Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика оригинальной русской литературы XI в
Византия рассматривала те страны, что принимали христианство с ее помощью, как своих вассалов. => Византия стала пытаться опекать Русь (диктовать внеш.-внутр.политику) Ярослав Мудрый решил эту проблему с помощью идеологических усилий, а не военных. Литература стала одним из средств доказательства того, что Русь может и без Византии. Задача летописания – 1)включить русскую историю в мировую с тем чтобы уровнять в истор.плане Русь с Византией.2) установить причинно-следственные связи между эпохами.
Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть — и религиозно - дидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. Центральным героем исторических повестей и сказаний является - князь, воин, строитель храмов, праведный судия своих подданных. Его антипод — князь - крамольник, нарушающий феодальный правопорядок, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой. Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде. Факты, изложенные в них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями. «Слово о законе и благодати» 4 редакции. Слово-уникальный жанр, пограничный между фольклором и литературой жанр политического, учительного и торжественного красноречия, суть которого в том, что текст слова записывается,но предназначается исключительно для устного воспроизведения, «изборник святослава»-составитель монах иоанн,святослав-заказчик, книга наставлений, в основу легли книги о житейской мудрости, 9 из 10-оригинальны, автор обращается к широкому кругу читателей от князей до холопов, 48 статей, гипотеза об участии иллариона в составлении сборника, структура: нормы бытового этикета, почетание родителей, отношение к детям и жёнам, говорит о том, что классовые противоречия нужно смягчить, поднимает вопрос, нужно ли жертвовать на церковь, отвечает, только если на богослужения чего-то не хватает, призывает не волновать низы. Осуждается закрепощение людей. «сказание о борисе и глебе.»
11.«Слово о Законе и Благодати». Идейно-художественный анализ. 4 редакции, до нас дошла 15-го века Название сокращено Слово- оригинальный жанр, пограничный между фольклором и литературой. Учительного и торжественного красноречия, суть которого в том, что текст слова записывается, но предназначается для устного воспроизведения. Написано священником в Берестове Илларионом, обладавшим незаурядным умом, широкой образованностью и писательским талантом. Время создания: 1037-1050г.г. (Церковь Благовещенья у Золотых ворот (до ее постройки нельзя дотировать), в тексте упоминается жена князя Ирина, которая умерла в 1050, поэтому нельзя дотировать произв. после ее смерти) Это произведение произвело большое впечатление на Ярослава Мудрого. По настоянию князя, Илларион в 1051 г. стал митрополитом Киевским. Задачи «Слова о законе и благодати» 1)показать, что насильно крестить нельзя. 2)показать, что выбор веры был добровольным решением князя Владимира.
Состоит из трех частей: 1-я часть – своеобразная теория вопроса (автор рассказывает, что заслуга крещения Руси- не заслуга Византии, а результат божьего промысла). Закон – ветхий завет, Благодать – новый завет. Ветхий завет – закон, установленный для всех евреев (принуждение). Благодать – свободное общение человека с богом. Принять христ.веру могут лишь те народы, которые подошли к соотв.черте. 2-я часть – здесь автор переходит к истории о том, как Владимир крестил Русь. Автор пишет о Владимире, что он учитель и наставник русской земли. Сопоставляет кн.Владимира с др.крестителями (римским императором Константином), сравнивает его с апостолами, которые тоже крестили. Илларион предлагает сделать его не только святым, но и равноапостольным (попытка стать выше Византии) Автор смешивает стили (стиль летописной похвалы и традиционный) В 1049г. в первый раз было прочитано слово Иллариона. Использование образов язычников для увеличения роли христианской религии. Илларион подчеркивает, что сила Руси в ее единстве, с помощью отсылки, что Владимир единодержец. В 3-ей части «Слова» речь идет о Ярославе Мудром. Автор подчеркивает, что Ярослав является продолжателем дел Владимира. Заключительная часть представляет собой молитву, обращенную к Владимиру. В похвале Владимиру Иларион перечисляет заслуги князя перед родиной. Он говорит о том, что его деятельность содействовала славе и могуществу Руси. При этом он подчеркивает, что христианская вера была принята русскими в результате свободного выбора, что основная заслуга в крещении Руси принадлежит Владимиру, а не грекам. Автор облекает свое произведение в книжную риторическую форму. Он постоянно пользуется цитатами из Библии, библейскими сравнениями, сопоставляя Закон с рабыней Агарью и ее сыном Измаилом, а Благодать — с Саррой и ее сыном Исааком. Эти символические параллели призваны нагляднее показать превосходство Благодати над Законом. В первой части «Слова» Иларионом последовательно соблюдается принцип антитезы — типичнейший прием ораторского красноречия. В похвале Владимиру он сравнивает деятельность русского князя с деятельностью апостолов — учеников Христа. Широко использует книжные метафоры — символы и метафорические сравнения. Он нередко употребляет риторические вопросы и восклицания — типичные приемы торжественного красноречия, при помощи которых достигается большая эмоциональность речи. Этой же цели служит и ритмическая организация «Слова». Часто прибегает к повторам, глагольным рифмам. Поэтика «слова» -это высокое ораторское искусство.
Оригинальная житийная литература XI-XII вв. Появление оригинальной агиографической литературы было связано с общей политической борьбой Руси за утверждение своей религиозной самостоятельности. Русская земля имеет собственных предстателей и ходатаев перед богом. Образцом является анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», созданное, по-видимому, в конце XI — начале XII в. «Сказание» резко осуждает убийцу — «окаянного» Святополка и выступает против братоубийственных раздоров, отстаивая патриотическую идею единства «Русской великой страны». В основу «Сказания» положен исторический факт убийства Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба в 1015 г. Когда в 40-х годах XI в. Ярослав добился канонизации византийской церковью убитых братьев, потребовалось создание специального произведения, которое бы прославило подвиг страстотерпцев и мстителя за их гибель Ярослава.
«Сказание» не следует традиционной композиционной схеме жития, обычно описывавшего всю жизнь подвижника — от его рождения до смерти. Оно излагает лишь один эпизод из жизни своих героев — их злодейское убийство. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают «мученический венец». Прославление этого христианского подвига выдержано в манере агиографической литературы. Автор уснащает повествование обильными монологами — плачами героев, их молитвословиями, которые служат средством выражения их благочестивых чувств. Монологи Бориса и Глеба не лишены образности, драматизма и лиризма. Таков, например, плач Бориса по умершему отцу. Пытается автор дать и обобщенную характеристику внешности героя. Она строится по принципу механического соединения различных положительных нравственных качеств. Героям христианской добродетели, идеальным князьям-мученикам в «Сказании» противопоставлен отрицательный персонаж — «окаянный» Святополк. Он одержим завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к своим братьям. Причину этих отрицательных качеств Святополка автор «Сказания» видит в его происхождении: мать его была черницей, затем расстрижена и взята в жены Ярополком; после убийства Ярополка Владимиром она стала женой последнего, и Святополк произошел от двух отцов. Характеристика Святополка дана по принципу антитезы с характеристиками Бориса и Глеба. Он является носителем всех отрицательных человеческих качеств. При его изображении автор не жалеет черных красок. «Житие Феодосия Печерского». Иной тип героя прославляет «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. Феодосий — монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь не только нравственному совершенствованию своей души, но и воспитанию монастырской братии и мирян, в том числе и князей. Житие имеет характерную трехчастную композиционную структуру: авторское вступление-предисловие, центральная часть—повествование о деяниях героя и заключение. Во временной последовательности излагаемых событий обнаруживаются следы монастырской устной летописи. Гиперболически изображает Нестор гнев и ярость любящей матери, избивающей непокорного отрока до изнеможения, накладывающей на его ноги железа. Столкновение с матерью завершается победой Феодосия, торжеством небесной любви над земной. Мать смиряется с поступком сына и сама становится монахиней, чтобы только видеть его. «Житие Феодосия Печерского» содержит богатый материал, позволяющий судить о монастырском быте, хозяйстве, характере взаимоотношений игумена и князя.
Date: 2015-07-27; view: 1327; Нарушение авторских прав |