Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Й семестр
ТЕМЫ И ВОПРОСЫ (с указанием персоналий):
1. Равновесие изобразительных и выразительных начал в драме: диалектика «эпоса» и «лирики» («музыкальность» как ритм и полифония). Персоналии: Гегель, Белинский, Вагнер, Ницше. 2. Действие как внутренняя и внешняя форма драмы: «подражание действию действием». Персоналии: Аристотель, Брехт. 3. Внешняя и внутренняя архитектоника драматического произведения: акт-картина-явление; монолог-диалог-ремарка-пауза. 4. Категория «драматического хронотопа» в драматургическом произведении: проблема «пространства и времени» - «единство» или «единовременность». 5. Образное и событийное моделирование действия в драме. Персоналии: 6. Природа драматического конфликта: внешняя и внутренняя коллизия. 7. Типология драматического конфликта. 8. Способы организации драматического конфликта по линии: образ – идея - персонаж (действующее лицо). 9. Коллизия и интрига в сюжетном развитии пьесы. 10. Структурообразующие и структурно содержательные элементы фабулы: «перипетия», «узнавание», «мотив выбора» и «мотив решения». 11. Драматический характер: образ - герой - действующее лицо - персонаж - роль - образ. 12. Персонаж и глубинные уровни развития действия: «мотив», «актантные модели», «типическое» и «архетипическое». 13. Дискурс и персонаж: уровни и зоны драматического выказывания. 14. Поэтика драматической композиции: структурный анализ. 15. Проблема соотношения композиционных элементов драмы с действенным (событийным) анализом пьесы. 16. Жанровая природа драматургии: комическое и трагическое. 17. Эволюция жанра: комедия. Персоналии: Аристофан, Данте, Шекспир, Мольер, Чехов. 18. Эволюция жанра: трагедия. Персоналии: Эсхил, Софокл, Еврипид, Сенека, Шекспир, Кальдерой, Корнель, Расин, Шиллер. 19. Процессы интеграции в смешанных драматических жанрах: мелодрама, трагикомедия, трагифарс. 20. Эволюция жанра: драма - от «сатировой» и «натуралистической» к «эпической». Персоналии: Дидро, Ибсен, Чехов, Шоу, Брехт. 21. Эволюция жанра: символистская драма - от «литургической» к «мистической». Персоналии: Ибсен, Метерлинк, Андреев. 22. Общая эволюция жанра: от драмы к «антидраме» экзистенциализма и абсурда. Персоналии: Сартр, Ануй, Беккет, Ионеско, Пинтер, Мрожек. 23. Форма, стиль и стилизация в драматическом искусстве: эпоха - направление - автор. 24. Текст, подтекст, контекст в драме. Персоналии: Чехов, Станиславский, Немирович-Данченко, Буткевич. 25. «Монодрамный» принцип развертывания действия в классической трагедии. Персоналии: Софокл («Эдип-царь»), Шекспир («Гамлет»), Кальдерон («Стойкий принц»), Корнель («Сид»), Расин («Федра»). 26. Свободный принцип саморазвивающегося действия в драматическом произведении. Персоналии: Шекспир («Король Лир»), Пушкин («Борис Годунов»). 27. Драматический характер в комической ситуации: комедии положений, комедии ошибок, комедия характеров. Персоналии: Менандр, Теренций, Шекспир, Мольер, Гоцци, Гольдони, Бомарше. 28. Принципы развертывания действия в комедии: темпоритмическая организация пьесы. Персоналии: Шекспир («Укрощение строптивой»), Мольер («Плутни Скапена»), Бомарше («Женитьбы Фигаро»). 29. Парадоксы и противоречия в драме романтизма (Мюссе). 30. «Фантастический реализм» в русской драматургии: от гротеска до фантасмагории «космизма». Персоналии: Гоголь («Ревизор»), Сухово-Кобылин («Смерть Тарелкина»). 31. Сравнительный анализ исследовательского метода натурализма (Золя, Доде, Боборыкин) и художественного метода русской «натуральной школы» (Гоголь, Тургенев, Сухово-Кобылин). 32. Организация действия в символистской драме. Персоналии: Метерлинк («Сестра Беатриса»), Андреев («Жизнь Человека»). 33. Ретроспективная организация действия в аналитической драме. Персоналии: Софокл («Эдип-царь»), Ибсен («Привидения»). 34. Принципы построения эпической драмы (понятие дубль-системы). Персоналии: Брехт («Мамаша Кураж ее дети»). 35. Соотношение темы и идеи в интеллектуальной драме. На примере анализа одноименных произведений: «Медея» Еврипида и Ануя; «Антигона» Софокла и Ануя. 36. Понятие стиля автора на примере драматургии А.Н. Островского. («Бесприданница», «Лес», «Снегурочка».) 37. Принципы взаимодействия фабулы и сюжета в комедии Грибоедова «Горе от ума». (На примере постановки В.Э. Мейерхольда «Горе уму».) 38.Композиционные принципы в драме абсурда. Персоналии: Беккет («В ожидании Годо»), Ионеско («Лысая певица»). 39. Миф, сказка, действительность в пьесах Шварца. «Дракон», «Обыкновенное чудо». 40. Миф, история, реальность и личность в пьесах Радзинского («Театр времен Нерона и Сенеки», «Разговоры с Сократом»). 41. Внутренний конфликт как способ поэтизации героики и быта в советской драматургии. Персоналии: Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Володин («Пять вечеров»), Вампилов («Утиная охота»). 42. Игровой театр в пьесах Горина («Дом, который построил Свифт», «Чума на оба ваших дома», «Шут Балакирев»). 43. Драматургические трансформации «женской темы» (от трагедии Еврипида до пьес Петрушевской, Разумовской, Садур).
Примерные вопросы к экзамену
Первый вопрос билета - теоретический, по содержанию курса:
1. Теория драмы. 2. Общие понятия и категории. 3. Текст. 4. Конфликт. 5. Событие. 6. Взаимоотношение сюжет – фабула. 7. Композиция. 8. Жанр. 9. Амплуа. 10. Методы анализа пьесы. 11. Идейно – тематический анализ. 12. Анализ действия пьесы. 13. Формально – композиционный анализ. 14. Актантная модель. 15. Система анализа драматургического произведения. 16. Драма как непрерывно развивающийся процесс. 17. Сценические возможности и законы театра. 18. Инсценировка. 19. Литературно-музыкальная композиция. 20. История учений о драме.
Второй вопрос билета – практический, разбор пьесы по самостоятельному выбору студента.
Кроме этого, в ответах студент должен продемонстрировать знание пьес мировой драматургии и трактатов по теории драмы, по прилагаемому списку. Для этого он может пользоваться «читательским дневником», в котором конспективно излагается содержание пьесы или трактата. «Читательский дневник» - собрание конспектов пьес и драматургических трактатов, обязательных для самостоятельного изучения, который ведет студент самостоятельно в течение всего курса дисциплины. Конспекты оформляются в свободной форме, объемом не менее 3 000 знаков (с пробелами) на каждую книгу (пьесу).
|