Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация





 

Внимание= выделение актуальных, личностно значимых сигналов. Сквозной психический процесс, присутствующий на всех уровнях психической организации. Он определяет направленность психической деятельности и ее сосредоточенность на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Эмпирические характеристики внимания. 1.Общая направленность внимания=область потенциальных объектов внимания. Внимание может быть - однонаправленным и распределяемым, направленным вовне и внутрь, на процесс деятельности и на результат. 2.Степень внимания (интенсивность внимания) – степень ясности и отчетливости содержания, находящегося в фокусе сознательного опыта. Это количество ресурсов, вкладываемых в переработку информации. Оценивается по уровню и глубине этой переработки. Различают: * поверхностное внимание; * глубокое внимание. 3. Объем внимания - это количество однородных предметов, которые охватывают внимание в единицу времени. У взрослых он составляет - 4-5 объектов, у детей 2-3 объекта, не связанных между собой. Объем и степень внимания обратно пропорциональны. При увеличении объема внимания степень внимания уменьшается. Повышение интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия называют концентрация внимания. Согласно принципу доминанты А.А.Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

 

4.Колебание внимания - это непроизвольное изменение степени внимания. Внимание подвержено периодическим колебаниям с периодом 2 - 3 секунды, мах 12 сек. Эти колебания связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Колебания можно рассматривать как смену фигуро-фоновых отношений.

 

5.Устойчивость внимания - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими и центральными факторами. Длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л.Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание.

Устойчивость внимания зависит:

· особенностей стимула;

· от личностных особенностей (интереса к объекту);

· введение мыслительного компонента.

 

6.Распределение внимания проявляется в одновременном совершении нескольких рядов действий или слежении за несколькими независимыми процессами. Этаспособность удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно зависит от степени автоматизированности действий от связанности объектов. Она весьма упражняема.

 

7.Переключаемость внимания - это способность быстро выключаться из одних условий и включаться в новые, скорость перехода от одного вида деятельности к другому. Данная способность также упражняема.

 

Классификация видов внимания.

По критерию объектов, на которые направлено внимание. Внимание может быть:

* сенсорное (чувственное внимание), направленное на образы ощущений и восприятий. - содержание этого процесса наполняется ощущениями и восприятиямий.

* умственное или интеллектуальное, направленное на процесс или результат умственной деятельности или продукты воображения.

* Исполнительное, направленное на представление движений.

* аффективное, направленное на эмоции и чувства.

 

 

2. По критерию сопутствующего переживания интереса. Внимание делят на:

· непосредственное (объекты интересны сами по себе);

· опосредованное или производное - интерес как бы одалживается (сами объекты мало интересны, но они связаны с чем-то значимым для личности)

3. По критерию переживания усилия. В связи с этим внимание может быть:

· непроизвольное - пассивное, рефлекторное.

· произвольное - активное всегда сопровождается чувством усилия. Служит для достижения заранее поставленной цели. Разделяют на три разновидности произвольного внимания:

а) собственно произвольное внимание. Служит для достижения заранее поставленной цели.

б) волевое - сопровождается чувством усилия, борьбы с самим собой, чувством напряжения.

в) выжидательное внимание проявляется в операторской работе при решении задачи ожидания объекта.

Типы внимания.

Выделяют внимание:

* широкое и узкое;

* хорошо и плохо распределяемое;

* быстро и медленно переключаемое;

* устойчивое и неустойчивое;

В более общей типологии выделяют внимание:

* объективного типа (человек обращает внимание на внешний мир и на какие то конкретные детали, оно, как правило, пристальное).


* субъективного типа (человек схватывает ситуацию в целом).

это направленность и сосредоточенность психической активности на каком-либо предмете либо действии, сквозной процесс психики

Функции:

 Активирует нужные и тормозит ненужные психологические и физиологические процессы

 Способствует целенаправленному отбору поступающей информации

 Обеспечивает длительную сосредоточенность на одном и том же объекте

Классификация по Ланге:

*внимание как результат двигательного приспособления - мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

вним. как результ. ограниченности объема сознания - интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

Вним. как результ. эмоций - внимание находится в зависимости от эмоциональной окраски представления.

вним. как результ. опперцепции (жизненного опыта индивида)

вним. как особая активная способность духа.

вним. как усиление нервной раздражительности (центральной нервной системы)

теория нервного подавления - основной факт внимания - один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиолог.процессы - факт особой концентрации сознания.

 

33. Описания структуры интеллекта. Основные подходы к исследованию интеллекта.

Интеллект (понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Структура (строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей

и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е.

сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Айзенку (взаиморасположение, ум) — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как  скорость интеллектуальных операций,  настойчивость и  склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

Гарднеру — модель интеллекта; cостоит из независимых друг от друга

модулей:  формально-лингвистический,  пространственный,  логико-математический,

 музыкальный,  двигательный,  межличностный,  внутриличностный;  восприятие,

 запоминание,  учение.

Кеттелу — факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта:

текучий - существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям,

кристаллизованный в котором отражен прошлый опыт. 
 Все теории интеллекта можно разделить на:  факторные (двухфакторные,многофакторные)  иерархические.
 Эмоциона́льныйинтелле́кт - группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих. Люди с высоким

уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.


Составляющие ЭИ:  самосознание  самоконтроль  эмпатия навыки отношений

мотивация.
 Тесты на иссл. интеллекта:  вербальные (тест классификации слов)  невербальные (матрицы Равена)  индивидуальные (шкалы Векслера)  групповые (армейский тест Альфа).

 Билет 34. Сущность и функции эмоций. Классификации эмоций.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.

Побудительная функция -побуждение к действию, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур.эмоциональная возбудимость обеспечивает человека в эффективности работе. 
 Регулирующая функция. на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.

Защитная функция - сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи.

Классификации * Аффект – мощная эмоциональная реакция: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

* Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на

свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

Чувства еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. 
 * Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.







Date: 2015-07-27; view: 1705; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию