Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация
Внимание= выделение актуальных, личностно значимых сигналов. Сквозной психический процесс, присутствующий на всех уровнях психической организации. Он определяет направленность психической деятельности и ее сосредоточенность на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Эмпирические характеристики внимания. 1.Общая направленность внимания=область потенциальных объектов внимания. Внимание может быть - однонаправленным и распределяемым, направленным вовне и внутрь, на процесс деятельности и на результат. 2.Степень внимания (интенсивность внимания) – степень ясности и отчетливости содержания, находящегося в фокусе сознательного опыта. Это количество ресурсов, вкладываемых в переработку информации. Оценивается по уровню и глубине этой переработки. Различают: * поверхностное внимание; * глубокое внимание. 3. Объем внимания - это количество однородных предметов, которые охватывают внимание в единицу времени. У взрослых он составляет - 4-5 объектов, у детей 2-3 объекта, не связанных между собой. Объем и степень внимания обратно пропорциональны. При увеличении объема внимания степень внимания уменьшается. Повышение интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия называют концентрация внимания. Согласно принципу доминанты А.А.Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
4.Колебание внимания - это непроизвольное изменение степени внимания. Внимание подвержено периодическим колебаниям с периодом 2 - 3 секунды, мах 12 сек. Эти колебания связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Колебания можно рассматривать как смену фигуро-фоновых отношений.
5.Устойчивость внимания - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими и центральными факторами. Длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л.Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Устойчивость внимания зависит: · особенностей стимула; · от личностных особенностей (интереса к объекту); · введение мыслительного компонента.
6.Распределение внимания проявляется в одновременном совершении нескольких рядов действий или слежении за несколькими независимыми процессами. Этаспособность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно зависит от степени автоматизированности действий от связанности объектов. Она весьма упражняема.
7.Переключаемость внимания - это способность быстро выключаться из одних условий и включаться в новые, скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Данная способность также упражняема.
Классификация видов внимания. По критерию объектов, на которые направлено внимание. Внимание может быть: * сенсорное (чувственное внимание), направленное на образы ощущений и восприятий. - содержание этого процесса наполняется ощущениями и восприятиямий. * умственное или интеллектуальное, направленное на процесс или результат умственной деятельности или продукты воображения. * Исполнительное, направленное на представление движений. * аффективное, направленное на эмоции и чувства.
2. По критерию сопутствующего переживания интереса. Внимание делят на: · непосредственное (объекты интересны сами по себе); · опосредованное или производное - интерес как бы одалживается (сами объекты мало интересны, но они связаны с чем-то значимым для личности) 3. По критерию переживания усилия. В связи с этим внимание может быть: · непроизвольное - пассивное, рефлекторное. · произвольное - активное всегда сопровождается чувством усилия. Служит для достижения заранее поставленной цели. Разделяют на три разновидности произвольного внимания: а) собственно произвольное внимание. Служит для достижения заранее поставленной цели. б) волевое - сопровождается чувством усилия, борьбы с самим собой, чувством напряжения. в) выжидательное внимание проявляется в операторской работе при решении задачи ожидания объекта. Типы внимания. Выделяют внимание: * широкое и узкое; * хорошо и плохо распределяемое; * быстро и медленно переключаемое; * устойчивое и неустойчивое; В более общей типологии выделяют внимание: * объективного типа (человек обращает внимание на внешний мир и на какие то конкретные детали, оно, как правило, пристальное). * субъективного типа (человек схватывает ситуацию в целом). это направленность и сосредоточенность психической активности на каком-либо предмете либо действии, сквозной процесс психики Функции: Активирует нужные и тормозит ненужные психологические и физиологические процессы Способствует целенаправленному отбору поступающей информации Обеспечивает длительную сосредоточенность на одном и том же объекте Классификация по Ланге: *внимание как результат двигательного приспособления - мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия. вним. как результ. ограниченности объема сознания - интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные. Вним. как результ. эмоций - внимание находится в зависимости от эмоциональной окраски представления. вним. как результ. опперцепции (жизненного опыта индивида) вним. как особая активная способность духа. вним. как усиление нервной раздражительности (центральной нервной системы) теория нервного подавления - основной факт внимания - один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиолог.процессы - факт особой концентрации сознания.
33. Описания структуры интеллекта. Основные подходы к исследованию интеллекта. Интеллект (понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Структура (строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Айзенку (взаиморасположение, ум) — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ. Гарднеру — модель интеллекта; cостоит из независимых друг от друга модулей: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический, музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный; восприятие, запоминание, учение. Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта: текучий - существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, кристаллизованный в котором отражен прошлый опыт. Все теории интеллекта можно разделить на: факторные (двухфакторные,многофакторные) иерархические. Эмоциона́льныйинтелле́кт - группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими. Составляющие ЭИ: самосознание самоконтроль эмпатия навыки отношений мотивация. Тесты на иссл. интеллекта: вербальные (тест классификации слов) невербальные (матрицы Равена) индивидуальные (шкалы Векслера) групповые (армейский тест Альфа). Билет 34. Сущность и функции эмоций. Классификации эмоций. Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий. Побудительная функция -побуждение к действию, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него». Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур.эмоциональная возбудимость обеспечивает человека в эффективности работе. Регулирующая функция. на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно. Защитная функция - сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Классификации * Аффект – мощная эмоциональная реакция: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность. * Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. * Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Date: 2015-07-27; view: 1705; Нарушение авторских прав |