Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальные проблемы ППД





Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспе­чивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика наруше­ний развития позволяет выявить детей с психофизическими недо­статками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, соответствующее его психофизическим особенностям.

В настоящее время здоровье детского населения в Российской фе­дерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболе­ваний. У 54 % российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены откло­нения в состоянии здоровья.

Наблюдения специалистов показывают, что у 12—19 % детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40 % составляют группу риска по развитию психических нарушений.

Растёт число детей, нуждающихся в коррекционной помощи (А. О. Дробинская, В. И. Селиверстов, О. Н. Усанова, С. Г. Шевченко), В дошкольном возрасте 25 % детей, а по некоторым данным 30-45 %, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20-30 % детей нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60 % - относятся к так называемой группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя с достаточной од­нозначностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко).

Рост заболеваемости среди детей обусловливает нарастание инвалидизации детского населения. Контингент детей-инвалидов в воз­расте до ] 7 лет включительно постоянно возрастает, и только за пос­ледние 3 года увеличился на 1 6,3 %.

 

Таким образом, в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое число детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми откло­нениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы с нарушениями слуха, зрения, оптико-пространственных пред­ставлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического воспри­ятия, с эмоциональными нарушениями, с недостатками речевого разви­тия, с расстройствами поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Однако дети с подобными проблема­ми испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи. Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации.

Основные проблемы ППД:

-недостаточно разработаны методы скрининговых исследований;

-недостаточно разработаны методы дифференциальной диагностики сходных состояний, особенно в тех случаях, когда недостатки в развитии нерезко выражены;

- недостаточно разработаны методы психологического исследования особенностей развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, хотя именно раннее выявление отклонений в развитии и раннее медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка позволяет компенсировать некоторые нарушения, использовать возможности сензитивного периода для реализации возрастных возможностей психики.

-основное внимание в психодиагностике уделено методам изучения познавательной сферы, а методик, направленных на изучение эмоционально-личеностного развития, разработано недостаточно;

- ППД в условиях образовательного учреждения предполагает исследование эффективности педагогического процесса, профессиональной деятельности учителя. Таким образом важнейшим компонентом диагностической работы является мониторинг – отслеживание динамики развитии каждого ребенка, успешности усвоения им учебной программы, оценка эффективности воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы.


Современные представления об отклонениях в развитии у детей

Психолого-педагогическая диагностика базируется на теоретичес­ких представлениях об аномальном развитии. Эти представления от­ражены в трудах Л. С. Выготского, В. И. Лубовского, В. В. Лебедин­ского и др. Согласно этим представлениям у детей с отклонениями в развитии в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций. Процесс формирования высших психических функций у детей рас­тянут на годы. Он зарождается в речевом общении и завершается полноценной символической деятельностью. Психическое разви­тие ребёнка, формирование его личности тесно связаны с процесса­ми обучения и воспитания. Отечественные психологи (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев) указывали, что физиологической основой высших психических функций являются функциональные системы совместно работающих зон коры головного мозга. Эти функциональные систе­мы формируются в процессе жизнедеятельности ребёнка, постепенно приобретая характер прочных межфункциональных связей.

В исследованиях физиологов и психологов показано, что зре­лость отдельных функциональных систем на определённых этапах развития не одинакова: одни системы уже сформировались, другие -только начинают формироваться. В этом и заключается принцип гетерохронности неодновременности развития функциональных сис­тем. Каждая функциональная система и даже отдельные её звенья имеют собственную, особую программу развития, но работают как единое целое. Интегративная деятельность коры головного мозга определяет теснейшее взаимодействие различных функциональных систем, их взаимообусловленность. Наряду с гетерохронией созре­вания отдельных функциональных систем необходима синхронность в их взаимодействиях. В каждом возрастном периоде определённая функциональная система должна находиться в определённой степе­ни зрелости, иначе не сможет осуществляться их согласованная де­ятельность (Л. О. Бадалян).

Итак, психические процессы и свойства личности не являются ре­зультатом созревания отдельных зон или участков головного мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от социальной ситуации развития ребёнка.

В 20-е годы XX в. Л. С. Выготский обобщил работы своих предшественников (П. Я. Трошина, А. С. Грибоедова, Э. Сегена, М. Монтессори и др.) и разработал концепцию аномального разви­тия. В основу этой концепции положена теория психического раз­вития, которую Л. С. Выготский разработал, изучая особенности нормального развития («культурно-историческая теория»). Основ- ные положения концепции аномального развития Л. С. Выготского не утратили своего значения до сегодняшнего дня. В 50-90-е годы они получили развитие в трудах ведущих отечественных учёных Т. А. Власовой, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовского, В. В. Лебединского, Е. М. Мастюковой и др.

Согласно современным представлениям, дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с не-. достатками психофизического развития) - это дети, у которых вследс­твие врождённой недостаточности или приобретённого органичес­кого поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от норматив­ного развития психических функций. В некоторых случаях наруше­ния развития могут быть вызваны и микро социальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или централь­ной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагопри­ятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжёлые последствия имеет действие негативных микро социальных факторов в период возрастных кризи­сов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребёнка и подростка.


Остановимся на важнейших положениях теории аномального раз­вития, без которых невозможно понимание основ психодиагностики. Ещё П. Я. Трошин выдвинул идею об общих закономерностях нормального и аномального развития, что подтвердилось в дальней­шем в работах многих исследователей (Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский). Суть этой идеи в том, что и при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребёнка носит посту­пательный характер. Каждый из этапов развития завершается форми­рованием принципиально новых качеств - новообразований, которые в свою очередь становятся основой для следующего этапа.

Обосновывая положения об общности законов нормального и ано­мального развития, Л. С. Выготский подчёркивал, что общим для них является социальная обусловленность психического развития: соци­альное, в том числе педагогическое, воздействие составляет источник формирования высших психических функций, как в норме, так и при нарушенном развитии.

В то же время может быть выделен ряд закономерностей, не на­блюдающихся у «нормальных» детей, но характерных для нару­шенного развития. Общие закономерности аномального развития были систематизированы и обобщены в трудах Т. А. Власовой и В. И. Лубовского.

Идея Л. С. Выготского о системном строении дефекта позво­лила ему выделить в аномальном развитии две группы явлений. Это - первичные нарушения, непосредственно, вытекающие из био- логического характера болезни, и вторичные нарушения, возника­ющие в ходе социального развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выражен­ности. Механизм формирования вторичных нарушений может быть различным, но существенную роль в нём всегда играет социальный фактор. Отклонения, возникающие вследствие поражения органов зрения, слуха, или тех или иных структур головного мозга, различ­ны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории де­тей с нарушениями развития. Однако, общим для всех этих случаев является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребёнка. Вторичные нарушения являются основным объектом психодиагностики и психолого-педа­гогического коррекционного воздействия.


В работах ведущих отечественных специалистов показано, что при нарушенном развитии у детей наблюдаются нарушения умс­твенной работоспособности, недостатки общей мелкой моторики, трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменения способов коммуникации и нарушение средств общения, недостаточ­ность словесного опосредствования, в частности, нарушение верба­лизации, нарушение познания окружающего мира, бедность соци­ального опыта.

К общим особенностям, характерным для разных отклонений в развитии, относятся трудности социальной адаптации, наруше­ния взаимодействия с социальной средой, которые отмечал ещё Л. С. Выготский.

Ж. И. Шиф подчёркивала, что ещё одной общей закономернос­тью аномального развития являются изменения в развитии личнос­ти ребёнка. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооцен­ка, тревожность, лёгкость возникновения страха. Такие нарушения особенно вероятны при неправильном семейном воспитании и при неправильно организованном обучении. Изменения способов ком­муникации проявляются в том, что у детей нарушается речевое об­щение, возрастает роль невербальных средств коммуникации.

Как общую закономерность аномального развития, В. И. Лу­бовский отмечал нарушение способности к приёму и переработке информации: уменьшается скорость и объём воспринимаемой ин­формации, нарушается хранение информации и её использование. Ещё одной общей закономерностью аномального развития являет­ся нарушение словесной регуляции деятельности, что проявляет­ся в недостаточности и специфических особенностях словесного опосредствования.

Трудности при приёме и переработке информации, трудности сло­весного опосредствования, особенно вербализации, искажение запо­минаемого материала ведут к нарушениям в развитии мышления, в частности, к замедленному формированию процессов обобщения и отвлечения, трудностям символизации.

Все эти особенности формирования познавательной и речевой де­ятельности ведут к нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений о котором у детей с проблемами в развитии всегда недостаточен.

Однако наряду с особенностями развития, влекущими трудности адаптации и обучения детей с нарушениями развития, существуют и закономерности положительного характера. Одна из них была отмечена ещё Л. С. Выготским, который показал наличие потенци­альных возможностей формирования психики у детей с нарушени­ями развития в виде «зоны ближайшего развития». Ещё одна зако­номерность была сформулирована В. И.-Лубовским при изучении словесной регуляции действий у детей. Он показал, что возможна выработка новых условных связей без участия речи или при частич­ном словесном опосредствовании, что может рассматриваться как компенсаторный механизм, способствующий более лёгкому образо­ванию условных связей.

Таким образом, нарушенное развитие имеет закономерности, ха­рактеризующие как отставание в формировании психики, так и воз­можную компенсацию нарушений.

Помимо общих закономерностей, есть и специфические зако­номерности или особенности, которые свойственны только не­которым типам нарушенного развития и не наблюдаются у детей других категорий. Именно наличие этих специфических законо­мерностей позволяет нам разграничивать категории детей между собой, то есть специфические закономерности выступают как диф­ференциально-диагностические категории. Однако В. И. Лубовский указывал, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих. Этот факт объясняет те трудности, ко­торые возникают при дифференциальной диагностике нарушений развития у детей.

В настоящее время наиболее многочисленной в популяции являет­ся группа детей с недостатками интеллектуального развития разной степени выраженности. Отмечается рост количества детей с лёгки­ми признаками интеллектуальной недостаточности, в частности, с минимальной мозговой дисфункцией. Такие дети обычно посещают массовые образовательные учреждения. У детей, имеющих интеллек­туальные нарушения, наиболее часто отмечаются резидуально-органические расстройства. Эти патологические состояния обусловлены последствиями органических поражений головного мозга.

Основное место среди резидуально-органических нервно-психи­ческих расстройств принадлежит ранним резидуальным нарушениям, обусловленным внутриутробными (возникшими до момента рожде­ния), родовыми (в период родов) и ранними послеродовыми пораже­ниями головного мозга.

В клинической картине у детей с подобными нарушениями на­иболее часто проявляются психоорганические, церебрастенические, неврозоподобные и психоподобные резидуально-органические синд­ромы.

В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:

•дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

•дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

•дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

•дети с тяжёлыми нарушениями речи;

•дети с задержкой психического развития;

•умственно отсталые дети;

•дети с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;

•дети с нарушениями поведения;

•дети со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушений.

Каждая категория детей имеет специфические психолого-педаго­гические особенности, которые необходимо учитывать при определе­нии стратегии и тактики психолого-педагогического изучения.

Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная карти­на нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребёнка, а с другой - имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

Эти сходные характеристики - та специфика, которая определяет необходимость создания специальных образовательных условий, со­ответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития.







Date: 2015-07-27; view: 2851; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию