Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема периодизации древнерусской литературы
Существует внутренняя и внешняя периодизация ДРЛ. Итак, внешние границы:
- А.И. Лазарев предложил считать точку отсчёта 10 в. (он считает, что произведения 10в. не дошли потому, что растворились в более поздних произведениях, забылись или сгорели в ходе татаро-монгольского нашествия). - Академик Рыбаков предложил считать точку отсчёта 9 в. – 867 г. (крещение Руси Аскольдом и Диром) - Асов предлагает 8 в. (переводит рунические тексты этого века).
Внутренняя: - Периодизация Лихачёва I. – 11 – нч 12 вв. – период относительного единства литературы (едино т.к единое гос-во – Древняя Русь). Но единство не во всём, т.к было 2 книжных центра: Киев и Новгород. У Киева больше напыщенности и витиеватости; Новгород – стиль, близкий к разговорному. В этот период начал формироваться 1ый стиль – монументального историзма. Слово о законе и благодати, Изборник Святослава, Киево-Печерский 1ый и 2ой летописные своды, Житие Бориса и Глеба, Житие Феодосия Печерского, Повесть временных лет (3 редакции), Поучение В. Мономаха, Хождение Игумена Даниила. II. – сер. 12 – 1ая треть 13 вв. Период появления новых литературных центров. Центры: Ростов, Суздаль, Смоленск, Галич, Владимир Волынский. Лит-ра становится более злободневной, оперативной. Слово о князьях, Слово о полку Игореве, Моление Даниила Заточника, Повесть о битве на реке Калке, Киево-печерский патерик. III. – 1ая треть 13 в. – 70-е гг. 14 в. Литература периода татаро-монгольского нашествия и ига. Повесть о разорении Рязани Батыем, Житие Александра Невского, Слово о погибеди Русской земли, Галицко-волынская летопись, Повесть о тверском восстании. IV. – конец 14 – 1ая половина 15 вв. – предвозрождение. Происходят процессы, напоминающие европейское возрождение. Появляется интерес к человеку как к личности. Было много антицерковной литературы. Появляется жанр исторической повести и панигилической агеографии. Повести Куликовского цикла: Задонщина, краткая и пространная летописные повести о куликовской битве, Сказание о мамаевом побоище, житие Стефана Пермского, Житие Сергия Радонежского. V. – 2ая половина 15 – середина 16 вв. Период формирования централизованного государства. Появляются 1ые образцы светской литературы (Повесть о Дракуле, Повесть об Асорге и сыне его Борзосмысле) Лит-ра выполняет 2 задачи: - подготовить общественное мнение; - кидает «пробный шар». Повесть о взятии Царьграда, Сказание о Вавилоне, Житие Михаила Клопского, Хождение за 3 моря Афанасия Никитина, Повесть о Петре и Февронии, Домострой. VI. 2ая половина 16в - период 2ого монументализма. Грозный подавляет индивидуальные начала в лит-ре. Послание И. Грозного, Казанская история, Сказание о царе Константине. VII. 17в. – период перехода к лит-ре нового времени. Появляется чувство авторской собственности, поэзия, национальный театр. Новая повесть о преславном Российском царстве, Житие Юлиании Лазаревской, Калязинская Челобитная, Повесть о шемякинском суде, Житие протопопа Аввакума
- Кускова 1) 11 – ½ 13 вв. – лит-ра Киевской Руси 2) 2/2 13 – ½ 15 вв. – лит-ра периода феодальной раздробленности за объединение северовосточной Руси 3) конец 15 – 17 вв. – лит-ра создания и развития централизованного гос-ва. - Водовозова 1) 11-12 вв 2) 13-15 вв 3) 16-17 вв.
Историко-культурные предпосылки возникновения древнерусской литературы. Явление трансплантации. Литература зарождается лишь в условиях развития классового общества. Необходимыми предпосылками ее возникновения являются образование государства, появление письменности, существование высокоразвитых форм устного народного творчества. Возникновение древнерусской литературы неразрывно связано с процессом создания раннефеодального государства. Развитие экономических, торговых и политических связей вызывало потребность в письменности, существование которой является одной из необходимейших предпосылок появления литературы. Данные советской лингвистической и исторической науки свидетельствуют о том, что письменность на Руси появилась задолго до официального принятия христианства. О существовании каких-то форм письменности у славян уже во второй половине IX в. свидетельствуют черноризец Храбр и «Паннонское житие Кирилла». Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием в 863 г. явилось актом величайшего культурно-исторического значения, способствовавшим быстрому культурному росту как южных, так и восточных славян. Мощный толчок широкому распространению и развитию письменности на Руси дало официальное принятие христианства в 988 г., которое помогло закрепить идеологически новые общественные отношения складывающегося феодального общества. Для развития самобытной древнерусской культуры немаловажное значение имело то обстоятельство, что Русь приняла христианство из Византии, являвшейся в то время носителем самой высокой культуры. Византийская православная церковь, уже фактически к тому времени обособившаяся от западной римской католической (формальное разделение церквей произошло в 1054 г.), давала гораздо больший простор формированию национальных особенностей культуры. С конца X в. можно говорить о появлении определенной системы образования на Руси — «книжного учения». Христианство сыграло прогрессивную роль в становлении культуры Древней Руси. В 30—40-е годы XI столетия в Киеве уже много искусных переводчиков, которые переводят книги непосредственно с греческого языка на «словенский». В развитии книжной образованности, в том числе и литературы, большую роль играли монастыри, являвшиеся в первые годы своего существования очагом новой христианской культуры. Особенно велика была в этом отношении роль Киево-Печерского монастыря, созданного в середине XI столетия. Итак, образование раннефеодального древнерусского государства и возникновение письменности явились необходимыми предпосылками появления литературы. Речь может идти о своеобразном процессе трансплантации, когда литература как бы целиком переносится на новую почву, но и здесь, как подчеркивает Д. С. Лихачев, ее памятники «продолжают самостоятельную жизнь в новых условиях и иногда в новых формах, подобно тому, как пересаженное растение начинать жить и расти в новой обстановке».
Date: 2015-07-27; view: 3398; Нарушение авторских прав |