Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархическая структура личности Платонова





*Краткое название подструктуры - подструктура направленности, подструктура опыта,

подструктура форм отражения, подструктура биологических, конституциональных свойств

 

*К данной подструктуре относятся - убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы, умения, знания, навыки, привычки, познавательные процессы (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства

*Соотношение биологического и социального - социальный уровень, соц.-биологический уровень, биосоциальный уровень,биологический уровень

 

вопрос 51. Самосознание как "ядро" сознания. Образы "Я" (элементы Я-концепции)

Самосознание личности — это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

 

Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего «Я» постепенно возникает обобщенный образ своего «Я», много единичных конкретных образов «Я» Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики,

мировосприятие в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

три составляющих:

Когнитивная составляющая, или образ «Я», включает представления индивида о самом себе.

«Я»-реальное, представления индивида о себе в настоящем, текущем времени

«Я»-идеальное — представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. 
 самооценка - возникает на основе работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется.

Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми.

Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно

объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств.

Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной.

 

вопрос 52. Психологическое пространство личности и ее границы.

«Личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечелове-

ческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое»

Курт Левин - средой обитания личности является те фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение.

Новорожденный ребенк плохо выделяет границы своего тела, у него нет представлений о прошлом и будущем. По мере взросления детей у них происходит расширение жизненного пространства во времени и в пространстве. Реальный уровень связан с отражением реальных событий, происходящих в физическом и социальном мирах, ирреальный наполнен фантазиями, желаниями и страхами.

Характеристики жизненного пространства личности - степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.

Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:

объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства; 
 степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим; 
 зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

вопрос 53. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальной роли.

«Личность — это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечелове-

ческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое»


Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе - с оциальный статус - отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях).

Предписанный – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д.

Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые

характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.).

Профессионально-должностной – это базисный статус личности, чаще всего для взрослого человека, являющийся основой интегрального статуса.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

Ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Общество при этом следит, чтобы все делалось "как надо".

Эмоциональность. Некоторые роли (медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. 
 Мотивация, Разные роли обусловлены различными мотивами - предприимчивый человек поглощен собственными интересами – его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль.

 

вопрос 54. Основные подходы к исследованию индивидуальности.

Индивидуальность -

Ананьева -компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых отношений.) и субъекта деятельности (совокупность деятельностей и меры их продуктивности).

Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, но индивидуальность — не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются ценности, притязания и самооценка.

В индивидуальности интегрируются три формы развития:

 основная форма развития индивидных свойств — онтогенез;

 основная форма развития личностных свойств — жизненный путь человека в обществе


 форма развития субъектных свойств — история деятельности человека в обществе, история формирования его профессиональной деятельности.

Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомерной системы, развитие и формирование которой подчиняется определенным законам. Важным индикатором человеческой индивидуальности является активность созидающей, творческой деятельности человека — поступки человека, поступки гражданского характера (отражающие отношение человека к своему долгу гражданина), коммуникативные

(отражающие отношения в сфере общения), трудовые (в форме различного рода

профессиональных действий). «Вызревание» поступков происходит в сфере переживаний личности, в результате активной внутренней работы.







Date: 2015-07-27; view: 661; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию