Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели поведения потребителя. Факторы, влияющие на поведение потребителя. Эффекты потребления. Типы поведения потребителя





Потребительское поведение выступает в виде формирования спроса потребителей на различные товары и услуги. При анализе потребительского поведения обычно выделяют две специфические разновидности спроса:1) функциональный спрос; 2) нефункциональный спрос.

 

Функциональный спрос обусловлен, с одной стороны, присущими данному благу потребительскими качествами, с другой — специфическими чертами действия людей в сфере приобретения потребительских благ В число характерных типичных черт, оказывающих влияние на поведение потребителей в сфере приобретения тех или иных благ, входят:

♦ спрос на товары и услуги зависит от уровня доходов потребителя;

♦ стремление потребителя приобрести за имеющиеся денежные средства максимум совокупных полезностей;

♦ поведение потребителя зависит от системы предпочтений, его вкусов и от

ношений к моде;

♦ спрос потребителя формируется по результатам наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров.

Нефункциональный спрос возникает у потребителя под влиянием какихлибо других факторов, обусловленных внешними воздействиями. К числу таких факторов относятся:

1. Эффект присоединения к большинству, или «эффект вагона». Стремление людей не отстать от моды, быть «не хуже других». При этом спрос увеличивается на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди.

2. «Эффект сноба», желание потребителя выделиться из общей массы, подчеркнуть свое социальное положение. В этом случае спрос растет на те товары, которые поднимаются в цене.

3. «Эффект Веблена», или «демонстрационный эффект». Потребление покупателя определяется престижностью. Дополнительный спрос формируется за счет приобретения «элитарных товаров».

4. «Нерациональный спрос», когда покупки совершаются под влиянием сиюминутных капризов и желаний, т. е. приобретаются товары, покупка которых не планируется потребителем.

5. «Спекулятивный спрос». Он широко используется в условиях дефицита того

или иного товара.

Теория поведения индивидуальных потребителей. При исследовании поведения потребителей используются два подхода: 1) количественный (кардиналистский) подход; 2) порядковый (ординалистский) подход.

Количественный подход. Представители этого подхода (У. Джевонс, А. Маршалл) строят поведение индивидуальных потребителей на основе теории предельной полезности. Полезность — это удовлетворение, или удовольствие, которое получает человек от потребления какоголибо товара или услуги. В теории предельной полезности различают общую и предельную полезность. Общая полезность — это удовлетворение потребности человека, которое обеспечивается за счет определенного набора товаров и услуг. Предельная полезность — это полезность, равная увеличению общей полезности за счет приобретения дополнительной единицы данного товара или услуги. Для измерения полезности кардиналисты пытались найти абсолютный показатель. В этих целях они предложили условную единицу — ютиль. (Если, например, потребитель приобрел 10 единиц товара (книг), тогда общая полезность этих товаров (книг) составит 10 ютилей (V10). В случае если приоб ретается 11я единица товара (книга), то общая полезность возрастет и составит 11 ютилей (V11). Предельная полезность в нашем случае — это дополнительная, 11я единица товара.) Полезность ее определяется следующим образом:

MV=(V11-V10)/(11-10) Снижение предельной полезности, при одновременно снижающейся цене, может побуждать потребителя к последующим покупкам этого товара. Понижение цены товара приводит к двум следствиям: «эффекту дохода» и «эффекту замещения». «Эффект дохода»: если цена товара падает, то реальный доход потребителя данного блага увеличивается. В результате на те же денежные средства он может приобрести больше товаров. «Эффект замещения»: снижение цены данного продукта (мяса) означает, что этот продукт (мясо) стал дешевле по отношению ко всем другим товарам. Снижение цены на мясо будет стимулировать потребителя к замещению мясом других продуктов.

Порядковый (ординалистский) подход. Ординалисты — сторонники измерения полезности путем сопоставления благ (В. Парето, И. Фишер). Этот подход является более признанным. Данное научное направление получило название порядковой теории полезности. Она основывается на следующих предположениях: 1. Аксиома полной упорядоченности. Предпочтения сформированы, потребитель может сравнивать и ранжировать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности.

2. Аксиома транзитивности. Предпочтения транзитивны: если А > B, B > C, то

A > C.

3.Аксиома ненасыщенности. Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара..

4.Независимость потребителя.







Date: 2015-07-27; view: 1088; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию