Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Актуальные проблемы ППД
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, соответствующее его психофизическим особенностям. В настоящее время здоровье детского населения в Российской федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья детей характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. У 54 % российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, выявлены отклонения в состоянии здоровья. Наблюдения специалистов показывают, что у 12—19 % детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30-40 % составляют группу риска по развитию психических нарушений. Растёт число детей, нуждающихся в коррекционной помощи (А. О. Дробинская, В. И. Селиверстов, О. Н. Усанова, С. Г. Шевченко), В дошкольном возрасте 25 % детей, а по некоторым данным 30-45 %, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20-30 % детей нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60 % - относятся к так называемой группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя с достаточной однозначностью отнести к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (Л. В. Кузнецова, И. Ю. Левченко). Рост заболеваемости среди детей обусловливает нарастание инвалидизации детского населения. Контингент детей-инвалидов в возрасте до ] 7 лет включительно постоянно возрастает, и только за последние 3 года увеличился на 1 6,3 %. Таким образом, в массовых детских садах и общеобразовательных школах встречается большое число детей, неблагополучных в психофизическом развитии. Выраженность этих отклонений может быть различна. Значительную по численности группу составляют дети с нерезко выраженными, а следовательно, трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной или интеллектуальной сферы с нарушениями слуха, зрения, оптико-пространственных представлений, опорно-двигательного аппарата, фонематического восприятия, с эмоциональными нарушениями, с недостатками речевого развития, с расстройствами поведения, с задержкой психического развития, соматически ослабленные дети. Однако дети с подобными проблемами испытывают трудности при усвоении всех или некоторых разделов программы дошкольного учреждения, так как оказываются стихийно интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников без специально организованной коррекционно-педагогической помощи. Несмотря на то, что для многих из этих детей не требуются особые образовательные условия, отсутствие своевременной коррекционно-развивающей помощи может привести к их дезадаптации. Основные проблемы ППД: -недостаточно разработаны методы скрининговых исследований; -недостаточно разработаны методы дифференциальной диагностики сходных состояний, особенно в тех случаях, когда недостатки в развитии нерезко выражены; - недостаточно разработаны методы психологического исследования особенностей развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, хотя именно раннее выявление отклонений в развитии и раннее медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка позволяет компенсировать некоторые нарушения, использовать возможности сензитивного периода для реализации возрастных возможностей психики. -основное внимание в психодиагностике уделено методам изучения познавательной сферы, а методик, направленных на изучение эмоционально-личеностного развития, разработано недостаточно; - ППД в условиях образовательного учреждения предполагает исследование эффективности педагогического процесса, профессиональной деятельности учителя. Таким образом важнейшим компонентом диагностической работы является мониторинг – отслеживание динамики развитии каждого ребенка, успешности усвоения им учебной программы, оценка эффективности воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы. Современные представления об отклонениях в развитии у детей Психолого-педагогическая диагностика базируется на теоретических представлениях об аномальном развитии. Эти представления отражены в трудах Л. С. Выготского, В. И. Лубовского, В. В. Лебединского и др. Согласно этим представлениям у детей с отклонениями в развитии в силу различных причин (биологических и социальных) нарушается процесс формирования высших психических функций. Процесс формирования высших психических функций у детей растянут на годы. Он зарождается в речевом общении и завершается полноценной символической деятельностью. Психическое развитие ребёнка, формирование его личности тесно связаны с процессами обучения и воспитания. Отечественные психологи (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев) указывали, что физиологической основой высших психических функций являются функциональные системы совместно работающих зон коры головного мозга. Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности ребёнка, постепенно приобретая характер прочных межфункциональных связей. В исследованиях физиологов и психологов показано, что зрелость отдельных функциональных систем на определённых этапах развития не одинакова: одни системы уже сформировались, другие -только начинают формироваться. В этом и заключается принцип гетерохронности неодновременности развития функциональных систем. Каждая функциональная система и даже отдельные её звенья имеют собственную, особую программу развития, но работают как единое целое. Интегративная деятельность коры головного мозга определяет теснейшее взаимодействие различных функциональных систем, их взаимообусловленность. Наряду с гетерохронией созревания отдельных функциональных систем необходима синхронность в их взаимодействиях. В каждом возрастном периоде определённая функциональная система должна находиться в определённой степени зрелости, иначе не сможет осуществляться их согласованная деятельность (Л. О. Бадалян). Итак, психические процессы и свойства личности не являются результатом созревания отдельных зон или участков головного мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от социальной ситуации развития ребёнка. В 20-е годы XX в. Л. С. Выготский обобщил работы своих предшественников (П. Я. Трошина, А. С. Грибоедова, Э. Сегена, М. Монтессори и др.) и разработал концепцию аномального развития. В основу этой концепции положена теория психического развития, которую Л. С. Выготский разработал, изучая особенности нормального развития («культурно-историческая теория»). Основ- ные положения концепции аномального развития Л. С. Выготского не утратили своего значения до сегодняшнего дня. В 50-90-е годы они получили развитие в трудах ведущих отечественных учёных Т. А. Власовой, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовского, В. В. Лебединского, Е. М. Мастюковой и др. Согласно современным представлениям, дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с не-. достатками психофизического развития) - это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций. В некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны и микро социальными, средовыми причинами, не связанными с патологией анализаторов или центральной нервной системы. К таким факторам можно отнести неблагоприятные формы семейного воспитания, социальную и эмоциональную депривацию и т.д. Особенно тяжёлые последствия имеет действие негативных микро социальных факторов в период возрастных кризисов, когда отмечаются существенные качественные и количественные изменения в психическом развитии ребёнка и подростка. Остановимся на важнейших положениях теории аномального развития, без которых невозможно понимание основ психодиагностики. Ещё П. Я. Трошин выдвинул идею об общих закономерностях нормального и аномального развития, что подтвердилось в дальнейшем в работах многих исследователей (Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский). Суть этой идеи в том, что и при нормальном, и при нарушенном развитии формирование психики ребёнка носит поступательный характер. Каждый из этапов развития завершается формированием принципиально новых качеств - новообразований, которые в свою очередь становятся основой для следующего этапа. Обосновывая положения об общности законов нормального и аномального развития, Л. С. Выготский подчёркивал, что общим для них является социальная обусловленность психического развития: социальное, в том числе педагогическое, воздействие составляет источник формирования высших психических функций, как в норме, так и при нарушенном развитии. В то же время может быть выделен ряд закономерностей, не наблюдающихся у «нормальных» детей, но характерных для нарушенного развития. Общие закономерности аномального развития были систематизированы и обобщены в трудах Т. А. Власовой и В. И. Лубовского. Идея Л. С. Выготского о системном строении дефекта позволила ему выделить в аномальном развитии две группы явлений. Это - первичные нарушения, непосредственно, вытекающие из био- логического характера болезни, и вторичные нарушения, возникающие в ходе социального развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром. Аномальное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности. Механизм формирования вторичных нарушений может быть различным, но существенную роль в нём всегда играет социальный фактор. Отклонения, возникающие вследствие поражения органов зрения, слуха, или тех или иных структур головного мозга, различны по своему характеру, силе и значимости у каждой категории детей с нарушениями развития. Однако, общим для всех этих случаев является то, что наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребёнка. Вторичные нарушения являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия. В работах ведущих отечественных специалистов показано, что при нарушенном развитии у детей наблюдаются нарушения умственной работоспособности, недостатки общей мелкой моторики, трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменения способов коммуникации и нарушение средств общения, недостаточность словесного опосредствования, в частности, нарушение вербализации, нарушение познания окружающего мира, бедность социального опыта. К общим особенностям, характерным для разных отклонений в развитии, относятся трудности социальной адаптации, нарушения взаимодействия с социальной средой, которые отмечал ещё Л. С. Выготский. Ж. И. Шиф подчёркивала, что ещё одной общей закономерностью аномального развития являются изменения в развитии личности ребёнка. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов, низкая самооценка, тревожность, лёгкость возникновения страха. Такие нарушения особенно вероятны при неправильном семейном воспитании и при неправильно организованном обучении. Изменения способов коммуникации проявляются в том, что у детей нарушается речевое общение, возрастает роль невербальных средств коммуникации. Как общую закономерность аномального развития, В. И. Лубовский отмечал нарушение способности к приёму и переработке информации: уменьшается скорость и объём воспринимаемой информации, нарушается хранение информации и её использование. Ещё одной общей закономерностью аномального развития является нарушение словесной регуляции деятельности, что проявляется в недостаточности и специфических особенностях словесного опосредствования. Трудности при приёме и переработке информации, трудности словесного опосредствования, особенно вербализации, искажение запоминаемого материала ведут к нарушениям в развитии мышления, в частности, к замедленному формированию процессов обобщения и отвлечения, трудностям символизации. Все эти особенности формирования познавательной и речевой деятельности ведут к нарушениям познания окружающего мира, запас знаний и представлений о котором у детей с проблемами в развитии всегда недостаточен. Однако наряду с особенностями развития, влекущими трудности адаптации и обучения детей с нарушениями развития, существуют и закономерности положительного характера. Одна из них была отмечена ещё Л. С. Выготским, который показал наличие потенциальных возможностей формирования психики у детей с нарушениями развития в виде «зоны ближайшего развития». Ещё одна закономерность была сформулирована В. И.-Лубовским при изучении словесной регуляции действий у детей. Он показал, что возможна выработка новых условных связей без участия речи или при частичном словесном опосредствовании, что может рассматриваться как компенсаторный механизм, способствующий более лёгкому образованию условных связей. Таким образом, нарушенное развитие имеет закономерности, характеризующие как отставание в формировании психики, так и возможную компенсацию нарушений. Помимо общих закономерностей, есть и специфические закономерности или особенности, которые свойственны только некоторым типам нарушенного развития и не наблюдаются у детей других категорий. Именно наличие этих специфических закономерностей позволяет нам разграничивать категории детей между собой, то есть специфические закономерности выступают как дифференциально-диагностические категории. Однако В. И. Лубовский указывал, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих. Этот факт объясняет те трудности, которые возникают при дифференциальной диагностике нарушений развития у детей. В настоящее время наиболее многочисленной в популяции является группа детей с недостатками интеллектуального развития разной степени выраженности. Отмечается рост количества детей с лёгкими признаками интеллектуальной недостаточности, в частности, с минимальной мозговой дисфункцией. Такие дети обычно посещают массовые образовательные учреждения. У детей, имеющих интеллектуальные нарушения, наиболее часто отмечаются резидуально-органические расстройства. Эти патологические состояния обусловлены последствиями органических поражений головного мозга. Основное место среди резидуально-органических нервно-психических расстройств принадлежит ранним резидуальным нарушениям, обусловленным внутриутробными (возникшими до момента рождения), родовыми (в период родов) и ранними послеродовыми поражениями головного мозга. В клинической картине у детей с подобными нарушениями наиболее часто проявляются психоорганические, церебрастенические, неврозоподобные и психоподобные резидуально-органические синдромы. В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития: •дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие); •дети с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие); •дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; •дети с тяжёлыми нарушениями речи; •дети с задержкой психического развития; •умственно отсталые дети; •дети с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы; •дети с нарушениями поведения; •дети со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушений. Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения. Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребёнка, а с другой - имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития. Эти сходные характеристики - та специфика, которая определяет необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей, относящихся к каждому типу нарушенного развития. Date: 2015-07-27; view: 2851; Нарушение авторских прав |