Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели налоговой политики⇐ ПредыдущаяСтр 41 из 41
Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:
В теории налогообложения принято выделять фискальную, экономическую, стимулирующею, экологическую, контрольную и международную цели налоговой политики. Фискальная – основная, выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов. Экономическая цель – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства. Социальная цель – сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Стимулирующая цель – активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики. Экологическая цель – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций. Контрольная цель используется государством для принятия решений в области функционирования, как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы. Международная цель – введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами. 56. Эволюция налоговой политики в развитых странах. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. Единственным конечным источником налогов независимо от их объекта является валовой национальный доход. Исторически в раннем периоде налоги применялись исключительно в фискальных целях — для финансирования военных расходов и содержания государственного аппарата. Затем появилась функция подавления (ограничения) нежелательного потребления — обложение импорта (таможенными пошлинами, в рамках политики экономического протекционизма), производства табака и алкогольной продукции. В дальнейшем государство все более развивало свое участие в экономической жизни (военное производство, строительство дорог, энергетика, развитие науки и технологии). Появился так называемый негативный налог (целевое бюджетное финансирование отдельных предприятий и производств частного сектора). Одновременно государство приняло на себя значительную часть расходов на здравоохранение и образование. Наконец, в XX в. государство почти во всех странах стало активно вмешиваться в процесс перераспределения доходов и собственности граждан (через государственную систему социального страхования и обеспечения, применяя прогрессивные ставки подоходного налога, повышенные ставки налогов на дары и наследство, особый налог на крупные состояния и т.д.). В современных условиях налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, экономического регулирования, социального перераспределения доходов и собственности. Иногда налоги применяются в контрольно-статистических целях. В последние годы налоги начинают использоваться в экологических целях для ограничения неблагоприятного воздействия промышленности на окружающую среду. Изменения в функциях налогов тесно связаны с изменениями в социально-экономической и бюджетной политике государства. С середины XVII до середины XIX в. роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан, сохранности их имущества (защита прав собственности), созданием необходимой правовой базы для взаимоотношений хозяйственных субъектов, контролем за выполнением контрактов. («ночной сторож» А. Смит рынок является наилучшим инструментом, обеспечивающим как экономический рост, так и общественное благосостояние). В XIX в. окончательно сформировалась основа системы буржуазного права, а значит, и институты общества. В этот момент начинает развиваться и идея справедливого распределения налогового бремени. В течение всего XIX в. в наиболее развитых странах формировалось гражданское общество. Именно благодаря развитию форм гражданского общества в конце XIX в. стали высказываться идеи о необходимости создания государства, не только осуществляющего охрану правопорядка, но и проводящего политику в интересах всех членов общества (законодательное регулирование продолжительности рабочего дня, минимального размера заработной платы, ограничение и запрет детского труда, социальное обеспечение нетрудоспособных и безработных и т.п.). Таким образом, государство начинает приобретать новые функции — функции социального стабилизатора, для чего требуется, в частности, обеспечить перераспределение стихийно сложившегося распределения доходов в обмен на социальный мир. Начиная с конца XIX в. под воздействием изменений в материальном производстве происходит дальнейшее расширение экономических функций государства, оно становится макроэкономическим регулятором. В XX в. государство начинает еще более активно вмешиваться в регулирование экономики. Реализация этих идей в XX в. во многом стала возможной благодаря набирающему с конца XIX в. мощь профсоюзному и рабочему движению. Примерно с середины 1950-х гг. эволюция социальной ответственности государственной власти привела к формированию концепции «социального государства», Государственная политика социального благоденствия в 50 — 60-е гг. включала программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, а также программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы, В некотором смысле предельным выражением этой концепции (прямое распределение продуктов, жесткое регулирование цен и заработных плат, а налоговые ставки временами достигали 90 и более процентов К 1980-м гг. во многих странах мира в целом сформировались основные параметры новой модели налоговой политики, в которой первую роль начинают играть современные информационные технологии, позволяющие резко упростить и интенсифицировать весь ход налогового процесса. совершенствование налоговых систем в развитых странах: необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании всех налоговых систем. В развитых странах идет постоянный поиск путей, с одной стороны, как уменьшить государственные расходы и тем самым сохранить потребность в налоговых доходах, а с другой — как увеличить доходность налоговых систем.
57. Эволюция принципов налогообложения. Принципы современного налогообложения. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения. Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям. Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому. Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов. Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения. Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы. Финансовые принципы: · достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов; · эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки. Экономико-хозяйственные принципы: · надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения; · разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения. Этические принципы: · всеобщность налогообложения; · равномерность налогообложения. Принципы налогового администрирования: · определенность налогообложения; · удобство уплаты налогов; · максимальное уменьшение издержек взимания. Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков. Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений. Первое направление — экономические принципы. Принцип равенства и справедливости. Все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. (с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки; налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.) Принцип эффективности. Налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций. Принцип соразмерности налогов. Заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. (разумном сочетании прямых и косвенных налогов). Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения. Принцип универсализации налогообложения. Нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и т.д. Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара. Принцип разделения налогов по уровням власти. Каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения. Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств. Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов. Принцип одновременности. Не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Принцип определенности. Налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Налоговая система должна быть гибкой. Третье направление — юридические принципы налогообложения. Принцип законодательной формы установления. Налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. Принцип приоритетности налогового законодательства. Акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве. В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером. Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.
Date: 2015-07-27; view: 7291; Нарушение авторских прав |