Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основная идея
Проблемное обучение - это тип современного обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением ими готовых выводов науки. Основополагающее понятие этой теории - "проблемная ситуация". Основные принципы: -принцип проблемности; -принцип целеполагания; -принцип бинарности. Ограничения использования проблемного обучения: -сложность построения всей дисциплины на идее проблемного обучения; -значительные затраты времени преподавателя на подготовку занятий; - высокие требования к уровню профессионализма преподавателя; -использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у обучающихся. Концепция развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) Целевая ориентация - формирование продуктивного (творческого) мышления, основными показателями которого являются: оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; способность найти новые непривычные функции объекта или его части и др. Основная идея. Развитие личности – это не попутный и стихийный продукт процесса обучения, а его цель и результат. В основе лежит положение, сформулированное Л.С.Выготским, о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию. Овладение знаниями организуется таким образом, что в деятельность вносятся новые элементы, формируются новые отношения и тем самым обеспечивается развитие учащихся. Структура такого обучения чаще всего носит «задачный» характер, то есть содержание учебного материала представлено как цепочка задач. Задача здесь понимается в широком психологическом смысле. К принципам развивающего обучения относятся: 1. Принцип познавательной активности учащихся в обучении. 2. Принцип проблемности. 3. Принцип формирования учебной деятельности. 4. Принцип формирования приемов умственной деятельности. 5. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Один из первых попытался реализовать идею развивающего обучения на практике Л.В. Занков в 50-60-х гг. двадцатого века. Затем идея развивающего обучения получила дальнейшее развитие в трудах В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, И.С. Якиманской и др. В дидактике на сегодня существует несколько концепций развивающего обучения. Концепция развивающего обучения Л.В. Занкова: развитие эмпирического сознания и мышления Основная идея: интенсивное общее развитие школьников, которое выражается в появлении психических новообразований, не заданных напрямую обучением. Общее развитие есть появление новообразований во всех сферах психики ребенка: уме, воле, чувствах, когда каждое новообразование становится плодом их взаимодействия. Развитие мыслительной деятельности предполагает классификацию предметов и понятий, анализ условий задач и заданий, формулировку выводов. Формирование обобщений ориентируется как на индуктивный, так и на дедуктивный путь в зависимости от характера раскрываемых знаний. Знания, умения и навыки рассматриваются здесь как средство организации этого процесса. Богатое содержание начального образования дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства. Основные принципы этой системы: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) продвижение вперед быстрым темпом; 4) сознательное участие школьников в учебном процессе; 5) систематическая работа над развитием всех учащихся; 6) включение в процесс обучения эмоциональной сферы. Ограничения в использовании: - неподготовленность учителя; - отсутствие учебно-методической базы. Концепция развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова: развитие теоретического сознания и мышления, способов умственных действий. Основная идея: формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Основным критерием умственного развития ребенка является наличие правильно организованной учебной деятельности с ее компонентами – постановкой задачи, выбором средств, самоконтролем и самопроверкой. Для этого необходимо систематическое решение учебных задач. Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно в ходе дискуссии, постепенно эту деятельность начинает осуществлять каждый самостоятельно. Таким образом, значимыми в этой системе обучения являются не столько знания, сколько способы умственных действий, которые достигаются при воспроизводстве логики научного познания в учебной деятельности учащихся. Ребенок рассматривается здесь как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении. Основные принципы этой системы: 1) дедукция на основе содержательного обобщения; 2) содержательный анализ; 3) содержательное абстрагирование; 4) теоретическое содержательное обобщение; 5) восхождение от абстрактного к конкретному; 6) содержательная рефлексия. Концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.) Целевая ориентация: создание условий для удовлетворения потребности личности в образовании. Основная идея: Призвано обеспечить развитие и саморазвитие ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности, как деятеля, способного сознательно определять цели деятельности и достигать их. Все обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика как личности, активно участвующей в социальных процессах. Ведущая роль в разработке теории и практики личностно-ориентированного обучения принадлежит отечественным ученым: Ш.А. Амонашвили, В.С.Ильину, О.С.Гребенюку, В.В. Серикову, И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, А.В. Хуторскому. Принципы личностно-ориентированного обучения: 1. Принцип самоактуализации. 2. Принцип индивидуальности. 3. Принцип субъектности. 4. Принцип выбора. 5. Принцип творчества и успеха. 6. Принцип доверия и поддержки. Концепция И.С. Якиманской: изучение ученика как неповторимой индивидуальности, создание оптимальных условий для его становления, личностного развития, поддержка в самоопределении и самореализации через образование. Концепция Е.В. Бондаревской: помощь ученику в обретении ценностей и смысла жизни, в осуществлении его развития как человека культуры и целостной личности, поддержка его индивидуальности и самобытности. Основная идея: культурологический подход к проектированию образования, компонентами которого являются: 1) отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; 2) отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой; 3) отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в культурном саморазвитии; 4) отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству. Концепция В.В. Серикова: создание условий для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и др. Date: 2015-07-27; view: 1867; Нарушение авторских прав |