Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология экономических циклов. Основные характеристики фаз цикла. Внутренний механизм цикличного движения экономики





 

Классический цикл общественного воспроизводства включает в себя четыре основных этапа: кризис, депрессия, оживление, подъем. Первая фаза — кризис, которую можно также охарактеризовать как сжатие. Происходит сокращение совокупного объема промышленного производства, деловой активности, включаются процессы падения цен, затоваривания, наблюдается значительный рост количества банкротств, уровня безработицы, а также уменьшение реальных доходов населения, сжатие банковского кредита, сокращение внешнеторгового оборота. Особенно сильно страдают отрасли, поставляющие на рынок средства производства, потребители которых могут на неограниченное время прекратить закупки. Вторая фаза цикла общественного воспроизводства — депрессия. Она представляет собой фазу застоя в экономике, приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям. Для нее характерны неуверенные действия предпринимателей, которые не хотят вкладывать значительные ресурсы в бизнес. Капиталы утекают за рубеж. Показатели как бы достигают нижней отметки спада и начинают медленно подниматься. Ситуация стабилизируется, подготавливая экспансию, рост показателей социально-экономического развития. Третья фаза — оживление, для нее характерны: рост капиталовложений, цен, объемов производства, уровня занятости, показателей процентных ставок. Экспансия охватывает отрасли, поставляющие средства производства. Создаются новые предприятия, возникает масса новых товаров, растут курсы ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. Экономический рост подходит к наивысшей точке развития, сопровождаясь активизацией научно-технических исследований. Четвертая фаза — подъем, или "вершина экспансии" характеризуется значительным ростом всех показателей социально-экономического развития: ВВП, торгового оборота, инновационной активности предприятий, уровня технологической оснащенности страны, конкурентных преимуществ компаний на мировом рынке, банковской маржи и др. Наступает наивысшая точка расцвета, которая опять повлечет за собой сжатие. Растет напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы, постепенно сокращается совокупный платежеспособный спрос. Снова начинается спад производства, происходит сокращение занятости и доходов населения. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового, периодического кризиса.

 

99 «Типология экономических циклов. Основные характеристики фаз цикла. Внутренний механизм циклического движения в экономике»

Экономические циклы охватывают почти все области народного хозяйства и имеют самые разные отличительные особенности. Они различаются по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); сфере действия (промышленные, аграрные); по формам развертывания (структурные,отраслевые); по специфике проявления (нефтяные, продовольственные, энергетические, сырьевые, экологические, валютные); по пространственному признаку (национальные, межнациональные)

В зависимости от продолжительности циклов выделяют следующие:

Краткосрочные циклы, или циклы Дж. Китчина. Продолжительность таких циклов равна трем годам и четырем месяцам. Дж. Китчин связывал их возникновение с колебаниями мировых запасов золота. Подобное объяснение является малоубедительным. Американский экономист У Митчелл, специалист в области анализа экономических циклов и конъюнктуры, считал, что причину циклов следует искать внутри экономических систем. Он показал, что экономические циклы - это продукт «денежного хозяйства». Используя методику У. Митчелла, Национальное бюро экономических исследований США пришло к выводу, что для США характерен цикл продолжительностью 40 месяцев. В настоящее время краткосрочные циклы обычно связывают с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке. Продолжительность таких циклов составляет3-4года.
Среднесрочные экономические циклы, или циклы К. Жуглара. К. Жуглар связывал возникновение экономических циклов с кредитно-денежной системой. Кризис как основную фазу цикла он оценивал в качестве оздоровительного фактора, ведущего к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно завышенного спроса. Такие экономические циклы повторяются каждые десять лет. Следует отметить, что продолжительность циклов Жуглара совпадает с промышленными циклами, периодичность которых определяется необходимостью обновления активной части основных производственных фондов, которое происходит каждые 8-12 лет. Такие промышленные циклы подробно исследованы в марксистской литературе. К среднесрочным экономическим циклам относятся также так называемые строительные циклы, или циклы С. Кузнеца. Американский экономист С. Кузнец считал, что колебательные процессы в виде экономических циклов продолжаются 15-20 лет. Они обусловлены периодическим обновлением жилых зданий и определенных типов производственных сооружений

Длинные волны Н. Д. Кондратьева, или «периоды смены» Шпитгофа. Продолжительность длинных волн колеблется в пределах 50 лет. доказал, что кроме краткосрочных и среднесрочных циклов, в экономике существуют длинные циклы (волны). Характерный период кондратьевских волн — 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет), циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Кондратьев отметил четыре эмпирические закономерности в развитии больших циклов.

Первая — перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале её наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Изменения выражаются в технических изобретениях и открытиях, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Указанные изменения в той или иной степени происходят постоянно, но, по утверждению Кондратьева они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале.

Вторая — периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн.

Третья — понижательные волны этих больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.

Четвёртая — большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами подъёма, кризиса и депрессии

Фазы цикла

Кризис – это внутренний механизм насильственного приспособления размеров общественного производства к объему платежеспособного хозяйственных субъектов.Кризис проявлялся в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного %. Это вело к понижению нормы прибыли и падению производства, росту банковской задолженности, банкротству банков и предприятий.Это всеобщее перепроизводство. Рынок в какой-то момент оказывается переполненным. Товары продолжают поступать, тогда как спрос уменьшается и, наконец, прекращается вовсе. Происходит падение цен, растет недоверие к субъектам рыночного хозяйства, многие предприятия терпят банкротство. Разорение слабых в техническом отношении предприятий ведет к повышению общего уровня эффективности производства.Центр хозяйственной активности смещается на денежный рынок вследствие роста спроса на денежные ресурсы в связи с необходимостью погашения задолженностей. Рост спроса на денежный капитал провоцирует повышение % ставок, что ведет к дальнейшему падению курса ценных бумаг (акций). Свертывание хозяйственной деятельности сопровождается ростом безработицы. Кризис дает начало новому циклу и может прервать фазы оживления или подъема.

Депрессия характеризуется застоем производства, выбытием устаревшего основного капитала. Низкие цены содействуют сбыту товарных запасов, хотя часть их уничтожается. Низкий уровень хозяйственной активности обусловливает массовую безработицу. Спрос на денежный капитал падает, падает уровень % ставок и стоимость ценных бумаг. Это объясняется застоем производства, который не обеспечивает получение дивидендов. Происходит скупка контрольных пакетов акций более слабых конкурентов.Производство не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно исчезают, торговля идет вяло. Ставка ссудного % падает до минимума.Постепенно в экономике появляются «точки роста», и происходит переход к оживлению.

Оживление связано с активизацией хозяйственной деятельности, частичным обновлением основного капитала, ростом объема производства, повышением уровня цен, прибылей и % ставок.Продолжительность данной фазы предопределяется достижением уровня общественного производства (ВНП), соответствовавшего предкризисному состоянию. Снижается уровень безработицы, ускоряется кругооборот капитала, увеличивается спрос на кредит.Предприятия увеличивают выпуск, осуществляют промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка % и зарплаты.

Подъем определяется продолжением экономического роста, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий.Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, спрос, уровень цен и норма %. Процентные ставки продолжают расти под воздействием роста инвестиций. Растут курсы ценных бумаг, т.к. растет доходность предприятий. Особую роль выполняет торговый капитал, который, стремясь закупить больше товаров в расчете на дальнейшее повышение цен, формирует спекулятивный бум спроса, что подталкивает производство к его расширению. В результате начинает расти разрыв между производством и спросом населения. Постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

100 «Теория длинных волн Кондратьева»

Циклы Кондратьева (К-циклы или К-волны) — периодические циклы сменяющихся подъёмов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 48—55 лет, описанные в 1920-е годы Николаем Кондратьевым.Характерный период кондратьевских волн — 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60 лет), циклы состоят из чередующихся фаз относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Кондратьев отметил четыре эмпирические закономерности в развитии больших циклов.

Первая — перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом начале её наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Изменения выражаются в технических изобретениях и открытиях, в изменении условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Указанные изменения в той или иной степени происходят постоянно, но, по утверждению Кондратьева они протекают неравномерно и наиболее интенсивно выражены перед началом повышательных волн больших циклов и в их начале.

Вторая — периоды повышательных волн больших циклов, как правило, значительно богаче крупными социальными потрясениями и переворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды понижательных волн.

Третья — понижательные волны этих больших циклов сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства.

Четвёртая — большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами подъёма, кризиса и депрессии

Для периода после промышленной революции обычно выделяются следующие кондратьевские волны:

· 1-й цикл — с 1803 до 1841—1843 годов (отмечены моменты минимумов экономических показателей мировой экономики);

· 2-й цикл — с 1844—1851 до 1890—1896 годов;

· 3-й цикл — с 1891—1896 до 1945—1947 годов;

· 4-й цикл — с 1945—1947 до 1981—1983 годов;

· 5-й цикл — с 1981—1983 до ~2018 годов (прогноз);

· 6-й цикл — с ~2018 до ~ 2060 (прогноз)

Сводная система кондратьевских волн и соответствующих им технологических укладов выглядит следующим образом:
1-й цикл — текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля;
2-й цикл — угледобыча и чёрная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель;
3-й цикл — тяжёлое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей;
4-й цикл — производство автомобилей и других машин, химическая промышленность, нефтепереработка и двигатели внутреннего сгорания, массовое производство;
5-й цикл — развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники;
6-й цикл — возможно, NBIC-конвергенция[en] (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий)

101 «Государственное антициклическое и антикризисное регулирование. Опыт выхода из мирового финансового кризиса 2008»

Дж. М. Кейнс был одним из первых экономистов, предложивших концепцию государственной политики макроэкономической стабильности, которая стала основой государственного антициклического регулирования экономики. Кейнсианский анализ показал, что инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики могут использоваться для сглаживания экономических циклов. При этом кейнсианцы утверждали, что среднее экономическое благосостояние будет расти, если правительство попытается уменьшить циклические колебания, особенно спады.Политика государственного антициклического регулирования строится на основе теоретических моделей экономического цикла и предполагает целенаправленное вмешательство в процесс воспроизводства не только в период кризиса, но и в фазах подъема для предотвращения чрезмерного "перегрева" экономики.Основной проблемой при этом является прогнозирование изменений в экономике, и одной из целей исследования экономических циклов является определение времени смены фаз цикла. Совокупная экономическая активность не измеряется напрямую одной переменной, поэтому не существует простой формулы, на основании которой экономисты могли бы предсказать, когда экономический подъем закончится и начнется падение.Вместе с тем, государственное антициклическое регулирование основано на реализации мероприятий, которые должны проводиться до изменения фаз цикла, чтобы обеспечить смягчение и выравнивание циклических колебаний. Также особенностью современного целенаправленного воздействия государства на воспроизводственные процессы является то, что государственное регулирование не должно подавлять рыночные механизмы, а наоборот, обязано поддерживать преимущества конкурентно-рыночных отношений. Соответственно, государственное антициклическое регулирование осуществляется преимущественно опосредованными, косвенными методами, с использованием экономических инструментов, которые оказывают влияние на рыночный механизм.

Таким образом, государственное антициклическое регулирование направлено не на уничтожение экономических циклов и кризисов, объективно присущих экономике рыночного типа, а на поддержание макроэкономической стабильности и обеспечение долговременного экономического роста.

В отечественной управленческой науке и практике сформировалось особое направление – антикризисное управление. Оно направлено на предотвращение кризиса, а в случае его наступления – на выход из кризиса с минимальным ущербом. Таким образом, антикризисное управление делает акцент на возможность и необходимость как превентивных мер по недопущению кризиса, так и мер по восстановлению экономических систем. Государственное антициклическое регулирование и государственное антикризисное управление – пересекающиеся понятия, но, тем не менее, каждому из них присуще собственное содержание и отводится собственная роль в организации и упорядочивании экономических процессов. Государственное антициклическое регулирование заключается в принятии своевременных мер с целью "сглаживания" основных фаз экономического цикла: недопущения "перегрева" экономики, резкого и глубокого кризиса, продолжительной депрессии. Государственное антициклическое регулирование экономики в значительной степени направлено на смягчение циклических колебаний посредством реализации специальных способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность. Использование различных инструментов государственного антициклического регулирования экономики может существенно облегчить прохождение стадии кризиса, сделать процесс трансформации менее продолжительным и болезненным.В зависимости от фазы цикла антициклическое регулирование может принимать различные формы. Так, фаза зрелости предполагает, в первую очередь, мониторинг, критическую оценку процессов, прогноз изменений среды, превентивные меры, заключающиеся в создании запаса прочности, снижения рисков. В фазе роста антициклическое регулирование направлено на обеспечение сбалансированного, устойчивого, контролируемого роста (sustainable growth), в фазе спада его задача – удерживать снижение показателей в допустимых пределах. Государственное антикризисное управление в полной мере разворачивается при прямой угрозе кризиса и при вхождении в кризис, имеет преимущественно реактивный характер. Оно направлено на реализацию системы восстановительных мер и создание условий для дальнейшего развития экономики.Государственное антикризисное управление для экономики в целом не может рассматриваться как система мер, направленная на предотвращение кризиса, поскольку кризис является неотъемлемым элементом рыночного механизма. Поэтому под государственным антикризисным управлением экономикой мы будем понимать совокупность методов и инструментов, реализацию специальных мероприятий, направленных на стабилизацию национальной экономики непосредственно в период кризиса. В этом смысле антикризисные мероприятия являются органической частью антициклических мероприятии

Опыт выхода из кризиса

В сентябре — октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. [67] В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. [67] Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. [67] По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора»

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 года финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по мнению журналиста «Независимой газеты», значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок.

По итогам 2009 года российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010 года «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса По мнению оттуда же, это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. [90] В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа — всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста»

 

102 «Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики. Границы государственного вмешательства в экономику.»

Выделяют следующие основные формы государственного регулирования экономики:

1. Определение приоритетных сфер и объектов инвестирования.

2. Бюджетное регулирование.

3. Налоговое регулирование.

4. Формирование государственной кредитной политики.

5. Формирование государственной амортизационной политики.

6. Регулирование форм и порядка участия инвесторов в приватизации государственных предприятий.

7. Регулирование денежной эмиссии.

8. Регулирование основных параметров функционирования рынка ценных бумаг.

9. Обеспечение правовой защиты инвестиций и форм свободного использования инвестиционной прибыли.


методы прямого регулирующего вмешательства государства в экономику (через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями) состоят в том, что государство предоставляет кредиты, принимает долевое участие в капитале предприятий, инвестирует крупные предприятия и отрасли, имеющие общенациональное значение и др.;

методы косвенного вмешательства (с помощью разнообразных мер государственной политики), направленные на стимулирование капиталовложений в восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации; перераспределение доходов и др.

максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику.
Какие же это области?
1. Перераспределение доходов.
Рынок признает справедливым доходы, получение в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры которых (доходов) зависят от эффективности вложения факторов. Но в обществе есть люди, не владеющие ни капиталом, ни землей, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынке факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприемлемо к тем, кто занят производством общественных товаров – военные, учителя, врачи.

2. Занятость.
Дело в том, что механизм рынка не реализует автоматически право на труд доя тех, кто может и хочет работать и в результате в условиях рыночной экономики неизбежна безработица. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости и материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
3. «Хроническими болезнями» рыночной экономики являются монополизм и инфляция.
В условиях рынка конкуренция объективно определяет стремление любого производителя к установлению своего контроля в той или иной области, к монополизации. А монополия в итоге подрывает конкуренцию, разрушает рынок. Чтобы не допустить этого, государство проводит антимонопольную политику, принимая специальные законы, ограничивающие монополию.Инфляция также является тяжелой «хронической болезнью» рыночной экономики и государство проводит антиинфляционную политику.
5. Государство осуществляет региональную политику,
с учетом исторических, национальных, демографических, климатических и других нерыночных факторов.
6. Государство посредством проведения соответствующей внешнеторговой политики реализует национальные интересы в мировой экономике.Для этого государство осуществляет контроль и регулирует международную миграцию своей рабочей силы, вывоз капитала за границу и его импорт, воздействует на валютный курс, управляет платежным балансом.

Таковы максимально допустимые границы государственного вмешательства в рыночную экономику. В этих границах разумное сочетание государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволяет решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

 

Date: 2015-07-27; view: 1715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию