Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная организация как система





 

 

Объектом нашего изучения являются организационные системы, т.е. системы, которым присуща функция управления (соз­нательная, целенаправленная деятельность) и в которых главными элементами являются люди.

Любая система, в набор элементов которой входит человек, называ­ется социальной. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важней­шими отношениями в них выступают социальные и экономические.

Говоря о социальной системе, будем представлять ее как динамиче­скую систему, т.е. систему, изменяющуюся во времени. Как правило, это нелинейные системы, с нелинейными взаимодействиями и нелинейными законами развития, для которых имеет смысл использование поня­тия «траектория развития».

Происходящие изменения в системе накапливаются, в результате система теряет стабильность и переходит на другую траекторию и раз­вивается дальше в других границах стабильности. Такую потерю ста­бильности в теории систем называют бифуркацией, а момент перелома траектории, или перехода, называют точкой бифуркации. Исходя из внешних и внутренних условий, конкретная система может проходить несколько состояний бифуркации, что в конце концов определит траек­торию ее жизненного цикла. Несколько вариантов возможных траекто­рий развития некой сложной системы представлены на рисунке:

 

Рисунок: Множество возможных аттракторов и фактическая траектория развития системы:0 — один из основных параметров, характеризующих развитие системы; 1-6 — воз­можные траектории развития системы; А, Б — возможные варианты фактического развития системы.

Рассмотрим вариант А.,исходя из совокупности внешних и внут­ренних условий на момент зарождения системы, начало ее развития идет по траектории 5, но очень быстро происходят изменения каких-то важных параметров для ее развития во внешней или внутренней среде. Система вынуждена перейти на ближайшую к ней траекторию 4, соот­ветствующую новым условиям. Какое-то время система более или ме­нее стабильно развивается, но изменения, происходящие во внешней среде (например, товар или услуги, которые производит эта бизнес-система, перестают удовлетворять потребителя, или цены на сырье подскочили в несколько раз и т.п.), так быстро накапливаются, что управляющая подсистема не успевает принять своевременные, эффек­тивные решения и бизнес-система скатывается вниз.

Совсем по-другому развивается система по варианту Б. Свой путь она начинает с траектории 2, но, сумев вписаться во внешнюю среду и оптимизировать внутренние процессы, она переходит на более вы­сокий уровень организации и занимает траекторию 3.

Предвидя изменения, происходящие на рынке товаров, услуг или поставщиков, управляющая подсистема вовремя делает ставку на но­вовведения (новый товар, новую услугу) и не только остается на рынке, но и занимает более выгодную нишу. Предвидеть развитие бизнес-системы могут хорошо образованные менеджеры, умеющие систем­но мыслить.

При исследовании поведения социальных систем следует помнить, что любая рассматриваемая система всего лишь элемент некоторой другой, тоже нелинейной динамической системы. И эти системы, раз­виваясь по собственным законам, определяют многие свойства и об­стоятельства развития своих подсистем.

Любая социальная система представляет собой некую целостность, у которой, как при эволюции любой нелинейной динамической сис­темы, периоды спокойного развития, когда происходит медленное на­копление изменений, сменяются периодом бифуркаций, периодом перехода из одного канала развития в другой. Таким образом, развитие социальной системы, как и любой другой сложной динамической сис­темы, происходит по следующей схеме. До какого-то времени система эволюционирует по заданной траектории развития: происходит мед­ленное накопление новых особенностей и в какой-то момент ее разви­тие теряет устойчивость или согласованность с развитием системы высшего уровня и происходит переход на новую траекторию развития.

Понятия «организация», «организационная система» и «социаль­ная система» в контексте данного учебного пособия являются сино­нимами, так как ориентируют науку и практику прежде всего на по­иски закономерностей механизмов соединения разнородных компо­нентов в единое, целостное эффективное образование. В последние де­сятилетия важнейшими становятся отношения экологические, как от­ношения между Человеком и Природой. Поэтому появилась необходи­мость рассматривать организацию как социо-эколого-экономическую систему. Основной целью таких систем является вписанность их в при­родные комплексы, в биосферу.

Как видим, принцип усложнения организационных форм в про­цессе эволюции распространяется не только на природные, но и на социальные системы. При этом адекватно этим усложнениям долж­ны изменяться и подходы к организации и управлению. Увеличива­ется объем оперативной и структурной информации о системах, ус­ложняются процедуры, позволяющие принимать оптимальные реше­ния, а в силу того, что значительно сложнее становится внутренняя и внешняя среда, большие трудности возникают и при реализации решений. Организационной системе присущи все основные свойства и признаки сложных систем,

Для того чтобы любая большая социальная система могла функ­ционировать, достичь определенных целей, необходима управляющая подсистема. Таким образом, организационную систему можно разде­лить на две подсистемы — управляющую и управляемую. В свою оче­редь в управляющей подсистеме можно выделить два блока: блок определения целей и блок регулирования. Функции управляющей системы выполняет система органов управления (формирование целей, планирование, координация, контроль...). Управляемая под­система, как правило, состоит из трех блоков: основное производ­ство; вспомогательное производство и блок по обслуживанию дея­тельности. Общая схема производственной компании как организа­ционной системы приведена на рисунке:

 

 

Организация находится в постоянном движении, нет «неподвиж­ного состояния вещей», но есть относительно устойчивые их состоя­ния. Выше, рассматривая понятие «организация», мы говорили, что, с одной стороны, это объект, с другой — процесс. Если объект характе­ризуется уровнями организации, то процессы различаются темпами, интенсивностью информационных потоков, изменяющих эти уровни. Именно в информационном аспекте проявляется взаимосвязь объек­тов и процессов. Действительно, оперативная, рабочая информация,отражающая содержание всевозможных процессов, рождает, форми­рует и совершенствует различные, относительно устойчивые структу­ры. В свою очередь образовавшиеся вновь структуры (объекты) вы­зывают новые циклы оперативной информации.

Социально-экономические системы — открытые системы. Они свободно обмениваются с внешней средой и с другими системами энергией, материальными потоками и информацией. Деловая орга­низация — прежде всего открытая система. Успех фирмы связывает­ся с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду — экономическую, научно-техническую, социально-политическую. Вся внутрифирменная структура управления выстраивается согласно этим внешним условиям, а изменения, происходящие в ней, есть не что иное, как ответ фирмы на изменения во внешней среде. Говоря о социальных системах как об открытых, следует помнить, что любая такая система имеет границы, которые определяются пределом рас­пространения внутреннего управляющего воздействия самой систе­мы. А внешней средой системы является область вне реализации внутреннего управляющего воздействия системы, т.е. область, не находящаяся под контролем лица, принимающего решение (ЛПР).

В организации переплетаются и уживаются интересы личностей и групп, устанавливаются правила и нормы отношений, дисциплина и творчество. У каждой организации — своя миссия, культура, имидж. Организации изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить. Класс социаль­но-экономических систем несравненно сложнее, чем класс социо-технических систем. Дело в том, что если в последних управляемой подсистемой является техника, управление носит детерминирован­ный характер, т.е. человек задает команду — машина реагирует опре­деленным образом, то в социальных системах за функции управления, исполнения, контроля отвечает человек, он является и субъектом, и объектом управления. Свобода воли и разнообразие индивидуумов не позволяют получать на выходе определенный результат. Такие систе­мы, как мы уже говорили выше, относятся к классу наиболее слож­ных, вероятностных систем.

Долгое время экономические системы рассматривали как полу­закрытые, а порой и как закрытые системы, и это приводило к аб­сурдным решениям. Командно-административная система в быв­шем СССР как сугубо закрытое, жестко детерминированное обра­зование, с людьми- винтиками сама себя лишила возможности раз­нообразия и отбора лучшего. Она гасила инициативу, проявление ак­тивности, изжила предпринимательство. Идеология управления пред­приятием, отраслью, страной, как закрытой системой, привела к абсурдным решениям. Можно вспомнить десятки таких решений. Например, абсурдным было решение о строительстве Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, ущерб от которого в 200 раз превышает стоимость выпускаемой им продукции, абсурдно было на тучных черноземах строить автозавод в Тольятти, абсурдно вво­зить продукты сельского хозяйства, имея в стране половину миро­вых площадей чернозема. Из-за таких решений к настоящему вре­мени утрачена значительная часть ценнейших природных ресурсов. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что важной чертой современной парадигмы управления является взгляд на любую социальную организацию, как на открытую, динамическую вероятностную систему со всеми вытекающими отсюда последст­виями. Большое значение придается взаимодействию элементов с внешней средой, а также информации, коммуникациям, мотива­ции, социальной защите, организационной культуре и организа­ционному поведению.


Date: 2015-07-27; view: 854; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию