Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Осознавание
С развитием нашей медитации постепенно возрастает наше осознавание. Ум естественно очищается от заблуждений и неудовлетворенности, и мы прикасаемся к медитативной ясности, осознаванию, которое есть независимо от направления наших мыслей, от случающихся событий. Когда мы открываемся этому осознаванию, мы находим силу и подлинную уверенность в себе: не уверенность высокомерия, а положительное чувство, истинно интегрированное и уравновешенное. Все наши решения приходят без усилия; все наши действия возникают естественно из этого глубокого и питающего осознавания. Однако наше обычное понятие об осознавании привязано к ассоциации с объектами. Обычная тенденция ума - заглянуть вперед, предвидеть и сформировать ментальные образы - тип осознавания, всегда ориентированный на объект. Это «сансарическое» осознавание — паттерн ожидания, упражнения и наблюдения: мы наблюдаем наши концепции, наши чувства, наше прошлое, будущее. Обычно осознавание закрыто и одномерно - на этом более низком уровне осознавания наши действия удивительно предсказуемы, хотя они могут нам и не казаться такими. Это уровень запрограммированного разыгрывания игр, где наше осознавание сжато в пределах путаного лабиринта мыслей и образов, непрерывно поддерживающих одни и те же игры и стереотипы. Только с помощью спокойного, осознающего ума мы можем увидеть эти стереотипы в работе и остановить их. Это практика полноты внимания, практика - в каждый момент сознавать именно то, что случается во всех аспектах нашей жизни. Полнота внимания требует острой наблюдательности, но она должна быть свободна от интерпретации и преходящего суждения. Практикование полноты внимания развивает наше обычное осознавание до его тончайшего уровня; с помощью этого осознавания мы можем защитить себя от утраты равновесия, нарушаемого нашими мыслями и эмоциями. Благодаря развитию полноты внимания мы можем выйти за пределы наших обычных дуалистических способов мышления. У нас может быть идея недуальности, но она мало помогает нам выйти за пределы дуализма, поскольку даже концепция недуальности отделяет нас от переживания. Таким образом концепция недуальности упрочняет нашу дуалистическую систему отсчета. Обычно, что бы мы ни делали или о чем бы ни думали, мы находимся внутри идеи, в пределах рамок мысли; наше осознавание ограничено. Мы остаемся на этом уровне понимания до тех пор, пока не придет время, когда мы войдем в контакт с более широким осознаванием, не имеющим дела с субъектом или объектом, с тем осознаванием, которое за пределами нашего познавательного понимания. Это осознавание - лучшая защита всему; этим осознаванием все наше бытие защищает себя естественно. Под поверхностным уровнем игр есть ясность и чудесное осознавание, осознавание не чего-то именно, а полная открытость. Однако это трудный скачок - выйти за пределы идеи к самому переживанию. Первым препятствием является субъективная ориентация ума - зритель, независимый наблюдатель. Мы редко выходим за пределы этой части нашего эго-ума, поскольку этот наблюдатель дает нам ощущение нашего бытия как «реального». Даже в медитации нас не пускает дальше это чувство идентичности, концептуальная часть наших умов, которая говорит: «это я», тот, кто «вершит» медитацию, кто «имеет» переживание. Когда мы ищем или акцентируем медитационные переживания, мы возбуждаем качество хватания, вносящее в самую медитацию наш сансарический ум. Мы присваиваем значения инсайту, разрушая его путем обращения в объект в рамках дуализма. Пытаясь держаться за переживания, мы прерываем его. Даже высокие чувства, например блаженство, которые мы можем испытывать в медитации, несмотря на их положительность и открытость, легко могут обратиться в препятствия, если мы смотрим на них как на «цели» нашей медитации. Когда это происходит, мы проявляем тенденцию упускать целостность переживания, разбивая его на детали, которые известны нашему уму. Мы центрируемся на образах, цветах, эмоциональных взлетах. Но эти проявления - лишь иллюзорные брызги, «отходы» переживания. В конечном итоге мы осознаем, что когда мы суживаем наше видение до знакомых форм нашего сансарического мира, то, с чем бы мы ни встретились или чего бы мы ни достигли, все это может лишь повторить наши прежние переживания. Мы отрезаем себя от чего-то большего, более глубокого и открытого. Полезно помнить, что осознавание, которое мы ищем, в конце концов придет; все, что мы должны делать, - прекратить хвататься за что-либо и позволить даже прекрасным переживаниям пройти дальше. Не думайте о них, ничего не ожидайте. Просто дайте им быть - наблюдайте их возникновение, проявление и угасание. Ваш уровень концентрации будет углубляться по мере того, как ваша потребность хватать и различать будет отмирать. Существует несколько упражнений, содействующих увеличению осознавания. Однако эти техники - всего лишь инструменты. Они ведут нас к возможности испытать некоторые переживания, но переживания не зависят от техники. Техники работают, потому что переживания уже с нами, всегда доступны. Когда бы ни появилась мысль, мы обычно испытываем потребность обозначить ее ярлыком и идентифицировать ее. Пытайтесь остановить этот процесс. Хотя вы можете почувствовать мысль, увидеть ее и пережить как событие, мысль сама по себе есть проекция «наблюдателя». Мысль не отделима от «наблюдателя». Чтобы понять это, наблюдайте просто поток ментальных образов, проходящих через ваш ум. Во время прохождения прошлых и будущих образов- проекций, вклиньтесь между ними, глядя не на образы и мысли, а на того, «кто» наблюдает мысли. Попытайтесь развить чувство в отношении мыслей, наблюдающих «наблюдателя». Когда вы прямо встречаете «наблюдателя», ваше осознавание и «наблюдатель» становятся одним. Нет никакого «я», чтобы наблюдать что-то. Есть лишь наблюдение, только процесс. Нет ни субъекта, ни объекта. Процесс есть переживание... или, как вы могли бы сказать, — чистое осознавание. Внимательное наблюдение ума показывает, что ум непосредственно проявляет наши объекты переживания. Субъект и объект случаются в уме одновременно (вместе рождаются), и оба есть проявления ума Нет ни позиции, чтобы ее занимать, и нет ничего для исследования. Нет ничего, на что можно оглянуться, или что можно увидеть впереди. Отсутствие позиции, идентичности, всего того, на что опираются отношения, может показаться чрезвычайно пугающим, но, чтобы испугаться, нам нужно иметь нечто, чего бы мы боялись. В какой-то момент мы достигаем этого состояния неимения «никакой позиции», эго больше не довлеет над нами; наши тела и умы всецело открыты и восприимчивы. Опасность приходит, только когда сталкиваются две вещи. Но в этот момент чистого осознавания, за пределами дуализма, нет больше разделения на субъект и объект; не может быть никакого врага; нечего бояться. Но как можно существовать без бутафории концепций? Как такое существование может иметь для нас какое-либо значение? Поначалу трудно принять, что мы можем существовать без мыслей. Однако мы можем подойти к видению этой возможности, когда в медитации научимся входить в контакт с безмолвным состоянием между мыслями. Мы можем заглянуть в это игольное ушко; на этом пространстве можно концентрироваться. В тот самый момент, когда одна мысль угасает, уловите в этом пространстве энергию, обладающую качеством видения. Просто останьтесь в этой энергии между прошлым и будущим. Напоминание об осторожности поможет избежать заблуждения. Мы можем этот момент между прошлым и будущим назвать настоящим, но в этом действии мы всего лишь указываем. В действительности настоящего не существует, поскольку настоящее - это всегда продукт сознания, осознающего чего-то. То же можно сказать о концепции времени. Посредством концептуализации и интерпретирования нашего переживания мы создаем идею времени. Чтобы иметь переживание, мы нуждаемся в этом чувстве времени. Когда мы объединяем субъект и объект переживания, мы выходим за пределы «осознавания чего-то», мы выходим за рамки нашего обычного ума. Тогда мы больше не пойманы временем, идентичностью или ее ассоциацией.
Позволение уйти всем мыслям и образам, предоставление им возможности идти, куда они хотят, открывает, что нет ничего позади них, ни независимого наблюдателя, ни учителя, наблюдающего своих учеников за работой. Позади мыслей нет комментатора, передающего сообщения или выносящего суждения. Нет совсем никакого «позади», ни даже «меня»…. только непосредственное, истинное настоящее. Иными словами, нет ни потока времени, ни прошлого, настоящего или будущего. Все есть в моменте. Когда в ваш ум входят образы, обойдите их. Останьтесь с энергией, качеством видения самой мысли. Постепенно прочувствуйте открытость, являющуюся частью мысли, пустое место. Смотрите на эту открытость и расширяйте ее. Во время такого «видения» важно также слушать. Когда мы видим таким образом, мы чувствуем так, как будто мы слышим своими глазами; если наши глаза освобождены от напряжения и релаксированы, качество видения становится качеством слышания. Теперь останьтесь в этом месте. В момент прихода мыслей и концепций постарайтесь увидеть их качество жизненности. Каждая отдельная мысль имеет ядро энергии, центр силы и осознавания, который мы можем легко обнаружить, как только отложим в сторону идеи о делании или достижении. Энергия в центре просто открывает себя. Это - бытие. Бытие не нуждается ни в каких улучшениях; оно не нуждается ни в каком делании или движении. Бытие — это ни прошлое, ни будущее, ни даже настоящее. Однако мы можем расширить это состояние осознавания. Сначала найдите небольшие пробелы, промежутки, маленькие точки входа, которые вы научитесь опознавать. Затем увеличьте эти промежутки, пока они не расширятся до единого целого. Поначалу вы заметите, что вы наблюдаете, устанавливая связь с ситуацией. Позднее вы можете вовлечь целиком тело и ум; все становится частью осознавания. Вы можете расширить его за пределы тела, комнаты. Этому нет границ. Вы одно с вашим переживанием. Это суть медитационная практика: расширение, сжатие и снова расширение этого состояния осознавания. Это изначальное осознавание не принадлежит чему бы то ни было, ни нам, ни какому-то месту или какому-либо времени. Никто не владеет им. Это совершенно открытое, новое измерение. Это универсальный уровень осознавания включает все - индивидуальное сознание охватывает все сознание. Ничто не отвергается или не исключается; все ясно. Мы становимся очень ясными, всецело уравновешенными. По мере расширения этого изначального ведения мы обнаруживаем, что в каждой жизненной ситуации наши действия гармоничны. Не стесненные больше концепциями о должном порядке вещей, мы можем так эффективно действовать, как нам раньше и не снилось. Единые с каждой ситуацией, мы отзываемся в полной гармонии. Наше осознавание имеет динамическое качество, уравновешивая нас таким образом, что это позволяет течь нашим энергиям свободно и плавно. В этом релаксированном медитативном состоянии мы вступаем в полное богатство и глубину переживания. Это красота и потенциал бытия. . Иллюзия «теперь» В наши дни много говорят о важности проживания в настоящем, о «здесь» и «теперь». Но есть ли в действительности какое-либо «теперь»? Если мы очень внимательно посмотрим именно на то, чем является «теперь», мы можем прийти к заключению, что его не существует. Мы можем увидеть, что нет «настоящего». Первоначально это кажется абсурдным: у меня есть мысли теперь, сейчас, и они приходят ко мне здесь. Какое бы переживание ни испытывалось, оно очевидно случается сейчас. Я — здесь; вы — там. Я могу говорить вам, вы можете говорить мне. Нет никакого сомнения, что мы оба считаем друг друга реальными. Это все очень просто. Однако для каждого из нас реальность различна. Я со своей точки зрения вижу одно, вы со своей другое. С моей точки зрения, я — субъект переживания, а вы - объект. Для вас, конечно, это наоборот. Никто из нас не переживает одну и ту же реальность. Даже если мы пытаемся абсолютно точно дублировать обстоятельства особого переживания, оно никогда не будет точно таким же. Даже если мы смогли бы кому-нибудь «дать» свое переживание, для него оно не было бы тем же самым, поскольку он бы видел его со своей собственной точки зрения. Наши переживания, наши реальности зависят от индивидуального сознания. А насколько стабильно это сознание? Нар котики, болезнь, нервное возбуждение, жара, усталость — все может сильно повлиять на наши умы. Мы можем увидеть драконов, цветные орнаменты, двигающуюся комнату. Мы знаем, что эти переживания нереальны... но что есть реальное? Наши ощущения, восприятия, мысли, познавания, воспоминания, переживания, чувства, концепции, эмоции - все формируются в паттерн, так же, как структура цветка представляет собой паттерн. Если мы, для того чтобы увидеть, как устроен цветок, рассекаем его на части, это больше не цветок. Подобным образом, когда мы разделяем наше переживание на составные «части», это уже не то же самое переживание. Наше обычное переживание выпадает в дуалистический паттерн: мы разделяем мир на переживающего («я», субъект) и то, что переживается («оно», объект). Как только у нас появляется некоторое переживание, «я» (субъект) думает о переживании или как-то рассматривает переживание (объект). Но наши мысли - лишь отражения переживания, они не могут быть самим переживанием. Вместо того чтобы быть единственными в своем роде (независимыми) «системами отсчета» опыта, наши переживания накладываются одно на другое. При попытке классифицировать и привести в порядок переживания мы лишь создаем путаницу наслоений и разделений. Мы можем обвинять в этом беспорядке сложности современной жизни. Чтобы жить в «настоящем», мы пытаемся упростить свои жизни, отказываясь от нашей ответственности. Но такое проживание в «настоящем» все еще оборачивается хватанием за переживание, все еще есть субъект, рассматривающий объект. Сами наши идеи относительно того, что это значит - быть в «настоящем» или быть здесь «теперь», - пускают корни и запутывают нас своей сложностью. где этот ум, мой ум, в котором, по моему убеждению, появляются идеи и переживания? Мысли существуют; у нас есть чувство настоящего; у нас есть сознание. Но когда мы пытаемся зафиксировать наше переживание, мы в нашем описании переживания не можем найти ничего действительно реального. То, что мы находим, никогда не было реальностью переживания, а является всего лишь неким набором концепций, построенных нами о нашем переживании. Когда мы пытаемся жить в «настоящем», мы намереваемся выйти за пределы концепций, за пределы времени, за границы наших обычных переживаний, но все, что мы делаем в нашем усердном ожидании, - это укрепляем свой дуалистический ум. Итак, как же выйти за пределы этой плоскости или относительной области, когда даже желание выйти за ее пределы оборачивается в помеху этому действию? Первый шаг - осознать, что все вещи, принадлежащие относительной сфере, включая язык, идеи и концепции, являются формами, подобно облакам в небе. Они выглядят плотными, они имеют различные очертания, они подвижны, однако они не столь сильно отличаются от неба, в котором проплывают. Таким же образом мы посредством наших эмоций, образов и концепций задаем формы нашим различным переживаниям. Мы разрабатываем «сюжетные линии», имеющие сходство с облачными драконами, извивающимися в небе. Обычно мы считаем эти «облачные» переживания реальными объектами, отдельными от нас. Но если мы понимаем, что они — поверхностные проявления, мы можем расслабиться и установить контакт с тонким пространством за пределами «облакоподобных» концепций и «облакоподобных» эмоций, с пространством, где нет дуальности субъекта и объекта. Поначалу трудно допустить существование этого пустого пространства. Поскольку мы не развили требуемый вид восприятия, мы с трудом понимаем переживание. Так что сначала нам необходимо достигнуть интеллектуального понимания; после этого мы можем открыться подлинному переживанию через медитацию. В один момент интеллектуальное понимание поддерживает; в другой — переживание инспирирует более глубокое понимание. Они углубляются совместно, во взаимной поддержке. Наше интеллектуальное понимание - это тестирующий механизм, разрабатывающий средства испытания вещей логическим способом. Это важная способность, но в определенной точке она все меньше и меньше заслуживает доверия, потому что концепции и логика уводят нас лишь все дальше. Только переживание может вывести нас за пределы образов, за границы концепций и слов, за пределы времени. Но это не наша обычная идея о переживании... это чистое осознавание. Благодаря помощи медитации мы позволяем нашим концепциям и идеям уступить открытому осознаванию. В медитации мы входим в теснейший контакт с той испытывающей переживание стороной нас, где может быть найдено просветление, более высокое сознание. Когда мы входим непосредственно в какой- либо момент, когда мы растворяем формы или «облака» концепций и уступаем чистому переживанию, мы открываем наш великий источник, просветленное пространство. Мы можем вскрыть недра нашего переживания с тем, чтобы найти это огромное сокровище, которое лежит внутри каждой мысли. Как только возникает это понимание, все становится частью медитации. Мы центрированы в непосредственности переживания и, однако, все еще участвуем в его внешних формах, используя концепции, жесты и т.д., чтобы проявить наше внутреннее переживание. Такое понимание суть подлинная интеграция, действительная связь всего нашего бытия с реальностью переживания, с «теперь», которое не ограничено временем или пространством. Существует возможность открыть эту «реальность», это «теперь» во время медитации. Мы находим ее в пространстве как внутри, так и между мыслями: это пространство — тихое, спокойное «основание», являющееся базисом сознания. Это «основание» всецело восприимчиво; туда погружается вся информация от наших чувств, подобно семенам, разбросанным в поле. Эти «семена» включают все переживания и всякое ментальное действие, положительное и отрицательное; все насаждается в эту «почву». При правильных условиях «семена» дают ростки. Эти всходы, это прорастание к жизни есть отработка кармы. У каждого из нас одна и та же «почва». Тогда карма является импульсом, трансформирующим это основание-сознание в уникальное сознание каждой индивидуальности, давая рост индивидуализированному сознанию сансары. Сознание, взятое само по себе, не имеет определяющих характеристик. Мы можем сказать, что это его «нирванический» аспект. Однако то же мы можем сказать и о «сансарическом» сознании... единственная разница в том, что в сансарической сфере мысли создают дуализм, чувство субъекта и объекта и чувство разделенности между ними. Наше обычное «теперь» различает между «этим» присутствием теперь-ности и «тем» присутствием теперь-ности. Так что, прежде чем мы сможем действительно пережить «присутствие осознавания», необходимо преодолеть эти концепции и этот процесс различения. Но пока этого не произошло, мы никогда не сможем быть уверены - обнаруживает наше сознание реальность или иллюзию. Есть притча о пастухе, который хотел научиться медитировать. Однако это было трудно, так как всю свою жизнь он гонял коров и знал лишь коровьи тропы. Однажды его учитель Нагарджуна спросил о том, как продвигается его практика в медитации. Пастух ответил, что, когда бы он ни пытался медитировать, ему на ум приходят только коровьи морды. Нагарджуна спросил: «Можешь ли ты думать еще живее о том, что ты видишь? Смог бы ты практиковать эту визуализацию в течение шести месяцев?» Человек ответил утвердительно. Ежедневно в течение восьми часов пастух настойчиво концентрировался на визуализировании коровьей морды. Через шесть месяцев лицо человека стало очень походить на коровье. У него даже выросли рога! Когда Нагарджуна вернулся и сказал пастуху, что пришло время выйти из дома, тот ответил, что не может, потому что его рога слишком велики, чтобы пройти через дверь. Тогда Нагарджуна предложил ему медитировать снова таким же образом, но визуализировать корову без рогов. Через несколько дней рога исчезли, и человек смог покинуть свой дом. Нагарджуна почувствовал, что в этот момент пастух готов воспринять более высокое учение. Вот таким образом работает сознание. Оно может создать иллюзию и превратить мир в сансару. Однако то же сознание может пройти сквозь иллюзию, и мир осознается как нирвана. Средства к осуществлению и того, и другого лежат целиком внутри нас, и выбор здесь исключительно за нами, Date: 2015-07-27; view: 343; Нарушение авторских прав |