Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дидактические системы и модели обучения
Дидактическая система – это целостная структура, образованная единством целей, организационных принципов, содержания, форм, методов и средств обучения. Учёные педагоги, обобщая многообразие имеющихся дидактических систем, выделяют 3 основных: традиционная, педоцентрическая, современная. Выделение дидактических концепций (систем) произведено на основе того, как предмет и объект дидактики: в традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание Традиционная дидактическая система связана в первую очередь с именем философа и педагога И.Ф. Гербарта (1776-1841), который критически переосмыслил классно-урочную систему Я. Коменского и создал «научную систему педагогики». Она исходила из немецкой идеалистической философии. Основными чертами гербартовской системы обучения были следующие положения: Цель обучения заключалась в формировании интеллектуальных представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввёл принцип воспитывающего обучения: обучение он связывал с развитием чувств, воли, с формированием морально-сильной личности. Существует 3 дидактические системы: 1. Традиционная – Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Основное внимание обращается на формирование вышеперечисленного. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась. 2. Педацентрическая – обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель – развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия. Такое обучение напоминает научный поиск истины, не даёт четких знаний. 3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию. Современная дидактическая концепция создана такими направлениями как: программированное обучение (П. Гальперин), проблемное обучение (Л.В. Занков), развивающее обучение (В. Давыдов), идеи гуманистической психологии (К. Роджерс), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогические технологии (Кларин, Селевко, Беспалько), педагогические взгляды учителей-новаторов. Цели обучения и содержание учебного процесса. Содержание обучения включает в себя знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру. Его характер и объем определяется социальным заказом образовательной системы. Каждая эпоха формирует это содержание в соответствии с характерной для нее культурой, философией и педагогической теорией. Основным документом, определяющим содержание различных уровней и направлений обучения, является государственный образовательный стандарт, на основе которого разрабатываются учебные планы, программы, учебники и т.п. Так, содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и определению своего места в нем, а специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности. Цели обучения - организующее и направляющее начало учебного процесса, определяющее его содержание, методы и формы. Включают в себя общечеловеческие, социально-групповые, индивидуально-личностные задачи обучения. Цели обучения меняются, как и содержание обучения, по мере изменения и развития общества. Субъект обучения - центральное звено в системе элементов процесса обучения. Преподаватель, обеспечивающий руководство деятельностью обучаемых, выступающих в качестве объектов обучения. Под содержанием обучения понимается определенная информация, которая используется в процессе обучения. Содержание обучения включает в себя четыре основных элемента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Содержание общего образования дает человеку возможность участия в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию, его отношение к миру и понимание своего места в нем. Содержание специального образования лает человеку знания и умения, необходимые в конкретной области деятельности. «Носители содержания образования». Среди них главными являются: - стандарты; - планы; - программы; - учебники. Рассмотрим кратко особенности каждого из этих документов. 1. ФГОС, устанавливаемые, как правило, государством, определяют обязательный минимум знаний по тому или иному уровню или направлению, специальности подготовки, а также по каждому из предметов преподавания. (Закон РФ «Об образовании», ст. 9, п. 6). На основе стандарта осуществляется равное для всех измерение качества обученности, а для выпускников общеобразовательных школ — единый государственный экзамен (ЕГЭ). Государственный образовательный стандарт является своеобразной гарантией качества обучения. 2. Учебные планы составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Рабочий учебный план - это основной документ учебного заведения, определяющий общую продолжительность обучения, длительность учебного года, семестров, каникул, экзаменационных сессий, полный перечень изучаемых предметов и объем времени, выделяемого на каждый из них, структуру и продолжительность практикумов. Учебный план представляет собой применение госстандарта к конкретным условиям данного учебного заведения. 3. Учебная программа - еще один из основных документов, определяющих содержание обучения. Она составляется по каждому из предметов, входящих в учебный план, и на основе госстандарта по соответствующей учебной дисциплине. Учебная программа, как правило, содержит введение с изложением целей изучения данного предмета, основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых, тематический план изучения материала с его распределением по времени и видам учебных занятий, перечень необходимых средств обучения, наглядных пособий, рекомендуемую литературу. Основной частью программы является перечень подлежащих изучению тем с указанием основных понятий, составляющих содержание каждой темы. В программы включаются также данные о формах изучения курса (лекции, уроки, семинары, практические занятия), а также сведения о формах контроля. Программы разрабатываются кафедрами вузов, предметными объединениями школ и являются основными руководящими документами для работы преподавателя. 4. Учебник - еще один из главных носителей содержания обучения. Учебник подробно отражает содержание образования по конкретному предмету. Учебник, в какой бы форме он ни был представлен, призван выполнять несколько функций: - информационную, состоящую в представлении того объема знаний, который определяет соответствующая учебная программа; - обучающую, с помощью которой осуществляется управление познавательными действиями обучаемого. С этой целью в учебнике даются вопросы, упражнения, задания: - контрольную, которая представлена в виде контролирующих тестов, контрольных работ и т.п. Date: 2015-07-27; view: 13397; Нарушение авторских прав |