Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интервью с Робертом Ауманном. Каждый из шести дней сотворения мира может рассматриваться как про-
каждый из шести дней сотворения мира может рассматриваться как про- цесс, представляющий отдельную геологическую эру. Существовало и, воз- можно, до сих пор есть мнение, что наука отрицает религию, что необходи- мо их примирить. Извините, но я не согласен с таким подходом. Харт: Возьмем, например, шесть дней сотворения мира. Правда это или нет — это практически не имеет никакого отношения к принимаемым ре- шениям и линии поведения. Это другой уровень. Ауманн: Это другой взгляд на мир, иной подход к его восприятию. Вот почему я предварил свой ответ на ваш вопрос историей о том, что Земля круглая — это один из вариантов восприятия мира. Можно рассматривать мир с эволюционно-геологического ракурса. А можно через сотворение мира за шесть дней. Это иной подход. Правда же у нас в голове. Если мы придерживаемся достаточно широких взглядов, тогда мы можем одновре- менно рассматривать различные представления о правде, различные мо- дели, различные взгляды на мир. Харт: Я думаю, что у ученого не будет с этим проблем. Как вы думаете, будут ли у представителей религии проблемы с принятием того, о чем вы только что сказали? Ауманн: Сколько людей, столько и мнений. У некоторых из них могут быть с этим проблемы. Кстати, я не слишком уверен, что ни у кого из эко- номистов не может быть с этим проблем. Некоторые ученые — очень боль- шие приверженцы доктрин. Харт: Мне это напомнило парадокс Ньюкомба с его «всеведущим». Мы оба придерживаемся одной точки зрения, что в принципе не имеет особого смысла. Но с другой стороны, возможно, в религиозном мире это имеет смысл. Ауманн: Нет-нет. Это почти как с вопросом о всесилии Бога. Если Бог всемогущ, то может ли он создать камень, который не сможет поднять? Атеисты выдвинут вопрос, подобный этому, с целью опровергнуть саму идею религии. Кстати, то, что Бог всемогущ, не является точкой зрения иудеев. Но вопрос не в этом, вопрос заключается в том, что это просто нонсенс. Вместе с тем иудаизм не очень-то «силен» в теологии, в том, что может или не может Бог. Но существует очень сильная традиция в отношении свободного волеизъявления человека. Есть кое-что, что Бог точно не может сделать, а именно: повлиять на чью-то свободу волеизъявления, его способ- ность принимать решения. Поэтому в данном случае в иудаизме налицо отсутствие всемогущества, по крайней мере, в данном аспекте. Харт: Рациональные люди могут очень хорошо существовать в таком религиозном мире. Вы очень хорошо примирили религию и науку. Было очень интересно. Ауманн: Я их не примирял и даже не пытался это делать. Это разные вещи. Date: 2015-07-27; view: 332; Нарушение авторских прав |