Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 56. Экономические взаимосвязи, взаимозависимости и противоречия между федеральным центром и регионами





 

Важнейшим моментом взаимодействия трех уровней управления в стране - федерального, регионального, местного - является признание РФ в качестве единого и неделимого демократического государства. Регион (область, край, автономная республика) выполняют все функции управления, которые характерны для государственных субъектов управления на местах. Система государственной власти и управления в регионе основывается на разделении компетенции РФ и территориальных образований, а также на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

 

Региональная экономика развивается благодаря механизму, в основе которого находятся противоречия. Они выполняют роль внутренней пружины роста. Таких противоречий два: внешнее и внутреннее.

Основное внешнее противоречие регионального хозяйства – противоречие между центром и регионами. В условиях, когда противоречие региона и центра приводит к мобилизации ресурсов противоречие работает как побудительный момент роста и развития, как фактор укрепления единства федерации и региона.

Когда экономическая политика центра или региона усиливает неравновесие и оно уже достигло критического уровня, который вызывает необходимость вмешательства извне для усиления спроса или предложения с тем, чтобы изменить движение от неравновесия к равновесию, противоречие меняет характер воздействия на региональную экономику – из рычага развития превращается в фактор торможения.

Основным внутренним противоречием региональной экономики является узость специализации производства и широта комплексности регионального потребления. Больше всего потерь несет экономика регионов с узкой специализацией. Чем уже специализация, тем в большей степени необходимы для региона внешние экономические связи, которые могут с успехом обеспечить широкую номенклатуру потребления. Успех тем выше, чем больше разница между ценой внешнего рынка и издержками внутреннего производства. Для того чтобы найти наиболее эффективный вариант выхода из этого противоречия, регионам целесообразно развивать межрегиональные экономические связи.

Своеобразие региона выражается в том, что объективно он осуществляет посредническую функцию между микро- и макроэкономикой. Экономическая политика центра и региона не должны противостоять друг другу. Между политикой центра и региона складывается своеобразная система связей, обеспечивающая смену скоростей в зависимости от задач региона и центра, от сравнительной и общей эффективности экономики, когда сумма эффекта была бы больше, чем эффект центра и региона с раздельными интересами.

 

Эволюция взаимоотношений центра и регионов:

 

Первый этап (с начала рыночных реформ до середины 1990-х гг.) характеризовался регионализацией российской экономики, суверенизацией субъектов Федерации, повышением роли местных органов государственной власти в управлении подведомственных территорий, в результате баланс сил в отношениях «федеральный центр – регионы» постепенно сдвигался в пользу регионов.

 

Второй этап (1995 – 1999 гг.) характеризовался дальнейшим укреплением политической и экономической власти региональных элит (как результат проведенных в 1995 –1996 гг. выборов губернаторов), усилением сепаратизма и позиций межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

 

Третий этап (с середины 1999 г. и по настоящее время) характеризуется усилением позиций центра, укреплением федеральных ведомств в субъектах РФ, выведением федеральных служащих из-под контроля региональных властей, ужесточением контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета в регионах с помощью отделений Федерального казначейства РФ.

 

Четвертый этап. С 2005 по настоящее время.

Появление отдельного министерства экономического развития РФ.

Руководящие документы министерства

Полное название: Министерство экономического развития Российской Федерации

Сокращенное название: Минэкономразвития России

Вышестоящий орган государственной власти: Правительство Российской Федерации.


 







Date: 2015-07-27; view: 1485; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию