Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы политических исследований





Методы- совокупность логических способов и приемов, позволяющий раскрывать содержание предмета исследования
1. Эмпирико-социологический метод обеспечивает сбор и обработку данных о тех или иных сторонах политической жизни. Его разновидностями являются опросы, анкетирование, контент-анализ (анализ содержания документов) и др
2. Диалектический метод состоит том, чтобы рассматривать явления и процессы в их взаимообусловленности и взаиморазвитии.
3. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление политических явлений и процессов, имеющих однотипные параметры.
4. Системный метод позволяет рассмотреть общество как относительно целостный и стабильный комплекс взаимосвязанных элементов. Политическая сфера представлена в нем как одна из подсистем общества. Развитие данного подхода в политологии связано с именами Д. Истона, Г. Алмонда, Т. Парсонса, К. Дойча и др.
5. Исторический метод предполагает изучение политических явлений с точки зрения их связи с прошлым.
6. Бихевиоральный метод (от англ. behaviour — поведение) состоит в анализе политического поведения индивида или группы как в рамках определенной организации, так и вне ее.
7. Метод принятия решений состоит в проведении группой экспертов разностороннего анализа заданной проблемы и выработке оптимального варианта ее решения.
8. Ситуативный метод (англ. case study) означает анализ конкретной политической ситуации во всем многообразии ее характеристик.
9. Институциональный метод состоит в изучении политических процессов и явлений, которые осуществляются в рамках определенных организаций.
10. Деятельностный метод предполагает описание и объяснение осознанных действий людей, направленных на достижение политических целей.

5. Политика как общественный феномен.
Ленин
говорил,что политика есть наука и искусство. Политика не может быть сведена к науке расчетной, ведь это область, где имеет место быть фактор неопределенности. Очень важно иметь харизматические, организаторские способности-это же и есть искусство.
1.государствоцентристские концепции-политика может определяться только через государство и в рамках государства.
Иван Ильин пишет в своих работах,что политика напрямую связана с государством, однако не вся деятельность государства связана с политикой. Выделяется новое направление общественное благо.
2. новое время. Говорится о том,что не только гос управляет политикой,но и церковь. Особенно в эпоху возрождения. Был введен термин политическое общество Локком. Была создана теория общественного договора,которая исходила из того что политика есть форма взаимодействия государства и общества.Ведущую роль играет государство.
3.Новая историческая эпоха.
Социоцентристкий подход -в центре политики оказывается общество. На первом месте отношения между классами.
Установки по Марксизму:
1)основным определяющим фактором политики является экономика.
2)классовый характер
3)политика всегда связывается с политикой принуждения
4)политика проходящее явление. Когда нет социальной стратификации,богатых и бедных,эксплуатирующих,политика исчезает
-субстанционаьная теория политики.Делают акцент на природу политики
-содержательная теория политики.Акцент на том,что политика реализует общественные интересы и цели
-функциональная теория. В этих теориях акцент делается на тех методах и средствах,с помощью которых политики добиваются своей цели

6. Основные трактовки политики.
-Политика возникает в результате общественного неравенства.
1)политика есть везде,где есть неравноправные отношения
2)поскольку речь идет о власти,всегда политика становится предметом яростной борьбы между людьми
3)в политике важную роль играет распределительная функция
Роберт Хэйвут пишет,что политика это сохранение общего правила общежития.
Коммуникативное направление в политике.
К.Дойч.,Хабермас
-политика не нужна там где все думают одинаково
-необходимо добиться решений,которые будут устраивать всех,хотя изначально мнения были разными (Шефле и Манхейм)
Постмодернистиские понимания политики
-политика перехода от формы принудительного общения и против властного регулирования к эмансипации от общества,ухода от насилия и обесцвечивания свободы выбора личности
По Омелечкину:
-Все теории имеют право на существование Есть научные категории которые позволяет все объединить -управление
-В политике должны быть институты,нормы и правила,политика имеет принудительный характер
Политика - это форма организации общества с помощью власти и управления,это процесс поддержания общественной целостности на основе выявления и согласования много образных идей людей на основе приуждения


 

7. Политика и другие области общественной жизни.
Структура политики
1)свойства и функции политики
2)виды политики
3)взаимодействие с другими областями общественной жизни
Два важнейших параметра политики:
1)статус политики(какое положение занимает политика в конкретном обществе,какую роль в общественной жизни она играет)
2)"поле политики"(радиус действия политики)
Статус политики:Играет ли политика главную роль в обществе или является подчиненной?
-за:политика определяет нашу общественную жизнь,управляет обществом.
-Против:конечно важная,но не главная,есть множество культурных,соц,демографических итд вопросов.Политика это инструмент для удовлетворения потребностей людей.
В плане выдвижения целей главную роль должно играть общество и определять цели своего развития.
Свойства политики:
1)универсальность и всеохватность
2)высокая проникающая способность(любую проблему можно сделать политической)
3)масштабность политики(политика касается всех)
4)структурированность политики
5)формализованность политики(политика опирается на законы,указы..)
6)политика всегда смещается,меняется
Общие характеристики политики:
1)связь с социальными интересами людьми
2)политика выражает чьи либо интересыи
3)все ее требования имеют всеобщую форму(имеют общезначимые требования:адресованные ко всему обществу)
4)в политике есть совокупность правил и норм
5)самоценность и самодостаточность
Функции:
1)осмысление общественных проблем и выражение социальных интересов
2)выработка долгосрочных и краткосрочных программ развития и определение приоритетов
3) интеграция общественных групп вокруг общих целей и задач
4)мобилизация людей и общественных ресурсов на решение общественных задач
5)управление общественными процессами
Политика эта искусство возможного. Политика должна опирается на реальные возможности,утопий быть не должно.
Понятие политика оно многозначно. Политика это политических строй-совокупность каких-либо институтов.
Политика как политический процесс,в котором происходят какие то события,конкуренция,борьба между разными общественными силами.
Политика государства-сфера управления.
Уровни политики:
1)международный уровень(МАГА политика)
2(национальный уровень (МАКРО политика)
3)локальный уровень (МЕЗА политика)
4)МИКРО пооитика(городская политика или районная политика и ли политическая организация)
Взаимоотношения между политикой и правом:
1)право всегда заботится о всеобщих интересах,а политика ориентир утесы на групповые интересы,тут равенства нет
2)право имеет открытый,публичный характер
3)положения и законы права должны иметь однозначное толкование,а политика основана на плюрализме
Право влияет на политику:
Верховенство права
Политика на право:политика принимает законы

 

8. Политическая власть: сущность и основные концепции.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.
функции политической власти:
1) обеспечение господства одних общественных групп на других.
2) руководство общественными преобразованиями.
3) управление общественными процессами на основе принимаемых решений и правил.
4) поддержание целостности и стабильности общества.
5) контроль за соблюдением общественного порядка.
6) мобилизация людских и других ресурсов для достижения поставленных целей.
1. классические теории власти.
2. современные теоретические трактовки политической власти.
1. парсонс - власть играет в политике такую же роль как деньги в экономике. англичанин- власть как любовь: все про неё знают но определить не могут. власть та же роль что и энергия в физике.
власть возникает достаточно давно (примерно 40 тыся лет назад в догосударственных формах).
три исторические формы власти. (М. Деберже):
1) власть анонимная, она распределена всему коллективу и никому отдельно.
2) индивидуализированная- есть люди- носители власти.
3) власть институцианализированная.
классические взгляды на власть:
1) теологическое понимание власти (власть земная ведёт происхождение от бога и все действия монарха от воли бога, плюс влияние церкви).
2) власть как способ достижения политических целей (функциональные взгляды на власть).
3) власть рассматривается через методы её осуществления (насилие и принуддение, материальная выгода).
4) власть какк комунмкативный процесс общения и обмены деятельностью.
марксистская теория власти:
1) экономические детерминизм.
2) властб всегда имеет классовый харрактер (в ней реализуются интересы определённой общественной группы).
3) власть отождествляется с насилием и принуждением.
4) власть всегда моноцентрична (сосредоьочена в центрах власти и управления).
5) некий соцыальный механицызм (все действия власти имеют завершённый харрактер и должны принести исторические результаты).
теория власти макса вебера:
1) власть всегда основанна на насилии и перевесе сил одной стороны, а господство опирается не только на принуждение, но и на веру людей в правомочия власти.
2) в поняитии власти большую роль играет не тодько соцыально-экономические факторы, но и соцыально-культурные факторы (люди должны понимать необходимость прлведение властных действий).
3) отношение власти надо ассматриватб не но макро уровне (классовом) а на микро урлвне (уровне конкретного индивида).
4) главная черта власти строится на признании силы авторитета, а не на страхе или приказе,они должны доверять и признавать власть.
5) власть диффузна по природе, она не концентрируется только в одном центри их может быть много (например власть аппозиция и другие партии но не только).
6) власть как и политические прлцесс вообще вариативна и случайна (процессы могут проходить в разных формах).
2. бехивиаралистская концепция власти. - выводит власть из природы и поведения самого человека. модели власти в рамках этого направления:
Структура власти
1) субъекты власти (групы людей осуществляющие свои интересы),
2) власть всегда имеет особую организацию.
3) власть предполагает поределённые нормы (прежде всего нормы права).
4) наличие особых методови средств убеждение и принуждение.
5) подчинение власти народа.


9. Формы и ресурсы политической власти.
Типы/ формы власти:

1) централизованная авторитарная власть (царство, деспотия, этотизм). особенности: жёсткий политический контроль над всем обществом, безграничнлсть этой власти, подавление общественной инициативы и самостоятельности, закрытость и изоляционизм, ущемление прав и свобод личности.
2) демократическая власть. черты присущие ей: способ действия такой влачти строго регламентированны, радиусы действия власти чётко обозначенны и ограниченны, жёсткий контроль со стороны общественности, дифференцированность власти, расширение числа участников власти, приход новых сил во власть, формализованность и юридическая оформленность власти.
Модели функционирования власти:
1) элитистская (гарольд лассвэл, чарльз милс, джованни соттори). вся полнота власти принадлежит только политической элите, а если все люди начнут участвовать во власти то будет хаос.
2) карпаративистская (шмиттер, джессоп). в обществе существует мнодество общественных групп, но одна из гих доминирующая, госвдарство должно её поддержать и обеспечить её монопольное положениевобщество, эта группавместе с государством должна принимать политические решения и нести за них ответственность. (например комсомол в ссср).
3) плюралистическая модель. принципы равноправия, политической конкуренции, многообразие идей и так далее. власть функционирует на основе смены групп власти. (робер даль, олсон).
Модели воздействия власти на общество:
1 ) дискитивная (линейная). (карт рай, китнис). функционирование власть как циклы: 1! у субъекта власти есть необходимость в изменениях поведения объекта (люди, общество) и влачть даёт знать что онхочет изменить, если люди принимают то цикл завершён, если же объект возражает, то цикл продолжается. 2! власть обозревает находящиеся в её распорядении истосники. 3! она пускает в действие эьи ресурсы. 4! в большенстве случаев власть преодалевает сопротивление и добивается своих целей. 5! достижение целей приводит к изменениям власти и она ставит новые задачи так как получила уверенность в своих целях и процесс повторяется.
2) (дегтярёв александр ) многомерная модель властного общения- политолитологический ромб. три вида оппозиции. вершины ромба: 1! государство, 2! гражданское общество, 3) институты, 4! ресурсы. виды функционирования: 1! господство и подчинение, 2! управление и давление, 3! контроль и влияне.
модели связаные с передачей властных полномочий:
1) делегирование властных полномочий вниз (федеральный центр передаёт функции на места).
2) делегированвластных полномочий вверх (выборы).
2. формы политической власти.
форма власти- способ существования и огрганизация её содержания, её внутрення структура.
формы власти (критерий количество властвующих)
1) (игорь николаевич гомерв). власть одного (монократия).
2) власть немногих (олигарзия).3) власть мененства (миноритархия)
4) власть большинства (мажоритария).5) власть всех (плерократия).
по количествеъу контрсубъектов (гомеров)
1) на одного человека.2) на немногих людей.3) на меньшинство.4) на боьшинство.5) на всех.
качественные харрактеристики:
1) власть удовлетворяет только интересы субъектов власти. автархия
2) на интересы всех людей. диархия.
другая классификация:институты которые осуществляют власть:
1) теократия.2) тиократия (чистолюбцы)3) этнократия (этническая группа).4) охлократия (власть толпы).5) плутократия(богатых)6) аристократия (избранных одарённых.7) мелитократия.8)технократия (управленцы).9) партократия.10 демократия.
по форме проявления власти (бобио николло):
1) власть открытая, публичная.
2) теневое правление ((полускрытая власть). власть выглядет открыто, но мы не знаем тех кто стоит за властью.
3) скрытое правление. мы не знаем кто на самом деле принимает решения в стране (они могут прикрываться коллективными решениями например)..


10. Общие принципы и легитимность власти.
Владимир Ильин
предложил классификацию:
1) принцип самосохранения (каждая власть старается её удержать).
2) принцип действенности, эффективности.3) принцип скрытности.4) принцип разнообразия используемых средств.5) принцип рациональности.6) принцип комуникативности.7) принцип правозаконност.8) принцип ответственности.9) авторитетности власти.10) принцип разделения властей
Легитимность - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
Она предполагает:
1) утверждение правомерности власти и справедливости её терминов.
2) и власть и общество разделяют одни и теже политиеческие ценности и цели.
3) люди положительно оценивают деятельность власти, которая в глазах населения направленна на благо всех.
Замечания:
1) легитимность никогда не бывает абсолютной.
2) легитимность власти не означает отсутствия критики этой власти.

11. Теория разделения властей.
Теория разделение властей
– правовая и политическая доктрина, которая предполагает наличие независимых друг от друга, но взаимосвязанных ветвей власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Политико-правовая доктрина разделения властей была разработана и предложена известным английский ученым Джоном Локком, сам термин разделение властей был введен французским правоведом Шарлем-Луи Монтескье.
Теория государства исходит из того положения, что разделение государственной власти на три ветви и создание полноценной системы сдержек и противовесов является наиболее важным принципом организации и функционирования современного правового государства.
Принцип разделения властей
Сущность принципа разделения властей заключается в создании полноценной системы сдержек и противовесом при осуществлении государственной власти, для этого выделяется три ветви власти: законодательная (законотворчество), исполнительная (государственной управление) и судебная (правосудие).
Законодательную власть осуществляет представительный орган власти, основной задачей которого является разработка, обсуждение и принятие правовых актов, иными словами законотворческая деятельность.
Исполнительная власть осуществляется системой распорядительных органов, основной задачей которых является непосредственной осуществление государственной воли.
Судебная власть осуществляется системой судов, основной задачей которых является осуществление справедливого правосудия и охрана общественных интересов.
Принцип разделения властей закреплен и реально функционирует только при демократическом режиме, тогда как при тоталитарном и авторитарном режиме, он либо не признается вовсе, либо закреплен только лишь формально.
Основные положения теории разделения властей:
1. Принцип разделения властей должен быть закреплен в высшем нормативно-правовом акте – Конституции.
2. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти равны друг перед другом.
3. Судебная власть независима от любого политического влияния.
4. Законодательная власть основывается на основе принципа выборности.

12. Политическая сфера общества.
Политическая сфера общества
является некой частью общества, его сферой. методологические установки:
1) в политическую сферу входят те же элементы, что и во всё общество.
2) политическая сфера представляет собой особое пространство общественнлй жизни.
3) политическая сфера испытывает влияния других сфер общественнлй жизни.
4) неё есть внутренняя логика, автономность и самодостаточность.
Первоначально под политической сферой понималась область общественной жизни в которой осуществляется согласование общих и частных интересов людей и соблюдается общественный порядок.
Потом полическая сфера стала выделяться в структуре общества, начали выделяться сферы отличающие политику. этот период связан с именами маркса, парсонс, лоссо и каплан.
Политическая сфера - это область функционирования общества в которо осуществояется коллективная жизнь людей на оснве распределения политических ролей и реализацимя влачтных отношений
Природа политической сферы. Является ли она особой сферой?:
- ее нельзя выделить и отделить от общества (дэвид хелл). политика не является особой сферой общество, та как она не лакализуется а охватывает все общество и присутствует во всех сферах деятельности человека.
Феминистская теория политики: личная это тоже полиическая(чачоная жизнь тоже политика). по их мнению нет чёткой границы между общественным и личным и нет самой политики отсюда.
Макс вебер. области политики следует отнести только общезначимые интересы и потребгости людей. политичеакая сфера всегда связанна с массовым участием людей- область массовых движений людей. политическая сфера предполагает наличие постоянных институтов и организацимй, решение которой является обязательным для/всех членлв общества. политическая сфера харрактеризуется легитимным применением насилия полтиическая сфера предполагает наличие прочных связей между людьми
Политическая жизнь - относительно организованная и упорядоченная совокупность политических взаимодействий людей, их групп и институтов, связанная с достижением равзнлобразных общественных целей, её черты:
1) существуют духовные и практические формы политической жизни людей.
2) на всегда проявляется в виде определе гых политических событий.
3) всегда имеет процессвуальный харратер.

 

13. Субъекты политики.
Особенности:
1) разделение людей на объекты и субъекты политики носит условный харрактер. субъекты политики - индивиды организации и группы прямо или косвенно участвующие в политической жизни.
Признаки субъектности в политике:
1! относительная австонлмнлсть и самостоятельное учавтие в политиче кой жизни.
2! способнлсть выделять какие-то изменения в политических отношениях.
3!соблюдение определённых правил и норм.
4! возможность выбора как политических целей так и действий.
5! относительно постоянный харратетър усъчастия в подитике.
Классификация субъектов политики:
1) первичные субъекты политики - крупные общественные группы (прежде всего классы). признаки: надлокальная связь класса,единое и монолитное осознание своих интересов.) наличие организационрого центра.
2 .) вторичные субъекты политики: различные общественные институты созданные людьми. делятся на государственные и общественные.
Признаки:
1) формализованный порядок деятельности.
2) наличие определённогшо объёма полномочий и ресурсов.
3) опора на поддержку масс.
3.) третичные субъекты- индивиды и малые группы.
Признаки:
1) политическая однородность.
2) единство действий.
3) непосредственный контакт между людьми.

14. Гражданское общество и его политическая стратификация.
Джон Локк, английский философ:
Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.
Шарль Монтескьё, французский философ:
Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство.
Гражданское о́бщество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерческих ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса
особенности гражданского общества:
1) формируется снизу как результат активности и сотрудничества граждан.
2) преобладают горизонтальные связь между людьми.
политическпе функции гражданского общества:
1) создание среды в которой формируется моральный образ человека и группы.
2) регулирование социальных взаимоотношений между людьми.
3) создание новых политических норм и ценностей.
4) осуществление самоуправления на своей территории.
5) коллективная защита прав и свобод интереса.
6) контроль за деятельностью государственных органов.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - отношения политического неравенства, вытекающие из различного положения различных групп в системе властных институтов, различной возможности этих групп оказывать влияние на принятие политических решений. П.с., существующая в любом обществе, является одним из важнейших источников политики. П.с. не является неподвижной, она может изменяться,
типы стратификации:
-одномерная стратификация.
-многомерная стратифиация- по нескоольким критериям.
Модель дисперсионных (рассеянных) неравенств - люи неравные в одном отношеннии в другом меняются местами.
теори стратификации ощества:
1) эмиль дюргецм- различные сферы деятельности имеют разную ответственность и полномочия.
2) марксизм- в основе неравенства лежит неравенство собственнсти.
3) михельс- еравенство свойство любой организации.
4) экономическая теория: причина неравенства- неэквэволентный обмен.
3 компонента неравенства по вебер: имущественное, социальный престиж, принадлежность к опредеолённым полическим кругам (партиям).
парсонс неравенство:
1) те харрактеристики, которыми люди обладают от рождаъения.
2) приобретённый социальный статус.
3) элементы обладания.

15. Политическая система общества.
Политическая система общества или политическая организация общества
— организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
направления развития политических систем:
1) большая теория (дэвид истон 1953 год работа 'политическая система' 1965 'системный анализ политической жизни' он развил свои идеи и придал теории завершённый вид). наука должна ориентироваться не на решение частных политических проблем, а изучение объекта вцелом а чтобы его познать нужно изучатб его взаимодействие с другими объектами, необходимо в полной мере использовать концепцию власти которая является системоообразующим элементом политической жизни.
сама политика- совокупность полиических взаимодействий между людьми и группами. черты политической сичтемы:
1! в ней всегда можно выделить единицвы и установить границы системы,
2! у каждой системы есть входы и выходы- каналы через которые она взаимодействует со средой.
3! любая система является самоуправляемым исаморазвивающися организмом,
4! стремление любой системы к самосахронению и стабильнлсти путём адоптации,
5! основной единицей анализа является взаимодействие между субъектами и индивидами.
2) кибернетическая концепция политической системы.
Теория Карла Дойча (нервы упраленя: модели политической коммуникации и контроля 1963 год) политичесская система- совокупностб информационных потоков с обратной связью. 4 блока:
1! получение и отбор информации
. его осуществляют рецептрры- информационныеслужбы, информационные и агентурные сети, опросы общественного мнения.
2! блок памяти и ценностей- обработка и оценка информации.
3! блок принятия решений-осуществляется на уровне правительства и законодательных органов власти.
4! осуществление решений- исполнительная власть (эффекторы). потом цикл повторяется.
три типа коммуникации в обществе:
1! личная неформальная(слухи и так далее)
2! через организации.
3! сми.

 







Date: 2015-07-27; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию