Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место дидактики в системе наук о развитии человека. Дидактика как наука





Возникновение педагогики как самостоятельной науки относят к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского. Именно ему в «Великой дидактике» и других педагогических трудах удалось выявить специфику образовательной деятельности как особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой категориальной основе стройную систему педагогических знаний, заслуживающих наименования науки.

Дидактика (греч didaktikos - поучительный) - отрасль педагогики, изучающая теорию образования и обучения, его закономерности, функции, категории, формы и методы

Объектом дидактики является обучение как особый вид деятельности, направленной на передачу следующим поколениям социального опыта, его творческое воспроизведение, то есть преподавание (деятельность учителя) и учения (познавательная деятельность ученика) существуют в единстве Другие взаимосвязи (ученик - учебный материал, ученик - другие ученики, ученик - книга и т.д.) становятся дидактическими настолько, насколько они объединены этими отношениями Напри клад, книга становится учебником, если она является средством учебной деятельности для учителя и ученика

Итак, предметом дидактики связь преподавания и учения, их взаимодействие

Основными функциями дидактики являются:

- теоретическая (диагностическая, прогностическая), которая предусматривает обоснование, систематизация и обобщение педагогического опыта, закономерностей и механизмов развития личности в процессе обучения;

- практическая (нормативная, инструментальная), которая заключается в разработке проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения согласно поставленных дидактических целей Обе функции тесно взаимосвязаны.

Дидактическая теория постоянно развивается. На современном этапе перед дидактикой возникают такие задачи:

- обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, пути и средства развития познавательной самостоятельности, активности, инициативы учащихся;

- определить критерии отбора и способы конструирования основных компонентов содержания образования в связи со значительным перегрузкам учебных программ и учебников сложным и второстепенным материалом;

- исследовать функции и структуру методов и форм обучения;

- обосновать межпредметные и внутрипредметных связи для актуализации опорных знаний, их систематизации, формирования учебных и практических навыков;

- обеспечить сбалансированность и личностных целей в процессе обучения;

- разработать новые технологии обучения

Главная функция - научное обоснование практики обучения.

Дидактика использует знания многих наук: физиологии, кибернетики, психологии.

Связи дидактики с другими науками, в частности педагогического цикла, обусловленные общностью закономерностей методов, понятий и взаимопроникновением наук. Существует определенная взаимосвязь дидактики с методиками конкретных учебных предметов Она занимается разработкой общетеоретических основ процесса обучения (закономерностей, принципов, методов), определяет особенности течения деятельности ученика, а конкретные методики исследуют организацию обучения по отдельным дисциплинам, используя при этом ее теоретические идет.

Дидактика связана с философией, которая является методологической основой для организации научных изысканий и теоретических обобщений практики обучения Философия помогает определить перспективу изучения универсальных связей дидактических явлений, требует анализировать обучения как процессуальное явление, непрерывно развивается, проявлять весь спектр противоречий между деятельностями преподавания и учения и ин.

Проблематика дидактики тесно связана с психологией, в частности педагогической Дидактические процессы одновременно психологическими Психология изучает развитие личности под влиянием обучения, особенности ее внимания, памяти, мышления, воли, эмоций, формирование мотивационной сферы.

Связь дидактики теории воспитания состоит в единстве процессов обучения и воспитания, возможности использовать общие закономерности, принципы, методы и формы воспитания, чтобы ученики эффективно овладел девали знаниями, умениями и навыкам.

Знание физиологии позволяют активно и одновременно ответственно и обоснованно \"вмешиваться\" в процессы формирования личности, учитывая физиологические и гигиенические факторы для организации обучения возможные дидактические потери и перегрузки.

Дидактика связана с социологией, которая направлена преодоление социальных конфликтов, совершенствование методов управления и социализации личности, изучающая закономерности поведения и деятельности людей,, а также их психологические характеристики Знание эстетики помогают строить дидактический процесс на основе гармонической предметной среды, средствами обучения создавать оптимальные условия для п раке и активной познавательной деятельности учащихся, обеспечивать развитие их творческих способностей Связь дидактики с кибернетикой позволяет организовывать процесс обучения как систему (совокупность взаимосвязанных компонентов), обеспечивать моделирование и оптимальное управление этой системою.

Таким образом, современная педагогическая наука связана многими нитями с целым рядом других наук, что в значительной степени углубляет и обогащает ее содержание, делает образовательную практику более эффективной.







Date: 2015-07-27; view: 3556; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию