считал до сих пор пре имуществом только «больших». Когда он уже пере стает сомневаться в том, что его родители не состав ляют исключения из отвратительных правил половой жизни, он цинично говорит себе, что различие междз его матерью и падшей женщиной уже не так-то велико что в сущности обе они делают одно и то же. «Про свещающие» рассказы разбудили в нем следы воспо минаний о его ранних детских летах и желаниях i оживили в нем связанные с ними переживания. Ре бенок начинает желать свою мать в этом новом смысл!

и снова начинает ненавидеть отца как соперника, стоявшего на пути к осуществлению этого желания, он попадает, как мы говорим, во власть «комплекса Эдипа». Он видит измену со стороны матери в том, что она полюбила отца, а не его, и не может этого ей простить. Эти переживания, если только они не проходят быстро, не проявляются ни в чем реально, а только изживаются в фантазиях, которые имеют своим содержанием сексуальную жизнь матери при самых разнообразных обстоятельствах; их напряжение с особенной легкостью разрешается в актах самоудов­летворения. Вследствие постоянного взаимодействия обоих побудительных мотивов этих душевных движе­ний — полового желания и жажды мести — наиболь­шим предпочтением пользуются фантазии о невернос­ти матери; любовник, с которым изменяет мать, об­ладает почти всеми чертами и собственной персоны, вернее, собственной идеализированной личности, вы­росшей с возрастом до уровня отца. То, что я в другом месте описал как «семейный роман», составляет раз­нообразные продукты этой работы фантазии и спле­тение их с разными эгоистическими интересами оп­ределенного периода жизни. Познакомившись с этой частью истории душевного развития, мы уже не можем находить непонятным и противоречивым то обстоя­тельство, что принадлежность возлюбленной к про­ституции обусловлена непосредственно влиянием ма­теринского комплекса. Описанный нами тип мужской любовной жизни носит следы этого развития, и его можно просто понять как фиксацию на фантазиях мальчика в период половой зрелости, нашедших после свое воплощение в реальной жизни. Легко допустить, что усиленный онанизм в годы переходного возраста также благоприятствует фиксации этих фантазий.

Тенденция спасать любимую женщину с такими фантазиями, разросшимися до того, что они получили власть над реальной любовной жизнью, находится как будто только в отдаленной поверхностной связи, ис­черпываемой сознательными доводами. Любимая жен­щина подвергается, мол, опасности благодаря своей

склонности к непостоянству и неверности, и вполне понятно, что любящий старается уберечь ее от опас­ности, охраняя ее добродетель и противодействуя ее дурным наклонностям. Однако изучение «покрываю­щих воспоминаний», фантазий и ночных сновидений таких лиц показывает, что здесь имеет место прекрасно удавшаяся «рационализация» бессознательного моти­ва, подобная удавшейся вторичной обработке материа­ла сновидений. На самом деле мотив спасения имеет самостоятельное значение и историю и является про­дуктом материнского или, вернее, родительского ком­плекса, когда ребенок слышит, что он обязан жизнью родителям, что мать «даровала ему жизнь», то в нем соединяются нежные чувства с душевными движения­ми, выражающими стремление быть большим и до­стичь самостоятельности, и зарождают в нем желание вернуть родителям этот дар и отплатить им тем же. Непокорность мальчика как будто выражает: мне ни­чего не надо от отца, я хочу вернуть ему все, что я ему стоил. Он рисует себе фантазии о спасении отца от смертельной опасности и таким образом расплачи­вается с ним. Эта фантазия часто переносится на императора, короля или иную знатную особу и в таком измененном виде становится доступной сознанию и даже годной для поэтической обработки. По отноше­нию к отцу преобладает угрожающее значение фан­тазии о спасении, а по адресу матери проявляется ее нежное значение. Мать подарила жизнь ребенку, и нелегко возместить такой своеобразный дар чем-нибудь равноценным. Но при незначительном изменении зна­чения слов, — что так легко удается в бессознательном и что можно уподобить сознательному слиянию поня­тий, — спасти мать приобретает значение: подарить или сделать ей ребенка, разумеется, вполне схожего с ним. Это удаление от первоначального смысла спа­сения не очень велико, изменение значения слов не­произвольно. Мать подарила ему жизнь — его собст­венную, — и за это ей дарится другая жизнь, жизнь ребенка, имеющего максимальное сходство с ним са­мим. Сын проявляет свою благодарность тем, что же-

лает иметь от матери сына, равного себе, т. е. в фан­тазии о спасении он совершенно отождествляет себя с отцом. Все влечения — нежные, благородные, по­хотливые, непокорные и самовластные находят удов­летворение в этом одном желании быть своим собст­венным отцом. Не исчезает и момент опасности при таком изменении значения; ведь самый акт рождения представляет из себя опасность, из которой спасение приходит благодаря усилиям матери. Рождение явля­ется первой жизненной опасностью и прообразом всех последующих, внушающих нам страх; переживания при рождении остаются у нас, вероятно, в том аф­фективном выражении, которое мы называем страхом. Макдуф в шотландской легенде не рожден матерью, а вырезан из утробы ее, поэтому не знал и страха.

Древний снотолкователь Артемидор был, несомнен­но, прав, утверждая, что сновидение меняет свой смысл в зависимости от личности видевшего сон. По законам выражения бессознательных мыслей «спасе­ние» может иметь различное значение в зависимости от того, фантазирует ли о нем женщина или мужчина. Оно может в равной мере иметь значение сделать ребенка — дать начало рождению (у мужчины), как и самой родить ребенка (у женщины). Особенно в связи с водой можно ясно видеть эти различные зна­чения спасения в сновидениях и в фантазиях. Если мужчина спасает во сне женщину, то это значит: он делает ее матерью, — что, согласно вышеизложенно­му, соответствует смыслу: он ее делает своею матерью. Когда женщина спасает кого-нибудь (ребенка) из воды, то этим она признает себя, подобно легенде о Моисее, родившей его матерью. Иногда фантазия о спасении отца также получает смысл нежного отношения. Тогда она выражает желание иметь отца сыном, т. е. иметь такого сына, как отец. Вследствие всех отношений мотива спасения к родительскому комплексу тенден­ция спасать возлюбленную составляет существенную черту описанного здесь любовного типа.

Я не считаю нужным приводить доказательства правильности метода моей работы, которая в данном

случае, как и при описании анальной эротики, стре­мится к тому, чтобы сначала выделить из всего ма­териала наблюдения крайне и резко очерченные типы. В обоих случаях имеется гораздо большее количество индивидов, у которых можно наблюдать только от­дельные или только не резко выраженные черты этого типа. И само собой разумеется, что лишь связное изложение всех тех наблюдений, на основании кото­рых установлены эти типы, даст нам возможность правильно их оценить.







Date: 2015-07-27; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию