Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство как политический институт. 1. Три точки зрения на происхождение государства: 1) государства вознимкают в древнем мире в виде или форме государства- города ( полис)





1. Три точки зрения на происхождение государства:
1) государства вознимкают в древнем мире в виде или форме государства- города (полис). Гражданственность, территория. Многие полагают что полис не государство, так как государство и общество были слиты воедино (государство и гопрод неразлучны).
2) Государство возникает всредние века: подданные, законы и так далее. Возражение- этот период само государство состоит из множества субструктур и ращличных ассоциаций, которыеобладают самостоятельностью (церковь, сословные организации, рыдцарские ордена, феодальнаяраздробленность, котораяфрагментирует поле государства) всё это делает невозможным понятиегосударсвак средневековью.
3) государство в современном виде появляется в 16 веке при установке раннено абсолютизма. Первым обэтомзаговорил макиавелли. Чёткие границы территорим, чёткаяцентрализация государсвеннойвласти, стремиткльный рост административного аппарата и усиление административногь контроля затерриторие,оформляетсягосударственный язык и оформляетсянациаональная культура, формируется нация.
Теории к воросу о возникновении государства:
Теократическая- государство от божьей воли и власть идёт от бога.
Теория естественного происхождения государства- государство предмет естественного развития общества связанного с защитой территории, жкономической деятельностью, общественного регулирования.
Патриорхальная концепция. Государсва- большая семья, монарх-отец и так далее, есть попечительство со стороны государства.
Национальная теория государства. Государство кмк выражение коллективного духа нации и способность нации к самоорганизации.
Теория насилия. Государство ак инструмент завоевания территорий, установления господстванад другимми людьми и обеспечение национальной безопасности.
Теорияобщественного договора. Голсударство как особая форма договора общества с правителями и орган, обеспечивающий общественный порядок и контроль,исполнение взаимных обязатеоьств.
Социальнвъая теория (марксистская) - государсво- инструмент для реализации интересов какого-то класса, и обеспечивает господство одной групы людейнад другими.
Ленин разрабатывал теорию полугосударства: государство необходимо и после революции в периходный период, надо максимально соединить государство с экономичскими единицами общества (избирательная система должна строится на оснлве производственных объединений), необходимо обеспечитб всеобщее участие граждан в управлении общесьвенными делами.
Атрибуты государства-некая материальная основа государства, что придаёт государству предсъметный харрактер:
Атрибуты государства
Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил
Политические функции государства:
-участие в образовании и развитии собственного народа.
-Обеспечение целостности и стабильности в обществе.
-разработка и осуществление определённого политического курса.
-Оперативное управление общественными делами.
частные функции государства (отраслевые):
Хозяйственно- экономическая функция - регулирование экономических процессов общества.
Социальная функция ггосударства.
Культурная функция государства- развитие культуры.
Воспитательная функция.
Правоохранительная функция.
Защита населения от природных и техногенных катастроф.

20. Теории правового и социального государства.
Теория правового государства возникла в конце 18 начале 19 веков, большую роль сыграли немцы Фон Моль и Велькер.
Методологические вопросы:
1) что является источником закона.
Главным источником закона в правовом государстве является гражданское общество, государство оформляется государсвом в опоре на общество законы выдвигаютсч обществом.
2) гражданам в правовом государсвте должно разрешаться всё, что не щапрещено.
3) Государственным институтам разрешено только то, на что они уполномочены законом, сверх этих полномочий, ониничего не имеют права делать.
Основные принцыпы правового государства:
Верховенство закона.
Гарнтия и защита прав и свобод личности.
Правовое и политическое равенство граждан.
Взаимная правовая ответственрсть и контроль государства и общества.
Разделение властей.
Создание системы политических сдержек и противовесов.
Социальное государсвто.
Теория социального государства началась разрабатыватбся во вотрой половине 20 века гейер и фонштайн.
Основный принцыпы социального государсва:
оно начинается там где формируется новый тип социальных связей и отношений между людьми.
Достойные условия жизни.
Беспечение социальной справедливости.
Предоставление каждому возможности соучастия. Политика занятости населения.
Защита граждан от катаклизмов.
Выравнивание уровней жизни.
Помощь наиболее уждающимся слоям населения.
Принципы доступности соцыальных благ.

 

21. Формы государственного правления.
Ф
орма государства-способ организации устройства и осуществления государственной власти.Бывают:форма правления,форма устройства,политический режим.
Форма правления-порядок организации и функционирования государственной власти,принципы соподчинения ее органов,степень участия населения в их формировании.Выделяют:монархию и республику.
Форма государственного устройства-национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов власти.Бывают:унитарная,федеративная(?конфедерация,но он против).
1. монархия-такая форма государственного правления,источником и одновременно высшим выражением власти в которой-является одно лицо,получаю щее данные полномочия по наследству и по тому не зависящее от выбора населения.Бывает абсолютная,в которой высшие исполнительный и законодательные функции едино лично принадлежат главе государства главы.Также бывает конституционная монархия-деятельность ограничена конституцией.
-Монархия формально существует в 28 странах.
*республика-власть принадлежит народу,народ осуществляет власть не прямо,а передает власть органам,действующим от его имени в течении определенного срока. Выделяют:парламентскую и президентскую.Отличия:1)президент и парламент избираются на разных выборах 2)в парламентской республике правительство назначается парламентом,а в президентской президент назначает правительство является главой этого правительства. 3)при парламентской системе законодательная и исполнительная власть имеют один общий источник происхождения,а при президентской республике-это разные источники и они не зависят друг от друга.
*смешанные республики(на практике это не третья форма правления)..........

22. Национально-территориальное устройство современных государств.
Унитарное государство-отличается простотой,единой территорией,конституция одна,единая система судопроизводства,органы государственной власти действуют без ограничений на всей территории,существующие административно-территориальные единицы полностью лишены политической самостоятельности и подчиняется центрам.
Тенденции:1)в крупных государствах идет процесс автономизации в решении вопросов,связанных с общественным порядком,образованием,культурой И так далее) 2)децентрализация(в кот приняты законы (Испания,Франция),по кот некоторые функции передаются на места)
*федерация-союзное государство,состоящее из нескольких государственных образований,объединившийся для совместного осуществления центральной властью общих для всех членов федерации задач.Примерно 25 федераций в мире.
Признаки и черты федераций:
1) наличие 2 уровней управления в государстве.
2) распределение полномочий между центром и субъектами федерации.
3) верховенство федеральнлй конституции и соответсвующих закнов.
Принцыпы основы федерации:
1) отсутствие права сецессии (одностороннего выхода из состава союза).
2) принцып компромиса между единством и разнообразиемрегиональным страны.
3) сдержевание концентраций власти.

23. Политические партии: сущность и функции
1)партия является единственным институтом,кот одновременно связан и с государством и с гражданским обществом
2)партия является единственным чисто политическим образованием
3)партия является ключом к современной демократии
Партия-(термин зародился в древнем мире)-группа людей,вы ступающая в защиту определенного интереса.О них писал еще Аристотель(партии жителей горы,партии равнины и прибрежной части города),затем у Цицерона и других партия приобретала значение союза вокруг какой-то личности.В 18 в,партии-это группы людей,кот объединились вокруг какой-либо политической позиции.
-Одним из первых историю политических партий рассмотрел М.Вебер,выделил три периода политических партий:
1)аристократическая группировка(высший слой)
2)политический клуб(не только высший слой,но и средний)
3)этап массовой партии(все социальные слови общества),в 1861 г первая массовая партия в Англии.
Теории происхождения политических партий:
-англ философ Д.Юн считал что партии образуются естественным путем,это естественный продукт жизнедеятельности общества
-Бэкон:партии формируются в ходе борьбы за власть
-амер философ Мэдисон считал что потребность партии коренится в природе самого человека,так как каждому человеку свойственно потребность в общении,сотрудничестве,обмене мыслями,а партия это все реализует.
-Вильсон:источником происхождения партии являются идеологические ориентации людей,их взгляды и мировоззрение.
-Токвиль:партии это такие политические организации,кот создаются в периоды массовых недовольств,протестов,переворотов.Когда все стабильно партии особо и не нужны!
-Брайс:основная причина образования партий-социально экономическая(социальное неравенство),партия для защиты интересов того или иного социального слоя.
- признаки политических партий( Лапаламбара и Вайнер) в 1966 г написали "политическое партии и политическое развитие",кот выделили 4 признака партии:
1)партия это такие объединения,которые существуют длительное время
2)все партии должны иметь местное отделение в других регионах страны
3)все партии стремятся к власти
4)любая партия стремится обеспечить себе поддержку народа
Политические признаки партии
1)идейная политическая общность и самоидентификация членов парти(каждый должен понимать и гордиться что он член данной партии)
2)наличие теоретико программного обоснования позиции партии(документы,программы)
3)наличие кадрового корпуса и лидеров
4)единство действий и дисциплина
5)выраженое стремление к власти
6)наличие пропагандистских и печатных органов

24. Типы политических партий.
Современная связанна с Дюверже.В 1951 г он написал книгу"политические партии",выделил два типа:
1)кадровые (возникли из электоральных комитетов,характеризуются тем,что главным фактором является качественное положение:статус,материальных доход,контроль над средствами массовой информации.у них может даже отсутствовать формальные членство и взносы,активизируют сая лишь ближе к выборам
2)массовые(возникают в конце 19 в,для них характерно:количество членов,стремятся к увеличению,формальные членство,партийные взносы,партийная дисциплина,ведут постоянную политическую деятельность с населением.Разновидности могут быть самые разные:фишиская и комунистическая партия ССР -он их исследовал.
Классификация,связанная с разными критериями:
1)социальная сущность партии(социальный состав или интересы какой общественной группы данная партия выражает):пролетарские,крестьянские,буржуазные И так далее
2)по отношению к власти:правящие(партии власти),оппозиционная,союзнические,И так далее.
3)по политической роли:революционные,реформиские,консервативные,реакционные
4)по способу организации:прогматические(ориентируются на решение практических задач),идеологизированные партии,харизматические
5)по способу функционирования партии:демократического типа,авторитарного типа
6)по идеологическому признаку:социологические,либеральные,националистических И так далее
7)по характеру решаемых задач:парламентского типа решают политические задачи,партии авангардного типа помимо политических задач решает и какие-то бытовые задачи

25. Партийные системы.
Партийная система
- это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.
Недостатки двухпартийной системы:
Недостаточая представительность двухпартийной системы, поскольку в обществе не 2 группы а намного больше и интересы не всех заинтересованных групп представленны.
Разновидности двухпартийных систем:
когда партий не 2 а больше, но правящих партий всего 2, они представляют 90% процентов электората, а на все остальные10% которые ничего не решают.
Система 2,5 партий. Фрг, канада, австралия и так далее. Особенность её в ом, что 2 основные партии занимают 75% голосов избирателей, а доля других партий занимает остальные 25%, этого недостаточно чтобы получить власть, но достаточно чтобы получить политическое влияние. Правящие партии чтобы получить власть должны заручиться поддержкой третих партий.
Многопартийная система. Факторы влияющие на многопартийеость: 1! Соцыальная дифференциация общества. 2! Наличие разнообразных политичечких и идеологических течений в обществе. 3! Харрактер политического режима и государственного строя (при демократии условий для развития многопартийнсти куда больше чем при авторитаризме). 4! Заррактер избирательной системы.. Три соцыологических закона деберже устанавливающин зависимость между количеством партий и типом системы: 1) при пропорцыональной системе многочиленны и нещависимы множество партий. 2) по мажоритарной системе в 2 тура, несколько партий стремящихся к компромису и полностью не независимы. 3) мадоритарная система в 1 туре появляется 2 сильных и конкурируют между собой.
Многопартийные системы имеют свои достоинства и недостатки по чичерену достоинства:
-все вопросы получают всесторонее освещение.
-существует аппозиция которая не прощает власти промахов.
-внутри аждой партии существует дисцыплира необходимая для обеды над конкурентами.
При многопартийности выдвигаются действительно достойные лидеры.
Неостатки по чичерену:
-принадлежность к своей партии даёт односторонее развитие человека.
-дух своей партии заслоняет бескорысное стремление к общему благу.
-политической борьбе часто разгораются страсти и люди используют нечистые средства.
-При многопартийности ведётся постоянная борьба и снижается авторитет власти.

26. Группы интересов в политике.
1)различные общественные движения в наибольшей степени отображают сущность демократии
2)партия-это затратные виды деятельности,а общественные движения носят более оперативных характер и менее затратны.
3)заинтересованные группы в большей степени,чем политические партии имеют право выступать в качестве представителя гражданского общества
-Специалисты отмечают,что образования заинтересованных групп определяется следующими причинами:
1)они выражают потребность людей в сотрудничестве и общении
2)освобождается человека от необходимости принимать решения самостоятельно
3)любая группа повышает эффективность их политической деятельности(в одиночку это сделать сложно)
Заинтересованные группы решают две существенные политические задачи
1)они являются важным фактором общественных изменений(стремятся к реформам,требуют перемен)
2)заинтересованные группы вносят определенный порядок в общественную жизнь(лучше иметь дело с заинтересованными группами,чем иметь дело с неорганизованной толпой)
-Две тенденции в решении вопроса заинтересованных групп
1)все заинтересованные группы обладают отрицательным характером (Платон
2)(Медисон)знали чище разных групп и интересов является движущей силой общества
Заинтересованные группы - (заинтересованная группа и социальная группа это не дождем венные понятия)-это общественно-политическое объединения,созданные для реализации интересов определенных социальных групп и стремящихся добиться от органов власти соответствующих решений.
Взаимоотношения групп и политических партий:
1) джордан- группы и партии одно и тоже, поскольку партия- групп людей имеющих общие интересы.
2) кий валдимер- группы и партии разные политические явления поскольку: 1! Партии всегда сремятся к власти и созданны чтобы претендовать на власть. Заинтересованные группы стремятся только повдиять на принятия конкретных политических ластных решений. 2! Партии как правило публичные институты и действуют в основном открыто. Многие заинтересованные группы не афишируют свою деятельность. 3! Партия- исключительно политическая организация. Заинтересованные группы как правило решают не политические а социально-экономические вопросы и политик лишь как метод решения зажачи. 4! Партия всегда претендует на выражение интересов всего общества. Заинтеесованные группы всегда имеют более узкий социальный адресат в виде социальной группы.
Функции заинтересованных групп:
1) защита социальных интересов.
2) развитие политической активночти и самодеятельности граждан.
3) агитация и пропаганда.
4) участие в формировании органов власти.
6) реализация и защита основных прав и свобод граэдан.
7) контроль за деятельностью администрации государства.
Каналы влияния групп:
1) заинтересованнпя группа непосредственно представленна в элите.
2) неформальные связи с политической элитеой, они не входят в политическую элиту, но связанны с ними. Прежде всего это лоббисты.
3) связи с политическими партиями. Например во многих западных партиях есть групы экологистов. Оказание финансовой поддержки партиям.
4) связь со сми. Любая щаинтересованная гркъуппа должна использовать сми для влияния на общественное мнение.

27. Общественно-политические организации и политический лоббизм.
Общественно-политические оргаизации
-массовые внегосударственные обьединения граждан, возникающие по их инициативе для реализации долговременных целей и характеризующиеся четкой структурой и фиксированным членством.
Их отличает формализованный порядок функционирования, закрепленный в уставах и нормативных документах.
Основные принципы их деятельности:
-добровольность
-постоянный характер
-стабильный состав участников
-самоуправление
-разделение обязанностей
-внутренняя дисциплина
Разновидности и функции общественно-политических движений:
-легальные/нелегальные
-местные/республиканские
-огранизации, отстаивающие исключительно материальные интересы людей
-профессиональные союзы
Лоббизм -институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
Признаки:
-немногочисленный и высококвалифицированный состав
-тесные личные связи с представителями власти
-наличие значительных финансовых ресурсов
-редкие контакты с массами
прямой доступ к представительной власти
Задачи:
-информирование власти
-эксперктная деятельность
-оказание давление на исполнительную и законодательную власть
Негативные стороны из деятельности:
-закрытость от общественности
-использование недопустимых средств воздействия (шантаж, подкуп и т.п.)
-отсуствие политической ответственности за свои действия
Лоббисткие организации представляют собой комитеты, бюро, советы.

 


28. Массовые общественные движения.
массовые движения:

· В них историю творит народ

· Является основной базой для развития всех политических объединений.

Современные концепции массовых движений (Смысл и назначения этих движений):
1
) Теория коммуникативного действия (Хабермас)-в восстановлении разрушенных человеческих связей и сотрудничестве людей.
2) Нормативная теория – реализация гражданского долга, активности и групповой солидарности
3) Теория борьбы против технократии (Турен)- в перераспределении политической ответственности и подключении к политике новых социальных слоев.
4) Концепции избираемых стимулов (Уайт, Уилсон) - в личной полезности и улучшении положения, в символических наградах
5) Модернистская теория (Капри, Розак)- в разрушении традиционных структур и разработке проектов общества нового типа
6) В различных объективистских подходах- в решении конкретных общественных проблем.
Массовое общественное движение- добровольное, самоуправляемое формирование, созданное вне государственных институтов по инициативе людей, объединившихся на основе общности интересов и целей.

Date: 2015-07-27; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию