Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминологическое поле. это это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления
Язык культуры – это это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла). Семиотика – это наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем(естественных и искусственных языков). Герменевтика – С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Знак – это представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого)
Задание 1. Проанализируйте графическое изображение одного из наиболее древних символов культуры – «креста» – с расшифровкой его значения в разные эпохи
Как вы думаете, почему крест был и остается в языке культуры таким важным символом? Крест символизирует древние представления человека об окружающем пространстве — осознании себя на плоскости накрытой небесным куполом, — мире, где отсчёт идёт от человека вовне, во «все четыре стороны», окружающего человека со всех четырёх сторон. В пользу этого говорят выражения: «окрест» (вокруг), «на все четыре стороны» (то есть в пространство вообще), «окрестности» (местность вокруг) и т. д. Очень много поверий связано с перекрёстками путей. Крест — символ выбора пути, дороги; символ пересечения двух противоположностей, слияния их в месте пересечения. Задание 2. Заполните схему
Задание 3. Познание культуры – есть познание текста, поэтому изучите структуру текста сказки и примеры «расчета» текста сказки, которые приводит Владимир Пропп в книге «Морфология волшебной сказки». Напишите любые 10 слов (имена существительные) и сочините, используя их, сказку.(птичка, слон, дерево, гнездо, слон, дети, мать,когти,лес, ствол) В дремучем лесу росло огромное стройное дерево. На этом дереве маленькая птичка свила гнёздышко и вывела птенцов. Однажды подошёл к этому дереву слон, прислонился к стволу и стал чесаться. Дерево заскрипело и зашаталось. Испуганные птенцы прижались к своей матери. Птичка-мать высунула носик из гнезда и попросила: — О великий владыка джунглей, ведь кругом растёт столько подходящих деревьев! Не трясите это дерево. Мои маленькие дети боятся. Они могут выпасть из гнезда и разбиться. Огромный слон ничего не сказал в ответ на это. Он взглянул на птичку маленькими глазками, хлопнул большими ушами и пошёл прочь. На другой день слон снова пришёл и стал усердно чесаться о ствол дерева, раскачивая его. Птенцы сильно перепугались и прижались к матери. Птичка-мать очень рассердилась и крикнула слону: — Не смейте больше трясти это дерево! Иначе я вас проучу! Слон возмутился: — Ты ничтожная пичужка! Что же ты можешь сделать мне, огромному слону — владыке джунглей Индостана? Да я вот сейчас так тряхну это дерево, что твоё гнездо с птенцами полетит на землю и разобьётся! Птичка промолчала. На третий день слон снова пришёл и стал ещё усерднее чесаться о ствол того же дерева. Но тут птичка выпорхнула из гнезда и с быстротой молнии влетела слону в ухо. И так стала щекотать его и царапать коготками, что слону стало не по себе. Он тряс головой, хлопал ушами, но ничего не помогало. Тогда слон стал умолять птичку, чтобы она вылетела из его уха, и клясться, что он больше никогда не будет беспокоить ни её, ни её деток. Но птичка ответила: — Я ведь тебя тоже просила не трясти дерево и не пугать моих птенцов. Слон кричал, тряс головой, хлопал ушами, трубил и носился по джунглям. Наконец совсем изнемог и упал на землю. Тогда птица вылетела из его уха и вернулась в гнездо к своим птенцам. А слон уж больше никогда не приходил чесаться к тому дереву.
Задание 4. Какие разделы семиотики вы знаете. Напишите сущность каждого раздела
Задание 5. Приведите классификацию знаков. Напишите специфику каждого класса.
Задание 5. Заполните таблицу.
Задание 6. Приведите примеры золотого сечения в природе и искусстве:
ТЕСТЫ ПО МОДУЛЮ 2
ТЕСТ 1 21. Кто из ученых считал, что вера в закон прогресса сковывает историческое воображение? а а) Г. Гегель;+ б) К. Маркс; в) К. Поппер. 22. Через какие эпохи человечество последовательно проходит, согласно закону трех состояний О. Конта? в а) мифологическая, героическая, революционная эпохи; б) цикличная, привычная и актуальная эпохи; в) теологическая, метафизическая и эпоха позитивных наук.+ 23. Какие существуют макро-модели социокультурного развития?в а) статические и динамические; б) циклические, эволюционные, социально-синергетические; в) позитивные и негативные.+ 24. В какой последовательности проходит смена общественно-экономических формаций, согласно марксистской концепции?а а) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический;+ б) первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, коммунистический, капиталистический; в) первобытнообщинный, феодальный, рабовладельческий, капиталистический, коммунистический. 25. Какую идею разрабатывал О. Шпенглер в работе «Закат Европы»?в а) полицикличности исторического процесса; б) эволюционности истории; в) прогресса в историческом развитии. + 26. А. Тойнби в работе «Постижение истории» утверждал, что каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии:в а) эпохи богов, эпохи героев, эпохи людей; б) генезиса, роста, надлома, разложения, гибели и смены; в) детства, юности, зрелости, старости.+ 27. Что П. Сорокин считал основой социокультурной динамики?а а) изменение ценностной доминанты в культуре;+ б) влияние других культур; в) классовую борьбу. 28. Какой ученый, проанализировав экономическое развитие, сформулировал в 20-х годах ХХ столетия теорию циклов мировой конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-циклический характер динамики капиталистического хозяйства?в а) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; в) Н.Д. Кондратьев.+ 29. Какой главный фактор определяет цикличность динамики, по мнению Й. Шумпетера?а а) ценности; б) мироощущение; в) инновации. 30. Кто из ученых разрабатывал идеи цикличности политической жизни?б а) И.Р. Пригожин; б) А. Шлезингер;+ в) Л. Февр. 31. Какие идеи разрабатывал Л.Н. Гумилев в работе «Этногенез и биосфера Земли»? в а) цикличности в динамике этнических систем; б) связи динамики с ландшафтными изменениями; в) пассионарности;+ г) все перечисленные. 32. Какие стадии волновой динамики выделяет Э. Тоффлер в работе «Третья волна»?а а) аграрная, индустриальная, информационная;+ б) присваивающая, капиталистическая, научно-техническая; в) все перечисленные. 33. Какие фазы становления цивилизации рассматривает Ю. Яковец?в а) зарождение, развитие, рост, процветание; б) зарождение, становление, зрелость, упадок, реликтовый период; в) возникновение, совершенствование, надлом, гибель.+ 34. Что фиксирует теория смены аналитического и синтетического типов информационных процессов в культуре?а а) эмоциональных и рациональных процессов;+ б) смену лево-полушарных и право-полушарных типов познавательных предпочтений; в) все перечисленное. 35. Какие типы эволюционных концепций принято выделять?а а) однолинейная, универсальная, многолинейная;+ б) линейная и двухлинейная; в) линейная и зигзагообразная. 36. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «глобальный эволюционизм»?в а) К.Э. Циолковский; б) В.И. Вернадский; в) Н.Н. Моисеев.+ 37. Кто считается основателями синергетики?а а) И.Р. Пригожин и Г. Хакен;+ б) М. Харрис и Дж. Стюарт; в) все перечисленные. 38. Синергетическая парадигма рассматривается как:в а) знаково-символическая модель культуры; б) вариант циклической модели культуры; в) комплексное научное направление, включившее в себя достижения неравновесной термодинамики, теории управления, теории сложных систем и информации.+ 39. Что такое аттрактор в синергетике?в а) многоуровневая структура системы; б) точка бифуркации; в) тенденция структурирования системы, формирования порядка. + 40. Чем (из ниже перечисленного) не характеризуются процессы самоорганизации в нелинейных системах? а) развитие осуществляется через неустойчивость, в точках бифуркации происходит переход в качественно иное состояние; б) хаос необратимо действует на все возможные состояния; в) новое появляется как непредсказуемое, но в то же время имеющееся в спектре возможных состояний; г) настоящее не только определяется прошлым, но и формируется из будущего, развитие необратимо.
ТЕСТ 2 1. Кто из ученых в работе «Теология культуры» выражал тревогу потери смысла в культуре ХХ века: «созданный человеком мир объектов подчинил себе того, кто сам его создал, и кто, находясь внутри него, утратил свою субъективность». а а) П. Тиллих;+ б) К. Ясперс; в) Ю. Лотман. 2. Кто из исследователей является создателем теории господства «дологического мышления» в общественном сознании первобытной эпохи?а а) Л. Леви-Брюль;+ б) Ж. Пиаже; в) М. Мид. 3. Что означает термин «перинатальный»?б а) превышенную натуральность; б) события, которые непосредственно предшествуют биологическому рождению;+ в) в пределах виртуального пространства. 4. С. Гроф определял духовность как:в а) нечто, генерируемое человеческой психикой в ответ на внешние события; б) неотъемлемое свойство психики, проявляющееся спонтанно при достаточно углубленном самоииследовании; в) все перечисленное.+ 5. Кому принадлежат эти слова: «Судьба – это царство случайности… иррациональность, непроницаемый мрак судьбы превращают судьбу в источник тревоги»?а а) П. Тиллих;+ б) Ф. Арьес; в) П. Сорокин. 6. Что такое архетип?в а) понятие культурологии, предполагающее распоряжение человеческими действиями; б) такое направление мыслей и чувств, которое рассматривает жизнь индивида как самоценность; в) прообраз, первичная форма, образец, структурный элемент коллективного бессознательного. + 7. П. Сорокин предлагает следующую классификацию: 1. значения в узком смысле слова; 2. значимые ценности; 3. … Вставьте пропущенное слово: а) артефакты;2 б) стереотипы;1 в) нормы. 3 8. Какое понятие соответствует следующему определению: общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами?а а) шаблон;+ б) ценность; в) кодекс. 9. Какое из следующих высказываний о ценности принадлежит Т. Парсонсу?а а) это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы;+ б) это универсальная норма, признанная в любой культуре; в) это необходимое жизненное условие. 10. В рамках антирелятивистского позитивизма:в а) отрицается возможность объективного анализа ценностных структур; б) ценностные системы рассматриваются как относительные; в) утверждается возможность изучения ценностных структур с позиции объективной науки. + 11. Как называется культурологический подход, интерпретирующий культуру как систему ценностей, норм и институтов?а а) гносеологический;+ б) аксиологический; в) онтологический. 12. Какая система культуры по П. Сорокину отчасти сверхчувственна, отчасти чувственна, предполагает доминирование ценностей разума, рационализирующего объективную реальность? а) идеациональная система культуры; б) чувственная система культуры;+ в) идеалистическая система культуры. 13. Кто из исследователей предложил классификацию ценностей по степени интенсивности их распространения, выделил доминантные, вариантные и девиантные ценности?а а) Ф. Клакхон;+ б) Э. Дюркгейм; в) К. Льюис. 14. Ценности и мотивация – близкие, но не совпадающие понятия, возможны три типа отношений между ними. Выберите нужный вариант:в а) польза, добро, красота; б) согласие, дисгармония, равенство; в) гармония, компромиссы, конфликты.+ 15. Какое понятие, введенное Э. Дюркгеймом, обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились?а а) аномия;+ б) аномалия; в) анахронизм. 16. Кто из известных культурологов в работе «Осень средневековья» описал конфликт ценностей уходящей эпохи и зарождающихся ценностей в результате появления новых форм социокультурной реальности?б а) Х. Ортега-и-Гассет; б) Й. Хейзинга;+ в) Д. Девайн. 17. Что подразумевает понятие «инкультурация»?б а) мгновенное и четкое научение или понимание, исключающее безрассудочное поведение, осуществляемое путем проб и ошибок; б) процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов в поведении и мышлении;+ в) движение культуры от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. 18. Какой способ инкультурации рассматривается как: определенное качество деятельности; форма самореализации личности; способ измерения культурного потенциала личности?а а) творчество;+ б) воображение; в) интуиция. 19. Какой вид творчества зависит от социально-экономической и политической системы, промышленных нужд, общественных потребностей и интересов, социального заказа, политического руководства, организационно-управленческих решений?а а) инженерно-техническое творчество;+ б) религиозное творчество; в) художественное творчество. 20. Какие три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром можно выделить?в а) английский тип, немецкий тип, французский тип; б) африканский тип, латиноамериканский тип, австралийский тип; в) европейский тип, древнекитайский тип, индийский тип.+
ТЕСТ 3 1. Актуальность проблемы языка культуры связана: г а) с проблемой понимания; б) с проблемой диалога культур; в) с проблемой осмысления культуры; г) все перечисленное.+ 2. Фундаментальный характер языка культуры заключается в том, что: г а) язык – это продукт культуры; б) язык – структурный элемент культуры; в) язык – условие культуры; г) все перечисленное.+ 3. Какова классификация языков культуры? а а) естественные, искусственные, вторичные языки;+ б) естественные и неестественные языки; в) природные и искусственные языки. 4. Какие языки относятся к вторичным?в а) языки программирования; б) миф, религия, искусство; в) все перечисленные.+ 5. Семиотика – это:в а) наука о возникновении арготических выражений; б) наука о языках межнационального общения; в) наука о знаковых системах или семиозисе культуры и знаковой коммуникации.+ 6. Кто из ученых считал основой изучения знаковых систем сами знаки?б а) Ф. де Соссюр; б) Ч. Пирс и Ч. Моррис;+ в) Ю.М. Лотман. 7. Кто из ученых ввел в научный оборот термин «семиология» и понимал ее как часть социальной психологии?в а) Ж. Лакан; б) Р. Барт; в) Ф. де Соссюр.+ 8. Что означает термин семиосфера, введенный Ю.М. Лотманом?а а) универсальное семиотическое пространство, существующее по определенным закономерностям;+ б) часть ноосферы; в) часть биосферы. 9. Какие разделы содержит семиотика?в а) эволюционный, информационный, революционный; б) социальный и гуманитарный; в) семантика, синтактика, прагматика. + 10. Кто из ученых считается основателем современной герменевтики?б а) В. Пропп; б) Г.Г. Гадамер;+ в) К. Ясперс. 11. Герменевтика занимается:в а) интерпретацией смыслов; б) истолкованием знаковых систем; в) истолкованием текстов. + 12. Что такое мемы?в а) единицы культурной информации, выраженные в текстах; б) биологическая память человечества; в) все перечисленное.+ 13. Какие артефакты культуры в рамках современной герменевтики можно отнести к текстам?г а) книги и рукописи; б) архитектурные сооружения; в) картины, интерьер; г) все перечисленное.+ 14. Кто из представителей герменевтики утверждал: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста»?б а) Г. Гадамер; б) Ж. Деррида;+ в) В. Дильтей. 15. Как называется материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации?а а) знак; б) текст;+ в) артефакт. 16. Для кого из ученых термины «сигнал» и «знак» идентичны?в а) Ж. Деррида; б) Р. Барт; в) Э. Кассирер.+ 17. Какая классификация знаков существует в семиотике?б а) реальные и нереальные знаки; б) иконические знаки, знаки-индексы, знаки-символы;+ в) естественные, искусственные, вторичные знаки. 18. Символ – это:а а) универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла;+ б) многозначное понятие, предполагающее подражание природе; в) термин для обозначения искусственно созданных артефактов. 19. Кто является автором работ «Умозрение в красках» и «Два мира в среднерусской иконописи»?б а) П. Флоренский; б) Е. Трубецкой;+ в) В Кандинский. 20. Какое направление в науке использует методологию синтеза семиотических и герменевтических подходов?в а) неоэволюционизм; б) неофрейдизм; в) постструктурализм.+
Date: 2015-07-27; view: 4834; Нарушение авторских прав |