Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование средств народной педагогикой в воспитании школьника





Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т. п.» (Г. Н. Волков) [3]. Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других средств.

Народная педагогика имеет значительный развивающий и воспитательный потенциал, воплощенный в доступных для школьников источниках: играх, сказках, песнях, загадках и т. д. В основе многих источников народного воспитания лежит игровая деятельность, имеющая высокий мотивационный эффект для учащихся. Источники народной педагогики высоко гуманистичны, незаметно воздействуя на сознание и поведение ребенка, они открывают детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к человеку, к природе, к родной земле; использование народной педагогики создает условия для умственного развития и саморазвития личности учащихся.

Применение средств народной педагогики способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует уверенность в себе, интерес к изучению предмета. Самовыражение собственного «Я» происходит без принуждения. В результате ребенок становится свободным, незакомплексованным. Но самое главное – изучение народной культуры очень важно сейчас, когда потеряны многие идеалы, нет уверенности в сегодняшнем дне, а будущее пугает. Поэтому целесообразно обратиться к прошлому, своим истокам, национальным корням, и в то же время обрести надежду, веру в лучшее будущее.

Исследования проблемы народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий чешский педагог Я. А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития [9].

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н. К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений» [4].

А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [5].

В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся [7].

В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г. С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г. С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика. Исходя из этого, Г. С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой [2].


Вопросы народной педагогики были предметом исследования ряда ученых: А. Ф. Хинтибидзе, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Филонова. Каждый из них, естественно, внес свой вклад в теорию и практику народной педагогики.

Педагогические традиции как социально-историческое богатство народов в нынешних условиях приобретают особый смысл. С одной стороны, новое время призвано возрождать, сохранять и обогащать прогрессивные традиции народов. С другой – приобщение новых поколений наших соотечественников к этим ценностям есть тот вклад в историю, который придает им устойчивость, надежность, непрерывность. Народная педагогика, содержащая в себе надежно проверенные временем и историческим отбором традиции человечества, представляет сегодня предмет социальной востребованности и актуальности.

Обратимся к средствам народной педагогики, которые чаще всего используются в учебном процессе.

К таким средствам относятся сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, загадки и др. Детальное рассмотрение каждого из этих средств поможет оценить их роль в учебном процессе.

Сказки позволяют ученикам ненадолго оказаться в царстве вымысла, увидеть, что преподаваемый им предмет может быть не таким уж и непонятным и трудным. Сказки улучшают восприятие учениками материала, поскольку такой вид обучения детям преподносят практически с рождения. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах.

Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были, в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив, певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а также метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Сказки русского народа К. Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики [8]. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки являются педагогическими, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Великий русский педагог К. Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей К. Д. Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [8].


Афоризмы, пословицы, поговорки — неиссякаемый источник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы - не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.

Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям. В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Это очень полезно для детей, ведь чем более широкий будет у них кругозор, и чем более богатая речь, тем более приятно будет другим людям иметь с ними дело в будущем. К тому же, пословицы и поговорки встречаются в нашей жизни повсеместно, и знание их будет очень кстати для понимания сути выражений. Для использования простейших пословиц или поговорок ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение. Это также весьма благотворно сказывается на развитии ребенка.

Точность мысли, и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.

Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.

Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь - девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок, М. А.Рыбникова писала: «Загадка - ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора»

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание ученика специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.

Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.


Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять развитие ребенка. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем.

Нетрадиционные формы воспитания.

Воспитательный процесс, как любое социально-пси­хологическое и культурологическое явление, имеет форму. Так как субъекты организованного процесса индивиду­альны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием пе­дагога (либо педагогического коллектива в качестве сово­купного субъекта), определяет неповторимость и своеобра­зие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершенный вид.

Вопрос о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересны наблюдения С.Д. Полякова, представленные в книге «Психопедагогика воспитания», а также Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Любую форму воспитательной работы, согласно Е.В. Титовой, можно отнести к одной из следующих больших групп: мероприятия, дела, игры.Первые и вторые, по ее мнению, различаются по субъекту организации деятельности (взрослые и дети).

Так, согласно определению Н.Е. Щурковой, воспитательное мероприятие – это отдельный единичный акт педагогического инициирования физической и духовной активности детей путем организации и проведения группового дела, содержание которого имеет социально-ценностный характер и в ходе протекания дела, благодаря ценностному содержанию, обретает личностный смысл для каждого ребенка. При этом необходимо отметить, что воспитательное мероприятие – это всегда «групповое дело» (группа что-то «делает»: поет, пьет чай, моет пол, читает стихи, слушает гостя, размышляет над вопросами жизни), поэтому тот, кому не по душе методический термин «воспитательное мероприятие», может использовать другой термин «групповое дело».

Дело – общая работа, важные события, осуществляемы и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Воспитательное дело – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. Главные отличительные особенности ВД – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.


Предложение рассматривать в качестве особой формы воспитательной работы игру также не вызывает возражений. Действительно, целый ряд форм имеет признаки игры (воображаемая ситуация, роли, правила). Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, игра-путешествие, парад, продуктивная инновационная игра немыслимы без игровых атрибутов.

С. Д. Поляков, опираясь, на подход к классификации форм совместной деятельности Л.И. Уманского, выдвигает в качестве основания для их типологии характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» -каждая группа (или школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» - совместная деятельность группы школьников (или отдельных участников), совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» -соревнование между группами (отдельными школьниками), с использованием, например взаимообмена заданиями (классический пример - КВН).

«Хеппинг» -одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без целей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

По степени сложности ученые выделяют простые и составные формы воспитания. К простым формам относятся беседы, экскурсии, рассказы и т. д. К составным формам воспитания ученые относят уроки-конференции, уроки-КВН и т. д. Комплексные формы сочетают в себе простые и составные. К ним относятся дни открытых дверей, недели и т. д. Кооперативные формы характеризуются распределением функций между участниками.

Также все формы можно разделить на индивидуальные, групповые, коллективные (субботники, смотры).

Интересным представляется разделение форм воспитания на традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся классный час, так как он характеризуется закрепленным положением в распределении рабочего дня, беседы, экскурсии, КВН и другие. Нетрадиционных форм ученые выделяют более 200 видов. Многие из них представлены в книге Н.Е. Щурковой «Собрание пестрых дел»: «ринги», «конверты», «качели» и многие другие.

Л. В. Байбородова и М.И. Рожков предлагают для различения форм воспитательной работы два показателя: количественный (количество участников) и качественный (субъект организации и общественно значимый результат). Предложенный ими подход можно представить в виде таблицы:

 

Количественный показатель Качественный показатель
по времени по количеству участников субъект организации по результату
Кратковременные Парные Педагоги Информационный обмен
Продолжительные Групповые Совместно педагоги и дети Выработка общего решения
Традиционные Массовые Дети Общественно значимый продукт

 

Наибольший интерес представляют кратковременные (от 1 до 2 часов), массовые (не менее 15 участников) формы воспитательной работы, причем такие, где субъект организации может быть любым, как и предполагаемый результат.

Далее более подробно предлагается характеристика воспитательных дел, как форма наиболее часто встречаемая в практике школьной жизни.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравст­венного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из об­щих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.). Осмысление задач ВД — необходимое условие его эффек­тивности. Они должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не навязывайте им свою точку зрения, убедите детей принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое. Пассивность — первый враг воспитательных дел. Присматри­вайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и ши­рота маневра — их отличительные признаки. Стремитесь максималь­но использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проекти­руя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в другом. Шаблонный подход, трафа­ретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.

Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие де­ла воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение неже­лательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный ребенок более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно по­могло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружаю­щей действительности, — в этом один из важнейших путей повы­шения культуры воспитательной работы (Ю. А. Конаржевский).

Планируя ВД, педагог будет опираться на уровень подготовлен­ности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают ВД в формальное мероприятие.

По главным целям и назначениювыделяются воспитательные де­ла: этические, социально ориентированные, эстетические, познава­тельные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела — комплексная.

Социально ориентированные воспитательные дела. Их главная цель — формирование у школьников системы социальных отноше­ний: к обществу, закону, органам государственной власти, правопо­рядка и т. д. Стержневое качество, воспитываемое в таких ВД, — дисциплинированность. Именно через понятную даже младшим школьникам дисциплину — осознанную необходимость — соверша­ется постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений. Дисциплинированность проявляется в поступках и от­ражает сознательное выполнение общественных норм и правил по­ведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, потому что это следствие привычки поступать в соответствии с уже сло­жившимся образом мыслей и действий. Благодаря такому отноше­нию ребенок находит верную линию поведения в различных ситуа­циях.

Воспитание дисциплинированности согласуется, прежде всего с правилами поведения, которые отражают, с одной стороны, мораль­ные принципы общества, с другой — специфику работы школы.

Определенный порядок жизни и деятельности школьников при­нято называть распорядком. Распорядок дня — это постоянно теку­щее ВД. Выполнение его требований — одно из основных условий эффективного воспитания: распорядок быстро вырабатывает ус­тойчивые привычки личности. Воспитанники привыкают к правиль­ному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем рабо­ты, усваивают гигиенические требования. Соблюдение распорядка не только оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, но играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований.

Этические воспитательные дела. Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям обществен­ной морали. Основные задачи нравственного воспитания: 1) форми­рование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие нравст­венных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что воз­никла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Главная такая ценность — жизнь. Право человека на жизнь свя­то и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь не­допустимо. Сегодня большую тревогу вызывает возросшее число са­моубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, поте­ряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христи­анская мораль на протяжении веков учила — когда трудно, неуют­но, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.

Еще одна общечеловеческая ценность — свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личнос­ти. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культу­ры, воспитанности многих выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безгра­ничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответствен­ность, свобода и дисциплина нерасторжимые понятия. Послуша­ние в школе необходимо, это одно из условий плодотворного вос­питания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребе-

нок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.

Не утратили своего значения, а наоборот, стали еще важнее та­кие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрез­вычайно актуальны в системе современного нравственного воспи­тания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи — далеко не пол­ный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивает­ся ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого чело­века: он деградирует духовно и физически. Идет процесс само­уничтожения. Нравственные критерии всегда должны стоять вышевсех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.

Эстетические и физкультурные воспитательные дела.Эстетичес­кие (художественные) дела — общее название дел, доминирующая цель которых — формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Уже назывались главные задачи эстетического воспитания, в числе которых — формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетичес­кой воспитанности считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной пред­полагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.

Важнейший компонент эстетического восприятия — эмоциональ­ность. Характер ВД зависит от того, что выступает средством эсте­тического воспитания — природа, труд, человеческие отношения, искусство и т. д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем мо­лодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение про­изведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы не­достаточно. Надо уметьвидеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время про­гулок, походов, работы на пришкольном участке воспитателю реко­мендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Учебный труд — основной вид труда школьников. Важно разви­вать в нем способность видеть прекрасное в этом труде, вызывать радость участия в нем, создавать эстетическую обстановку ежеднев­ной трудовой деятельности.

Постоянный источник эстетических воспитательных дел — мир искусства. Произведения искусства всегда были «учебником жизни» (Н. Г. Чернышевский). Художественный образ, принятый в искус­стве, в конкретной форме отражает типические явления окружаю­щей действительности. Он эмоционален и активен, в нем выражено отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство сво­ей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю лю­дей и играет огромную роль в жизни общества. Воспитание средст­вами искусства всегда привлекательно и действенно.

Доминирующая цель ВД физкультурной направленностивыте­кает из уже известных нам задач физического воспитания: 1) укре­пление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных умений и навыков; 4) развитие двига­тельных качеств (силы, ловкости и т. д.); 5) воспитание нравст­венных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т. д.); 6) формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т. п.); 7) выработка привычки к систематическим заня­тиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиенических уме­ний и навыков. Такое разнообразие ВД позволяет решать в комплек­се задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Очень важна гимнастика перед занятиями(утренняя физзаряд­ка), которой начинается трудовой день в школе. Утренние физичес­кие упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Полноценность ут­ренних физкультурных упражнений зависит от их систематичнос­ти и организации. Учитель физкультуры заранее составляет ком­плексы упражнений для учеников различных классов с учетом их подготовленности. При этом обязательно принимаются во внима­ние особенности школы и климатические условия. Основное содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упраж­нения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнениями, специально подобранными иг­рами для всего класса.

К постоянным воспитательным делам относятся и физкультми­нутки (физкулътпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособ­ность. При хорошо организованном и методически правильном про­ведении физкультпаузы положительно сказываются на учебно-вос­питательном процессе.

Экологические и трудовые воспитательные дела. Опасность над­вигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвра­тить только немедленной и кардинально улучшенной природоохран­ной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природо­охранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просве­щению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убежде­ние в необходимости безотлагательной помощи природе, стремле­ние хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее бра­ли. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная рабо­та в школе проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел. ВД — этоформа организа­ции и осуществления конкретной деятельности воспитанников. По целям и назначению выделяются воспитательные дела: этические, социально ориентированные, эстетические, познавательные, спор­тивно физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела — комплексная.

Форма воспитательного процесса выполняет чрезвы­чайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетво­рение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетво­рения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленитель­ность эпизода жизни переносится на объект - теперь пле­нительным для субъекта становится сам объект. Так, ис­пытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ре­бенок проявляет, любовь к стихам, пленяясь их мелодич­ностью, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам, третий обнаруживает ценность слова, вмещающего в себя бурю чувств.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать ее вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкусами, предпочтениями. Иногда педагоги проводят творче­ские конкурсы на лучший проект реализации какой-либо идеи: проект Устава школы, проект новогоднего праздника, проект размещения разновозрастных групп, проект дежурства по школе и т.д.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями:

² Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

² Форма должна быть изменчивой, но осу­ществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и неза­метно быть вытесненной чем-то принципиально иным.

Таким образом, форма, средство, метод и цель стягиваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, постав­ленной на данный период работы с детьми.







Date: 2015-07-27; view: 1242; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию