Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Главные характеристики активизирующей профконсулътационной методики
Интересность, увлекательность процедуры реализации методики для данных клиентов. Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов. Заметим, что если обсуждаемые вопросы и проблемы пока еще не значимы для клиентов, то для повышения интереса к данным вопросам следует провести другую методику (например, для укрепления эмоционально-доверительного контакта с клиентом или для рассмотрения других, более простых и понятных проблем, которые могут стать основой уже для обращения к данной, более сложной проблеме). Добровольность участия клиентов в процедуре данной методики (как известно, «насильно играть не заставишь» и тем более насильно не активизируешь, так как есть риск вызвать у клиента прямо противоположные реакции). Двухплановость действия (как и в игре), предполагающая, с одной стороны, план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. В примитивных ситуациях (когда многие ученики в классе не готовы к «мысленному экспериментированию») профконсультант вынужден использовать методики, где больше задействован план реальных, понятных для большинства игровых действий (с реальными «прихлопами» и «притопами»), и лишь потом, сумев заинтересовать учеников внешними действиями, постепенно переходить к более сложным активизирующим процедурам внутреннего (воображаемого) плана. Организация совместного с клиентом рассмотрения профориентационных проблем, что, в свою очередь, предполагает: - выделение общей цели работы (если представления консультанта и клиента о целях будут разными, то взаимодействия не получится); - использование общего средства для решения выделенных проблем и целей (консультант должен подобрать средства, методы, приемы, которые клиент может понять и наравне с самим консультантом использовать эти средства для рассмотрения обсуждаемых вопросов); - обеспечение постепенного перевода средства решения проблем во внутренний план действий клиента, т.е. профконсультант должен не просто показать, как это средство используется, но и обучить клиента использовать такое средство самостоятельно при решении своих проблем; - в идеальном случае консультант помогает клиенту построить свое собственное (индивидуальное) средство для решения многообразных профориентационных проблем. Но в основе активизации все-таки лежит специально сформированный интерес. Таким образом, активизирующая методика - это не просто «интересная» для клиента методика, но прежде всего методика, вооружающая клиента средством для самостоятельных действий. Группы активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения: Профориентационные игры с классом, с большими аудиториями - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более "скромный" эффект, чем более длительные "терапевтические" группы и консультации. Профориентационные с большими аудиториями - рассчитаны на участие в игре более 150 человек. При проведении таких игр принимать участие могут как сами школьники, так и их учителя, родители, работодатели, специалисты службы занятости населения. Пример большой профориентационной игры – «Древо профессий» Игровые профориентационные упражнения по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой. Карточные профконсультационные методики. Выделяют две основные группы карточных методик: 1) информационно-поисковые системы - ИПС ("профессьянсы", внешне напоминающие раскладывание "пасьянсов", когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий); 2) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессии, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые "трудности", часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей. При практическом внедрении карточных консультационных технологий мы столкнулись с целым рядом трудностей: трудность изготовления карточек; трудность обучения (обучение достаточно непростое и рассчитано на небольшую группу (три-шесть человек) будущих консультантов, что в условиях "рынка" оказалось "нерентабельно"); карточные методики обычно занимают много времени, от 40 минут до двух с половиной-трех часов (хотя в психотерапии и личностном консультировании времени на рассмотрение важных жизненных проблем не жалеют, но в профориентации еще сильны стереотипы быстрой и легкой помощи). Настольные карточные игры. Опыт показал, что они эффективны и при использовании профконсультантом: например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере, а также их успешно осваивают родители школьников в рамках "Родительских университетов". Бланковые карточные методики. Идея - самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках. Активизирующие профориентационные опросники. Это скорее "игра в тесты", так как главная цель - заставить задуматься над теми вопросами, которые при обсуждении их в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся "скучными", а в активизирующем опроснике просто включены в деятельность по заполнению бланка. Опыт показал, что данные методики обладают и некоторым диагностическим эффектом, поскольку часть таких методик снабжена приблизительными нормами, что является редкостью для традиционных профориентационных опросников. Бланковые игры с классом. Основная идея таких методик - играть со всем классом и с каждым в отдельности (психолог демонстрирует оформление бланка на доске, а каждый присутствующий - на своем бланке). Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты различных профессий. Ценностно-смысловые опросники (главный акцент делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения). Эти опросники содержат некоторые игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать сложные этические вопросы, которые беспокоят и волнуют молодых людей.
Date: 2015-07-27; view: 1048; Нарушение авторских прав |