Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос. Роль деятельности и общения в развитии личности. Характеристика ведущих видов деятельности
Общение - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.п. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). М. И. Лисина выделила 4 формы О., сменяющие друг друга на протяжении первых 7 лет жизни ребёнка: 1) ситуативно-личностное О. ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) - развивается на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения, его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, к-рые обеспечивают выживание ребёнка и удовлетворение всех его первичных орга-нич. Потребностей; 2) ситуативно-деловая форма О. (6 мес — 2 года) - протекает на фоне практич. взаимодействия ребёнка и взрослого; помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать потребность в сотрудничестве; овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного О. и перейти от чисто практич. сотрудничества со взрослым к более высокой форме коммуникативной деятельности; 3) внеситуативно-познавательное О. (3- 5 лет) - развёртывается на фоне познават. деятельности детей, направленной на установление невоспринимаемых чувственно взаимосвязей в физич. мире; важным признаком этой формы О. служит появление дет. вопросов о предметах и их разнообразных взаимосвязях; 4) внеситуативно-личностная форма О. детей со взрослыми (6—7 лет) — высш. форма коммуникативной деятельности в дошк. Детстве; в отличие от предыдущей, она служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей; формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к взаимодействию, и на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной; теперь О. имеет самостоят, значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым; благодаря успехам детей в рамках внеситуативно-личностного О. они достигают состояния готовности к школьному обучению. Деятельность и ее роль в развитии человека. 12 вопрос теория возрастного развития возрастная периодизация Переход из одного возраста в другой связан с изменением физических данных и психических характеристик человека, с перестройкой его организма и поведения. Каждый ребенок имеет свой путь развития, свои индивидуальные особенности. Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой -- дискретен. Согласно теории непрерывного развития -- развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно теории дискретного развития -- развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой. В работе мы рассмотрим основные теории периодизации развития. Л.С. Выготский - проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов. Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид: — кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1 — 3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3 — 7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (8 — 12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14 — 17 лет) — кризис 17 лет Д.Б. Эльконин - согласно его концепции, смена стадий психического развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. Выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания. Периодизация Д. Б. Эльконина наиболее распространенная в отечественной психологии. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития. Процесс детского развития можно разделить на семь периодов: 1. Младенчество: от рождения до одного года жизни. 2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет. 3. Младший, средний дошкольный возраст: от 3 до 4 — 5 лет. 4. Старший дошкольный возраст: от 4 — 5 до 6 — 7 лет. 5. Младший школьный возраст: от 6 — 7 до 10 — 11 лет. 6. Подростковый возраст: от 10 — 11 до 13 — 14 лет. 7. Ранний юношеский возраст: от 13 — 14 до 16 — 17 лет.
Date: 2015-07-27; view: 6098; Нарушение авторских прав |