Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика проявления основных диалектических законов в обучении
По утверждению А.С. Макаренко, педагогика – самая диалектическая наука. Это подтверждается ярко выраженной противоречивостью педагогического процесса, что является отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Педагогические противоречия возникают и проявляются там, где наблюдается отставание практической педагогики от требований жизни; там, где обнаруживается несоответствие традиционных, устаревших представлений, концепций, взглядов, подходов изменившимся условиям социального развития и усложняющимся требованиям жизни к формирующейся личности. В педагогическом процессе отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все интегративные личностные характеристики представляют собой результат постепенного накапливания, наращивания количественных изменений. К ним относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, потребности личности, ее индивидуальный стиль деятельности, умения и навыки. Целенаправленные последовательные и планомерные педагогические воздействия не сразу обнаруживают свою результативность, а лишь по прошествии определенного времени; в результате многократно повторенных действий, упражнений то или иное качество проявляется как устойчивое личностное образование. Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, т.е. диалектического «снятия», сохранения существенных свойств и признаков на последующих этапах развития. Наглядным примером периодических диалектических снятий является переход от одного возрастного этапа к другому, где снятие обеспечивается переходом к новому ведущему виду деятельности, в которой и разрешаются характерные для того или иного возраста противоречия. Развитие личности и движение коллектива от одного этапа к другому – скачкообразный процесс с неизменным возвращением назад, перерывами постепенности. Большое значение для организации и осуществления педагогического процесса имеет категория «мера». Прежде всего, она вводит в педагогическую теорию и практику принцип оптимальности, меры в выборе методов, форм и самих педагогических воздействий. С категорией меры самым непосредственным образом связано явление педагогического такта. За взаимосвязанными категориями «сущность» и «явление» стоит необходимость тщательного анализа педагогических фактов в контексте целостной педагогической действительности, с тем, чтобы дойти до сути, не ошибиться в выборе мер педагогического воздействия. Одна и та же сущность имеет множество форм внешнего проявления. Единство содержания и формы в педагогической практике требует поиска адекватных форм реализации содержания тех или иных видов деятельности, выбора соответствующей атрибутики, сопровождающей разнообразные мероприятия. Категория «необходимость» приковывает внимание к поиску и четкому следованию закономерностям функционирования педагогического процесса. Не менее значимой является и категория «случайность». Категория «случайность» проявляется и в феномене побочных результатов педагогических воздействий, и в явлении стохастичности педагогических явлений, в соответствии с которым одно и то же педагогическое действие заведомо предполагает вариативность ответных реакций воспитанников и множество путей решения одной и той же педагогической задачи. В последние годы специальному исследованию подверглись и специфические условия функционирования в педагогике категории «время». Педагогическое время не тождественно его астрономическому исчислению. Закономерности обучения: обусловленность обучения общественными потребностями, зависимость обучения от условий, в которых оно протекает; взаимозависимость процессов обучения, образования, воспитания, развития; зависимость обучения от реальных учебных возможностей учащихся; единство преподавания и т.д. Системообразующими дидактическими категориями, которые отражают целостность педагогического процесса, являются закономерности и принципы обучения Они тесно связаны с основными компонентами учебного процесса: целями и задачами обучения, содержанием и формами его реализации, методами и средствами, стимулирования и результативности обучения Дидактические закономерности как системообразующие дидактические категории отражают существенные и необходимые связи между процессом обучения и социальными процессами, а также связи внутреннего характера (между целью и содержанием, формами и методами) Принципы обучения определяют содержание, формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностей, регулирующих основные компоненты процесса обучения Общее количество принципов в дидактической теории четко не определена, поскольку наука постоянно проникает в более сложные связи и отношения между субъектами и компонентами процесса обучения Правила обучения как отдельные требования к преподаванию раскрывают и конкретизируют разные стороны принципов обучения, формулируются преимущественно в категорической форме и требуют от учителя непосредственных действий Знание типичных ситуаций и методических приемов помогает правильно оценить конкретные условия обучения, принять адекватные ситуации решения. Date: 2015-07-27; view: 1743; Нарушение авторских прав |