Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конфликты в педагогической среде и практике
Конфликт есть разновидность социального взаимодействия, выражающегося в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов: - конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий; - конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения; - конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности. С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов. 1. Объективные причины педагогических конфликтов: - Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка. - Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого - учить, задача второго - учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним). - Существенное ограничение степеней свободы (требования жёсткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т. д.). - Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»). - Зависимость ученика от учителя. - Необходимость оценивания учащихся учителем. - Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах. - Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми. - Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни. - Социальная нестабильность и др. 2. К субъективным причинам относятся: - Психологическая несовместимость учителя и ученика. - Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жёсткость, придирчивость, скептицизм и т. д.). - Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика. - Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика. - Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований. - Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей). - Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса. - Чрезмерная загруженность учителя или ученика. - Вынужденная бездеятельность ученика. - Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе. - Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др. Три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования: Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер); Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе); Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта). Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта. Этапы конфликта: 1. предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих. 2. Открытый конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем. Стадии открытого конфликта: инцидент и повод (еще не конфликт), эскалация, завершение. Инцидент – это пусковой механизм, который инициирует открытое противоборство сторон, начало конфликта. Эскалация конфликта – стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий между его участниками достигает максимума и происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и др. Переговоры и другие мирные способы разрешения конфликта на этой стадии затруднены. Завершение конфликта – окончательный этап открытого периода конфликта, который может наступать при явном ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющих вести дальнейшее противоборство 3.послеконфликтный период – период ликвидации основных видов напряженности, нормализация отношений между сторонами. С целью предотвращения конфликтов в педагогической среде директору школы и его заместителям следует применять структурные методы управления конфликтами: - разъяснение требований к работе, четкое определение результатов, ожидаемых от конкретного педагога или педагогического коллектива в целом. Причем руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо понимали, чего от них ждут в конкретной ситуации; - метод формирования координационных и интеграционных механизмов, общеорганизационных целей, который основывается на правильном использовании формальной структуры учреждения, в частности, иерархии и принципа единства распорядительства, когда подчиненный прекрасно знает, чьим распоряжениям он должен подчиняться (т. е. предотвращает появления ситуации «лебедь, рак и щука»); - грамотное использование системы вознаграждения (материальных и нематериальных), которые уменьшают возможность возникновения конфликтов. Для управления конфликтами в педагогическом коллективе руководитель должен обоснованно выбирать стиль поведения (приспособление, компромисс, сотруд- ничество, уклонение, соперничество или конкуренция), который не приведет к обострению ситуации Действенным методом в коллективе педагогов является организация и проведение переговоров с конфликтующей стороной. В таких переговорах, как правило, происходит выяснение доминирующих в конфликте мотивов. Одним из способов регулирования конфликтов в образовательном учреждении является использование приемов конструктивной критики, которая должна быть адресной, аргументированной, открытой, доброжелательно-щадящей, заканчиваться конкретным предложением. Date: 2015-07-27; view: 2331; Нарушение авторских прав |