Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Формирование сознательной трезвости – основа психолого-педагогической профилактики наркотизма
Формирование сознательной трезвости – основа психолого-педагогической профилактики наркотизма Учитывая информационные, психологические и физические индикаторы наркотизма можно выделить шесть степеней на шкале «трезвость/наркотизация» которые представлены в следующей таблице. Степени шкалы «трезвость/наркотизация»: их особенности и характеристика зависимости
При формировании сознательной трезвости необходимо использовать в качестве основного механизма – метод убеждения основанный на фактах и знаниях, позволяющий активизировать личностное мышление учащихся (пример методики формирования сознательной резвости у старшеклассников дан в Приложении № 1). При проведении профилактических работ в учебном заведении мы предлагаем соблюдать ряд рекомендаций: 1. Чтобы не вызывать нездорового интереса к объекту профилактики, следует все психоактивные вещества свести в общую группу, объединив их по причине сходного механизма их действия на организм человека. В группу «опьяняющие вещества» мы включили алкоголь, табак и другие наркотики. Они объединены по общим признакам: а) все они являются ядами; б) по функциям действия они наркотики; в) механизмы влияния на биологическую структуру здорового человека, в первую очередь на его головной мозг, подобны; г) в случае их употребления разрушают здоровье; д) стадии разрушительных процессов нейронных структур головного мозга описываются в литературе как состояние опьянения. 2. Аксиомой являются выражения: «алкоголь - яд»; «табачный дым - яд»; «наркотики - яд». Об этом спорить не имеет смысла - это многократно доказано с разных позиций. Более того, дифференциация опьяняющих веществ по группам и их рассмотрение по отдельным препаратам, свойствам может ввести в долговременную дискуссию, что всегда расширяет информационное пространство наркотизма. Ввиду того, что существует множество мифов о «пользе» употребления малых доз препарата, о «культуре», «традиции», «обычае», «ритуале», «дизайне» его потребления, желательно не участвовать в их обсуждении. Самый эффективный прием - презентация трезвенного информационного пространства. 3. Внедрение оппозиционера на подконтрольную Вам территорию всегда приносит ущерб: моральный, материальный, стратегический. Поэтому не следует допускать противника на свою территорию - таковы правила борьбы. Не исключение и сигнитивное противостояние семиотических систем. Так, если на семантическом поле трезвости появляется знак наркотизма, то это говорит о том, что, развиваясь, он со временем сможет не только вытеснить, но и занять посещаемое им пространство. В таком случае говорят: «Произошла переоценка ценностей». 4. Кроме опьяняющих веществ имеются средства опьянения, искажающие мировосприятие человека. Примером могут служить средства массовой информации, которые способны изменить отношение индивида к миру посредством выборочной информации и суггестивных техник и сформировать у него иллюзорное сознание, искаженное представление о предмете. Поэтому следует помнить, что приобщению индивида к опьяняющим веществам предшествуют информационная и психологическая стадии подготовки их приема. 5. Родителям и педагогам следует обращать более пристальное внимание на формирование у детей привычки жить по правилам, соблюдая общепринятые нормы. В понятии «норма» всегда содержится и оценочный смысл. В этом случае норма выступает как выражение «внешней» точки зрения, в соответствии с которой любой поступок может быть охарактеризован как «правильный» или «неправильный», «хороший» или «плохой», «высокий» или «низкий» и т.д. Поведение может быть «правильным» или «не правильным». Варианты «правильного» поведения для одного и того же человека возникают в связи с приданием самостоятельной ценности индивидуальным формам поведения, что в свою очередь является следствием ролевой дифференциации членов коллектива. Роста индивидуального самосознания. 6. В ходе реализации программы «Трезвое поколение» по формированию трезвеннического мировоззрения желательно производить оценку установок учащихся по отношению к алкоголю и трезвости. Это позволит по окончании программы измерить изменения в отношении к наркотикам и в поведении учащихся (см.Приложение № 2). Homo Sapiens, то есть человек разумный, для того чтобы быть свободным должен иметь знания в той области, где он совершает свой выбор. Чтобы человек не попал под власть психоактивных веществ ему необходимо знать закономерности наркотизации, освободиться от мифов-иллюзий в отношении химических интоксикантов, научиться трезво и здраво мыслить и рассуждать. Присоединение внутриличностного «Я» к знанию о химических интоксикантов позволяет человеку перейти на уровень сознательной трезвости. Сознательная трезвость является самой надежной первичной профилактикой алкоголизма, табакокурения и наркомании. Молодой человек осознано выбравший жизнь свободную от химических интоксикантов, то есть трезвую жизнь, гарантировано защищен от опасностей связанных с употреблением алкоголя, табака и наркотиков. Трезвость является фундаментом и условием личностного роста и развития, она не является самоцелью. Учить других сознательной трезвости может только сознательный трезвенник, поэтому педагогу-методисту здорового образа жизни профессионально необходимо овладеть идеологией сознательной трезвости и самому стать сознательным трезвенником. Россия продолжает платить миллионами жизней своих граждан за незнание всей правды об алкоголе, табаке и наркотиках. Поэтому распространение сознательной трезвости, по сути, означает возвращение человека к своему естественному состоянию на более высоком уровне осознания и понимания. На современном этапе в условиях сверхвысокого уровня алкоголизации нашего общества реализация программы «Трезвое поколение» позволит молодому человеку сделать ответственный выбор здорового образа жизни, который может предопределить его судьбу. Мы надеемся, что недалеко то время когда наше государство вновь возьмет курс на отрезвление российского общества, приняв в качестве образца опыт Исландии, Швеции и Норвегии, где осуществляется комплексный подход к воспитанию трезвой и здоровой личности. В этих странах на законодательном уровне установлено, что лица, употребляющие психоактивные вещества (алкоголь, табак, другие наркотики), по закону не могут стать главой государства, министром, педагогом, учителем, полицейским и т.д. [49]. Заметим, что сто лет тому назад Швеция и Россия вместе выходили на трезвый путь государственного развития, но с 1925 года в России официально был взят алкогольный курс. В современном мире Швеция одна из трезвых и, соответственно, наиболее развитых стран мира. Российская Федерация напротив держит пальму первенства по уровню употребления алкоголя и табака и входит в четверку самых наркотизированных государств, опережая всех по темпам роста наркомании со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими и политическими последствиями. Поэтому формирование трезвенного мировоззрения у сегодняшних школьников и молодежи является вопросом национального и государственного выживания. Решение задачи формирования трезвого и здорового образа жизни требует объединения усилий власти и общества. Создание и реализация программы «Трезвое поколение» в Ярославской области является примером осуществления такого подхода.
ЛИТЕРАТУРА 1. Авдонина Т.И. Формирование трезвого образа жизни учащихся ПТУ средствами культурно-просветительской работы: Дис.... канд. пед.наук. - Челябинск, 1991. 2. Айзенк Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии // Психологический журнал, 1996, №4, с. 3-19. 3. Алкоголь и здоровье населения России 1900-2000 гг.: Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья «Алкоголь и здоровье», состоявшегося в 1996-1998 гг., и Всероссийской конференции «Алкоголь и здоровье» г. Москва, Российская Федерация, 17 декабря 1996 г. / Под ред. А.К. Демина. - М.: Российская Ассоциация общественного здоровья, 1998. 4. Аникин С.С. Домик для трезвости. - Красноярск, 2003. 5. Аникин С.С. Информационное пространство как фактор становления трезвенного мировоззрения. – Красноярск, 2004. 6. Аникин С.С. Трезвенное воспитание - основа психолого-педагогической профилактики наркотизма в школах и других учебных заведениях. Красноярск, 2001.-С.73. 7. Анонимные алкоголики. Нью-Йорк: ALCOHOLICS ANONYMUS WORLD ERVICES, INC, 1989. 8. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М: "REFL - book", 1994. 9. Афанасьев А.Л. Летопись трезвенного движения в Сибири и на Дальнем Востоке в 1901-1914 гг. /У Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895-1917 гг. Вып.2. -Томск, 1995. 10. Афанасьев А.Л. Сведения об обществах трезвости Сибири и Дальнего Востока на 1911 г. // Из историй революций в России (первая четверть XX в.): Материалы Всероссийского симпозиума, посвященного памяти выдающегося ученого и педагога, лауреата Государственной премии, доктора исторических наук, профессора И.М. Разгона. Вып.1.- Томск, 1996. 11. Афанасьев А.Л. Современный университет и опыт трезвенной работы в школе и высшей школе России 1907 и 1916 годов // Проблемы многоуровневой системы образования: Докл. 2-й науч.-практ. конф. Томск, гос. ун-та. 4.1. - Томск, 1994. - С. 22-33. 12. Афанасьев В.Г. Социальная информация. - М.: Наука, 1994. 13. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. СПб, 1996. 14. Бердников Л.П. Вся красноярская власть: Очерки истории местного управления и самоуправления (1822-1916). Факты, события, люди. - Красноярск: Кн. изд-во, 1995.-С.279. 15. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Сочинения. М., 1989, с. 386-387. 16. Берцелкина В.В. Программа духовного развития "12 шагов" в практике лечения алкоголизма // Мир психологии и психология в мире, 1994 № 0, с.86-92. 17. Бехтерев В.М. Вопросы алкоголизма и меры борьбы с его развитием / Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизма: избранные труды. М.: Медицина, 1988. 18. Болонев Ф.Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. — Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1992. - С. 10-11. 19. Булгаковский Д.Г. Очерк деятельности попечительств о народной трезвости за все время их существования. – СПб., 1910. 20. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.:Медицина, 1989. 21. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. М.: Академ, проспект, ОППЛ, 2000. 22. Войно-Ясенецкий В.Ф. Дух, душа, тело. М., 1996. 23. Габоев В.Н. Алкогольная анозогнозия при хроническом алкоголизме // Вопросы наркологии. 1991. №5. 24. Гринченко Н.А. Пути предупреждения наркотического поведения школьников подросткового возраста: Дис....канд. пед. наук. - Фрунзе, 1990. 25. Губочкин П.И. Психология сознательной трезвости. Изд-во «Рыбинское подворье». 2001. 26. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Алкоголизм у женщин. Л.:Медицина, 1988. 27. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Предислов. СБ. Лаврова. - М.: Экопрос, 1993. - С. 146. 28. Двенадцать шагов и двенадцать традиций. Нью-Йорк: ALCOHOLICS ANONYMUS WORLD ERVICES, INC, 1989. 29. Диомидов И. Сергиевская Школа Трезвости (Опыт борьбы с народным пьянством посредством школы) // Русская школа. 1914. - № 9-10. - С.113-117. 30. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, МГУ, 1997. 31. Дюбуа П. Самовоспитание. СПб.: Общественная польза, 1909. 32. Дюбуа П. Влияние духа на тело. СПб, 1907. 33. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: Урал. Ун-тет, 1995. 34. Жиров Н.П., Петрова Ф.Н. Антиалкогольное законодательство Российской империи: исторический опыт формирования: Монография. - СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1998. 35. Зайцев С.Н. Совершенствование методов лечения алкоголизма без желания пациента. Н.Новгород, 2005. 36. Известия и сообщения //Русская школа. - 1903. - № 1. 37. Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII веков). Очерки. Сост. М.М. Сухман. - М.: Столица, 1991. 38. Карпов А.М. Самозащита от саморазрушения. М., 2005. 39. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. М.:Совершенство, 1998. 40. Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды/ Сост. B.C. Воробьев. - М.: Медицина, 1988. 41. Козлов В.В. Парадигма интегративных психотехнологий /Психологический пульс Ярославля. Ярославль: МАПН, 1998, с. 140-156. 42. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск: Наука, 1987. 43. Лекции по наркологии / Под ред. проф. Н.Н. Иванца. М.: Медпрактика, 2001. 44. Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. М.:Медицина, 1991. 45. Ловчев В.М. Римские философы I века до н.э. - II века н.э. о психоактивных веществах. Казань, 2001. 46. Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987. 47. Маюров А.Н. Заметки по поводу...: (Записки собриолога). - Н.Новгород, 2000. 48. Минутко ВЛ. Алкогольная анозогнозия // VI Всерос. съезд психиат.: Тез. докл. М., 1990. 49. Основы собриологии: лекции по антинаркотическому воспитанию/ Под ред. проф. А.Н. Маюрова. - М., 2003. 50. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб.: Питер, 2000. - С. 57. 51. Панков Д.В. Рациональная психотерапия. М., 1971. 52. Подходы к антинаркотическому воспитанию в школе, сост. Андреева Т.Н., прил. к инф.бюл. "Феникс", Казань, 1996, с. 14-15. 53. Похлебкин В.В. История водки (IX-XX вв.). - М.: Интер - Версо, 1991. -288 с. 54. Похлебкин В.В. Чай и водка в истории России. - Красноярск: Краснояр. кн. изд-во; Новосиб. кн. изд-во, 1995. 55. Преподобный Исихий, пресвитер иерусалимский // Добротолюбие. Т.2. -Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993 (Репринтное издание). 56. Прыжов И.Г. История кабаков в России / Вступ. ст. М. Альтмана. - М.: Дружба народов, 1992. 57. Роджерс К..Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 58. Русская школа. - 1914. - № 4; 1915 - № 7-8. 59. Успенский С. Школа трезвости: Популярный учебник трезвости для начальных училищ. - М., 1914 (Репринтное издание. - Первоуральск, 1995.) 60. Фекьяер Х.О. Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества? - Киев, 1994, 88 стр. 61. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 62. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 63. Хроника //Русская школа. - 1914. - № 1. 64. Шилова Г.Ф. Всем миром! Роль партийных и общественных организаций в утверждении здорового образа жизни. - М.: Политиздат, 1989. - С.22. 65. Шилова М.И. Проблемы образования, социализации и становления характера нового поколения российских граждан // Образование и социализация личности в современном обществе: Сб.науч.ст. - Красноярск, 2002. - С.7-21. 66. Шичко Г.А. В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками / Геннадий Шичко и его метод. Л., 1991, с.85-138. 67. Шичко-Дроздова Л.П. Слово есть Бог. СПб., 1994. 68. Энтин Г.М. Лечение алкоголизма. М.: Медицина, 1990 69. Якушев А.Н. Движение сторонников трезвого образа жизни: история и современность: Дис...д-ра истор. наук. -М. 1993. 70. Яроцкий А.И. Идеализм как физиологический фактор. Юрьев, 1908. 71. Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии: [в 2 т.]: т.1 - М.: Академия; Белый кролик, 1996. 72. L'abate Lucciano. The use of writing in psychotherapy // Am. J. Psychotherapy, 1991-45 №1, p. 87-98. 73. Tamm Maare E. Models of health and disease // Brit. J. Med. Psychol., 1993 № 3, p. 213-228.
Date: 2015-07-27; view: 379; Нарушение авторских прав |