Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы воспитания





Принципы воспитания — основополагающие идеи или ценностные основаниявоспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования квоспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методывоспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. Всовременной отечественной педагогике проблема П.в. не имеет однозначного решения. Большое числоП.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания иобучения, а также идеологическими соображениями.

Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействиявоспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд П.в., которые могут рассматриваться как принципыи организации социального опыта человека, и образования, и индивидуальной помощи воспитуемым.

Принцип гуманистической направленности воспитания:

Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболеепоследовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. вгуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагогак воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию еговзаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектныхотношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, навсе аспекты его социализации. Именно воспитание определяет то, что человек успешно осваиваетпозитивные (а не асоциальные или антисоциальные) нормы и ценности, создаёт условия дляэффективной реализации себя как субъекта социализации; помогает ему достичь баланса междуадаптированностью в обществе и обособлением в нём, т.е. в той или иной мере минимизировать степеньстановления его жертвой социализации (см. Виктимология). Реализация принципа в практике эффективновлияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру ис миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности; наформирование демократического и гуманистического взглядов.

Принцип природосообразности воспитания:

Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведенияхДемокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Коменский. Развитие наук о природе ичеловеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержаниепринципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научномпонимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законамиразвития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у негоответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. У человеканеобходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете ибиосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

Принцип культуросообразности воспитания:

Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция иИ. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом, в современной трактовкепредполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры истроиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормаминациональных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитаниедолжно приобщать человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом, помогатьчеловеку приспосабливаться к тем изменениям, которые постоянно происходят в нём самом и вокружающем его мире, находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Однакореализация этого принципа существенно осложняется в связи с тем, что общечеловеческие ценностикультуры и ценности конкретных социумов не только не идентичны, но могут довольно существенноразличаться. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур - одно из условийэффективности воспитания.

Принцип незавершимости воспитания:

Принцип вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует онезавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развитиячеловека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями (а не только и не столькоэтапами подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке всегда есть нечто незавершённое и впринципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самим собой, он всегдасохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитаниенеобходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность зановопознать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире.

Наряду с общими сложились и специфические П.в., например конфессиональная педагогикаформулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальнаяпедагогика - социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания:

В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием имобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Условия дляразвития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном,региональном, муниципальном и локальном уровнях: основываясь на общечеловеческих ценностях;учитывая этнические особенности и местные условия; используя имеющиеся и создавая новыевозможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуальногоподходов в воспитательных организациях. Необходимо создание многообразных видов и типоввоспитательных организаций, что позволяет удовлетворять интересы и потребности личности иобщества.

Принцип коллективности социального воспитания:

Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивноразрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципапредполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человекуопыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения,самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления вобществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности:

Идея о том, что задачей воспитания является развитие человека, зародилась в античности. Всовременной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитаниядолжны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании егочеловеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета передгруппой и коллективом.

Принцип диалогичности социального воспитания:

Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись в древней Элладе, получиласвоё несколько специфическое развитие в методах средневекового обучения, а затем в педагогическихработах новейшего времени. Тенденция последних десятилетий рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс позволяет сформулировать этот принцип как важнейший для педагогики. Принциппредполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитиеосуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которогоявляются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными,социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельностивоспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придатьдиалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми. Диалогичность социальноговоспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми, что обусловленоразличиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует искренности и взаимногоуважения.

Date: 2015-07-27; view: 502; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию